Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:44, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение государственного долга РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть государственный долг РФ, его историю и экономическое содержания;
• изучить классификацию государственного долга;
• предложить способы, и пути управления государственного долга РФ.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Государственный долг РФ………………………………………….…..4
1.1 История государственного долга РФ……………………………………...4
1.2 Экономическое содержание государственного долга……………………6
Глава 2. Классификация государственного долга………………………………8
2.1 Общая классификация государственного долга………………………….8
2.2 Внутренний долг…………………………………………………………..11
2.3 Внешний долг……………………………………………………………..14
Глава 3. Управление государственным долгом в РФ………………………….18
3.1 Способы управления государственным долгом………………………...18
3.2Проблемы управления государственным долгом в РФ и пути их решения…………………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….26
Приложение………………………………………………………………………28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Государственный долг РФ………………………………………….…..4
1.1 История государственного долга РФ……………………………………...4
1.2 Экономическое содержание государственного долга……………………6
Глава 2. Классификация государственного долга………………………………8
2.1 Общая классификация
государственного долга……………………
2.2 Внутренний долг…………………………………………………………..11
2.3 Внешний долг………………………………………………
Современная фискальная политика
признает использование бюджетных
дефицитов для целей
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
В определении размеров государственного
долга существуют различные подходы.
Наиболее реалистичным считается определение
доли государственного долга к ВНП
или к экспорту. Голая констатация
абсолютных размеров долга игнорирует
объем ВНП. Можно утверждать, что
богатая нация имеет большую
возможность выдерживать
Объект исследования – государственный долг РФ.
Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства.
Целью работы является рассмотрение государственного долго РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.1 История государственного долга РФ
Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб
На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.
Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.
По большей части
Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории:
Срок обращения краткосрочных
обязательств ограничивался законом
и колебался от 3 месяцев до 1 года.
Купюры выпуска не должны были превышать
500 рублей. Право эмиссии по краткосрочным
обязательствам предоставлялось лично
министру финансов, с условием, что
общая сумма обязательств в каждый
момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права
министра были расширены до 200 млн. руб.
с правом выпуска краткосрочных
обязательств, в том числе и
на иностранных рынках. Государственное
казначейство и частные лица имели
право учитывать эти
Основу государственного
долга составляли долгосрочные и
бессрочные займы. Долгосрочные займы
могли заключаться на достаточно
длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался
выпуск бессрочных обязательств, когда
государство обязывалось
Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.
Российское правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.
Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда целью для реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.
Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство Советской России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались ценными бумагами, не имеющими обеспечения.
1.2 Экономическое
содержание государственного
Государственный долг образуется
в результате осуществления государственными
органами различных видов заимствований.
Долг органов государственного управления
является органичным элементом в
системе финансовых отношений, структуре
активов и пассивов экономики. В
соответствии с Бюджетным кодексом
РФ (ст. 97) "государственным долгом
РФ являются долговые обязательства
РФ перед физическими, юридическими
лицами, иностранными государствами, международными
организациями и иными
Долговые обязательства - это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств РФ (ст. 98 Бюджетного кодекса) следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий РФ, договоров поручителей РФ переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ; соглашения и договора РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств.
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним ивнутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным всрок.
В настоящих условиях государственный долг выдвинулся в центр экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.
Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга, что мы и имеем в настоящее время в переходной экономике России.
2.1 Общая классификация государственного долга
Государственный долг - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Закон Российской Федерации "О государственном внутреннем долге РФ" (1993 г.) определил разделение госдолга на две основные части (в основном по валютному кредитованию) - на внешний и внутренний долг, в связи с чем валютные заимствования и возникающие в связи с этим обязательства относятся к внешнему долгу, а рублевые заимствования - к внутреннему долгу.
Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные социальные отличия: внешнийдолг ассоциируется (и практически означает) с долгом человека, задолжавшего другим людям (долг страны другим странам);внутреннийдолг - это долг самим себе. И тот, и другой вид долгов - объективная реальность общественных отношений.
Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся: классификация долга по типу кредитора (держателя долгового обязательства) и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора играет важную роль при анализе государственной задолженности на функционирование всей экономики и ее отдельных сегментов. Так, при распространении операций с государственными долговыми обязательствами на вторичном финансовом рынке их распределение по категориям владельцев определяется как спецификой государственного заимствования, так и условиями функционирования кредитно-банковской системы (спрос на банковские ссуды, величина резервов банков, портфель государственных ценных бумаг и др.).
Принципиальная классификация государственного долга по типу кредитора имеет следующий вид: