Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:44, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение государственного долга РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть государственный долг РФ, его историю и экономическое содержания;
• изучить классификацию государственного долга;
• предложить способы, и пути управления государственного долга РФ.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Государственный долг РФ………………………………………….…..4
1.1 История государственного долга РФ……………………………………...4
1.2 Экономическое содержание государственного долга……………………6
Глава 2. Классификация государственного долга………………………………8
2.1 Общая классификация государственного долга………………………….8
2.2 Внутренний долг…………………………………………………………..11
2.3 Внешний долг……………………………………………………………..14
Глава 3. Управление государственным долгом в РФ………………………….18
3.1 Способы управления государственным долгом………………………...18
3.2Проблемы управления государственным долгом в РФ и пути их решения…………………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….26
Приложение………………………………………………………………………28
В-пятых, Правительство России не создало единую систему полноценного и достоверного учета всех государственных долговых обязательств. В настоящее время учет и регистрацию внешних долговых обязательств России осуществляют Минфин России, ВЭБ, иностранная компания «WarburgDitlonRead», данные учета которых не всегда совпадают.
В-шестых, имеющаяся в распоряжении исполнительной власти информация о долге по большей части закрыта для общественности, что вызывает затруднения при анализе, а следовательно, и разработке предложении по смягчению долговой проблемы.
В-седьмых, финансовая система испытывает недостаток высококвалифицированных специалистов по работе с государственным долгом, по управлению региональными и внешними заимствованиями.
Таким образом, становится очевидной необходимость разумной долгосрочной политики государства в области управления внешним долгом.
В качестве практических рекомендаций по оптимизации российской системы управления государственным внешним долгом можно предложить следующее:
1. Передать функцию оперативного управления государственным долгом от Минфина России в ведение самостоятельной государственной структуре, аналогичной "автономным агентствам" ряда европейских стран.
2. Совершенствовать систему
обслуживания государственного
долга путем ее
3. Ввести единую систему централизованного учета дебиторской и кредиторской задолженности государства. Сказанное подразумевает, во-первых, активизацию деятельности по возврату кредитов, предоставленных ранее СССР развивающимся странам и Российской Федерацией странам СНГ. Необходимо увеличить поступления по этим статьям. Кроме того, урегулирование долга СНГ России служит инструментом признания правопреемства России в отношении активов СССР.
4. Улучшить состояние источников обслуживания внешнего долга. В бюджетной сфере целесообразно установление ограничений на размер дефицита федерального бюджета Практика формирования профицитного бюджета демонстрирует твердое намерение правительства рассчитываться по долгам. Необходим поиск дополнительных источников дохода бюджета, в частности следует обратить внимание на доходы отприватизации, которые зачастую используются для снижения долга.
5. Актуальны и другие
возможности по увеличению
5. Детально рассмотреть политику заимствования субъектов Федерации.
6. Разработать альтернативные варианты политики управления внешними обязательствами для случаев резкого ухудшения ситуации на мировых товарно-сырьевых и финансовых рынках.
7. Совершенствовать российское законодательство в плане расширения и уточнения актов о государственных внешних заимствованиях, а также с целью формирования надежного национального рынка производных финансовых инструментов. В условиях продолжающегося оттока капитала из страны необходимо ужесточение норм валютного законодательства.
8. Организовать подготовку квалифицированных специалистов в области управления внешним долгом. Для этого необходимо введение соответствующих дисциплин в ВУЗах страны, а также создание специализированных НИИ.
Реализация предложенных выше мер поможет смягчить проблему платежей по внешнему долгу, повысит эффективность управления государственным внешним долгом на ближайшую и отдаленную перспективу.
Финансовые отношения
по поводу формирования, обслуживания
и погашения государственного внешнего
долга оказывают значительное влияние
на состояние государственных
В последнем десятилетии Россия попала в замкнутый круг экономических противоречий: превышение расходов над доходами федерального бюджета формировало дефицит бюджета, который покрывается за счет государственных заимствований, втом числе внешних, что привело к увеличению расходов на их обслуживание.
Существует необходимость
реального определения
Так как в России очень
сложное экономическое
Политика, направленная на инвестиции, позволит увеличить национальный доход. Только при ежегодном приросте ВВП обслуживать и погашать государственный долг можно будет без особого ущерба для экономики.
В заключение следует отметить, что дело не столько в относительной тяжести государственного долга, хотя и это, несомненно, важно, сколько в степени экономического развития, абсолютных размерах ВВП, уровне благосостояния граждан.
В данной работе были рассмотреныгосударственный долг РФ, его история и экономическое содержания; классификация государственного долга; способы, проблемы и пути управления им.
1. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации | |||||||||
По состоянию на |
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб. | ||||||||
всего |
в т.ч. государственные гарантии в валюте Росийской Федерации | ||||||||
01.01.1993 |
3,57 |
0,08 | |||||||
01.01.1994 |
15,64 |
0,33 | |||||||
01.01.1995 |
88,06 |
2,14 | |||||||
01.01.1996 |
187,74 |
7,46 | |||||||
01.01.1997 |
364,46 |
17,24 | |||||||
01.01.1998 |
490,92 |
3,47 | |||||||
01.01.1999 |
529,94 |
0,88 | |||||||
01.01.2000 |
578,23 |
0,82 | |||||||
01.01.2001 |
557,42 |
1,02 | |||||||
01.01.2002 |
533,51 |
0,02 | |||||||
01.01.2003 |
679,91 |
8,62 | |||||||
01.01.2004 |
682,02 |
5,58 | |||||||
01.01.2005 |
778,47 |
12,93 | |||||||
01.01.2006 |
875,43 |
18,86 | |||||||
01.01.2007 |
1064,88 |
31,23 | |||||||
01.01.2008 |
1301,15 |
46,68 | |||||||
01.01.2009 |
1499,82 |
72,49 | |||||||
01.01.2010 |
2094,73 |
251,36 | |||||||
2. Структура государственного
внешнего долга Российской
| |||||||||
Категория долга |
млн.долларов США |
млн. евро** | |||||||
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) |
40 879,7 |
2 9 452,2 | |||||||
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,не являвшаяся предметом реструктуризации |
822,7 |
592,7 | |||||||
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
1 762,5 |
1 269,8 | |||||||
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
1 132,9 |
816,2 | |||||||
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** |
825,6 |
594,8 | |||||||
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
3 252,2 |
2 343,1 | |||||||
Задолженность по еврооблигационным займам |
30 456,5 |
21 942,7 | |||||||
внешний облигационный заем 2015 года |
2 000,0 |
1 440,9 | |||||||
внешний облигационный заем 2020 года |
3 500,0 |
2 521,6 | |||||||
внешний облигационный заем 2018 года |
3 466,4 |
2 497,4 | |||||||
внешний облигационный заем 2028 года |
2 499,9 |
1 801,1 | |||||||
внешний облигационный заем 2030 года |
18 990,2 |
13 681,7 | |||||||
Задолженность по ОВГВЗ |
1 775,0 |
1 278,8 | |||||||
в том числе: |
|||||||||
ОВГВЗ VII серии |
1 750,0 |
1 260,8 | |||||||
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
852,3 |
614,1 | |||||||
* в соответствии со
статьей 6 Бюджетного кодекса
Российской Федерации внешним
долгом являются обязательства, | |||||||||
** объем государственного
внешнего долга Российской | |||||||||
*** обязательства, не |