Государственная молодежная политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение основ и особенностей молодежной политики в Российской Федерации.
Задачи:
изучить историю становления молодежной политики в Российской Федерации;
рассмотреть молодежь как объект государственной политики;
проанализировать положение молодежи на рынке труда;
дать оценку молодежной демографической политике;
ознакомиться с основами молодежной политики в зарубежных странах;

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Теоретические аспекты государственной молодежной политики…………………………………………………..6
1.1 История становления государственной молодежной политики в России…………………………………………...…………………………………7
1.2 Особенности и основные направления государственной молодежной политики в РФ…………………………………………………………………….8
Глава 2. Анализ положения молодежи в современной России……………………………...…………...……………………………...12
2.1 Особенности трудоустройства молодежи………………...…………12
2.2 Анализ молодежной демографической политики…….......…......….16
2.3 Анализ реализации государственной молодежной политики……………………………………………………………...…………..20
Глава 3. Зарубежный опыт регулирования молодежной политики……………………………………………………………………...23
3.1 Опыт государственной молодежной политики в развитых странах.23
3.2 Перспективы использования зарубежного опыта молодежной политики в Российской Федерации………………......……...…………....……29
Заключение………………………………………………………….……….33
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 132.10 Кб (Скачать документ)

     Основным  средством реализации молодежной политики является проектный подход. Проектный  подход позволяет концентрировать  усилия специалистов на конкретных направлениях, осуществлять системный мониторинг эффективности программы. При формировании проектов может осуществляться комплексная  реализация задач и направлений  молодежной политики в одном проекте, но в основном каждый проект должен следовать логике направлений, выделенных в программе. При формировании состава  проектов и подпрограмм, реализуемых  в них были осуществлены разумные компромиссы, позволяющие сосредоточивать  те или иные действия в руках одних  специалистов, дающие возможность организовать деятельность более системно, эффективнее организовывать и контролировать ее, осуществлять мониторинг.

     Государственная молодежная политика в Российской Федерации  реализуется по следующим приоритетным направлениям:

  • совершенствование государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи, защиты их нравственности;
  • вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
  • развитие созидательной активности молодежи;
  • интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.5

     Реализация  приоритетных направлений ГМП осуществляется через такие национальные проекты  как:

  • "Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд";
  • "Доброволец России";
  • "Карьера";
  • "Молодая семья России"6.

     К числу особо тревожных тенденций  в молодёжной среде относится  отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодёжи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем  образования и не имеющей желания  продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учёта требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одарённых юношей и девушек из многих вузов и из страны.

     Особо остро проблемы молодёжи проявляются  во время переломов, смены направленности и темпов социального развития, изменения  общественного и государственного устройства. В этих условиях наиболее остро проявляются изменения  в характере межпоколенческих взаимодействий, в содержании внутрисемейных, внутригрупповых отношений, в существе норм, регулирующих ценностные ориентации, жизненные планы, поведение молодых людей. По-новому встают вопросы воспитания, социализации, становления и развития молодого поколения.

     Численность молодёжи России сокращается, общество стареет, возрастает социально-экономическая  нагрузка на рабочее место в целях  обеспечения жизни всех поколений; каждое новое поколение детей  и молодёжи менее здорово, чем  предыдущее, болезни «переселились» из старости в молодость; под угрозой  генофонд нации.

       На взгляд автора, проблемы высокого уровня безработицы среди молодежи и низкой степени социальной поддержки молодых семей являются наиболее острыми и актуальными. В данной работе мы остановимся на таких  проектах как "Карьера" и "Молодая семья России".

     Из  вышесказанной информации можно  сделать следующие выводы. Молодежная политика выделилась в самостоятельное направление государственной политики России только в 1990 году. В России молодежная политика осуществляется в соответствии с направлениями, определёнными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений. Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Реализация цели молодежной политики осуществляется через приоритетные нацпроекты "Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд", "Доброволец России", "Карьера", "Молодая семья России".

Глава 2. Анализ положения молодежи в современной России

     2.1 Особенности трудоустройства молодежи

     Наша  культура, экономика, политика, обороноспособность и безопасность, образование, спортивные достижения, медицина – всё, без  исключения, зависит от подрастающих поколений. Именно поэтому так важно помочь молодым специалистам занять свою нишу в механизме общественно-полезного труда.

     Ситуация, сложившаяся в данной сфере, сложная, так как профессии и специальности, которые получают обучающиеся в  результате профессиональной подготовки в учебных учреждениях, во многом не соответствуют спросу, существующему  на рынке труда. В результате доля молодых людей в возрасте до 25 (включительно) лет, в том числе  профессионально-подготовленных, составила  в 2009 г. 27,4% безработных.7 В то же время предприятия испытывают значительный дефицит в квалифицированных рабочих кадрах.

     В структуре безработной молодежи по уровню образования в 2009 году молодые  люди, имеющие высшее профессиональной и послевузовское образование, среднее  профессиональное образование и  начальное профессиональное образование  с одинаковым трудом могут найти  работу после окончания учебы (Рис.1). Это может быть связано с такими факторами как:

  • высокая конкуренция на рынке труда и недостаточный уровень подготовки молодых специалистов;
  • острая недостаточность рабочих мест в соответствии с получаемыми специальностями;
  • слабая профессиональная ориентация молодежи в соответствии с их способностями.

     

Рис.1. Структура безработной  молодежи по уровню образования в  среднем за 2009 год  (в %)8 

     Кроме того, 50% молодых людей имеют только общее образование, что говорит  о том, что молодежь не может в  полной мере реализовать свою экономическую  функцию, а значит и динамическое социально-экономическое развитие России под угрозой (Рис.2). 

     

Рис.2. Структура молодежи в возрасте 15-29 лет  по уровню образования (в % от общей численности молодежи соответствующей половозрастной группы)9 

     Для разрешения сложной ситуации на рынке  труда был создан нацпроект «Карьера», основными целями которого являются:

  • самоопределение молодежи на рынке труда;
  • развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.

     Для достижения этих целей  реализуются  разработанные мероприятия, направленные:

  • на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;
  • на внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда;
  • на внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;
  • на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей;
  • на создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и на обеспечение его законных прав и интересов;
  • на поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок.

     Указанный проект адресован молодым людям  от 14 до 30 лет, являющимися участниками рынка труда.

     По  видам и сложности работ, которые  может выполнять молодой человек  в соответствии с российским законодательством, аудитория этого проекта может  быть условно разделена на следующие  группы:

  • от 14 до 18 лет - несовершеннолетние участники, выполняющие временные работы на основе частичной занятости и ответственности;
  • от 18 до 30 лет - совершеннолетние участники, в основном обучающиеся, и студенты, занятые на сезонных и временных работах, а также участники, частично занятые во время учебы;
  • молодые люди, получившие профессиональное образование и осуществляющие поиск 1-го рабочего места.

     По  отношению к 1-й группе предусматривается  оказание содействия в организации  трудовой практики и приобщение молодых  людей к труду и решению  задач самообеспечения.

     В отношении 2-й группы молодежи будут  поддержаны мероприятия, направленные на построение эффективных самостоятельных  взаимоотношений с участниками  рынка труда, стимулирование развития творческой активности молодежи и ее ответственности за свое будущее.

     Применительно к 3-й группе внедряются эффективные  формы и механизмы взаимодействия субъектов рынков труда в решении  вопросов трудоустройства молодежи.10

     Политика  занятости должна обеспечивать наиболее эффективное использование трудового  потенциала, расширять возможности  трудоустройства различных категорий  населения. Большое значение придается  местным инициативам по трудоустройству, поощрению инновационной и предпринимательской  деятельности. Необходимо использовать все имеющиеся для этого средства, включая обучение, субсидии, поддержку  в создании собственного дела. 

     2.2 Анализ молодежной демографической политики

     В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует  от всех участников процесса социального  становления молодежи разработки и  последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных  проблем и общенациональных задач.

     Молодое поколение является стратегическим потенциалом страны, на которое государство  возлагает большие планы по модернизации и социально-экономическому развитию России на ближайшие годы и десятилетия.

     Реализация  молодежью своей репродуктивной функции сегодня больше всего  беспокоит государство, так как  от этого напрямую зависит его  самосохранение и благополучие. Но для воспроизводства и воспитания конкурентоспособной рабочей силы государству необходимо создать  условия гармоничного развития молодых  семей.

     В настоящее время уровень жизни  молодых семей низок. Половина всех семей не может себе позволить покупку товаров длительного пользования, четверть семей затруднительно покупают себе одежду и оплачивают коммунальные счета (Рис. 3). 

     

Рис.3. Распределение домашних хозяйств, имеющих главу в возрасте до 30 лет, по оценке своего финансового положения в 2009 году (в % ко всем домохозяйствам группы11 

     Четверть  молодых семей заметила, что им не хватает средств на покупку  квартиры. Жилищное обеспечение является одной из наиболее острых проблем, которая встает перед молодежью и обществом. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жилье в Российской Федерации. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей. Существующее законодательство дает возможность молодым семьям получить жилые помещения и улучшить свои жилищные условия. Однако  в 2009 году только 7,6% из нуждающихся семей получили необходимые «квадратные метры» (Рис. 4).

     

Рис.4. Предоставление гражданам  жилых помещений, единиц12 

     Молодые семьи не уверены в собственном  будущем. И, как следствие, не спешат создавать большие семьи, в то время как для улучшения демографической  ситуации в России каждой молодой  семье необходимо производить на свет и воспитывать не менее 3х  детей. Как видно из таблицы 1, число  ожидаемых детей ниже числа желаемых детей. И, как ни странно, молодые  люди хотят больше детей, чем девушки.

           Таблица №1

     Желаемое  и ожидаемое число  детей13

Информация о работе Государственная молодежная политика в Российской Федерации