Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:30, контрольная работа
Качественно новый способ развития предполагает создание условий для глобального равновесия. Равновесие заставит отказаться от бесконтрольного потребления ресурсов, расточительства в материально и духовной сферах, затрат на вооружение. Оно освободит человечество от загрязнения среды и угрозы катастрофы мировой системы, установит новый цивилизованный мировой порядок.
В этой работе рассматриваются вопросы, связанные с разоружением стран, управление природопользованием, проблемы продовольствия и пути ее разрешения, проблемы НТП и проблемы образования в мире.
Введение
1.Причины возникновения глобальных проблем.
2.Глобальные проблемы экономики.
2.1.Разоружение ради развития.
2.2.Взаимосвязь народнохозяйственных систем и природного базиса.
2.3.Управление природопользованием. Подходы к разработке национальных
экологических программ.
2.4.Проблема продовольствия и пути ее разрешения.
2.4.1.Сокращение зон нищеты, голода и болезней.
3.Проблемы НТП и проблемы образования в мире.
4.Взаимозависимый характер решения глобальных проблем.
Заключение
Литература
- обеспечение
стабильных доходов всех слоев населения.
2.4.1. СОКРАЩЕНИЕ ЗОН НИЩЕТЫ, ГОЛОДА И БОЛЕЗНЕЙ
Зоны нищеты и голода в системе «человек – общество – природа» возникли и развились давно. Они особенно обострились в эпоху, когда усилилась неравномерность экономического и политического развития государств. Данная проблема наиболее злободневна для развивающихся стран. На Земле теперь голодающих больше, чем когда-либо в истории человечества. Согласно прогнозу секретариата Конференции ООН по торговле и развитию соотношение между развитыми и слаборазвитыми странами составляет примерно 1:60, т.е. на каждую развитую страну приходится примерно 60 слаборазвитых государств.
Причин нищеты и голода в развивающихся государствах множество. Среди них следует назвать неравноправное положение этих стран в системе международного разделения труда; господство системы неоколониализма, ставящей своей основной целью закрепление и по возможности расширение позиции сильных государств в освободившихся странах.
Основным
направлением борьбы против нищеты и
голода является реализация принятой
ООН Программы нового международного
экономического порядка (НМЭП), которая
предполагает, во-первых, утверждение
в международных отношениях, демократических
принципов равенства и справедливости,
во-вторых, безусловное перераспределение
в пользу развивающихся государств накопленных
богатств и вновь создаваемых мировых
доходов; в-третьих, международное регулирование
процессов развития отсталых стран.
3.ПРОБЛЕМЫ НТП И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ
НТП показывает сложное и противоречивое влияние на глобальные процессы в современных условиях. С одной стороны, НТР и НТП прямо связаны с социально-экономическим прогрессом. Несомненно, что их результатом явились бурный экономический рост на основе повышения общественной производительности труда и экономии природных ресурсов, усиление интернационализации мировой экономики и взаимозависимости стран мира. С другой – нарастают и углубляются противоречия, в том числе экономические. Среди них рост неудовлетворенного спроса, так как НТР стимулирует новые быстродействующие потребности; негативные последствия, связанные с непредсказуемыми результатами внедрения тех или иных достижений в производство (загрязнения, аварии, катастрофы); неблагоприятное воздействие интенсификации производства и информации на человеческий организм; недооценка значения человеческого фактора; рост морально-этических проблем (манипулирование наследственностью, компьютерные преступления, тотальный информационный контроль и т.п.). Обострилась проблема обратной связи между НТП и его уже реализованными возможностями. Возник комплекс вопросов так называемой технической безопасности применения созданных нововведений.
Важными проблемами глобального масштаба стали все большая удаленность от источников сырья и энергии, исчерпание природных источников сырья как в количественном измерении, так и в смысле его физических свойств. К тому же ресурсоемкость производства и стиля жизни (как результат НТР) повышает естественные ограничения нашей среды обитания. Практиковать это стиль можно лишь за счет других людей, живущих на Земле, и за счет потомков.
Одним из важных последствий для всего мира может стать потеря ответственности за отдельные результаты НТР. Это выражается, с одной стороны, в противоречии между человеческим инстинктом к самосохранению и ростом потребностей и наживы – с другой.
Наконец,
еще один важный аспект НТП –
его циклический, неравномерный
характер, усиливающий социально-
НТР рационально меняет сложившийся характер международного разделения труда. Так, новые формы автоматизации лишают развивающиеся страны преимуществ, связанных с наличием дешевой рабочей силы. Растущий экспорт научно-технической информации и научно-технических услуг используется развитыми странами как новый инструмент «технологического неоколониализма». Он усиливается деятельностью ТНК и их зарубежных филиалов.
Важным аспектом глобальных проблем, связанных с НТР, является проблема образования. Однако без тех колоссальных изменений, которые произошли в сфере образования, невозможными были бы ни НТР, ни огромные достижения в развитии мировой экономики, ни те демократические процессы, в которые вовлекается все большее число стран и народов мира.
Вплоть до нашего столетия, несмотря на успехи в науке, культуре в отдельных странах, мир в целом, по существу, оставался неграмотным, и подавляющее большинство его населения не умело ни читать, ни писать. Только в ХХ в. во всем мире было предпринято мощное наступление на неграмотность в целях ее ликвидации.
В наше время образование превратилось в одну из важнейших сторон человеческой деятельности. Сегодня оно охватывает буквально все общество, а расходы на него постоянно возрастают: в развитых странах в эту сферу вкладывается от 5 до 8 % ВНП.
Однако, несмотря на предпринятые в ХХ в. беспрецедентные усилия на пути ликвидации неграмотности, до сих пор там не преодолен рост абсолютного числа неграмотных. Если в 1970 г. в мире их было 890 млн., то в 1990 г. – 950 млн. В то время как в развитых странах с неграмотностью практически покончено, в развивающихся, и прежде всего беднейших, не удается выделить необходимые средства для решения этой проблемы. В результате в странах с наиболее низким ВНП на душу населения неграмотность чрезвычайно высока и составляет до 80-88%. Эта ситуация во многом связана с высоким ростом численности населения. В результате получается, что сфера образования обусловливает неизбежное, притом постоянно возрастающее отставание развивающихся стран от развитых, что принимает глобальный характер. Объемы ассигнований на образование в расчете на душу населения в них разнятся в 20-25 раз, причем существует тенденция увеличения этого разрыва.
Расходы на душу населения в сфере образования: дол.США
Мир в целом 188
Африка 15
Азия 58
Арабские государства 134
Северная Америка 1257
Латинская Америка 78
Европа 451
Развитые страны 704
Развивающиеся страны 29
Для
слаборазвитых стран это
Проблемой
для слаборазвитых стран
И
наконец, общей для всего мира
проблемой образования является
необходимость его гуманизации, чтобы
чисто технотронные идеи не превалировали
над общечеловеческими. Образование влияет
не только на усвоение передовых технологий
и принятие эффективных решений, но и на
образ жизни, формирует систему ценностных
ориентаций, как показывают история и
опыт ряда стран, игнорирование этих обстоятельств
ведет к резкому снижению действенности
образовательной политики и даже к дестабилизации
общества.
4.ВЗАИМОЗАВИСИМЫЙ ХАРАКТЕР РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Глобальные проблемы развития человечества не обособлены друг от друга, а действуют в единстве и во взаимосвязи, что требует кардинально новых, концептуальных подходов к их решению. На пути глобальных проблем возникает ряд преград. Предпринимаемые народами мира меры по решению глобальных проблем часто блокируются экономически и политически гонкой вооружений, региональными, политическими и военными конфликтами. Осуществление некоторых глобальных проблем в ряде случаев упирается в ресурсное обеспечение намечаемых программ. Отдельные глобальные проблемы порождены противоречиями, заключенными в социально-экономических условиях жизни народов мира.
Необходимые
предпосылки и возможности
Масштабность
и острота современных
В современном мире есть две реальные позиции на решение глобальных проблем. Первая из них – это позиция высокоразвитых государств. Она сводится к следующим моментам:
а) решение глобальных проблем должно проходить в таких формах, которые не ущемляли бы интересы развитых стран, а способствовали извлечению из этого максимальной прибыли;
б)решение проблем обеспечения ресурсами надо проводить за счет запасов сырья и энергоносителей других стран, поддерживая таким образом их одностороннее развитие как придатков аграрно-сырьевых комплексов для экономик развитых стран;
в)решение продовольственной проблемы в развивающихся странах должно опираться на определенную помощь в таком объеме и формах, которые позволяли бы оказывать давление на их политические структуры;
г)экологические проблемы должны решаться всем человечеством, включая и слаборазвитые страны.
Вторая
позиция основывается на реалиях
нового политического мышления, которое
предусматривает направление
Другим условием выступает всестороннее сотрудничество, взаимный учет интересов, развитие науки и обогащение ее достижениями всех народов. Сегодня все человечество должно заново переосмыслить политику своих государств, практику жизни, переоценить свои ресурсные возможности. Все мы, ныне живущие на планете, обязаны по-новому осмыслить свою роль в системе «человек – общество – природа» и перспективы дальнейшего жизнеобеспечения. Это возможно на основе расширения международного сотрудничества на самых разных уровнях.
Особая
роль в решении глобальных проблем
принадлежит международным