Государственное регулирование цен на примете отдельных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 00:47, курсовая работа

Описание

Какие же цели ставит перед собой государство в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это – глобальные цели. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

ГЛАВА 1 ЦЕНЫ В МЕХАНИЗМЕ ФУНКЦИОНИРОВАННИЯ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………………6
1.1 Система цен и тарифов в экономике……….………………………………6
1.2 Государственное регулирование цен и тарифов..………..………………8

ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ…………………………………………………………...12
2.1 Методы государственного регулирования цен во Франции…...……..12
2.2 Методы государственного регулирования цен в Дании ………………13
2.3 Методы государственного регулирования цен в Японии ……………..14
2.4 Методы государственного регулирования цен в США ………………..15
2.5 Методы государственного регулирования цен в Швеции……………..16
2.6 Методы государственного регулирования цен в Финляндии………….17

ГЛАВА 3 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………........26

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 58.04 Кб (Скачать документ)

Тарифы на услуги государственных  железных дорог, почты, телеграфа, государственные  монопольные цены на “акцизные” товары, продажа продовольствия из государственных  запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующие на внутренние цены и тарифы, - вот далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен и тарифов конца XIX века и в XX веке.

Переломными в истории  государственного регулирования цен  и тарифов стали первая мировая  война, начавшаяся вслед за ней депрессия, сменивший ее кризис. Политические и экономические потрясения в  обществе подготовили его сознание к тому, что надо искать пути к  сдерживанию и обузданию стихийного начала в развитии, и делать это  следует путем усиления вмешательства  государства в хозяйственную  жизнь, и в частности, в процесс  ценообразования. К середине 30-х  годов во многих развитых странах  были приняты законы, предоставлявшие  государству полномочия по воздействию  на цены, вплоть до их замораживания. Это  стало составным элементом государственной  экономической политики.

Рассмотрим основные формы  государственного регулирования цен  и тарифов.

1. Наблюдение со стороны  правительственных органов. Проводится  в основном центральными статистическими  управлениями. Главная цель наблюдения - выявление роста стоимости жизни  для определения индекса номинального  повышения заработной платы и  пенсий, а также для того, чтобы  выяснить, как повышение цен влияет  на издержки производства и  национальную конкурентоспособность. 

2. Косвенное воздействие.  Оно состоит в том, что вводятся  или отменяются те или иные  количественные и таможенные  ограничения во внешней торговле, изменяются учетные ставки, варьируются  налоги, увеличиваются или уменьшаются  размеры эмиссии денег и т.п. 

3. Государственное вмешательство  в процесс. Здесь имеется в  виду санкционированное правительственными  органами завышение издержек  производства. Расчетные (а не  действительные) издержки производства  оказываются на всех предприятиях  настолько высокими в результате  объявленных правительством льгот,  что повышение цен становится  непредотвратимым.

4. Лидерство в ценах  тарифах. Государственные предприятия, контролируя значительную долю рынка, при ограниченном предложении могут стать лидирующими в ценах и определять их уровень в целом по отраслям. Аналогичная ситуация возникает в отраслях, где государство является крупным заказчиком и покупателем - во многих видах строительства, в производстве вооружений и других товаров для армии. В такой ситуации правительственные органы устанавливают по договоренности с фирмами - производителями товаров и услуг “ контрактные цены”, которые затем становятся базовыми для отрасли. Иначе говоря, государство может в ряде отраслей лидировать в ценах не только как продавец, но и как покупатель.

5. Прямое государственное  воздействие. Его оказывают государственные  субсидии, снижающие издержки индивидуальных  производителей. Один из видов  таких субсидий - снижение или  замораживание цен на отдельные  товары и услуги, достигаемые  путем специальных доплат производителю или потребителю.

6. Особое направление  - государственное воздействие на  внешнеторговые цены. Оно ведется  государственным поощрением экспорта  через освобождение экспортеров  от налогов, а в некоторых  странах - с помощью экспортных  субсидий, представления льготных  кредитов и транспортных тарифов.  И все это существенно отражается  на условиях ценовой конкуренции  на мировом рынке. Одним из  самых эффективных инструментов  прямого государственного регулирования  внутренних цен являются количественные  и качественные ограничения импорта, а также таможенные пошлины.

7. Установление фиксированных  льготных цен и тарифов на  товары и услуги, производимые  в государственном секторе экономики.  Примером здесь могут служить  цены на минеральное сырье,  добываемое в государственных  предприятиях, на энергию, железнодорожные,  почтово-телеграфные тарифы. Эти  искусственно сдерживаемые цены  и тарифы способствуют снижению  издержек производства в частном  хозяйстве. 

8. Правительственный контроль  над ценами в форме их фиксации  или установления пределов их  повышения. Это типичное средство  административного хозяйственного  регулирования. Применяется оно  редко и, как правило, в условиях  рыночного хозяйства является  в долгосрочном аспекте неэффективным.  Используется чаще всего в  исключительных случаях, например, при обострении социальной напряженности. 

9. Передача прав установления  и контроля над ценами на  определенные виды товаров наднациональным  органам. Примеры: установление  цен на уголь и черные металлы  Европейским объединением угля  и стали, временная фиксация  цен на сельскохозяйственные  товары в Европейском Сообществе, унификация транспортных тарифов  внутри интеграционных объединений,  унификация налогов как важного  фактора ценообразования. 

Здесь приведены примеры  наиболее распространенных форм государственного регулирования цен, конкретное применение которых зависит от места, времени, социально-экономического и политического  состояния страны, региона.

Исследовав теоретическую  часть государственного регулирования  цен и тарифов, можно сделать  следующие выводы:

  • система цен и тарифов в современной экономике очень сложна. И классифицируются цены по разным признакам;
  • воздействуя на цены, государство добивается достижения глобальных целей проводимого им регулирования экономики. Речь здесь идет о конъюнктурной и структурной политике, борьбе с инфляцией, стимулировании и модернизации, усилении национальной конкурентоспособности на мировых рынках, о смягчении социальной напряженности. В конечном счете, контроль в ценообразовании служит осуществлению генерального курса государственного регулирования - оптимизации экономического развития и стабилизации социальной системы.

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

         2.1.Методы государственного регулирования цен во Франции

         Несмотря на действие принципа свободного установления цен в условиях рыночного хозяйства Франции, роль государства сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги, либо к осуществлению контроля над ценами в условиях конкуренции.

 Государственный сектор  в экономике Франции занимает  небольшой удельный вес в ВНП. 

Государственный сектор включает:

- газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт  - государство устанавливает все  экономические параметры деятельности  отраслей, в том числе объем  инвестиций, оплату труда и цены  на готовую продукцию;

- национальный и коммерческий  банки, страховые компании и  отдельные фирмы - государство  оказывает минимальное воздействие  на экономические параметры хозяйственной  деятельности этих отраслей, побуждая  их конкуренцию с частным сектором.

 Такая специфика экономики  Франции предопределила соотношение  между регулируемыми и свободными  ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируются государством, а остальные 80% находятся в  режиме свободного рыночного  ценообразования.

 Следует отметить, что  Франция является одной из  немногих промышленно развитых  стран, где существовал довольно  жесткий режим государственного  регулирования цен, который частично  сохраняется до настоящего времени.

 Между тем стало  ясно, что система жесткого контроля  над ценами себя исчерпала.  Французские экономисты пришли  к выводу, что подобный контроль  над ценами делает рынок менее  гибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном  этапе ограничивает свободный  перелив капиталов, мобильность  рынков труда, товаров и услуг,  затрудняется процесс инвестирования, расширяются рамки бюрократизации  хозяйственной деятельности. Однако  программа либерализации осуществлялась  достаточно осторожно.

 Либерализация цен  не означала полного прекращения  всякого вмешательства государства  в процесс ценообразования. Переход  от политики прямого вмешательства  в дела управления предприятиями  (на уровне макроэкономики) к системе  глобального регулирования (на  уровне макроэкономических процессов) для экономики означал лишь изменение формы вмешательства — переход к методам косвенного воздействия на рынок и цены. Поэтому одновременно с решением о либерализации цен было принято и другое решение о ценовой конкуренции в промышленности, которым запрещалось создание всякого рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев.

 Либерализация цен  привела к необходимости изменения  структуры государственных органов  по регулированию цен.

 В настоящее время  во Франции имеется около трех  тысяч государственных контролеров  по ценам, которые являются  сотрудниками отдела по государственному  регулированию цен и ценовой  конкуренции департамента по  конкуренции Министерства планирования  и финансов, отраслевых министерств  и департаментов.

 

2.2. Методы государственного  регулирования цен в Дании

 Система ценообразования  в Дании складывается в решающей  степени под воздействием рыночных  факторов.

Государственное воздействие  на формирование цен весьма ограничено - в основном оно сводится к формированию максимально благоприятных условий  для свободной конкуренции частных  производителей, которые сами устанавливают  цены на свою продукцию исходя из таких критериев, как:

- объемы производственных  затрат;

- соотношение спроса  и предложения и т.д.

 Гибкое применение  системы потребительских налогов  позволяет правительству влиять  на уровень цен тех или иных  товаров и оказывать воздействие  на потребление в желательном  направлении (например, ограничивать  потребление спиртных напитков  и т.д.).

 Цены и тарифы в  государственном секторе, масштабы  которого невелики, определяются  муниципальными и городскими  властями. Удельный вес устанавливаемых  непосредственно государством твердых  или регулируемых цен составляет  около 6%.

 Хотя в Дании фактически  отсутствует система государственных  дотаций к ценам, однако в  сфере потребления предоставляются  государственные субсидии на  приобретение медицинских препаратов. Но этот порядок рассматривается  в качестве элемента системы  социального обеспечения, а не  как дотации к ценам.

 Процесс ценообразования  на сельхозпродукцию складывается  под воздействием механизма сельскохозяйственной  политики ЕС. При этом в Дании  существует довольно разветвленная система государственной поддержки фермеров, предусматривающая, в частности, предоставление государственных гарантий на займы и льготные рентные условия для капитального строительства, ведения дренажных и оросительных работ, внедрение энергосберегающих систем.

 

2.3 Методы государственного  регулирования цен в Японии

 В Японии запрещено  устанавливать несправедливые как  монопольно высокие, так и монопольно  низкие цены, преследующие цель  убрать конкурента из рынка.

 Введены ограничительные  меры в отношении одновременного  повышения цен. Они распространяются  на отрасли, где объем производства, превышает 30 млрд. иен. Если в  таких отраслях более двух  фирм в пределах трех месяцев  подняли цену примерно на одну  и ту же величину в абсолютном  выражении или в процентах,  то комиссия по справедливым  сделкам вправе потребовать от  них доклада о причинах такого  повышения и при необходимости  начать расследование.

 Исключения предусмотрены  лишь на случай резкого ухудшения  деловой конъюнктуры, когда цены  падают ниже издержек и возникает  угроза банкротства значительного  числа фирм отрасли. С разрешения  комиссии в таких случаях допускается  согласование производителями объемов  производства, продаж, капиталовложений, уровней загрузки оборудования  и цен. Когда комиссия получает  заявление с просьбой о разрешении  таких заключений, она обязана  в короткий срок обнародовать  причины своего согласования  или отказа. Принимая решение,  она обязана консультироваться  с министром, в сферу компенсации  которого входит отрасль.

 В Японии имеется  особый правительственный орган  — бюро цен управления экономического  планирования. В его функции входят:

- контроль над соблюдением  антимонопольного законодательства;

- отслеживание уровня  и динамики цен на товары;

- поддержание спроса  на необходимом уровне;

- изучение тенденций  спроса и предложения.

 Государство регулирует  цены на рис, пшеницу, мясо  и молочные продукты, железнодорожные  тарифы, тарифы на водоснабжения,  теплоснабжение, электроэнергию и  газ, образование и медицинское  обслуживание. В целом регулируется  около 20% потребительских, цен.

Информация о работе Государственное регулирование цен на примете отдельных стран