Государственная политика занятости в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание

Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в РБ, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе.

Работа состоит из  1 файл

Государственная политика занятости в РБ.docx

— 70.80 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

"Государственная политика занятости в Республике Беларусь"

 

 

 

Введение

 

Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в РБ, поставили перед  экономической наукой и практикой  много сложных и принципиально  новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу  таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой  является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой  для социальной стабильности в обществе.

Интенсивность высвобождения  и перераспределения рабочей  силы зависит от множества факторов, главные из которых – изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

Исследование государственной  политики занятости актуально в  силу важности достижения наиболее полного  использования трудовых ресурсов общества. Таким образом, цель курсовой работы: определить основные тенденции и направления государственной политики занятости населения, исследовать рынок труда в Республике Беларусь, а также рассмотреть пути повышения занятости и сокращения безработицы.

Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих  задач:

– определить сущность понятия занятости;

– рассмотреть важнейшие показатели занятости;

– выявить специфику динамики уровня и структуры занятости населения в РБ;

– исследовать роль государства на рынке труда;

– проанализировать содержание Государственных программ занятости в РБ на 2006, 2007, 2008, 2009–2010 гг.;

Методологической и теоретической  основой исследования послужили: работы белорусских и зарубежных авторов, периодические издания, статистические сборники Республики Беларусь, Государственные программы занятости на 2006, 2007, 2008 и 2009–2010 годы.

Работа включает три главы, 6 приложений и 21 источник.

 

 

 

1. Занятость как экономическое явление

 

1.1 Понятие занятости и факторы ее определяющие

 

Занятость – важнейшая  характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости – важнейший  макроэкономический показатель. Как экономическая категория занятость – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.

Согласно Закону о занятости  населения Республики Беларусь понятие  занятости трактуется, как деятельность граждан Республики Беларусь, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу[21].

Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учеба в общеобразовательных и высших учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и др. Однако с точки зрения развития самого общества, решающее значение имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень качества жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан [9, с 5–6].

В занятости, как экономическом явлении, выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют

понятиям полной и эффективной занятости. Полная занятость – это такое состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся уровне реальной заработной платы имеют работу. Если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость. Эффективная же занятость – это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда [5, с 8].

Дисбаланс между спросом  и предложением на рынке труда  всегда означает отступление от условий  полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, при превышении спроса над предложением и реальной потребностью – скрытая безработица.

Помимо традиционной формы  занятости различают и нетипичную (нетрадиционную) занятость, которая  имеет следующие виды:

а) сезонная занятость – занятость на основе сезонного контракта при условиях полного рабочего дня;

б) поденная занятость, связана  с работой на условиях определенного  количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда;

в) периодическая занятость  – чередующиеся занятость и незанятость, независимо от сроков той или другой в течение года;

г) временная занятость, характеризующаяся  тем, что работник занят деятельностью  лишь в течение некоторого периода  времени, но этот период не предопределен  сезонностью работ;

д) занятость по вызову – нетрадиционная занятость, которая не предполагает никаких гарантий занятости и складывается под влиянием стечения обстоятельств;

е) самозанятость – занятость, которая осуществляется по собственной инициативе, самоуправляема и не имеет общепринятых форм оплаты труда [5, с 11].

Экономические факторы занятости  связаны с особенностями размещения и развития производительных сил. В  их число входят: размещение производительных сил, отраслевая структура народного  хозяйства, экономическое стимулирование и др.

Размещение производительных сил по территории предопределяет возможности  населения в удовлетворении желания  трудиться в общественном производстве. Отсутствие работы, соответствующей  специальности и наклонностям людей, нередко приводит к более или  менее продолжительному их выбытию  из состава занятого населения.

Преимущественное развитие отдельных отраслей народного хозяйства  прямо отражается на характере занятости  населения. Например, развитие в районах  Сибири трудоемких (мужских) отраслей производства привело к тому, что  женщины там фактически оказались  лишены возможности работать по специальности.

Экономическое стимулирование, с точки зрения занятости, – это система мероприятий государства (заработная плата, льготы и т.п.), направленных на обеспечение более широкого участия отдельных групп населения в общественном производстве, создание условий для пополнения и стабилизации движения занятых в экономике.

Социальные факторы занятости  связаны с особенностями формирования системы условий для трудовой деятельности населения. Среди них  выделяют: уровень развития сферы  обслуживания и сети дошкольных учреждений, уровень образования населения, национальные традиции, уровень развития здравоохранения и др.

Общемировые факторы занятости  связаны с особенностями способа  производства материальных благ. В  их составе выделяют такие взаимосвязанные  факторы, как форма собственности  на средства производства, характер соединения средств производства и рабочей  силы и др. [1, с 13–15].

 

1.2 Показатели  занятости

 

Выделяют различные показатели занятости, которые характеризуют  состояние трудовых ресурсов в стране и с помощью которых анализируется и прогнозируется занятость. К таким показателям можно отнести: трудовые ресурсы, экономически активное население, занятое население, численность принятых на работу, численность уволенных, безработные.

В общей численности населения  можно выделить две крупные группы: люди способные и неспособные  работать по найму, которые в свою очередь подразделяются на определенные подгруппы [приложение А].

В состав трудовых ресурсов включаются: население в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих лиц, получающих пенсию по инвалидности 1 и 2 группы, за выслугу лет, по возрасту в связи с особыми условиями  труда и на льготных основаниях), а также работающие лица старше и  младше трудоспособного возраста.

Экономически активное население – часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров. К экономически активному населению относятся занятое население и безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите.

К населению, занятому в экономике, относятся лица, работающие в организациях; индивидуальные предприниматели и  лица, работающие у них по найму; лица, занятые в личном подсобном  хозяйстве.

В РБ в 2007 г. в численности занятого населения учитываются граждане, выполнявшие работу по гражданско-правовым договорам, для которых эта работа являлась единственной [4, с 104].

Данные о численности  трудовых ресурсов, экономически активного  населения и численности населения, занятого в экономике, формируются  один раз в год при расчёте  баланса трудовых ресурсов и приводятся в среднегодовом исчислении. [приложение Б]

В численность принятых включаются лица, зачисленные в отчётном периоде  в организацию приказом нанимателя о приеме на работу.

В численность уволенных  включаются все работники, оставившие работу в организации независимо от оснований прекращения трудового  договора, уход или перевод которых  оформлен приказом.

К безработным, зарегистрированным в органах по труду, занятости  и социальной защите, относятся трудоспособные граждане, постоянно проживающие  на территории РБ, не имеющие работы и заработка, которые зарегистрированы в органу по труду, занятости и  социальной защите по их постоянному  месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и  готовые приступить к ней [12, с 76].

Таким образом, занятость  представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого  человека. А показатели занятости населения являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны.

 

 

 

2. Государственное регулирование рынка труда

 

2.1 Роль государства на рынке труда

 

Рынок труда – общественно-экономическая  форма движения трудовых ресурсов (рабочей  силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория  рынок труда представляет собой  систему производственных отношений  между работниками (с собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством, во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых, по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения. [5, с 45]

Система государственного регулирования  на макроуровне включает в себя взаимосвязанные  подсистемы законодательного, перспективного и оперативного регулирования.

Законодательная подсистема обеспечивает формирование соответствующей  правовой основы характера отношений  работника и работодателя, а также  их отношений с государственными органами и органами самоуправления различных уровней, определяет формы, методы и средства регулирования  данных отношений.

Основными законодательными и нормативно-методическими документами  по регулированию рынка труда  являются: Закон о занятости населения  РБ, Положение о порядке образования  и использования государственного фонда содействия занятости РБ, Положение  о порядке и условиях выплаты  безработным пособий и материальной помощи, Положение об организации  профессионального обучения безработных, Положение о порядке регистрации  безработных, Положении об организации  оплачиваемых общественных работ и  др.

Перспективная подсистема устанавливает  цели регулирования рынка труда, соответствующий механизм их реализации, масштабы регуляторов, обеспечивает получение  системного эффекта от их применения. Она предполагает разработку государственных  программ социально-экономического развития народного хозяйства и его  отраслей, государственных республиканских  и региональных программ занятости, включая систему создания рабочих  мест для отдельных категорий  граждан, учет их наличия, профориентацию, переквалификацию и переподготовку кадров; систем налоговых льгот на доходы, инвестируемые в данную сферу; льготных режимов предоставления банковских ссуд на эти цели и т.д.

Информация о работе Государственная политика занятости в РБ