Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в Алтайском крае и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
– привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
– рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
– практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса.
1.1. Сущность и значение малого бизнеса.
1.2. Характеристика видов государственной поддержки субъектов малого бизнеса.
1.3. Роль субъектов Федерации в эффективности государственной поддержки.
2. Анализ системы государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Алтайском крае.
2.1.Характеристика государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Алтайском крае.
2.2. Оценка эффективности государственной финансовой поддержки.
3. Пути повышения эффективности государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Алтайском крае.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 58.56 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем большинство развивающихся МП не стремится перешагнуть формальный порог, отделяющий их от среднего бизнеса. Среди фирм-лидеров лишь 4% предприятий всерьез рассматривают возможность создания семейства дочерних фирм, выделения отдельных производств в самостоятельные предприятия. Тем самым тормозится расширение среднего бизнеса, формирование рациональной структуры экономики. Нельзя исключить, что данная ситуация - отчасти следствие льгот, предусмотренных исключительно для МП. Ставя целью, создание условий, способствующих развитию малого предпринимательства в целом, льготный режим функционирования МП становится своего рода барьером на пути конкретного динамично развивающегося бизнеса. Снять это противоречие можно, создав среду, благоприятную для предпринимательской деятельности любых масштабов.

Говоря о роли  малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно  сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства  является важнейшим фактором  успешного  решения следующих проблем:

1. формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

2. расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

3. привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;

4. создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

5. более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов;

6. вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, инвалиды, пенсионеры, учащиеся);

7. формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

8. активизация научно-технического прогресса;

9. освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические  и социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в ряд важнейших  государственных задач, делают его  неотъемлемой частью реформирования экономики  России.

Практика показывает, что технический  прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологический изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятостью острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ системы государственной  финансовой поддержки субъектов  малого бизнеса.

2.1.Характеристика государственной  финансовой поддержки субъектов  малого бизнеса в Алтайском  крае.

Алтайский край стал единственным в Сибирском федеральном округе по реализации важного образовательного проекта – Губернаторской программы подготовки профессиональных кадров для малого и среднего бизнеса, которая полностью финансируется из средств краевого бюджета в объеме 28 млн. рублей.

В настоящее время обучение проходит второй набор слушателей в составе 150 руководителей и специалистов предприятий малого бизнеса. Параллельно  организована стажировка лучших выпускников  программы первого года выпуска  на экономически успешных предприятиях страны и Сибирского региона. Две  группы выпускников познакомились  с организацией ведения бизнеса  на предприятиях городов Санкт-Петербурга и Томска. По их оценкам знания, обмен  опытом, полученным в рамках участия  в программе, позволили с большей  эффективностью решать организационные  вопросы на своих предприятиях, для  некоторого числа слушателей  программа  дала возможность реализовать новые  идеи и проекты.

Количество услуг, оказанными  Информационно-консультационными  центрами (ИКЦ) на местах, по итогам 2010 года увеличились на 47% к уровню 2009 года (30 213 услуг субъектам предпринимательской  деятельности и безработным гражданам, при содействии ИКЦ финансовую и  имущественную поддержку получили 1 537 субъектов предпринимательской  деятельности (в 2009 году – 316), специалистами  ИКЦ организовано 368 обучающих семинаров, участие в которых приняли 7 604 человека).

В целях развития сети бизнес-инкубаторов на территории края ведутся работы по созданию инновационного бизнес-инкубатора краевого значения в городе Бийске. Для его оснащения привлечены средства федерального бюджета в размере 10 млн. рублей.

Дальнейшее развитие инфраструктурных объектов поддержки предпринимательства  в территориях края необходимо рассматривать  с учетом уже действующих, включая  филиалы и представительства  ведущих объединений предпринимателей края, для формирования комплексного предоставления услуг субъектам предпринимательства непосредственно на месте осуществления бизнеса. Как было обозначено на заседании Общественного совета по развитию предпринимательства при губернаторе края, в этом году управлением будут проработаны вопросы организации работы микрофинансовых организаций первого уровня в муниципальных образованиях, в которых деятельность инфраструктурных объектов поддержки выстраивается с наибольшей эффективностью.

Сегодня на краевом уровне зарегистрировано и действуют 39 общественных объединений  предпринимателей. Крупнейшими из них  являются «Алтайский союз предпринимателей», Союз крестьянских (фермерских) формирований, Алтайская торгово-промышленная палата. (Предпринимательское сообщество на муниципальном уровне представлено тремя филиалами АТПП. «Алтайский союз предпринимателей»  представлен в 33 муниципальных образованиях, Союз крестьянских (фермерских) формирований  - в 43, кроме того, 35 организаций действуют на муниципальном уровне).

Как сообщил в своем выступлении  Евгений Дешевых, для оперативного реагирования на процессы, происходящие в предпринимательской среде, и  выработки согласованных действий в текущем году определен новый  формат взаимодействия с объединениями  предпринимателей – проведение в  управлении ежемесячных рабочих  совещаний с представителями  предпринимательских объединений  по вопросам взаимодействия в сфере  развития малого и среднего предпринимательства. Кроме того, согласовано проведение встреч предпринимателей с губернатором Алтайского края и его первым заместителем.

В 2010 году результатом предоставленной  государственной поддержки через  инструменты и  механизмы реализуемой  управлением  целевой программы  стало создание на малых и средних  предприятия края 1426 новых рабочих  мест и сохранение более 13,5 тысяч  рабочих мест. Темп роста среднемесячной заработной платы одного работника  малого предприятия по сравнению  с 2009 годом составил 120,5%.  Доля налоговых  поступлений в консолидированный  бюджет края от субъектов малого и  среднего бизнеса составляет 35 %. В  минувшем году на территории края зарегистрировали деятельность 12633 индивидуальных предпринимателя.

В этом году управлением осуществляется реализация новой краевой целевой  программы, приятой на 2011-2013 годы. Мероприятия  программы учитывают приоритеты экономической политики, реализуемой  в стране и в крае, и предусматривают  комплекс финансово-кредитной, имущественной, информационной поддержки для предприятий  малого и среднего бизнеса, которые  являются и способны становиться  точками экономического роста в  конкретных территориях. Определяющими  принципами реализации всех мероприятий  программы станут, с одной стороны, расширение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к ресурсам государственной поддержки при  максимальном упрощении процедур их получения, с другой стороны, социальная ответственность бизнеса и повышение  стандартов предпринимательской деятельности.

Как отметил Евгений Дешевых, приоритеты деятельности управления направлены на:

- увеличение количества субъектов  малого и среднего предпринимательства

- увеличение доли занятых в малом и среднем бизнесе

- увеличение доли среднего и  малого бизнеса во внутреннем  региональном продукте.

- Необходимо закрепить наметившиеся  тенденции распределения субъектов  малого и среднего предпринимательства  по видам экономической деятельности. Они выражаются, в частности, в том, что в последние годы отмечается рост количества хозяйствующих субъектов, занятых в сельском хозяйстве (почти в 3 раза по отношению к 2008 году), в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, воды и  газа на 21 %, в строительстве на 21 %), - отметил Дешевых.

Для этого краевые власти планируют  и в дальнейшем содействовать  созданию благоприятных условий  для организации и ведения  предпринимательской деятельности, развивать новые нишевые рынки, готовить кадры для бизнеса, совершенствовать инструменты господдержки, повышать доступность кредитных ресурсов.

Будет  продолжена работа с банковским сектором в развитие уже заключенного соглашения о взаимодействии с целью  снижения  процентных ставок и либерализации подходов при выдаче кредитов в отношении начинающего бизнеса и производственно-инновационных предприятий.

Для наращивания потенциала сельского  предпринимательства и расширения доступа субъектов малого и среднего бизнеса к ресурсам государственной  поддержки в центре нашего внимания будут находиться вопросы улучшения  взаимодействия с муниципалитетами. Необходимо сформировать полноценную  инфраструктуру поддержки и инструментарий в территориях.

На потребительском рынке работа управления будет сконцентрирована на создание условий для развития товаропроводящей системы, обеспечивающей эффективную дистрибуцию для  производителей и эффективное удовлетворение потребностей населения.

- Отдельным важным направлением  управления является сопровождение  проектов, инициированных губернатором  и администрацией края. В частности,  это создание сервисных объектов  на территории музейного комплекса  в селе Полковниково, развитие бизнес-проектов предприятий: «Алтайтара», «Конти», «Барнаул-упаковка», включенных в «Алтайское Приобье», улучшение качественных характеристик объектов придорожного сервиса, - подчеркнул Евгений Дешевых. - Для того чтобы это максимально эффективно реализовать - есть предложения по внесению изменений в структуру управления для обеспечения более глубокого анализа рыночных процессов. Как показывает практика сегодня не достаточно их констатации, требуется глубокая экспертная проработка для принятия оперативных и стратегических решений.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Оценка эффективности государственной  финансовой поддержки субъектов  малого бизнеса в Алтайском  крае.

Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры подготовило анализ положения дел в малом и  среднем бизнесе и представило  результаты своей работы в 2010 году на краевой коллегии под председательством 1-го заместителя губернатора края Сергея Локтева.

По данным статистики, количество субъектов, занятых в секторе  малого и среднего бизнеса в Алтайском  крае, составляет 101796 единиц (368 – средние  предприятия, 27628 – малые и микропредприятия, 73800 – индивидуальные предприниматели). По этому показателю край занимает 3 место среди субъектов Сибирского федерального округа и 16 – среди субъектов России. Доля занятых в сфере предпринимательства от всего экономически активного населения края составляет 34,5 %.

Инвестиции в основной капитал  малых предприятий края в 2010 году составили 2 млрд. 264 млн. рублей, или 146,9% к прошлому году. Для сравнения  по Сибирскому федеральному округу темпы  роста инвестиций не превысили 99,6%, по России в целом – 90,9%. По данному  показателю мы занимаем 17 место среди  субъектов Российской Федерации и 4 место – по Сибири.

Также в прошлом году на малых  предприятиях в сравнении с 2009 годом  произошло увеличение среднесписочной  численности занятых на 1,3%. По России в целом и по Сибирскому федеральному округу данный показатель уменьшился на 3 и 1,2 процента соответственно.

Субъектами малого и среднего предпринимательства  привлечено 108,6 млрд. рублей кредитных  ресурсов, что на 47,5% выше уровня 2009 года. С использованием ресурсов государственной  поддержки в крае создано 11384 новых  и сохранено 29878 рабочих мест.  Более 10 млрд. рублей, или 110% к уровню 2009 года по предварительной оценке, составили налоговые поступления  в консолидированный бюджет края от субъектов предпринимательской деятельности.

Финансовая поддержка предпринимательства  края в 2010 году была значительно усилена  через реализацию нового для края мероприятия по софинансированию муниципальных программ. Этому предшествовала значительная работа управления с муниципалитетами по формированию территориальных программ и их финансовому наполнению.

Если в 2008 году лишь в 52 муниципальных  образованиях края были разработаны  целевые программы развития и  поддержки предпринимательства  и только 45 из них обеспечены средствами, то по итогам 2009 года программы приняты  во всех муниципальных образованиях. В рамках данных программ освоено 11,3 млн. рублей. В 2010 году этот показатель составил 18,2 млн. рублей.

В 2010 году в крае открылось 500 объектов розничной торговли общей торговой площадью 100 тыс.кв.м., 97 предприятий общественного питания (на 4 тысячи посадочных мест), 260 объектов сферы бытовых услуг (на 700 рабочих мест). Всего, за счет развития инфраструктуры потребительского рынка, в регионе было дополнительно создано 4,5 тысячи рабочих мест.

Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса