Глобальные экономические проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:30, контрольная работа

Описание

Качественно новый способ развития предполагает создание условий для глобального равновесия. Равновесие заставит отказаться от бесконтрольного потребления ресурсов, расточительства в материально и духовной сферах, затрат на вооружение. Оно освободит человечество от загрязнения среды и угрозы катастрофы мировой системы, установит новый цивилизованный мировой порядок.
В этой работе рассматриваются вопросы, связанные с разоружением стран, управление природопользованием, проблемы продовольствия и пути ее разрешения, проблемы НТП и проблемы образования в мире.

Содержание

Введение
1.Причины возникновения глобальных проблем.
2.Глобальные проблемы экономики.
2.1.Разоружение ради развития.
2.2.Взаимосвязь народнохозяйственных систем и природного базиса.
2.3.Управление природопользованием. Подходы к разработке национальных
экологических программ.
2.4.Проблема продовольствия и пути ее разрешения.
2.4.1.Сокращение зон нищеты, голода и болезней.
3.Проблемы НТП и проблемы образования в мире.
4.Взаимозависимый характер решения глобальных проблем.
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Глобальные экономические проблемы.docx

— 84.54 Кб (Скачать документ)

   Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» от 1 декабря 1994 г. были ужесточены ставки налога за сверхлимитное природопользование. С начала 1995 г. за превышение установленных объемов добычи природных ресурсов налог взимается в 10-кратном размере, а за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ сверх установленных лимитов -–в 15-кратном. Поскольку в этом случае налог изымается из прибыли предприятий, такое ужесточение должно послужить стимулом к соблюдению природоохранных норм, снижению природоемкости производства.

   Установленный механизм изъятия экологического налога вызвал критику многих ученых и специалистов-практиков, поскольку включение суммы налога в себестоимость и цену продукции означает перекладывание платы за выбросы в окружающую среду с загрязнителя на плечи потребителя его продукции. Таким образом нарушается основной принцип платного природопользования «загрязнитель платит», который реализуется у нас только в случае сверхнормативного загрязнения окружающей среды, когда экологический налог изымается из прибыли предприятия.

   Однако  в данном случае законодатели реалистично  подошли к экономическим возможностям природопользователей, для которых дополнительный налог, не компенсированный в ценах продукции, явился бы бременем, делающим их убыточными. Угроза же выплат из прибыли удерживает природопользователей от превышения допустимых норм загрязнения окружающей среды и ресурсопотребления.

   Анализ  сложившейся в последнее пятилетие  в Беларуси системы платности  природопользования показывает, что  ее функционирование принесло определенные положительные результаты. Большинство экологических платежей – за выбросы (сбросы) загрязнений в окружающую среду, за размещение отходов, штрафы за нарушения природоохранного законодательства, компенсационные выплаты по возмещению ущерба (за исключением платежей за природные ресурсы, земельный налог и лесной доход, которые зачисляются в местные бюджеты) – составляют основной источник формирования внебюджетных природоохранных фондов всех уровней. Поступление экологических платежей во внебюджетные фонды способствовало некоторой активизации природоохранной деятельности в республике.

2.3.УПРАВЛЕНИЕ  ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ.ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

     Научные исследования последних десятилетий  и накопленный мировой опыт свидетельствуют  о том, что самым первым шагом  к достижению равновесия между нагрузкой  общественных структур и природным  базисом является курс на установление все более и более жестких  норм хозяйственного использования  природных ресурсов, который нашел  свое отражение в разработке национальных и региональных экологических программ. Здесь накоплен большой мировой  опыт, в котором мы выступаем в  роли учеников.

      Механизм  природопользования включен в общую  проблематику глобалистики и реализуется на началах таких идей, как:

- приоритет общечеловеческих ценностей;

- необходимость глобального мышления;

- важность долгосрочного планирования;

- необходимость развития целостного подхода к проблемам и понимание их взаимосвязи с мировыми.

      Данные  проблемы стали отправными для деятельности Совета Безопасности ООН по окружающей среде и ряда центров по разработке чистых технологий, которые закрепляют новое отношение человека к природе. Постепенно утверждается концепция ограниченной ответственности человека за сохранение природы. Можно выделить следующие подходы к их решению:

- национальный, т.е. стремление решать задачи в рамках данной государственной системы;

- интернациональный, т.е. формирование системы международных органов, решающих все более широкий круг проблем, выработка согласованных рекомендаций и решений.

      В экономической науке ведется  поиск путей эффективной интеграции экологического аспекта с устоявшимися подходами микро- и макроэкономики.

      Главным инструментом построения природоохранной  деятельности выступают нормативы предельно допустимой концентрации (ПДК) загрязнителей в природных сферах и платежи за природопользование. Эти показатели не дают полной картины экономического ущерба от перегрузки природных систем и носят во многом условный характер.

      Исследования, проведенные на Западе, показали, что  концепция экологической безопасности, ориентированная на предельно допустимые нормы концентрации загрязнителей, должна уступить место концепции экологического риска.

      Согласно  новому подходу, задача состоит в  том, чтобы обеспечить экономически и социально обоснованное сведение к минимуму отрицательного воздействия объектов на экосистему, включая человека. Поэтому сегодня необходимы исследования, направленные на определение величины прямого экономического ущерба от загрязнения природных систем в рамках обозримого экономического горизонта (15-20 лет).

      Подход, оперирующий понятием «допустимый  риск», определяет научные и технические  разработки, опережающие экономические  возможности даже наиболее богатых стран.

      Для стран СНГ выход на новый уровень  управления природопользованием должен решить задачу последовательного снижения нагрузки на природные системы, повышения устойчивости природных систем. Поэтому эколого-экономическая программа включает в первую очередь определение экологической емкости территории и реальных возможностей (технических и экономических) и границ допустимых суммарных нагрузок применительно к локальным зонам.

      В рамках допустимой суммарной нагрузки устанавливаются квоты – доля каждого предприятия в использовании  соответствующего ресурса. К квотам «привязываются» платежи. Последовательно  ужесточая лимиты, государство реализует курс на снижение нагрузки на природные системы. Кроме того, программа должна ориентироваться на установление стандартов качества технологий и последовательного запрещения устарелых технологий. Она включает разработку экологических паспортов и аттестацию технологий и установления стандарта качества технологий и платежей за использование технологий. С их помощью общество может обеспечить последовательное снижение затрат ресурса на конечную продукцию.

      Мировая практика позволяет сделать вывод  о росте затрат на сохранение природных  систем. По подсчетам немецких экономистов, каждая марка, вложенная в охрану окружающей среды, предотвращает прямой экологический ущерб в размере 3 марок, а вложенная в охрану воздуха, - 15 марок.

      Новым для нашей страны является использование  экономических регуляторов в государственном управлении природопользованием и финансовое обеспечение экологической политики.

      Финансовые  ресурсы экологического назначения должны формироваться из централизованных источников и за счет средств предприятий-природопользователей.

      Расходование  на решение экологических проблем  до 2% ВНП явно недостаточно, поэтому целесообразно выделять средства из всех составляющих ВНП, что должно предшествовать распределению ресурсов для накопления и потребления.

      На  предприятиях-природопользователях необходимо создавать целевые фонды охраны и воспроизводства природных ресурсов, которые целесообразно преобразовывать в экологические банки.

      Экологические фонды предприятий образуются за счет амортизационных отчислений по природоохранным объектам. В них  должна направляться и часть балансовой прибыли предприятия, если они без  этого не в состоянии поддерживать установленные лимиты воздействия на природную среду.

      Средства  территориальных экологических  фондов образуются за счет платежей за загрязнение и расход природных ресурсов. Они должны расходоваться на оплату услуг по улучшению экологической обстановки и на воспроизводство природных ресурсов.

      Под контролем местных природоохранных  органов может осуществляться торговля лимитами на вредные воздействия  на окружающую среду между предприятиями. Ведущим экономическим регулятором в системе государственного управления природопользованием должны быть платежи за природные ресурсы. Они регулируют интенсивность использования природных ресурсов их владельцами и обеспечивают накопление средств на их воспроизводство.

      В теории экономического регулирования  рыночных процессов известна система экономических налогов на загрязнение. Плата за нормативно допустимое загрязнение должна учитываться в составе себестоимости продукции и поступать в экологические фонды. Если же предприятие превышает нормативно допустимое загрязнение, то в этом случае штрафные платежи должны выплачиваться в местный фонд охраны природы из прибыли предприятия.

      Для рационального использования экономических  льгот и санкций в системе управления природопользованием необходимо создание системы экологического страхования. Она обеспечивает усиление экологической ответственности и за счет формирования внебюджетных страховых фондов. Без этих фондов быстрая и полная компенсация экономических ущербов виновниками невозможна. Если же ущерб компенсируется только государством, то это приводит к снижению жизненного уровня всего населения. Основным источником формирования внебюджетных страховых экологических фондов являются страховые взносы предприятий, которые должны учитываться в себестоимости продукции.

      Сочетание указанных мер будет способствовать сохранению экологической безопасности.

2.4.ПРОБЛЕМА  ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И  ПУТИ ЕЕ РАЗРЕШЕНИЯ

      Одной из важнейших проблем всего человечества является голод в мире. Он в первую очередь связан с наличием и распределением продовольствия. В мире голодает 800 млн.человек, или 15% населения Земли. От голода ежегодно умирает около 18 млн.человек, особенно в развивающихся странах, сотни миллионов недоедают.

      Голод является в первую очередь спутником  бедности, т.е. зависит от уровня экономического и социального развития. Многие страны держатся только благодаря донорской помощи международных организаций и благотворительности населения развитых государств. Апробированные методы повышения исчерпали себя. В слаборазвитых странах голодают в первую очередь крестьяне. В Африке большинство сельского населения не имеет технических и финансовых средств для увеличения производительности земель. В Латинской Америке и Азии основной причиной голода является недостаток земель. Земельные наделы слишком малы, чтобы прокормить семью. Темпы роста в индустриально развитых странах. Огромным бедствием для этих стран является то, что большинство голодающих – это женщины и дети (40% недоедающих – дети до 10 лет). По данным международной статистики, несмотря на улучшение за последние 20 лет некоторых относительных показателей, число недоедающих в абсолютном выражении продолжает расти и через 10 лет их будет 1 млрд. Однако статистика свидетельствует и о другом. В мире производится ( и может производиться) достаточное количество продовольствия, чтобы обеспечить им каждого жителя Земли.

Основная  причина голода – региональные, социальные, экономические и другие виды неравенства, которые проявляются  не только в распределении продовольствия, но и в доступе к средствам производства и занятости. Поэтому данная проблема, как считает большинство ученых, должна решаться не с помощью поставок продовольствия по низким ценам (эти попытки имели место последние 40 лет) , а путем устранения основных факторов бедности. Одним из них является экономическая маржинализация наиболее слабых стран.

      Начиная с колониальной эпохи сельское хозяйство  развивающихся стран служило для покрытия потребностей метрополий в сырье, а после завоевания независимости – для финансирования других отраслей экономики и создания государственного аппарата развивающихся стран. Сформировалась стратегия систематического изъятия излишков сельскохозяйственной продукции, которая в последние годы часто проявляется в форме ценовой политики и дезинвестирования. Это приводит к обеднению отрасли и обнищанию крестьянства.

      К серьезным негативным последствиям привела коллективизация по социалистической модели. Ее пережили не только бывшие социалистические страны, но и такие страны, как Алжир, Танзания, Никарагуа и др.

      Еще один важный фактор, определяющий решение  проблемы, - это торговля продовольствием. Известно, что Западная Европа и Северная Америка ведут борьбу за мировые рынки продовольственной продукции, за стабильность цен. Торговля продовольствием – объект борьбы между западноевропейскими и североамериканскими странами за рынки развивающихся стран, в том числе и бывших социалистических. Она осуществляется с помощью льгот по платежам и скидок на цены, увеличение экспортных субсидий. В результате цены на импортные продукты питания играют роль «потолочных» для местных производителей и делают местное производство продовольствия нерентабельным.

      Поэтому для решения данной проблемы предлагаются следующие меры:

- восстановление традиционного крестьянского хозяйства, оптимально сложившегося в данной стране;

- увеличение производства продовольствия на основе интенсификации производства и с помощью защиты региональных рынков от международной конкуренции;

- развитие биотехнологии и доступ всех стран к результатам исследований достижений в этой области;

- проведение политики, обеспечивающей доступ к земле как средству производства;

Информация о работе Глобальные экономические проблемы