Госдолг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:44, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение государственного долга РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть государственный долг РФ, его историю и экономическое содержания;
• изучить классификацию государственного долга;
• предложить способы, и пути управления государственного долга РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Государственный долг РФ………………………………………….…..4
1.1 История государственного долга РФ……………………………………...4
1.2 Экономическое содержание государственного долга……………………6
Глава 2. Классификация государственного долга………………………………8
2.1 Общая классификация государственного долга………………………….8
2.2 Внутренний долг…………………………………………………………..11
2.3 Внешний долг……………………………………………………………..14
Глава 3. Управление государственным долгом в РФ………………………….18
3.1 Способы управления государственным долгом………………………...18
3.2Проблемы управления государственным долгом в РФ и пути их решения…………………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….26
Приложение………………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

курсовая Госдолг РФ.docx

— 65.89 Кб (Скачать документ)

Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которым располагают кредиторы:

  • внутренний долг: долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям;
  • внешний долг: аналогично перечню статей внутреннего долга.

В категорию "государственный  долг" включаются все признанные долги Российской Федерации. Задолженность, формирующая государственный долг, возникает в результате заимствования  в денежной форме, выпуска долговых обязательств для оплаты принятых на себя долгов других экономических субъектов, "безденежного" выпуска долговых обязательств. Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом и др.

Государственный долг оценивается  по номинальной стоимости, так как  он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при  наступлении срока выплаты. Долг - это состояние (запас), а не движение (поток), так как он оценивается на определенную дату, а ее изменение в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус погашение).

Величина государственного долга в национальной части внешней  задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между  датами определения величин задолженности  обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного  в иностранной валюте, в рубли  служит одним из факторов изменения  общей величины государственного долга. Это особенно важно в связи  с тем, что структурно государственный  долг складывается из двух частей: основной долг (капитальный) и непогашенный долг (текущий), включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что государственный долг - это не только объем заимствований госорганов, но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного управления. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Необходимо также учитывать  и федерально-региональную структуру  государственного долга. На практике различают  государственный долг, образовавшийся в результате бюджетной задолженности  федерального правительства. Собственно этот долг и фигурирует во всех оценках  ситуации с госзаимствованиями. Но более правильно было бы говорить о консолидированном, государственном долге, включающем задолженность региональных и муниципальных органов власти.

Процесс реформирования и  развитие финансовых рынков с расширением  проведения валютных операций потребовали  поиска новых решений (как в аналитических, так и в практических целях  для решения проблем классификации  государственного долга). Проблема особенно осложняется тем, что в настоящих условиях по ряду позиций внешний и внутренний долги представляют довольно гармоничный симбиоз, в частности, связанный даже с техническими проблемами, когда мы имеем практику сальдирования отдельных показателей (особенно по обслуживанию государственного долга).

 

2.2 Внутренний  долг

 

Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов  бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства  над его доходами. Основными способами  покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные  займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга.

Внутренний долг по одной  из классификаций – это способ пополнения государственной казны  за счет займа средств у населения  и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем  выпуска государственных ценных бумаг.

Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета  и др. Обычно, говоря о государственном  долге, не подразумевают финансы  местных органов власти, так как  последние могут работать с положительным  сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.

В статье 6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации приводится определение  государственного или муниципального долга, которым являются обязательства, возникающие из государственных  или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.

В этой же статье дается более  узкое понятие – внутренним государственным  долгом признаются обязательства, возникающие  в валюте Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 этой же статьи в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  включаются:

  • основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
  • объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
  • объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Изменение условий выпущенного  в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты  и размера процентных платежей, срока  обращения, не допускается.

Статьей 119 Бюджетного кодекса  Российской Федерации продекларирован  порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга  субъекта Российской Федерации, муниципального долга

Затраты по размещению, выплате  доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации  осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации  производится Банком России и его  учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации  по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению  и выплате доходов в виде процентов  по ним осуществляется на основе специальных  соглашений, заключаемых с федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации  выполнять функции эмитента государственных  ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга  безвозмездно.

Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации  и правовыми актами органов местного самоуправления.

Федеральным законом «О федеральном  бюджете на 2003 год» от 24.12.2002г. № 176-ФЗ установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2004 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 842,1 млрд. рублей.

Правительство Российской Федерации  вправе определять объемы выпуска, формы  и методы эмиссии государственных  ценных бумаг, являющихся долговыми  обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего  долга Российской Федерации.

Однако Бюджетный кодекс РФ (п. 3 ст. 106) предоставляет Правительству  РФ право осуществлять внутренние заимствования  с превышением установленного федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год предельного  объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).

Обобщая изложенное, можно  дать краткое определение внутреннего  государственного долга – это  общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных  и не выплаченных по ним процентов.

Отрицательные последствия  государственного долга связаны  с тем, что выплаты процентов  по внутреннему долгу увеличивают  неравенство в доходах и требуют  повышения налогов, что подрывает  экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование.

Статьей 98 Бюджетного кодекса  Российской Федерации определены следующие  формы внутреннего государственного долга:

  • государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

 

2.3 Внешний долг

 

Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

В 2004—2008 годах, по поручению  бывшего в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.

Таблица 1

Динамика государственного внешнего долга России

Дата

Сумма, млрд долл. США

1991,   25 декабря

95

1997,   31 декабря

123,5

2000,   1 января

158,7

2001,   1 января

143,7

2002,   1 января

133,5

2003,   1 января

125,7

2004,   1 января

121,7

2005,   1 января

114,1

2006,   1 января

76,5

2007,   1 января

52

2008,   1 января

44,9

2009,   1 января

40,6

2010,   1 января

37,6


 

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрддолларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.

По данным Центрального Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 января 2010 года составил 471,6 млрддолл США. В относительном выражении внешний долг частного и федерального сектора составляет 38,2 % от объема российского ВВП.

Информация о работе Госдолг РФ