Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в Алтайском крае и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
– привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
– рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
– практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса.
1.1. Сущность и значение малого бизнеса.
1.2. Характеристика видов государственной поддержки субъектов малого бизнеса.
1.3. Роль субъектов Федерации в эффективности государственной поддержки.
2. Анализ системы государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Алтайском крае.
2.1.Характеристика государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Алтайском крае.
2.2. Оценка эффективности государственной финансовой поддержки.
3. Пути повышения эффективности государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Алтайском крае.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 58.56 Кб (Скачать документ)

Объем розничных продаж в крае увеличился на 6,6% по сравнению с 2009 годом и  составил 180 млрд. 377 млн. рублей.

- В целом приведенные показатели  отражают решение стратегических  задач экономической политики  края и приоритетов государства  в области поддержки и развития  предпринимательства, которыми руководствуется  управление в осуществлении своей  деятельности, - отметил, выступив на итоговом совещании начальник Управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Евгений Дешевых.

В то же время, по его словам, в 2010 году были изменены требования к получателям  государственной поддержки в  части выполнения социальных обязательств по сохранению и увеличению уровня заработной платы, созданию новых рабочих  мест, осуществлению приоритетных видов экономической деятельности.

В то же время общий объем ресурсов ведомственной целевой программы  в 2010 году составил 154 млн. рублей, из них  расходы краевого и муниципальных  бюджетов составили 49 млн. рублей, из федерального бюджета привлечено, соответственно 105 млн. рублей.

Значительные ресурсы были направлены на оказание финансово-кредитной поддержки  предпринимательства – расходы  краевого и муниципальных бюджетов составили 27,7 млн. рублей, из федерального бюджета направлено 93,5 млн. рублей.

Наиболее востребованными субъектами малого и среднего предпринимательства  являются услуги, предоставляемые Алтайскими гарантийным фондом и фондом микрозаймов. Эти структуры в 2010 году значительно увеличили свою капитализацию. Гарантийный фонд на сегодня располагает средствами в объеме 480 млн. рублей, по объему капитализации он входит в десятку крупнейших фондов страны.

На капитализацию фонда микрозаймов в 2009 году было направлено 75 млн. рублей, в 2010 – 40 млн. рублей из краевого и федерального бюджетов.

С учетом приоритетов, обозначенных Минэкономразвития  России, компенсация части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам осуществлялась субъектам предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты, направленные на модернизацию, внедрение  и использование инновационных  технологий. В течение года такая  поддержка оказана 126 субъектам в  объеме 35 млн. рублей, в том числе  из краевого бюджета 7 млн. рублей, из федерального бюджета 28 млн. рублей.

40 субъектов малого предпринимательства  в минувшем году воспользовались  грантовой поддержкой. Финансирование мероприятия составило 2 млн. рублей из средств краевого бюджета и 9,9 млн. рублей из федерального бюджета. Высокую востребованность грантовой схемы подтверждает тот факт, что всего в конкурсном отборе рассматривался 231 бизнес-проект.

В 2010 году на софинансирование программ территорий было выделено 6 млн. рублей краевых и привлечено 24 млн. рублей федеральных средств. Нужно сказать, что Алтайский край, наряду с Омской областью, Забайкальским краем, республиками Алтай и Бурятия, участвовал в привлечении федеральных средств на эти цели впервые. По итогам освоения средств бюджетов и количеству муниципальных образований, принявших участие в конкурсном отборе, Алтайский край имеет один из лучших показателей по количеству муниципальных образований – участников (впереди только Красноярский край – 46 муниципальных образований).

36 муниципальных образований края  стали участниками нового мероприятия.  Вклад бюджетов территорий на  оказание поддержки субъектам  предпринимательства составил 4,7 млн. рублей.

В результате финансовая поддержка  была оказана 288 субъектам. Кроме того, в 13 муниципальных образованиях было организовано обучение 614 представителей сферы предпринимательства.

Благодаря реализации данного мероприятия  в Алтайском крае в 2010 году поддержку  получили 782 субъекта малого и среднего предпринимательства на сумму 34,4 млн. рублей за счет всех уровней бюджетов, сохранено 5413 рабочих мест на предприятиях-получателях  государственной поддержки, создано - 442 рабочих места (из которых 139 заняли бывшие безработные).

Для выстраивания алгоритма взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросам развития предпринимательства, проведения мониторинга состояния  рыночной инфраструктуры и эффективности  мер господдержки управлением совместно  с Алтайским союзом предпринимателей, региональным отделением «ОПОРА РОССИИ»  реализуется проект, получивший название «Твоя территория для бизнеса». Методом  анкетного опроса предпринимателей через сайт управления, проведения «прямых линий» формируется база данных по совершенствованию условий  для развития частного бизнеса в  территориях края. Кроме того, на основе объективных показателей  развития предпринимательства, сферы  потребительского рынка, инфраструктурных объектов будет сформирован рейтинг  муниципальных образований и  соответственно – необходимые рекомендации по улучшению условий для ведения  предпринимательской деятельности. В этом вопросе есть понимание  со стороны профильного комитета АКЗС – на совместном заседании, состоявшемся в управлении, рассматривалась возможность  проведения выездных зональных семинаров  для транслирования лучших практик  муниципалитетов края по развитию предпринимательства  и привлечению дополнительных средств на его развитие.

 

 

 

3. Пути повышения эффективности государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Алтайском крае.

  Особую роль в поддержке малого предпринимательства играет совершенствование федерального законодательства, реформирование экономики должно базироваться на создании полноценного правового пространства. У предпринимателей притупляется острота реакции ввиду декларативности многих действующих нормативных актов. Нельзя не сказать о том, что многие законы несовершенны и создают прецедент для произвольного его толкования.  А большая часть законов устаревает уже на стадии их принятия.

На мой взгляд, целесообразно  создать определённую систему приоритетов  в разработке и принятии федеральных  законов. Главенствующее место должны занять законы, направленные на совершенствование  экономических отношений и развитие предпринимательства. Необходимо также  решить вопрос об оперативном внесении изменений и дополнений к действующим  законам, предусматривающих санкции  за явные нарушения либо ненадлежащее исполнение правовых норм. При этом в абсолютно равном положении  перед судебными и арбитражными инстанциями должны быть все, в том  числе и государство.

Опыт многих стран свидетельствует  о необходимости разработки общегосударственных, отраслевых и региональных комплексных  программ развития предпринимательства. Попытки разработать такие программы  применительно к малому бизнесу  в нашей стране практически не дали результатов: большинство разделов и пунктов этих документов "повисли  в воздухе". Это произошло в  первую очередь потому, что программы  были оторваны от прочной экономической  базы - реального сектора экономики, а также отечественной науки  и предпринимательской культуры. В индустриально развитых странах  ядром среднего класса выступают  не посредники и участники квазиэлитных "тусовок", а руководители малых инновационных фирм, задействованных в высоких наукоёмких технологиях. За рубежом, в первую очередь в США, этот венчурный, рисковый сектор является не только главным двигателем научно - технического прогресса и основным "мотором" экономики, но и наиболее прибыльной сферой деятельности. Соответственно все российские программы развития малого и среднего бизнеса следовало бы жёстче привязать к потенциалу, которым располагает страна - реальному сектору, академической и отраслевой науке, строительному комплексу и сфере услуг.

Важным фактором создания нового благоприятного инвестиционного климата является нормативно - правовая база, соответствующая  мировому опыту и стандартам. В  первую очередь речь идёт о принятии закона "Об иностранных инвестициях". Но не менее важен и морально - этический аспект вопроса. Многим российским предпринимателям следует пересмотреть своё отношение к инвестициям  как к безвозмездному подарку  от родного государства или зарубежного  мецената: это капитал, который надо отработать и вернуть с прибылью.

Инвестиции не возможны без надёжной банковской системы. Банковский сектор долго считался наиболее продвинутым  в системе рыночных координат. После  недавнего кризиса пришло прозрение - до классических рыночных институтов подавляющему большинству наших  банков ещё далеко. Сегодня все  кредиты, выданные банками России, составляют лишь 11% ВВП. Для сравнения: в Германии этот показатель достигает 113%, в США - 119%, в Японии - 190%. Помимо этого, около 75% активов всей банковской системы  России сосредоточено в так называемых проблемных банках и банках - банкротах. На сегодняшний момент, главный предмет  дискуссии - как и за счёт каких  средств осуществить программу реструктуризации банковской системы.

Безотлагательное решение проблемы создания своевременной и стабильной налоговой системы гораздо плодотворнее бесконечных попыток государства  усилить фискальный пресс. До тех  пор, пока предприниматель не будет  иметь чётких законодательных гарантий не появления завтра новых налогов, он будет прятать доходы, занижая тем самым уровень сбора налогов. Однако недавние правительственные инициативы по либерализации налоговой политики, безусловно, заслуживают поддержки. Но эффект они дадут лишь при одновременном проведении реструктуризации долгов и налоговой амнистии.

Сегодня много говорится об усовершенствовании инфраструктуры сбора налогов. Мера необходимая, хотя и сопряжённая  с немалыми затратами. Есть и обратная сторона медали: предприниматели  должны быть уверены в том, что  налоги с них взимаются по справедливости, а собранные средства расходуются  разумно. Пока этого нет.

Кроме того, нужно понимать, что  разумная и справедливая налоговая  реформа на первых порах приведёт не к увеличению, а к уменьшению общих доходов казны и соответственно затронет интересы сегодняшней армии  чиновников.

Ничто так не затрудняет деятельность предприятия, как отсутствие систематической, надёжной и полной информации, всесторонне  характеризующей конъюнктуру рынков. Сегодня товаропроизводители и  торговые посредники вынуждены пользоваться отрывочными данными, почерпнутыми из рекламных материалов. Органы государственной  статистики предоставляют информацию предприятиям и организациям только на платной основе и в ограниченном объёме. Именно поэтому необходимо создание национальной и региональных информационно - коммерческих сетей  и центров, банков информации, которые  должны быть обеспечены инструктивными и методическими материалами. Информационные центры будут концентрировать сведения о реквизитах предприятий и организаций, динамике цен, в том числе о  мировых банковских ставках, страховых  тарифах, валютных курсах, сроках проведения выставок, ярмарок и аукционов.

Это лишь некоторые из мер, поддержки  малых предприятий, которые могут  реально повысить уровень развития последних. Однако не следует забывать, что усилия и действия правительства  требует взвешенности и осторожности при практическом осуществлении  мер поддержки.

В подавляющем своём большинстве  предприниматели положительно воспринимают идеи усиления государственного регулирования  экономических процессов в нашей стране. При этом главная цель возврата государства в экономику - устранение перекосов в развитии рыночной системы хозяйствования, а не "ползучая" реставрация прошлых порядков.

 

 

 

 

 

Заключение

Малое предпринимательство представляет собой совокупность независимых  мелких и средних предприятий, выступающих  как экономические субъекты рынка.

Как свидетельствует зарубежный и  отечественный опыт, под малым  предприятием в основном понимается предприятие с числом занятых  не более 100-200 человек, в уставном капитале которых доля участия государства  и (или) других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не более 50%.

Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся:

– быстрое реагирование на конъюнктуру;

– решение социальных вопросов, например, возможность быстро создавать новые рабочие места;

– противодействие монополизму в экономике;

– активизация структурной перестройки экономики.

Таким образом, трудно переоценить  значимость развития малого бизнеса  для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить  производство многих потребительских  товаров и услуг (в первую очередь  – для малообеспеченного большинства  населения) с использованием местных  источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Объективности ради необходимо отметить, что экономический риск в сфере  малого предпринимательства как правило выше чем крупных компаний. Вот почему мелкое и среднее предпринимательство должно находить все более широкую поддержку государства.

Государственная поддержка предпринимательства - необходимый и неизбежный процесс, задачами которого являются поддержание  и обеспечение равного доступа  субъектов предпринимательства  к необходимой им инфраструктуре и защита конкуренции от попыток  монополизации.

На уровне субъектов Российской Федерации  к настоящему времени действуют 79 региональных фондов. Более чем  в 30 регионах приняты собственные  программы поддержки предприятий, примерно в 15 из них приняты собственные - аналогичные федеральному закону -  рамочные законы о поддержке  предпринимательства.

Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса