Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:30, контрольная работа
Качественно новый способ развития предполагает создание условий для глобального равновесия. Равновесие заставит отказаться от бесконтрольного потребления ресурсов, расточительства в материально и духовной сферах, затрат на вооружение. Оно освободит человечество от загрязнения среды и угрозы катастрофы мировой системы, установит новый цивилизованный мировой порядок.
В этой работе рассматриваются вопросы, связанные с разоружением стран, управление природопользованием, проблемы продовольствия и пути ее разрешения, проблемы НТП и проблемы образования в мире.
Введение
1.Причины возникновения глобальных проблем.
2.Глобальные проблемы экономики.
2.1.Разоружение ради развития.
2.2.Взаимосвязь народнохозяйственных систем и природного базиса.
2.3.Управление природопользованием. Подходы к разработке национальных
экологических программ.
2.4.Проблема продовольствия и пути ее разрешения.
2.4.1.Сокращение зон нищеты, голода и болезней.
3.Проблемы НТП и проблемы образования в мире.
4.Взаимозависимый характер решения глобальных проблем.
Заключение
Литература
Под воздействием экологических изменений снижается продуктивность многих отраслей, ускоряется физический износ средств производства, замедляется ресурсооборот, следовательно, падает эффективность затрат живого труда, все большая часть национального дохода вынуждена отвлекаться на предотвращение деградации природной среды. И напротив, повышение ее качества ускоряет ход воспроизводственных процессов, увеличивает степень производительного потребления производственных ресурсов, обеспечивает снижение удельных затрат совокупного труда, способствует рациональному использованию капитальных вложений с точки зрения их ориентации на ускорение НТП и более полное удовлетворение потребностей членов общества.
Таким образом, состояние природной среды во многом обусловливает необходимость перехода от экстенсивных к интенсивным методам ведения хозяйства, основанным на ресурсообеспечении с применением средозащитных технологий.
Переход экономики на интенсивный путь развития должен охватывать все взаимосвязанные природные компоненты, так как под влиянием отдельных направлений НТР происходит углубление негативных изменений. Например, химизация земледелия ведет к росту урожая, но вызывает загрязнение водных ресурсов; только 10% пестицидов дают эффект, а остальные разрушают природную среду и губят здоровье человека; гальваническое производство обеспечивает защиту от коррозии, но ежегодно в стоки только по Беларуси попадает 1,5 тыс. т тяжелых металлов, поражающих генетический аппарат человека. Поэтому общество вынуждено затрачивать все больше средств на поддержание самовосстановительного потенциала природы. Темпы роста этих затрат по Беларуси превышают общие темпы роста капитальных вложений. Однако большинство природных ресурсов остаются невоспроизводимыми.
Все это свидетельствует о том, что каждый воспроизводимый элемент или фактор производства должен включать экологическую составляющую, которая обеспечивает сохранение и поддержание саморегулирующей функции природы. Экономический потенциал можно увеличивать без отрыва природоохранной деятельности членов общества от хозяйственной.
Экология и экономика – слова одного корня и умение вести хозяйство непосредственно связано с бережным отношением ко всему, что окружает человека в жизни. Экономическая наука и экология – это союзники, а не конкуренты или противники.
Новый подход предполагает взаимопроникновение биологического и социального, их взаимодополняемость и сопряженность, сращивание экономики и экологии в единую систему на локальном, региональном и глобальном уровнях. В рамках такой системы каждая ее подсистема – экономическая и природная – равнозначны и ориентированы как на достижение высоких экономических результатов, так и на поддержание равновесия в кругообороте окружающая природная среда – ресурсы – производство – окружающая среда.
Важнейшим направлением формирования эколого-экономической системы на всех уровнях является ресурсосбережение. Например, получение 1 т стали из лома обходится в 20 раз дешевле, чем из железной руды, и снижает загрязнение воздуха на 80% и воды – на 75%.
Эффект ресурсосбережения несводим только к опережающему росту конечного продукта по сравнению с промежуточным (сырье, полуфабрикаты, топливо). Он должен включать в себя снижение потерь в народном хозяйстве, связанных с ущербом, наносимым окружающей среде производственной деятельностью определенного вида. Для этой цели может использоваться показатель «ущербоемкость ресурса (продукции, работ)», разработанный учеными экономистами.
Ресурсосбережение
непосредственно связано с
В начале 90-х гг. начал формироватться производственный комплекс нового поколения, позволяющий совмещать интенсивные методы хозяйствования с требованиями средозащиты, но формирование его идет медленно, так как капитальные вложения, выделяемые государством на охрану окружающей среды, осваиваются только на 20-25%, затягивается внедрение в производство мало- и безотходных технологий, не утилизируются в достаточной мере вторичные ресурсы и отходы. Это относится и к выпуску средств автоматизированного контроля за процессами природопользования, который весьма низок из-за дефицита госбюджета.
Наше отставание особо проявляется по сравнению со странами Запада, где уже образовался емкий рынок экотехники и возникли целые отрасли, специализирующиеся на выпуске противозагрязняющего оборудования, оказывающего положительное влияние на экономический рост.
Не менее актуальна, в том числе и для нашей республики, проблема энергообеспечения. Даже при рациональном использовании энергии 70% ее теряется, из-за чего происходит дополнительный обогрев окружающей среды.
Растущая
мощь энергетики должна быть безопасна
для человека и среды его обитания.
Использование имеющихся
Среди путей решения проблемы энергообеспечения можно назвать следующие:
- развитие самой системы энергообеспечения, снижение энергоемкости производства (это наблюдается в ряде развитых стран, особенно в США);
- интернационализация мировой энергетики;
- переход на возобновляемые источники энергии – солнечной, ветра, океанической, гидроэнергии (в отличии от возобновляемых источников, которые будут исчерпаны в обозримом будущем (40-60 лет), они безвредны и беспредельны).
Стало очевидным, что решение ряда проблем может быть только комплексным и интернациональным.
В Беларуси из-за неблагоприятной экологической обстановки признано нецелесообразным размещение новых предприятий химической, нефтехимической, микробиологической промышленности и металлоемких отраслей машиностроения. Не является оптимальной и сложившаяся структура народнохозяйственного комплекса по отношению к окружающей среде.
Разработана
государственная программа
Для установления должного уровня платы за природные ресурсы необходимо, чтобы она включала в себя не только затраты на сохранение экологического равновесия, но и дифференциальную ренту. По мере истощения лучших природных ресурсов она будет расти, вызывая изменения в динамике оптовых цен на сырье. В решение этой проблемы должны включиться рыночные силы: спрос, предложение, изменения конъюктуры.
Центральным звеном экономического механизма природопользования на современном этапе является система платности, объединяющая платежи за природные ресурсы, выбросы. Экономические платежи позволяют решить следующие задачи:
обеспечить изъятие дифференциальных доходов рентного происхождения и нивелирование воздействия случайного фактора на результаты производственной деятельности предприятия;
Принципиально
новая система платности
Внесенные суммы налога за природопользование в пределах установленных лимитов относятся на издержки производства, то есть включаются в себестоимость продукции, а сверх установленных лимитов – изымаются из прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей. За превышение установленных объемов добычи природных ресурсов экологический налог взимался в 3-кратном размере, а за выбросы загрязняющих веществ сверх установленных лимитов – в 5-кратном.
Суммы налога за использование природных ресурсов и выбросы загрязняющих веществ полностью зачислялись в доходы местных бюджетов, за исключением налога за добычу нефти, калийной и поваренной солей, 50% которого подлежали зачислению в доход государственного бюджета.
Несколько ранее Законом Республики Беларусь «О платежах за землю» (принят 18 декабря 1991 г.) установлены ставки платежей за земли сельскохозяйственного назначения (в зависимости от кадастровой оценки), земли населенных пунктов (в зависимости от категории населенного пункта) и средние ставки земельного налога по административным районам.
С учетом инфляционных процессов ставки экологического и земельного налогов неоднократно пересматривались.
Дальнейшее
развитие системы платности
В соответствии с законом «Об отходах производства и потребления» предусмотрены платежи за размещение отходов в санкционированных местах (полигонах или территориях предприятий – юридических лиц) с дифференциацией в зависимости от токсичности отходов, а также промышленных радиоактивных отходов на специальных полигонах. За размещение всех видов отходов в санкционированных местах сверх допустимых норм установлены штрафные санкции в 5-кратном размере норматива, за самовольное размещение отходов в несанкционированных местах или с нарушением санитарных норм и экологических требований, а также за сжигание их с целью сокрытия предусмотрен штраф в 10-кратном размере. С учетом инфляции ставки платежей индексировались.
Законом «Об охране окружающей среды» (1992 г.) регламентировано создание внебюджетных фондов охраны природы, одним из основных источников формирования которых стали платежи за загрязнение окружающей среды. С этого времени платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, а также за размещение твердых отходов стали поступать не в местные бюджеты, поскольку расходовались они чаще всего безадресно, а во внебюджетные фонды охраны природы (10% - в республиканский, 30% - в областные, 60% - в районные и городские фонды), средства которых идут только на цели оздоровления окружающей среды, строительство очистных сооружений, внедрение экологически чистых технологий, научные исследования в области экологии, развитие экологического воспитания и образования и прочие нужды, связанные с охраной окружающей среды.