Государственная молодежная политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение основ и особенностей молодежной политики в Российской Федерации.
Задачи:
изучить историю становления молодежной политики в Российской Федерации;
рассмотреть молодежь как объект государственной политики;
проанализировать положение молодежи на рынке труда;
дать оценку молодежной демографической политике;
ознакомиться с основами молодежной политики в зарубежных странах;

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Теоретические аспекты государственной молодежной политики…………………………………………………..6
1.1 История становления государственной молодежной политики в России…………………………………………...…………………………………7
1.2 Особенности и основные направления государственной молодежной политики в РФ…………………………………………………………………….8
Глава 2. Анализ положения молодежи в современной России……………………………...…………...……………………………...12
2.1 Особенности трудоустройства молодежи………………...…………12
2.2 Анализ молодежной демографической политики…….......…......….16
2.3 Анализ реализации государственной молодежной политики……………………………………………………………...…………..20
Глава 3. Зарубежный опыт регулирования молодежной политики……………………………………………………………………...23
3.1 Опыт государственной молодежной политики в развитых странах.23
3.2 Перспективы использования зарубежного опыта молодежной политики в Российской Федерации………………......……...…………....……29
Заключение………………………………………………………….……….33
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 132.10 Кб (Скачать документ)
    Возраст респондентов, лет Женщины Мужчины
    Среднее желаемое число детей Среднее ожидаемое  число детей Среднее желаемое число детей Среднее ожидаемое  число детей
    До 25 2,34 2,01 2,46 2,10
    25-29 2,21 1,74 2,32 1,98
 

     Одним из самых худших последствий тяжелых  жизненных условий и низкого  уровня жизни молодых семей, является развод. В 2009 году на 1199,4 тыс. заключенных  браков в возрасте 18-24 года приходилось 699,4 тыс. разводов.

     

Рис.5. Браки и разводы14 

     Из  рисунка видно, что не смотря на некоторую  стабилизацию в этом вопросе и  положительные тенденции, ведущие  к снижению удельной доли разводов, ситуация снова усугубляется. Молодым  семьям просто необходима поддержка  государства. Для помощи молодым  семья был реализован нацпроект  «Молодая семья».

     Основными целями проекта "Молодая семья  России" являются:

  • укрепление института молодой семьи;
  • увеличение количества благополучных семей в России;
  • пропаганда ответственного родительства.

     К задачам, решаемым в рамках проекта, относятся:

  • пропаганда семейных ценностей среди молодежи;
  • формирование механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления молодой семьи;
  • подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи;
  • содействие в обеспечении жильем молодых семей.

     Указанный проект адресован молодым жителям  России и молодым семьям. В целях  реализации этого проекта планируется  проведение и широкое освещение  в средствах массовой информации мероприятий, демонстрирующих и пропагандирующих ценности семейной жизни для молодых людей, а также создание условий для стимулирования частичной занятости молодых родителей, воспитывающих малолетних детей. 

     2.3 Анализ реализации государственной молодежной политики

     Необходимость особой политики в отношении молодёжи определяется спецификой её положения  в обществе. Осмысливая роль и значение молодёжи в новых условиях, следует  отдавать себе отчет в том, что  молодёжь может явить собой не только потенциал позитивных перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности. Именно поэтому государственная  молодёжная политика — главный элемент  молодёжной политики, осуществляемой в стране, и поэтому за контроль над её формированием и осуществлением идёт конкурентная борьба партий, общественно-политических движений и других организованных общественных сил.

     Целостная и последовательная молодежная политика призвана обеспечить высокую эффективность  реализации социальных, экономических, репродуктивных функций молодежи, что  является важнейшим фактором устойчивого  развития общества и успешного решения  задач, стоящих перед государством.

     Сегодня молодежная политика становится предметом  повышенного внимания. Однако государство  не в силах дойти до каждого  молодого человека. Поэтому понятие  «молодежная политика» следует  рассматривать несколько шире –  как единство государственной и  общественной составляющих. Молодежная политика в любой стране, любом  обществе формируется как государственными органами, так и структурами гражданского общества – общественными объединениями, политическими партиями и другими  субъектами общественных отношений, в  том числе и средствами массовой информации.

     Государственная молодежная политика – это только часть общей молодежной политики. Важен баланс: гармоничное сочетание ее государственной и общественной составляющей. Иначе, если будет преобладать государственный подход, а программы будут реализовываться в основном через государственные учреждения, молодежная политика может перестать отвечать интересам молодежи.

     В целях обеспечения эффективной  реализации мер государственной  молодежной политики необходимо установить систему критериев и показателей  оценки ее результативности, которая  должна показывать взаимосвязь между  мерами государственной молодежной политики и изменениями в положении  молодежи. Разработка такой системы  потребует модернизацию государственной  статистики в области государственной  молодежной политики, в частности  разработку и пересмотр сложившихся  требований и параметров информации, характеризующей положение молодежи в основных сферах социально-экономической  жизни России.

     На  сегодняшний день в России существует большое количество министерств  и ведомств, которые в той или  иной степени принимают решения  о судьбе молодого поколения.

     Однако  в настоящее время в нашей  стране необходим новый подход к  молодежным проблемам. Формирующаяся  молодежная политика должна опираться  на теоретические разработки в данной области. Необходимо всестороннее изучение молодежной политики и проведение современных  социологических исследований в  молодежной среде, связанных с занятостью. Изучение реальных потребностей молодёжи в социальных услугах — ключевой элемент при формировании системы  их социального обслуживания.

     Кроме того, в большинстве регионов меры по реализации Государственной молодежной политики предусматривали активную подержу молодежи, нуждающейся в помощи. Повсеместно ставились задачи создания служб социальной поддержки. Вместе с тем заметна крайняя ограниченность финансирования молодежных программ на местах ввиду не хватки средств.

     Следует также заметить, что большая часть  молодежи не подозревает о деятельности молодежной политики, что говорит  как о низкой политической заинтересованности молодежи, так и о недостаточном  информационном освещении молодежной политики.

     Необходимость формирования и реализации молодежной политики обусловлена тем, что молодежь, с одной стороны, является основным стратегическим ресурсом развития общества в целом, а с другой – в современных  российских условиях – одной из незащищенных категорий населения.

     В качестве вывода можно сказать о том, нацпроекты «Карьера» и «Молодая семья России» снимают только часть социальной напряженности в вопросах трудоустройства и поддержки молодых семей. Эффективная молодежная политика заключается в гармоничном сочетании государственной и общественной составляющих, иначе она может перестать отвечать интересам молодежи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Зарубежный опыт регулирования молодежной политики

3.1 Опыт государственной  молодежной политики  в развитых странах

     Признание проблем молодежи и выделение молодежной политики в самостоятельное направление деятельности государства, социальных институтов общества и общественных организаций в промышленно развитых странах отражает закономерности современного мирового развития.

     Большую роль в развитии этой сферы сыграла Организация Объединенных Наций (далее – ООН), которая в 60-80-е годы приняла целый ряд документов, провозглашающих новые принципы отношения к молодежи:

  • 1985 год - объявлен ООН Международным годом молодежи;
  • 1995 год -  Всемирная программа действий, касающаяся молодежи;
  • 1998 год - на первой Всемирной конференции министров по делам молодежи была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике.

     В настоящее время понятие "молодежь", используемое в зарубежных странах, определяется исходя из различных компонентов  и подходов, не только возрастных рамок, но и характерных черт.

     При этом различные страны используют очень  разные концепции:

  • в Англии и в Нидерландах молодежь не выделяется в особую группу, а объединяется вместе с детьми в возрастных рамках 0-25 лет;
  • в  Испании молодежь определяется возрастом 14-30 лет, нередко отодвигая границы  до 32-34 лет. Данный  факт  объясняется  тем, что именно в этом возрасте молодые испанцы начинают вести самостоятельную, экономически независимую жизнь;
  • в Люксембурге установлены границы 15-25 лет для определения молодежного возраста;
  • с временные возрастные границы понятия “молодежь”, принятые в большинстве европейских стран, США и Японии, определяется в интервале от 13-14 до 29-30 лет.

     Согласно  действующим в Российской Федерации  нормативным документам, молодежь –  это граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно.

     В этом возрасте происходят весьма важные события жизненного цикла человека: завершение общего образования, выбор  профессии и получение профессионального  образования, начало трудовой деятельности, служба в армии, вступление в брак, рождение детей. За относительно короткий промежуток времени молодой человек  несколько раз переживает смену  своего социально-демографического статуса.

     В большинстве европейских стран  молодежная политика призвана содействовать  молодым людям в становлении  их жизненного пути, в том числе, в обеспечении занятости и  гражданского участия молодых людей. Однако следует упомянуть и о  том, что в ряде случаев основное внимание уделяется образованию  и тренингу молодых людей. Исключение составляет Швеция, где основная задача молодежной политики - "помочь молодым  людям быть молодыми людьми".

     Очевиден  и тот факт, что за последние  годы чрезвычайно расширилась структура  и область применения молодежной политики. Однако для успешной реализации молодежной политики необходима также  и эффективная структура ее осуществления.

     В данный момент можно говорить о существовании  молодежного законодательства в  большинстве европейских стран, хотя вопрос об интегрированной молодежной политике до сих пор находится  в стадии обсуждения и, зачастую, молодежное законодательство ограничено областью молодежной работы и формального  образования.

     Так, например, правовую основу помощи детям  и молодежи в Германии создает  Закон о помощи детям и молодежи.

     Большинство европейских стран обладают трехступенчатой, каскадной структурой реализации молодежной политики.

  1. Законодательная база и общие направления ее реализации разрабатываются на уровне центрального правительства - первый уровень.
  2. Правительство, в свою очередь, делегирует возможности ее осуществления региональным и муниципальным администрациям – второй уровень.
  3. Молодежные организации – третий уровень.

     Основным  инструментом участия молодых людей  в молодежной политике являются молодежные организации.

     Например, в Германии насчитывается около 90 межрегиональных молодежных организаций  и союзов, в которых состоит  примерно 25% всего молодого населения  государства. В молодежной работе государство  уступает место союзам, обществам, религиозным  объединениям, фондам и другим независимым  организациям, благодаря чему создается  широкий спектр предлагаемых услуг. Признак федеративного устройства – перенос задач на местный  уровень, близкий населению: на города, районы и общины.

     В Финляндии государственная финансовая поддержка оказывается 75 национальным организациям. На местном уровне молодежные объединения получают финансовую и  иного рода поддержку (тренинг, обеспечение  оборудованием) из средств местных  органов власти.

     Также варьируются и задачи молодежной политики:

  • в ряде стран – это семейная политика, правовая и социальная защита;
  • в большинстве - обеспечение социальных, политических, экономических, образовательных и др. возможностей для молодых людей.15

Информация о работе Государственная молодежная политика в Российской Федерации