Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в Алтайском крае и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
– привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
– рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
– практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса.
1.1. Сущность и значение малого бизнеса.
1.2. Характеристика видов государственной поддержки субъектов малого бизнеса.
1.3. Роль субъектов Федерации в эффективности государственной поддержки.
2. Анализ системы государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Алтайском крае.
2.1.Характеристика государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Алтайском крае.
2.2. Оценка эффективности государственной финансовой поддержки.
3. Пути повышения эффективности государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Алтайском крае.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 58.56 Кб (Скачать документ)

Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами  для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано  оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.

Помимо преимуществ, у малых  предприятий имеются и уязвимые места. Главное из них - малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий  основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных  в бизнес, является самофинансирова­ние, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Однако коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Характерный для малого бизнеса  низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости  от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита  связано с большим риском его  несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой перекрываются  достоинствами малого бизнеса.

 

 

1.2. Характеристика видов государственной  поддержки субъектов малого бизнеса

На основании  Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ кредитование субъектов малого и  среднего предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным  организациям за счет средств фондов поддержки предпринимательства. При  этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства  на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации.  [3, ст.11]

Услуга по кредитованию малого и среднего бизнеса  предоставляется банковскими учреждениями предприятиям, индивидуальным предпринимателям, представителям малого бизнеса, которые  осуществляют свою деятельность в сфере  производства, торговли или предоставления услуг. Банки предоставляют кредит для предпринимателей на организацию  или развитие бизнеса, пополнение оборотных  средств, для приобретения нового оборудования, движимого или недвижимого имущества  и т.д. Для того чтобы получить банковский кредит, предприниматели  должны предоставить баку ликвидный  залог в виде оборотных средств, собственного движимого или недвижимого  имущества или же имущества третьих  лиц, а также гарантией для  банков служит поручительство третьих  лиц. В некоторых случаях банки  предоставляют беззалоговые кредиты, но этот вариант подходит только для предприятий с безупречной кредитной историей. Самым ликвидным видом залога является недвижимость.

Кредитование  малых и средних предприятий  для банков является самым приоритетным видом кредитования. К основным требованиям, предъявляемым банками для предпринимателей, являются: наличие успешно развивающегося бизнеса и собственного капитала. Следует учесть, что кредитование малого и среднего бизнеса представляет собой довольно сложную и процедуру. Это связано с тем, что банки  всегда стараются минимизировать свои риски и поэтому требуют от предпринимателей большой пакет документов, а в некоторых индивидуальных случаях даже потребовать предоставление дополнительных документов. [11] 

За последние  три-четыре года объем кредитования малого и среднего бизнеса в России вырос на 80%. Потребность данной отрасли  в заемных средствах сегодня  удовлетворяется не более чем  на 15-17%. Если крупный бизнес в России может получить рублевые кредиты  под 12%, то для малых предприятий  реальные ставки начинаются с 16% . Как  правило, малые предприниматели  могут рассчитывать на кредит стоимостью 20-24% годовых и то лишь при наличии приемлемых для банка залога или надежных поручителей.

Очень мало шансов получить кредит у предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами, ведущими упрощенную бухгалтерию или не ведущими ее вовсе, а также не имеющими залога или поручителя. Ряд банков при поддержке государственных структур выдают ссуды без залога, но на жестких условиях: суммы небольшие – до 50 тыс. долл. - микрокредиты, размер ставки составляет 28-30% годовых в рублях, сроки кредитования не превышают 1,5 года. Ссуды на более длительные сроки или на большие суммы, например, 10-15 млн. рублей на пять лет, выдаются российскими банками на условиях залогового кредитования. Причем во многих случаях оценочная стоимость залога должна вдвое превышать сумму кредита.

По оценкам  экспертов, около 70% кредитов, выданных коммерческими банками юридическим  лицам в 2009г. приходиться на долю  предприятий малого и среднего бизнеса.

На сегодняшний  день крупнейшим банком на банковском рынке кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства  в России является Сбербанк РФ. Его  кредитный портфель на 01.01.08 составляет 436 млрд. руб., а за 2007 г. он выдал кредитов малому бизнесу на сумму более  чем 1022 млрд. руб. Остальные банки  являются основным локомотивом роста  рынка и показывают стремительное  наращивание объемов кредитования. Объем выданных ими кредитов за 2007 г. составил около 1 трлн. руб., показав  темп прироста по сравнению с 2006 годом  около 41%.  [12]

Государственные программы поддержки малого и  среднего предпринимательства - это  Федеральная программа государственной  поддержки малого предпринимательства, региональные, отраслевые и муниципальные  программы развития и поддержки  малого предпринимательства, разрабатываемые  соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. На основе этих программ в РФ осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства. Правительство  РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект Федеральной программы  государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. В  федеральном бюджете ежегодно предусматривается  выделение ассигнований на ее реализацию.

Государственные программы разрабатываются в  порядке, установленном законодательством, и соотнесены с государственными программами содействия занятости  населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем  и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Финансовое обеспечение государственных  программ осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и  средств местных бюджетов, а также  за счет других источников. , предусмотренных ч. 1 ст. 8 ФЗ-1995г.

Основным направлением государственной  программы поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства  является предоставление грантов и  субсидий. [13]

Гранты начинающим малым предприятиям на создание и развитие собственного бизнеса.

В целях реализации комплекса мероприятий, предусмотренных  антикризисным пакетом мер по финансовой поддержке субъектов  малого и среднего предпринимательства  действует государственная программа  «Программа поддержки начинающих –  гранты начинающим на создание собственного бизнеса». Гранты предоставляются начинающим малым и средним предприятиям на создание собственного дела, субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу. [13]

Субсидии на возмещение затрат по оплате части процентов за пользование  кредитами российских кредитных  организаций.

Субсидия - это  безвозмездное и безвозвратное  возмещение части понесенных предпринимателем затрат. Иначе говоря, на каждый потраченный  предпринимателем рубль (на определенные виды расходов) государство возвращает определенную его часть. Если предприниматель  не понес расходов, он не может получить субсидию. Возвращать субсидию либо отчитываться о ее использовании не требуется. Субсидии предоставляются в целях компенсации части процентной ставки по кредитам, привлеченным не ранее 1 января 2008 г. на срок не более 3-х лет.

Аналогично  субъекты предпринимательства могут  получить субсидии по следующим направлениям деятельности:

- на возмещение затрат по оплате чисти лизинговых платежей;

- компенсация затрат, связанных с оплатой услуг по прохождению обязательной сертификации, необходимой в соответствии с законодательством РФ;

- возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по договорам о технологическом присоединении к инженерным сетям и сооружениям;

- возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по договору на присоединение энергопринимающих устройств к электрической сети;

- компенсация затрат, связанных с оплатой стоимости вознаграждения за предоставление банковской гарантии, по договорам поручительства. [13]

Государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса направлена на решение широкого перечня задач  начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения деятельности и заканчивая содействием в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) и доли уплачиваемых налогов.  Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ в целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового  учета, упрощенные формы налоговых  деклараций по отдельным налогам  и сборам для малых предприятий; 

2) упрощенная система ведения  бухгалтерской отчетности для  малых предприятий, осуществляющих  отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления  субъектами малого и среднего  предпринимательства статистической  отчетности;

4) льготный порядок расчетов  за приватизированное субъектами  малого и среднего предпринимательства  государственное и муниципальное  имущество. [6, с.427] 

Налогообложение малого и среднего бизнеса зависит  от того, какая система налогообложения  выбрана. Возможны четыре варианта:

- общая система налогообложения;

- упрощенная система налогообложения (УСН) (гл.26.2 НК РФ);

- режим уплаты ЕНВД (гл.26.3 НК РФ);

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) (гл.26.1 НК РФ).

Согласно  Налоговому Кодексу РФ налогообложение  малого и среднего бизнеса возможно двух видов: общий налоговый режим  и специальные налоговые режимы. В первом случае субъект малого бизнеса  уплачивает все федеральные, региональные и местные налоги, установленные  для его вида деятельности законодательством. Специальные налоговые режимы предусматривают  замену нескольких налогов (НДС, налог  на прибыль или НДФЛ, налог на имущество, ЕСН) уплатой единого  налога. Применение специального режима налогообложения бизнеса зависит  от вида деятельности предприятия, его  доходов и организационно-правовой формы предприятия.

 

1.3 Роль субъектов Федерации  в эффективности государственной  поддержки

Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты  даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе  развития рыночных отношений, именно создание и развитие  сектора малого предпринимательства  должны стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход  всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и  неудачи, малое предпринимательство  развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические  проблемы. Отрицательное влияние  на развитие малого предпринимательства  оказали последствия недавнего  финансового кризиса.

Качественные характеристики малого предприятия (МП) в рыночной экономике  в целом присущи ему и в  переходных российских условиях. Совокупность качественных характеристик МП трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства - «оживать» в период общего экономического спада, «принимать на себя» решение многих социальных и экономических проблем.

Такой вывод позволяет сделать анализ накопленных данных: результатов опросов предпринимателей, статистических показателей. Следует, однако, помнить: предоставляют статистическую отчетность, участвуют в опросах достаточно успешные, по крайней мере, реально функционирующие, фирмы. Это те МП, которые прошли испытание временем, нашли свою нишу, способы удержать, даже расширить рынок сбыта. Именно такие предприятия, по имеющейся информации, достаточно устойчиво стоят на ногах. Процесс формирования рациональной структуры экономики, где на МП приходится значительная доля всех хозяйствующих субъектов и подавляющая - всех занятых, застопорился.

Функционирующие МП демонстрируют хорошую способность адаптироваться к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. По данным мониторинга частного сектора, руководители МП считают общее состояние фирмы плохим в среднем в 1,3 раза реже, чем директора крупных и средних предприятий.

Малый бизнес является надежным источником бюджетных поступлений. Доля просроченной задолженности МП местным и федеральному бюджетам ниже, чем у крупных предприятий, соответственно в 2,3 и 2,8 раза. МП-лидеры практически вообще ее не имеют. Лидеры из числа крупных предприятий, напротив, имеют просроченную задолженность по всем позициям, в том числе и поставщикам. Малые предприятия являются достаточно устойчивым источником постоянной занятости, постоянных доходов населения. Доля просроченной задолженности по заработной плате на малых предприятиях в 2,5 раза меньше, чем на крупных.

Для работников малый бизнес - возможность избавиться от прежнего стереотипного отношения к труду как к затрате времени, а не энергии, сил. Для руководителей - это школа рыночного предпринимательства. У МП-лидеров формируются рыночные стандарты поведения практически во всех сферах деятельности. У крупных предприятий успех в большей мере определяется отраслевой принадлежностью, а не рыночно-ориентированными решениями.

Малый бизнес активно формирует систему хозяйственных связей, ее нижний, местный уровень. Хозяйственные связи МП более длительны, чем у крупных, особенно с потребителями (продавцами), им лучше удается удержать рынок сбыта. Хозяйственная кооперация в малом бизнесе постоянно перерастает в интеграцию, особенно у наиболее успешных предприятий: 1/5 лидеров заинтересованы в интеграции с организациями по сбыту, производителями аналогичной продукции. Очевидна ориентация на серьезное освоение рынка.

Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса