Государственная политика занятости в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание

Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в РБ, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе.

Работа состоит из  1 файл

Государственная политика занятости в РБ.docx

— 70.80 Кб (Скачать документ)

Содействие в  профессиональной подготовке и переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости. Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляется как на базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором – на специфику предприятия. Для безработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот.

Программы общественных работ действуют во многих странах. Задачи организации общественных работ связаны не только с экономическими и социальными проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры регионов и тому подобное. Недостатком общественных работ является то, что они не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им поиски постоянной работы. Содействие в занятости групп населения актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей. Каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством. Для инвалидов занятость связана не только с экономическими, но также с социальными, психологическими и духовными проблемами. По законодательству лицам с ограниченными физическими возможностями предоставляется система льгот для участия в экономической деятельности. Молодежный аспект политики занятости обусловлен прежде всего тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Законодательство предоставляет молодым людям льготы на получение профессионального образования, помощь при поступлении на работу. Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны МОТ (Конвенция №142). [8, с 234]

Таким образом, для смягчения  негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально  ориентированного типа ключевое значение имеет государственное регулирование  рынка труда. Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что для  преодоления негативных последствий безработицы требуются усиление мер государственного регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства.

 

 

 

3. Государственная политика занятости в Республике Беларусь

 

3.1 Структура занятости населения и динамика важнейших показателей занятости

 

Анализируя структуру  занятости и динамику важнейших показателей в РБ следует отметить, что формирование трудовых ресурсов предопределяется динамикой численности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего численностью поколений, вступающих в трудоспособный возраст и выходящих за его пределы. Влияние миграционного фактора на формирование трудового потенциала в Беларуси не существенно [9].

Сегодня многие предприятия  работают в неполную рабочую неделю. Современная ситуация на рынке труда  в Беларуси – вынужденная неполная занятость на производстве, а с другой стороны – теневой сектор экономики. Основная часть трудовых ресурсов (70%) сосредоточена в общественном производстве. Это один из показателей, по которому мы приблизились к мировым стандартам (в России – 72,7, в развитых странах – примерно 65%). Продолжилась позитивная тенденция роста численности работающих в экономике, которая в январе-сентябре 2008 г. составила 4502.3 тыс. чел. (при прогнозе на 2008 г. 4490 тыс. чел.) В последние годы темпы снижения численности занятых заметно сократились, даже произошло увеличение спроса на рабочую силу, и практически во всех отраслях (за исключением сельского хозяйства, науки и образования) прием работников превысил их увольнение [10, с 54].

Следует отметить, что динамика занятости имеет различную направленность в разрезе городской и сельской местности. Наблюдается тенденция  роста городской занятости при  снижении численности сельских работников. Уровень городской занятости  в 2008 году составил 72.6% к трудовым ресурсам, в то время как сельской – 65.9%, хотя в период 2000–2003 он был выше, чем в городе. Отчасти это связано с реформированием аграрного сектора экономики, сопровождаемым высвобождением рабочей силы из сельского хозяйства. При этом недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования и социальной инфраструктуры сдерживали рост новых рабочих мест на селе.

Как показывает диаграмма, отраслевая структура занятости характеризуется сокращением численности работников в производственном секторе экономики и расширением ее социальной направленности.

Политика по сохранению кадрового  персонала и недопущению массовых увольнений сопровождается консервацией неполной занятости и низкой эффективностью использования рабочей силы. На ряде предприятий численность персонала  превышает экономически целесообразный уровень. Ведущей отраслью экономики является промышленность, где сосредоточено 26,6% всех работников. В условиях наращивания производства продукции, расширения ввода в действие основных фондов и сокращения незадействованных производственных мощностей увеличивается потребность промышленности в кадрах и заметно активизируется процесс создания новых рабочих мест.

Сегодня многие предприятия  работают у нас неполную рабочую  неделю. Современная ситуация на рынке  труда в Беларуси – вынужденная неполная занятость на производстве, а с другой стороны – теневой сектор экономики.

Наиболее острой остаётся проблема сокращения численности занятых  в сельском хозяйстве, которая за 2000–2008 гг. уменьшилась на треть – с 625,1 тыс. чел. до 435.4 тыс. чел. Уровень занятости населения в этой отрасли снизился с 14,1 до 9.4% к общей численности работающих в экономике. Следует отметить, что государство принимает кардинальные решения по обеспечению нормального функционирования сельского хозяйства в условиях рыночной системы отношений. В республике разработана и реализуется Программа возрождения и развития села на 2005–2010 годы, в рамках которой предусмотрены меры создания новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве. Однако по-прежнему существуют препятствия для роста его эффективности и занятости населения: отсталость технико-технологической базы; кредиторская задолженность сельхозпредприятий; недостаточное финансирование развития АПК [3, с 74–79]. Распределение рабочей силы по отраслям сферы услуг существенно отличается от аналогичного процесса в производственной сфере экономики. В течение последних десяти лет наблюдалась тенденция роста занятости в сфере услуг, где численность работающих только за прошедшее пятилетие увеличилась с 2 201,8 тыс. до 2 319,5 тыс. чел., или на 5,3%. Доля занятых здесь, соответственно, возросла с 49,6 до 53,3.%. Устойчивая тенденция спроса на рабочую силу наблюдалась в сфере финансов и кредита, в управлении, торговле и общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании. Отмечается приток кадров в здравоохранении, хотя темпы прироста численности работников в последние годы здесь несколько сократились в связи с проводимой реструктуризацией системы медицинской помощи. В настоящее время в этой отрасли занято около 7,5% работающих в экономике [11, с 17].

Одной из динамично развивающихся  отраслей в последние годы является строительство. В 2000–2008 г. в отрасли наблюдается устойчивая тенденция роста численности работников вследствие наращивания объемов строительно-монтажных работ и улучшение финансового состояния строительных организаций. Численность работающих в строительстве увеличилась с 312.3 тыс. до 368.8 тыс. чел., а их доля – соответственно с 7 до 8.7%.

Устойчиво сокращается также  численность работников в искусстве. Среди отраслей сферы услуг наиболее сложная ситуация остается в науке  и научном обслуживании, где численность  занятых сократилась в 2,8 раза и  составила в 2008 году 37,3 тыс. чел. (против 102,6 тыс. чел. в 1990 г.).

Распределение численности  занятого населения по формам собственности  приведено в следующей диаграмме:

В качественном аспекте структура  занятости характеризуется распределением численности работающих по возрасту, уровню образования и половому признаку.

Как показывает диаграмма, в Беларуси сохраняется достаточно устойчивая тенденция превышения численности женского населения, что в какой-то степени связано с большей продолжительностью их жизни по сравнению с мужчинами. Так, в 2008 г. на 1 000 мужчин приходилось 1 130 женщин, причем такая ситуация характерна для населения в трудоспособном возрасте, начиная с 25 лет. Данный демографический фактор определил более высокую долю женщин по сравнению с численностью занятых в экономике – 52,2%. [19]

Женская занятость в стране характеризуется относительно высокой  долей работающих женщин в сфере  услуг. Так, их удельный вес в общей  численности – 73,7, торговле и общественном питании – 70,5%. Наиболее низка доля женщин в производственных отраслях: сельском хозяйстве – 39,1; промышленности – 45,7; строительстве – 22,5; на транспорте – 28,9% [11, с 56]

Анализ образовательного уровня показывает, что постоянно  увеличивается численность женщин с высшим и средним специальным  образованием. Так, доля женщин с высшим образованием возросла с 20.8 в 2000 г. до 25,3% в 2005 г., со средним специальным – с 27.9 в 2000 г. до – 28,2% в 2005 г.

В возрастной структуре занятого населения наметился рост доли молодых  работников (23,5% в 2005 г.) при сокращении работников наиболее активного трудоспособного возраста (30 – 39 лет) и повышении доли работающих лиц более старших возрастов. По сравнению с 2000 г. доля работающих лиц в возрасте 30 – 39 лет уменьшилась с 27,5 до 24,4%, в то время как доля лиц предпенсионного возраста (50–54 года) возросла с 11,8 до 12,5%, 55 лет и старше – с 9.4 до 10,8%. Относительно стабильным остается удельный вес работников в возрасте 40 – 49 лет (28,8%). [19]

Численность занятой в  экономике молодежи в возрасте 16 – 29 лет, начиная с 2000 г., ежегодно увеличивается в среднем на 0,2 – 0,3%.

Динамика молодежной занятости  в отраслевом разрезе носит неоднозначный  характер. Среди работающей молодежи большую долю составляют занятые  отраслях социальной сферы, таких как  бытовое обслуживание (33,2), общая  коммерческая деятельность по обслуживанию рынка (35,4), торговля и общественное питание (32,4), информационно-вычислительное обслуживание (32,7), финансы, кредит и  страхование (27,9%). Это обусловлено прежде всего тем, что в данных отраслях происходит не столько смена поколений в рамках стабильной численности, сколько расширение данных сфер деятельности, позволившее привлечь дополнительный контингент из чиста молодежи. [16]

На протяжении последних  лет наблюдалось устойчивое сокращение доли молодых работников в сельском хозяйстве. Только в 2005 г. удалось приостановить данную негативную тенденцию и впервые наметился рост молодежной занятости в этой отрасли. Однако удельный вес молодежи в общей структуре работников отрасли по-прежнему остается одним из самых низких – 18,1%. Снижение занятости молодежи в этой отрасли обусловлено не только демографическим постарением сельского населения, но и неудовлетворенностью молодых людей характером сельскохозяйственного труда, социально-культурными условиями жизни в сельской местности, стимулирующими отток молодежи в города [3, с 80–83].

Позитивная динамика занятости  наблюдается в науке и научном  обслуживании, где доля молодых работников возросла за пятилетие с 16,9 до 21,0% в 2005 г. Это свидетельствует о росте престижности научной работы, что привело к увеличению притока молодежи из числа выпускников высших учебных заведений и молодых специалистов в сферу научной деятельности.

Что касается работников старших  возрастных групп, то здесь четко  прослеживается тенденция повышения  их доли в общей численности занятых  в экономике. Это обусловлено  не только процессами старения населения, но и спецификой формирования профессионально-квалификационной структуры кадров в ряде отраслей, требующих высокого уровня профессионализма и опыта работы.

В целом по экономике доля работающих пенсионеров составляет 6,2% к общей численности занятых, что ниже среднемирового показателя (7%), тогда как в 1995 г. он был 1,1%.

Как показывает диаграмма, уровень регистрируемой безработицы с 1995–2008 г. экономически активного населения снизился на 2,1%. Сложившийся рынок труда имеет следующие особенности:

– число заявленных предприятиями свободных рабочих мест начиная с июня 2007 г. превышает численность регистрируемых безработных;

– сохраняется территориальная дифференциация уровня безработицы – от 0,3% в Минске до 1,2% в Брестской и Витебской областях;

– увеличивается число граждан, которые не могут трудоустроиться самостоятельно, без помощи органов службы занятости.

– продолжается снижаться напряженность на рынке труда. В конце января 2008 г. на 10 свободных рабочих мест условно претендовало 6 безработных (в аналогичном периоде 2007 г. – 8).

– по-прежнему сохраняется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, который обусловлен перепроизводством специалистов с экономическим и юридическим образованием [10, с 55–56].

Таким образом, профессионально  квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке» труда является одним из основных факторов снижения качества трудового потенциала в Республике Беларусь. Решение этой проблемы требует в первую очередь изменения структуры и повышения качества системы профессиональной полготовки кадров, ее увязки с реальными потребностями общественного производства. Не менее важная задача – обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочих мест на локальных рынках труда с учетом перспектив социально-экономического развития регионов.

Информация о работе Государственная политика занятости в РБ