Государственная политика занятости в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание

Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в РБ, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе.

Работа состоит из  1 файл

Государственная политика занятости в РБ.docx

— 70.80 Кб (Скачать документ)

 

3.2 Государственная программа занятости в РБ на 2009–2010 гг.: проблемы и пути их решения

 

К основным проблемам обеспечения  занятости населения относятся:

1) снижение безработицы  среди групп населения, наиболее  уязвимых на рынке труда, и  усиление мер по их государственной  поддержке;

2) создание условий для эффективной  занятости жителей проблемных  населенных пунктов и регионов;

3) достижение соответствия профессионально-квалификационного  состава работников потребностям  развития национальной экономики;

4) повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Для достижения эффективной занятости  в стране требуется определенное время и дополнительные финансовые средства, но только лишь финансовых средств  недостаточно. Необходимо выработать концепцию и программу государственного регулирования занятости населения, в которых бы нашли отражение  пути и способы стимулирования занятости  в приоритетных отраслях экономики, повышение конкурентоспособности  рабочей силы, поддержки малого предпринимательства, содействия занятости граждан, не конкурентоспособных  на рынке труда. [16]

В РБ с целью более успешного  решения проблемы безработицы разрабатываются  государственные программы занятости [приложение Г] Особый интерес представляет Государственная программа занятости населения на 2009–2010 годы, поскольку в отличие от предыдущих эта программа разработана на два года. Основные приоритеты программы – это вовлечение в экономическую деятельность незанятого населения, создание рабочих мест, повышение качества трудовых ресурсов, снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, решение проблем занятости для определенных групп населения, улучшение ситуации в сфере занятости в ряде регионов, малых городов, сельской местности.

Реализация заложенных в  программе мер позволяет обеспечить уровень безработицы в Беларуси к концу 2010 года – 1–1,1%. А численность занятых в экономике возрастет к концу 2010-го – до 4775 тыс. [18]

Структура спроса на рабочую  силу кардинально не меняется. Рынок  труда, как и раньше, ориентирован на рабочие профессии. По-прежнему востребованы обладатели строительных специальностей (каменщики, кровельщики, облицовщики-плиточники, плотники, штукатуры и др). Среди  специалистов с высшим образованием наиболее дефицитные – врачи, инженеры различных профилей. А в сельской местности ощущается нехватка механизаторов, трактористов, операторов машинного доения, животноводов, ветврачей, зоотехников. При этом в избытке (предложение рабочей силы значительно превышает спрос) остаются бухгалтеры, экономисты, юристы, преподаватели, техники-технологи, закройщики, операторы персональных электронно-вычислительных машин, продавцы непродовольственных товаров, парикмахеры и т.д. [приложения Д, Е]

На рынке труда регионов, малых и средних городских  поселений также снижается напряженность. Реально сокращается безработица  на селе – количество сельских безработных практически сравнялось с числом имеющихся в сельской местности вакансий.

Вместе с тем на рынке  труда республики по-прежнему сохраняется  структурный и территориальный  дисбаланс спроса и предложения  рабочей силы. Не теряют своей остроты  проблемы женской и молодежной безработицы. Сложно решаются вопросы трудоустройства  инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы  МВД, а также людей, имеющих длительный перерыв в работе[10].

Постановлением правительства  №1640 от 30 октября 2008 г. был утвержден план мероприятий на текущий 2009 год, который предусматривает три главных направления: содействие в трудоустройстве незанятого населения; обеспечение занятости жителей сельской местности; обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы.

В 2010 году в Беларуси планируется  создать 161,5 тыс. рабочих мест. Причем 2,9 тыс. из них будут организованы нанимателями с использованием бюджетных  ссуд. [21]

Для организации предпринимательской  деятельности и развития самозанятости (в первую очередь в сфере услуг) будет оказана финансовая поддержка  в виде субсидий и (или) денежных средств 2,4 тыс. безработных на основе предварительного изучения их деловых качеств, консультирования и обучения.

В целях снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов особое внимание уделяется  организации профподготовки и переподготовки безработных, прежде всего по востребованным на рынке труда профессиям.

Проблемы трудоустройства  и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.

В прошлом году (2008) оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек устроено на забронированные  рабочие места; на профессиональное обучение направлено 463 инвалида; организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов. При этом государственной службой занятости компенсированы затраты за приобретенное оборудование для создания 134 рабочих мест инвалидов.

Органы по труду, занятости  и социальной защите населения предоставляют  предприятиям общественных организаций  инвалидов возвратные бюджетные  ссуды для создания рабочих мест. [19]

Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных.

С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Немаловажной гарантией  трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических  учебных заведений является их государственное  распределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников. [20]

Выпускники, не подлежащие распределению  и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной  службы занятости, получают возможность  трудоустройства на специально созданные  ученические места по программе «Молодежная практика». Так, в 2008 году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека.

Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность подработать  в свободное от учебы время  в лагерях труда и отдыха, а  также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. В период летних каникул  значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.

В 2008 году организована временная трудовая занятость для 39,1 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи. [20]

В Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% – в общей численности безработных.

Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения  особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.

Первоочередное право  направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с  отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

Государство поощряет женскую  инициативу, связанную с организацией самозанятости и предпринимательской  деятельности. Так, в 2008 году службой занятости предоставлены субсидии и денежные средства для организации собственного дела 2 695 безработным. И каждый второй, получивший финансовую поддержку, – женщина.

Для снижения остроты женской  безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки  вакансий с преимущественным использованием женского труда. Активное содействие занятости  женщин дает результаты: за прошедший  год их удельный вес в численности безработных сократился с 65,5% (на 1 января 2008 г.) до 60,6%.

В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической  и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан.

Государственная служба занятости  организует для них психологическую  поддержку и обучение приемам  активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно  по конкретным заявкам нанимателей  с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных  организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др. В 2008 году в оплачиваемых общественных работах приняли участие 52,4 тыс. безработных. [20]

Наиболее сложная ситуация на рынке труда в 2009–2010 годах прогнозируется в 21 из 187 малых городов, поэтому именно они и включены по предложениям облисполкомов в госпрограмму.

Как и прежде, по каждому  малому городу – с учетом специфики территорий – предусмотрены меры активной политики занятости, направленной на повышение эффективности использования и развития трудового потенциала. Здесь будут открыты современные производства, ориентированные на местные ресурсы, традиции населения и потребности регионов. Особое внимание будет уделяться реализации важнейших инвестиционных проектов, развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Реализация заложенных в программе мер позволит снизить безработицу в малых городах к концу 2010 года до 1%. [21]

Отдельный раздел посвящен мерам по улучшению ситуации на рынке  труда в сельской местности. Их реализация будет способствовать сокращению оттока трудоспособного населения из сельской местности, повышению эффективности  использования трудовых ресурсов, качества и уровня квалификации кадров, содействию в трудоустройстве граждан, в  том числе высвобождаемых в результате интенсификации сельскохозяйственного  производства.

В соответствии с программой в 2,3 раза увеличено задание по организации  новых рабочих мест на селе. В 2010 году предусматривается организовать в сельской местности 12 тыс. рабочих  мест, в том числе 256 – с использованием бюджетных ссуд. В целом на реализацию плана мероприятий в 2009 году направлено почти 174 млрд.[21].

Как видно из вышесказанного, правительство активно занимается вопросами занятости и трудоустройства  граждан. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

 

 

 

Заключение

 

В ходе исследования получены следующие результаты:

– занятость – важнейшая характеристика экономики, она зависит от демографических процессов. Политика занятости выступает составной частью экономической политики, т.е. имеет социальное и демографическое содержание.

– состояние рынка труда является основным фактором развития экономических процессов. Следует сказать, что рынок труда РБ характеризуется негативными тенденциями: происходит снижение численности населения в трудоспособном возрасте, существуют значительные территориальные и межрегиональные диспропорции в распределении трудовых ресурсов, а также избыток одних профессий и дефицит других. Поэтому необходимо провести серьезную реструктуризацию занятости путем создания новых рабочих мест в наукоемких производствах и сферах услуг, развернуть систему подготовки и переподготовки по приоритетным направлениям технического прогресса, ликвидировать разрыв между профессиональным образованием и требованиями рынка труда.

– При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

– Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда

– В РБ в целях повышения эффективности занятости наряду с прогнозами разрабатываются Государственные программы по содействию занятости. В них находят отражение пути и способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики страны, устранения безработицы в трудодефицитных регионах, регулирования трудовой миграции и т.д. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ – соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости

Информация о работе Государственная политика занятости в РБ