Государственная молодежная политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение основ и особенностей молодежной политики в Российской Федерации.
Задачи:
изучить историю становления молодежной политики в Российской Федерации;
рассмотреть молодежь как объект государственной политики;
проанализировать положение молодежи на рынке труда;
дать оценку молодежной демографической политике;
ознакомиться с основами молодежной политики в зарубежных странах;

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Теоретические аспекты государственной молодежной политики…………………………………………………..6
1.1 История становления государственной молодежной политики в России…………………………………………...…………………………………7
1.2 Особенности и основные направления государственной молодежной политики в РФ…………………………………………………………………….8
Глава 2. Анализ положения молодежи в современной России……………………………...…………...……………………………...12
2.1 Особенности трудоустройства молодежи………………...…………12
2.2 Анализ молодежной демографической политики…….......…......….16
2.3 Анализ реализации государственной молодежной политики……………………………………………………………...…………..20
Глава 3. Зарубежный опыт регулирования молодежной политики……………………………………………………………………...23
3.1 Опыт государственной молодежной политики в развитых странах.23
3.2 Перспективы использования зарубежного опыта молодежной политики в Российской Федерации………………......……...…………....……29
Заключение………………………………………………………….……….33
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 132.10 Кб (Скачать документ)

     Согласно  опыту США можно выделить создание и развитие органов самоуправления в учреждениях образования, с  целью обеспечения реально действующих  возможностей влияния молодежи на принятие решений, непосредственно касающихся их жизни, а также приобретение необходимых социальных, культурных, коммуникативных, управленческих навыков.

     Также в США активно внедрены механизмы  привлечения коммерческого сектора, в том числе благотворительных  частных организаций к участию  в реализации программ и проектов молодежной политики. Акцент в данном случае сделан на выявлении интересов  каждой стороны, использовании возможных  форм и методов совместной работы.

     Концепция молодежной политики, реализованная  в США, основывается на минимальном  участии государственных структур в социализации молодежи. Социальная поддержка молодежи является делом  благотворительных частных организаций. На государственную помощь могут  рассчитывать лишь наименее социально  защищенные и неблагополучные категории  молодежи при жесткой регламентации  расходования средств и четком ограничении  числа нуждающихся в помощи.

     Основными чертами японского подхода к  реализации молодежной политики являются совместные взаимовыгодные действия государственных  органов и общественных институтов и четкое распределение ответственности  между ними.

     Широко  применяются методы государственного обеспечения функционирования в  специальных молодежных центров, бюро и служб.

     Япония  представляет интерес четким распределением ответственности, скоординированностью деятельности всех государственных органов и их взаимодействием с социальными политическими и общественными структурами в работе с молодежью, в реализации молодежной политики. С целью улучшения условий воспитания молодого поколения и поддержки совместной деятельности детей и родителей в Японии осуществляется «Национальный детский план», в рамках которого реализуются различные программы, такие, как «Детская вещательная станция», транслирующая через спутник, развертываемая по всей стране система «Детских центров», долгосрочный проект «Детская деревня - опыт общения с природой» и общенациональная кампания «Давайте разговаривать с детьми».

     Кроме того, особое внимание в Японии уделяется  политике по улучшению социального  положения молодежи. Ведется работа с различными корпорациями с целью  ограничения доступа молодежи к  нежелательным материалам в СМИ  и Интернете.

     Государственная молодежная политика Германии основывается на особой роли государства, регламентации  законом мер поддержки молодых  людей и молодежных организаций. Стратегия предпринимаемых действий исходит из ответственности государства  за интеграцию всей молодежи и предусматривает  разработку социальных программ, доступных  для всех молодых людей.

     Как для национальной молодежной политики, так и для международной молодежной политики Федеральный фонд детей  и молодежи Германии является основным средством финансовой поддержки.

     Значительное  место в трудоустройстве молодежи занимает развитие молодежного предпринимательства  и кооперации. Программы их поддержки  со стороны государства признаны в мировом сообществе в качестве эффективного средства борьбы с безработицей молодежи. Развивая инициативу молодежи, государства по возможности обеспечивают некоторые преимущества и льготы для нее. Например, принимаются законы, обязывающие предпринимателей отдавать предпочтение молодым людям при  заполнении вакансий, образовавшихся в результате реорганизации производства и сокращении рабочего дня; принимаются  также законы, снижающие пенсионный возраст с последующей передачей  появившихся вакансий молодым работникам.

     В Германии до 60% расходов на реализацию молодежных программ приходится на коммунальный уровень (около 10% коммунального бюджета), а 35% - на земельный. Это позволяет  оказывать помощь молодым людям  более адресно, с учетом локальных и региональных социально-экономических реалий и потребностей.

     Регулярный  мониторинг проблем молодежи независимыми экспертами в Германии, что позволяет  уполномоченным органам принимать  взвешенные долгосрочные решения на основе различных оценок ситуации и  возможностей ее развития, внося соответствующие  коррективы.

     Государственная молодежная политика КНР осуществляется в полном соответствии с решениями  Коммунистической Партии Китая, которая  уделяет пристальное внимание жизни  китайской молодежи, понимая всю  огромную важность того, что молодежь несет в себе мощный потенциал  будущего развития страны.

     Основным  принципом молодежной политики Китая  является трудовая этика, в основании  которой лежит вовлеченность  молодежи в экономико-трудовую деятельность. Особая роль здесь отводится участию  студенчества, освобождающемуся на период летних каникул от образовательных  обязанностей, в специально создаваемых  трудовых лагерях.

     Государственная молодежная политика Швеции, также  как и Германии, основывается на особой роли государства, регламентации  законом мер поддержки молодых  людей и молодежных организаций.

     В Швеции 30% населения составляют молодые  люди моложе 25 лет. В Швеции в последние  годы сформирована политика создания специальных структур, занимающихся координацией деятельности государственных  органов на стадии выработки и  принятия решений в той части, в которой они касаются молодежи.

     В Великобритании, Швеции – государство  формулирует общее направление, цели и приоритеты молодежной политики, но в ее реализации главная роль отведена местному самоуправлению и  общественным организациям.

     Отсутствуют специальные министерства по делам  молодежи и молодежной политике. Разработка единых национальных программ и планов не практикуется, молодежная политика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шанс на достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами, общественными организациями в рамках их компетенции. Тем не менее, деятельность по реализации молодежной политики в Великобритании координируется управлением по работе с молодежью Министерства образования и министерским Комитетом по делам детей и молодежи, а в Швеции – Министерством культуры.

     В целом для британской молодежной политики характерна тенденция дать молодым людям шанс, поддержать их, но воздержаться от чрезмерной опеки и благотворительности, которые подрывают стимул самостоятельной активности, ведут к иждивенчеству.

     Шведская  система молодежной политики направлена на решение проблем на том уровне власти, где оно максимально эффективно, при широком привлечении общественных организаций, являющихся полноправными  партнерами государства.

     Важнейшие решения о содержании молодежной политики в Европе принимаются на регулярно созываемых Европейских  Конференциях министров по делам  молодежи. В период между Конференциями  вопросы мониторинга и необходимых  мероприятий по реализации основных приоритетов рассматриваются Совместным Советом по вопросам молодежи, который  состоит из представителей правительств всех государств-членов Совета Европы и представителей молодежных общественных объединений. 

     3.2 Перспективы использования зарубежного опыта молодежной политики в Российской Федерации

     Рассмотрев  механизмы реализации молодежной политики в других странах, можно сделать  вывод, что модель молодежной политики в России требует некоторых доработок. Базовая основа молодежной политики определена характером и целью существования российского государства: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (статья 7 Конституции РФ). В связи с тем, что человек является «исполнителем» различных институциональных ролей (член семьи, ребенок, инвалид, член трудового коллектива и т.д.), различные виды политик должны быть взаимосвязаны между собой на уровне их базовой основы, проектируемых результатов и социально-экономических последствий реализации управленческих решений.

     Кроме того, в России структура реализации молодежной политики по большому счету содержит только два уровня:

  • федеральный уровень – формирование законодательной базы и общая стратегия развития;
  • региональный уровень – реализация Федеральных программ и проектов.

     Молодежные  организации в России не так распространены как в большинстве европейских стран. Учредителями таких организаций чаще выступают не органы государственной власти, а частные лица. На мой взгляд, необходимо сформировать устойчивые механизмы государственно-частного партнерства, направленного на разрешение проблем современной молодежи.

     Однако  наблюдаемая в последние десятилетия  тенденция демонстрирует, что молодые  люди предпочитают традиционным молодежным организациям новые формы своего участия в общественной жизни (неформальные объединения, молодежные группы, реализующие  отдельные проекты или программы).

     Отсутствие  взаимодействия различных направлений социальной политики государства, в которой создание условий для жизнедеятельности детей, подростков и молодежи нейтрализуется решениями различных ведомств, деятельность уполномоченных органов власти в сфере молодежной политики становится неэффективной, а использованные на реализацию молодежной политики бюджетные средства обесцениваются в результате исполнения решений иных ветвей, уровней и органов власти. 16

     Так, молодежная политика имеет дело с  тем «продуктом», который создается  системой образования, социальной защиты, культуры, медицинского обслуживания и т.д. Поэтому часто текущей  задачей молодежной политики становится коррекция системы ценностей  и усвоенных социальных ролей, стимулирование развития востребованных знаний, умений и навыков, профилактика асоциальных  моделей жизнедеятельности, создание условий экономической устойчивости молодой семьи.

     По  мнению автора, для увеличения эффективности  и адресности молодежной политики в России возможно применение опыта Германии в распределении расходов на реализацию молодежной политики. Так, увеличив нагрузку на федеральный бюджет, реализация политики будет осуществляться с учетом социально-экономических особенностей регионов.

     В целом, в европейских странах  и США значительное место в  реализации политики отводится общественным и благотворительным организация. Этот опыт применим и в России, однако необходимо сформировать систему четкого распределения ответственности и заинтересованности действий органов государственной власти и общественных институтов.

     В вопросах вовлечения молодежи в экономико-трудовую деятельность Россия вполне может применить  опыт Китая. Так, создавая на летний период времени трудовые лагеря для студентов, будет разрешена проблема трудового самоопределения молодежи.

     Россия  традиционно находится в центре глобальных политических и экономических  процессов. Задача обеспечения ее поступательного, устойчивого развития и безопасности требует эффективной и адекватной реакции на современные вызовы, достижения национальной конкурентоспособности во всех сферах.

     Поэтому необходимость особой политики в  отношении молодежи определяется самой  спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать  как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую  другими социальными группами, функцию  ответственности за сохранение и  развитие нашей страны, за преемственность  ее истории и культуры, жизнь старших  и воспроизводство последующих  поколений, и в конечном итоге  за выживание народов как культурно-исторических общностей.

     Итак, молодежная политика в развитых странах призвана помочь молодым людям определиться с выбором жизненного пути, а так же она обеспечивает занятость молодежи. В Европе, США и Японии велика доля общественных и благотворительных организаций в реализации помощи молодежи, что делает молодежную политику более адресной и эффективной. Применение опыта развитых стран возможно и в Российской Федерации, однако практику реализации молодежной политики следует адаптировать под современные условия России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственная молодежная политика в Российской Федерации