Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:44, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение государственного долга РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть государственный долг РФ, его историю и экономическое содержания;
• изучить классификацию государственного долга;
• предложить способы, и пути управления государственного долга РФ.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Государственный долг РФ………………………………………….…..4
1.1 История государственного долга РФ……………………………………...4
1.2 Экономическое содержание государственного долга……………………6
Глава 2. Классификация государственного долга………………………………8
2.1 Общая классификация государственного долга………………………….8
2.2 Внутренний долг…………………………………………………………..11
2.3 Внешний долг……………………………………………………………..14
Глава 3. Управление государственным долгом в РФ………………………….18
3.1 Способы управления государственным долгом………………………...18
3.2Проблемы управления государственным долгом в РФ и пути их решения…………………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….26
Приложение………………………………………………………………………28
Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд (из них только $5 млрд приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).
Таблица 2
Внешний долг частного и федерального сектора
Дата |
Сумма, млрд долл. США |
1994, 1 января |
117,8 |
1995, 1 января |
126,7 |
1996, 1 января |
132,7 |
1997, 1 января |
153 |
1998, 1 января |
182,8 |
1999, 1 января |
188,4 |
2000, 1 января |
178,2 |
2001, 1 января |
160 |
2002, 1 января |
146,3 |
2003, 1 января |
152,3 |
2004, 1 января |
186 |
2005, 1 января |
213,5 |
2006, 1 января |
257,2 |
2007, 1 января |
313,2 |
2008, 1 января |
471 |
2009, 1 января |
479,9 |
2010, 1 января |
471,6 |
2010, 1 октября |
480,225 |
Проблема внешней
Под управлением государственным
долгом понимается совокупность мероприятий
государства по выплате долгов кредиторам
и погашению займов, изменению
условий уже выпущенных займов, определению
условий и выпуску новых
Выплата долгов
по займам и их погашение обычно
производятся за счет бюджетных средств.
Однако в условиях значительного
роста государственной
Активнорефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.
Займы погашаются путем проведения
тиражей выигрышей (когда вместе
с суммой выигрыша выплачивается
и нарицательная стоимость
Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю расходов по управлению государственным долгом. Кпоследним относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.
По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%.
На достижение эффективности
государственного кредита направлены
такие меры в области управления
государственным долгом, как конверсия,
консолидация, обмен облигаций по
регрессивному соотношению, отсрочка
погашения и аннулирования
Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов.
Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное сих сроками. Однако возможна и обратная операция – уменьшение срока действия государственных ценных бумаг.
Возможно совмещение консолидации с конверсией.
Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.
В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за обесценившуюся валюту.
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата долгов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.
Конверсия, консолидация, унификация
государственных займов и обмен
облигаций государства обычно осуществляются
только в отношении внутренних займов.
Что касается отсрочки погашения
обязательств, то эта мера возможна
и по отношению к внешней
Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу). Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам. Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.
Важной является сфера
управления государственным долгом,
связанная с определением условий
и выпуском новых займов. При определении
условий эмиссии займов, главными
из которых являются уровень доходности
ценных бумаг для кредиторов, срок
действия займов, способ выплаты доходов,
государство обязано
Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными. Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях (уровень процента, валюта предоставления и погашения займа, другие условия).
В последнем десятилетии Россия попала в замкнутый круг экономических противоречий: превышение расходов над доходами федерального бюджета формировало дефицит бюджета, который покрывается за счет государственных заимствований, в том числе внешних, что привело к увеличению расходов на их обслуживание.
Отметим те проблемы управления
государственным внешним
Во-первых, это необходимость оценки параметров и реструктуризации долга. Следует иметь в виду, что реструктуризация как правило, не снимает долговой проблемы, а лишь переносит её на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей ещё более увеличивается за счет начисленных процентов.
Во-вторых, применение стандартных методов управления внешним долгом оказалось недостаточно. Так, операция выкупа долга осуществляется на основе переговоров с кредиторами, при согласии которых происходит "обратная покупка" долговых инструментов на открытом рынке. Однако кредиторы могут выдвинуть неприемлемые для должника лимиты выкупа задолженности, поскольку, согласно стандартным условиям предоставления займов, должник не имеет права на досрочный выкуп своих долгов.
Трудности иного рода возникают при реализации схемы обмена долгана акции национальных компаний. Проблема заключается в том, что конверсия долга в акции имеет успех лишь в том случае, если она предлагает иностранным инвесторам лучшие местные активы, включая государственные предприятия. Поэтому программа может дать иностранным инвесторам неоправданное преимущество по сравнению с местными инвесторами при покупке наиболее ликвидных активов.
Надо учитывать
и степень капитализации
Проблемными оказались операции по переуступке требований по долгам по отношению к России. С одной стороны, возникают трудности с определением курса, с другой стороны, более половины долгов можно отнести к безнадежным. Причиной послужила неопределенность статуса задолженности в ряде случаев это были военные поставки, бартер либо в договорах не предусматривались нормы для предъявления требований.
В-третьих, важной проблемой является неурегулированность вопроса об источниках обслуживания и погашения задолженности. Основным источником выступают бюджетные средства. Однако выплаты не были учтены в полном объеме в федеральном бюджете что послужило причиной принятия поправок к бюджету.
При недостатке бюджетных средств можно использовать золотовалютные резервы Банка России, которые правительство привлекает на возвратных и платных условиях после внесения соответствующих поправок в законодательство. Однако высокие мировые цены на нефть - явление преходящее, а увеличивающиеся выплаты по долгам не только внешним, но и внутренним требуют резервирования значительных средств.
На величину базовых и дополнительных источников платежей по внешнему долгу оказывает влияние объем экспорта от его увеличения зависит рост налоговых поступлений вбюджет. Но и здесь острота ситуации усугубляется оттоком капитала за рубеж.
В-четвертых, неэффективна система оперативного управления внешним долгом. Внешэкономбанк (ВЭБ), не являясь структурной единицей Минфина России, испытывает трудности как в получении информации, так и её передаче, в то время как Минфин не удовлетворяет процедура предоставления ВЭБом текущих показателей по состоянию управления внешним долгом.