Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в Алтайском крае и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
– привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
– рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
– практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса.
1.1. Сущность и значение малого бизнеса.
1.2. Характеристика видов государственной поддержки субъектов малого бизнеса.
1.3. Роль субъектов Федерации в эффективности государственной поддержки.
2. Анализ системы государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Алтайском крае.
2.1.Характеристика государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Алтайском крае.
2.2. Оценка эффективности государственной финансовой поддержки.
3. Пути повышения эффективности государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Алтайском крае.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 58.56 Кб (Скачать документ)

Введение

1. Теоретические аспекты государственной  финансовой поддержки субъектов  малого бизнеса.

     1.1. Сущность и значение малого бизнеса.

     1.2. Характеристика видов государственной поддержки субъектов малого бизнеса.

     1.3. Роль субъектов Федерации в эффективности государственной поддержки.

2. Анализ системы государственной  финансовой поддержки субъектов  малого бизнеса в Алтайском  крае.

      2.1.Характеристика государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Алтайском крае.

      2.2. Оценка эффективности государственной финансовой поддержки.

3. Пути повышения эффективности государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Алтайском крае.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в экономике  России ключевым источником роста эффективности  производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Малый бизнес обеспечивает необходимую  мобильность в условиях рынка, создает  глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Как убедительно показала мировая  практика, именно малые предприятия  позволяют в кратчайшие сроки  осуществить структурную перестройку  экономики, решительный ее поворот  к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ – массовый слой предпринимателей-собственников.

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой  и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий  способствует обеспечению занятости  населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятия малого бизнеса порождают  здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая  свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие  монополизму крупных фирм. Малые  предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив  ресурсов в сферу малой экономики  влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Наиболее существенным образом они  связаны с возникновением региональной экономики как единого комплекса  работающих, в основном, на местный рынок промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, звеньев производственной и социальной инфраструктуры.

Малый бизнес способен быстро реагировать  на изменение спроса. Небольшие размеры  малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют  чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка  путем быстрого восприятия технических  новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая  специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность  начать дело с относительно небольшим  стартовым капиталом – все  эти черты малого бизнеса также  являются его достоинствами, повышающими  его устойчивость на внутреннем рынке.

Однако малый бизнес имеет также  и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки  производства, ограничивает возможность  применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых  предприятий, способствует их банкротству  и разорению.

Поэтому перечисленное выше, требует разработки государственной поддержки малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.

Важно и то, что в условиях активных трансформационных процессов в  обществе и экономике практика государственной  поддержки малого предпринимательства, как и его правовая и институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего характера. Эта система должна постоянно  развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции  и потребности развития самих  малых предприятий, так и все  более зрелый, сложившийся характера  самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов  государственного регулирования.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах.

Цель работы – проанализировать основные направления государственной  поддержки малых предприятий  в Алтайском крае и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:

– привести критерии малого бизнеса в российской экономике;

– рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;

– практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством;

Объект исследования в работе является развитие малого бизнеса в Алтайском крае.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты  государственной финансовой поддержки  субъектов малого бизнеса.

1.1. Сущность и значение малого  бизнеса.

С переходом экономики России на рыночные отношения, а в связи  с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную  литературу и официальные документы  прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы  и поэтому в научной литературе трактуются далеко не однозначно.

Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала  означает дело, деятельность, занятие.

Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность  деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.

В одном из английских учебников  по бизнесу дается и такое определение: «Бизнес — это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями  для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен  на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в  небольших масштабах на малых предприятиях называется малым.

В одном из современных экономических  словарей сущность малого предприятия  трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие  любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия»

В большинстве определений подчеркивается, что бизнес — деятельность частных  лиц и организаций, т.е. бизнес основан  на частной, негосударственной форме  собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

К малому предприятию относится  коммерческая организация в любой  сфере деятельности, которая по своим  критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели  без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.

Экономика любого государства не может  нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история  экономического развития ведущих стран мира.

Роль и значение малого предпринимательства  с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать  с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.

С экономической стороны роль и  значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:

• доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

• доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

• доля мелких предприятий в общем  количестве коммерческих предприятий;

• доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

• доля малого бизнеса в экспорте продукции;

  • доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

• доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

• доля отдельных видов продукции  или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Например, в США на малые фирмы  приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно  чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС — 67%, Японии — 55%.

Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет  отдавался крупным и средним  предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного  производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики.

Малый бизнес в Российской Федерации  стал развиваться с 1998 г., но особенно интенсивно - с 1990 г. На начало 2004 г. уже  насчитывалось 890,9 тыс. малых предприятий. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10—11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн человек, а с учетом индивидуальных пред­принимателей — более 11 млн чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5-6 раз, а следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка для развития малого бизнеса.

Развитие в России малого бизнеса  имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

• мелкий бизнес позволяет заполнить  все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности  населения в товарах и услугах;

• для создания мелких фирм не требуются  крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

• развитие мелкого бизнеса - это  одно из действенных направлений  антимонопольной политики и обеспечения  конкурентной среды;

• мелкие предприятия проще в  управлении, им не требуется создавать  сложные управленческие структуры;

• мелкие фирмы могут быстрее  и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать  оптимального сочетания автоматизированного  и ручного труда;

• развитие мелкого бизнеса позволяет  в значительной степени решить или  смягчить проблему безработицы;

• с развитием мелкого бизнеса  появляется средний класс и класс  мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении  элементарного порядка в стране;

• малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;

• в современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления  малого бизнеса находится на начальном  этапе, его дальнейшее развитие в  количественном и качественном плане  является важнейшим фактором поступательного  подъема национальной экономики.

Социальная значимость малого бизнеса  имеет разноплановый характер. В  результате развития малого бизнеса  она проявляется по следующим  направлениям:

• более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;

• улучшение качества обслуживания;

• более высокая удовлетворенность  людей, особенно высокообразованной рабочей  силы, своим трудом, рассматривающих  свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;

• формирование среднего класса в  обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

• формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в  наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

• снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.

Социальная значимость малого бизнеса  имеет и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той  или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса