Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение основ и особенностей молодежной политики в Российской Федерации.
Задачи:
изучить историю становления молодежной политики в Российской Федерации;
рассмотреть молодежь как объект государственной политики;
проанализировать положение молодежи на рынке труда;
дать оценку молодежной демографической политике;
ознакомиться с основами молодежной политики в зарубежных странах;
Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Теоретические аспекты государственной молодежной политики…………………………………………………..6
1.1 История становления государственной молодежной политики в России…………………………………………...…………………………………7
1.2 Особенности и основные направления государственной молодежной политики в РФ…………………………………………………………………….8
Глава 2. Анализ положения молодежи в современной России……………………………...…………...……………………………...12
2.1 Особенности трудоустройства молодежи………………...…………12
2.2 Анализ молодежной демографической политики…….......…......….16
2.3 Анализ реализации государственной молодежной политики……………………………………………………………...…………..20
Глава 3. Зарубежный опыт регулирования молодежной политики……………………………………………………………………...23
3.1 Опыт государственной молодежной политики в развитых странах.23
3.2 Перспективы использования зарубежного опыта молодежной политики в Российской Федерации………………......……...…………....……29
Заключение………………………………………………………….……….33
Список литературы…………………
Возраст респондентов, лет | Женщины | Мужчины | ||
Среднее желаемое число детей | Среднее ожидаемое число детей | Среднее желаемое число детей | Среднее ожидаемое число детей | |
До 25 | 2,34 | 2,01 | 2,46 | 2,10 |
25-29 | 2,21 | 1,74 | 2,32 | 1,98 |
Одним из самых худших последствий тяжелых жизненных условий и низкого уровня жизни молодых семей, является развод. В 2009 году на 1199,4 тыс. заключенных браков в возрасте 18-24 года приходилось 699,4 тыс. разводов.
Рис.5.
Браки и разводы14
Из рисунка видно, что не смотря на некоторую стабилизацию в этом вопросе и положительные тенденции, ведущие к снижению удельной доли разводов, ситуация снова усугубляется. Молодым семьям просто необходима поддержка государства. Для помощи молодым семья был реализован нацпроект «Молодая семья».
Основными целями проекта "Молодая семья России" являются:
К задачам, решаемым в рамках проекта, относятся:
Указанный
проект адресован молодым жителям
России и молодым семьям. В целях
реализации этого проекта планируется
проведение и широкое освещение
в средствах массовой информации
мероприятий, демонстрирующих и пропагандирующих
ценности семейной жизни для молодых людей,
а также создание условий для стимулирования
частичной занятости молодых родителей,
воспитывающих малолетних детей.
2.3 Анализ реализации государственной молодежной политики
Необходимость особой политики в отношении молодёжи определяется спецификой её положения в обществе. Осмысливая роль и значение молодёжи в новых условиях, следует отдавать себе отчет в том, что молодёжь может явить собой не только потенциал позитивных перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности. Именно поэтому государственная молодёжная политика — главный элемент молодёжной политики, осуществляемой в стране, и поэтому за контроль над её формированием и осуществлением идёт конкурентная борьба партий, общественно-политических движений и других организованных общественных сил.
Целостная и последовательная молодежная политика призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных, экономических, репродуктивных функций молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством.
Сегодня
молодежная политика становится предметом
повышенного внимания. Однако государство
не в силах дойти до каждого
молодого человека. Поэтому понятие
«молодежная политика» следует
рассматривать несколько шире –
как единство государственной и
общественной составляющих. Молодежная
политика в любой стране, любом
обществе формируется как
Государственная молодежная политика – это только часть общей молодежной политики. Важен баланс: гармоничное сочетание ее государственной и общественной составляющей. Иначе, если будет преобладать государственный подход, а программы будут реализовываться в основном через государственные учреждения, молодежная политика может перестать отвечать интересам молодежи.
В
целях обеспечения эффективной
реализации мер государственной
молодежной политики необходимо установить
систему критериев и
На сегодняшний день в России существует большое количество министерств и ведомств, которые в той или иной степени принимают решения о судьбе молодого поколения.
Однако в настоящее время в нашей стране необходим новый подход к молодежным проблемам. Формирующаяся молодежная политика должна опираться на теоретические разработки в данной области. Необходимо всестороннее изучение молодежной политики и проведение современных социологических исследований в молодежной среде, связанных с занятостью. Изучение реальных потребностей молодёжи в социальных услугах — ключевой элемент при формировании системы их социального обслуживания.
Кроме того, в большинстве регионов меры по реализации Государственной молодежной политики предусматривали активную подержу молодежи, нуждающейся в помощи. Повсеместно ставились задачи создания служб социальной поддержки. Вместе с тем заметна крайняя ограниченность финансирования молодежных программ на местах ввиду не хватки средств.
Следует также заметить, что большая часть молодежи не подозревает о деятельности молодежной политики, что говорит как о низкой политической заинтересованности молодежи, так и о недостаточном информационном освещении молодежной политики.
Необходимость формирования и реализации молодежной политики обусловлена тем, что молодежь, с одной стороны, является основным стратегическим ресурсом развития общества в целом, а с другой – в современных российских условиях – одной из незащищенных категорий населения.
В
качестве вывода можно сказать о том, нацпроекты
«Карьера» и «Молодая семья России» снимают
только часть социальной напряженности
в вопросах трудоустройства и поддержки
молодых семей. Эффективная молодежная
политика заключается в гармоничном сочетании
государственной и общественной составляющих,
иначе она может перестать отвечать интересам
молодежи.
Глава 3. Зарубежный опыт регулирования молодежной политики
3.1 Опыт государственной молодежной политики в развитых странах
Признание проблем молодежи и выделение молодежной политики в самостоятельное направление деятельности государства, социальных институтов общества и общественных организаций в промышленно развитых странах отражает закономерности современного мирового развития.
Большую роль в развитии этой сферы сыграла Организация Объединенных Наций (далее – ООН), которая в 60-80-е годы приняла целый ряд документов, провозглашающих новые принципы отношения к молодежи:
В настоящее время понятие "молодежь", используемое в зарубежных странах, определяется исходя из различных компонентов и подходов, не только возрастных рамок, но и характерных черт.
При этом различные страны используют очень разные концепции:
Согласно действующим в Российской Федерации нормативным документам, молодежь – это граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно.
В
этом возрасте происходят весьма важные
события жизненного цикла человека:
завершение общего образования, выбор
профессии и получение
В большинстве европейских стран молодежная политика призвана содействовать молодым людям в становлении их жизненного пути, в том числе, в обеспечении занятости и гражданского участия молодых людей. Однако следует упомянуть и о том, что в ряде случаев основное внимание уделяется образованию и тренингу молодых людей. Исключение составляет Швеция, где основная задача молодежной политики - "помочь молодым людям быть молодыми людьми".
Очевиден
и тот факт, что за последние
годы чрезвычайно расширилась
В данный момент можно говорить о существовании молодежного законодательства в большинстве европейских стран, хотя вопрос об интегрированной молодежной политике до сих пор находится в стадии обсуждения и, зачастую, молодежное законодательство ограничено областью молодежной работы и формального образования.
Так, например, правовую основу помощи детям и молодежи в Германии создает Закон о помощи детям и молодежи.
Большинство европейских стран обладают трехступенчатой, каскадной структурой реализации молодежной политики.
Основным инструментом участия молодых людей в молодежной политике являются молодежные организации.
Например,
в Германии насчитывается около
90 межрегиональных молодежных организаций
и союзов, в которых состоит
примерно 25% всего молодого населения
государства. В молодежной работе государство
уступает место союзам, обществам, религиозным
объединениям, фондам и другим независимым
организациям, благодаря чему создается
широкий спектр предлагаемых услуг.
Признак федеративного
В
Финляндии государственная
Также варьируются и задачи молодежной политики:
Информация о работе Государственная молодежная политика в Российской Федерации