Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа
Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в Алтайском крае и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
– привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
– рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
– практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством;
Введение
1. Теоретические аспекты государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса.
1.1. Сущность и значение малого бизнеса.
1.2. Характеристика видов государственной поддержки субъектов малого бизнеса.
1.3. Роль субъектов Федерации в эффективности государственной поддержки.
2. Анализ системы государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Алтайском крае.
2.1.Характеристика государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Алтайском крае.
2.2. Оценка эффективности государственной финансовой поддержки.
3. Пути повышения эффективности государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Алтайском крае.
Заключение
Введение
1. Теоретические аспекты
1.1. Сущность и значение малого бизнеса.
1.2. Характеристика видов государственной поддержки субъектов малого бизнеса.
1.3. Роль субъектов Федерации в эффективности государственной поддержки.
2. Анализ системы
2.1.Характеристика государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Алтайском крае.
2.2. Оценка эффективности государственной финансовой поддержки.
3. Пути повышения эффективности государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Алтайском крае.
Заключение
Введение
В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.
Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Как убедительно показала мировая
практика, именно малые предприятия
позволяют в кратчайшие сроки
осуществить структурную
Предприятия малого бизнеса являются
гибкой и динамичной формой реализации
предпринимательской
Малый бизнес способен быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого бизнеса также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на внутреннем рынке.
Однако малый бизнес имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.
Поэтому перечисленное выше, требует разработки государственной поддержки малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.
Важно и то, что в условиях активных
трансформационных процессов в
обществе и экономике практика государственной
поддержки малого предпринимательства,
как и его правовая и институционально-
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах.
Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в Алтайском крае и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
– привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
– рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
– практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством;
Объект исследования в работе является развитие малого бизнеса в Алтайском крае.
1. Теоретические аспекты
государственной финансовой
1.1. Сущность и значение малого бизнеса.
С переходом экономики России на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе трактуются далеко не однозначно.
Термин «бизнес» имеет английское
происхождение и в языке
Бизнес — самостоятельная, осуществляемая
на свой страх и риск и под личную
имущественную ответственность
деятельность отдельных граждан, направленная
на получение прибыли или
В одном из английских учебников по бизнесу дается и такое определение: «Бизнес — это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым.
В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия»
В большинстве определений
К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.
Экономика любого государства не может
нормально развиваться без
Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:
• доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
• доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
• доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
• доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
• доля малого бизнеса в экспорте продукции;
• доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
• доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.
Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС — 67%, Японии — 55%.
Необходимо отметить, что в бывшем
СССР не уделялось должного внимания
развитию малого бизнеса, а приоритет
отдавался крупным и средним
предприятиям, что привело в конечном
итоге к монополизации
Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1998 г., но особенно интенсивно - с 1990 г. На начало 2004 г. уже насчитывалось 890,9 тыс. малых предприятий. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10—11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей — более 11 млн чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5-6 раз, а следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка для развития малого бизнеса.
Развитие в России малого бизнеса
имеет большое
• мелкий бизнес позволяет заполнить
все российские рынки и наиболее
полно удовлетворять
• для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
• развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
• мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры;
• мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
• развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
• с развитием мелкого бизнеса
появляется средний класс и класс
мелких собственников, заинтересованный
в стабилизации экономики и наведении
элементарного порядка в
• малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;
• в современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления малого бизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
• более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;
• улучшение качества обслуживания;
• более высокая
• формирование среднего класса в
обществе как основы для развития
экономики и повышения
• формирование многочисленного класса
мелких собственников, которые в
наибольшей степени заинтересованы
в обеспечении порядка и
• снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.
Социальная значимость малого бизнеса имеет и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.
Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса