Государственное регулирование цен на примете отдельных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 00:47, курсовая работа

Описание

Какие же цели ставит перед собой государство в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это – глобальные цели. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

ГЛАВА 1 ЦЕНЫ В МЕХАНИЗМЕ ФУНКЦИОНИРОВАННИЯ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………………6
1.1 Система цен и тарифов в экономике……….………………………………6
1.2 Государственное регулирование цен и тарифов..………..………………8

ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ…………………………………………………………...12
2.1 Методы государственного регулирования цен во Франции…...……..12
2.2 Методы государственного регулирования цен в Дании ………………13
2.3 Методы государственного регулирования цен в Японии ……………..14
2.4 Методы государственного регулирования цен в США ………………..15
2.5 Методы государственного регулирования цен в Швеции……………..16
2.6 Методы государственного регулирования цен в Финляндии………….17

ГЛАВА 3 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………........26

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 58.04 Кб (Скачать документ)

 

 

 

2.4. Методы государственного  регулирования цен в США

 В настоящее время  американская администрация, ограничивая  государственное финансирование  и прямое регулирование цен  по отдельным товарным группам,  активно использует рыночные  рычаги и методы косвенного  регулирования цен, а также  способствует общему оздоровлению  экономического положения в стране.

 В целом такой подход  оказывает стабилизирующее воздействие  на экономику страны. Среди основных  направлений, косвенного регулирования  цен, можно выделить:

- регулирование учетной  ставки федеральных резервных  банков;

- сокращение дефицита  государственного бюджета;

- федеральные закупки  товаров и услуг;

- налоговая политика.

 Эти направления государственной  макроэкономической политики оказывают  влияние на изменение соотношения  спроса и предложения на внутреннем  рынке США и таким образом  определяют базовые пропорции  обмена и уровня цен.

 Прямое государственное  регулирование цен в США применяется  лишь в высокомонополизированных  отраслях, подпадающих под юрисдикцию  антитрестовского регулирования.  Так, специальные комиссии устанавливают  тарифы на пользование электроэнергией  и некоторые коммуникационные  услуги.

 Особо следует остановиться  на государственном регулировании  цен на продукты аграрного  комплекса. В рамках федеральных  сельскохозяйственных программ  фермеры, выращивающие зерновые  культуры, получают от министерства  сельского хозяйства США займы  на финансирование производства. Собранный урожай они могут  продавать по рыночным ценам  и расплачиваться за займы  частью выручки. Если рыночные  цены опускаются ниже уровня  контрольных цен, установленных  конгрессом, то фермер может сдать  урожай государству по контрольным  ценам, расплачиваясь за заем  и получая выручку.

 Таким же образом  регулируются цены в молочной  промышленности. Конгресс определяет  справедливый уровень контрольных  цен на молоко, масло, сыр. Если  рыночные цены снижаются ниже  этого уровня, то продукты скупает  государство и использует их  на: бесплатные завтраки для школьников; помощь беднякам; продовольственную  помощь слаборазвитым странам,  а также продает другим государствам.

 Государство стремится  поддерживать соотношение между  ценами на сельскохозяйственные  продукты и товарами, приобретаемыми  фермерами.

 

 В целом, контроль  над ценами США осуществляют  антитрестовские управления министерства  юстиции и федеральная торговая  комиссия.

 

2.5. Методы государственного  регулирования цен в Швеции

 Представляет интерес  опыт государственного регулирования  цен в Швеции. Здесь наблюдение  и контроль над ценами ведет  специальный орган - государственное  управление цен и конкуренции,  подчиненное министерству гражданской  администрации. Кроме того, во  всех губерниях Швеции имеются  конторы по проведению такой  работы.

 По мнению шведских  экспертов, замораживание цен  эффективно лишь в краткосрочном  плане — для восстановления  резких дисбалансов на рынке  и подавления всплесков инфляции.

 В стране действует  закон о регулировании цен,  который дает право осуществлять  меры по прямому воздействию  на цены (замораживание) либо в  случае войны или опасности  ее возникновения, либо при  угрозе значительного общего  повышения цен. Законом предусмотрена  также возможность для государства  устанавливать максимальный уровень  цен на отдельные товары. А  также предусмотрено вводить  порядок, при котором повышение  цен допускается лишь после  подачи предварительного уведомления  об этом и обоснования размера  повышения. Кардинальные решения  по вопросам государственного  регулирования цен, конкуренции  и доходов принимаются только  парламентом.

 Воздействие на уровень  цен осуществляется через государственную  монополию и государственные  мероприятия. 

Существует государственная  монополия на винно-водочные изделия, почтовые и некоторые другие виды телекоммуникаций, почтовых услуг, на аптечную торговлю. Значительное влияние  на цены оказывают государственный  энергетический концерн и шведские железные дороги.

 Государство жёстко  регулирует закупочные цены на  такие важнейшие виды сельскохозяйственной  продукции, как зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов  питания и сельскохозяйственного  сырья, с учетом интересов фермеров.

 Ежегодно в переговорах  между правительством и объединением  сельскохозяйственных производителей, с участием представителей потребителей  устанавливается уровень цен  на продовольственные товары.

 Основная форма возмещения  издержек сельскохозяйственным  производителям связана с ежегодным  фиксированием относительно высокого  гарантированного уровня цен,  закреплённым в переговорах между  правительством и фермерами.

 Важный источник средств,  для субсидирования сельского  хозяйства Швеции - это таможенные  сборы на импортируемое сырье.  Они устанавливаются в размере  разницы между более высокими  ценами на внутреннем рынке  и ценами внешнего рынка.

 Особая сфера ценообразования  — цены на жилье. С учетом  их чрезвычайно высокого уровня  государство выдает жилищные  субсидии и займы.

 Следует отметить, что  в Швеции, один раз в год,  с учётом роста цен ведется  индексация доходов населения.  Учитывается индекс цен на  товары, входящие в минимальную  потребительскую корзину, однако  индексация доходов имеет ограниченные  масштабы. Фактически она считается  мерой, способствующей учёту инфляции  в механизме ценообразования.

 Применение тех или  иных форм контроля над ценами  и их ограничение меняются  в зависимости от экономической  ситуации и динамики цен. Существенным  является ограничение доли заработной  платы, которую компании имеют  право переносить на цены. Естественно,  что введение такого ограничения  влияет на возможности увеличения  заработной платы.

 

2.6. Методы государственного  регулирования цен в Финляндии

 Финляндия достигла  высокого уровня экономического  развития и занимает одно из  ведущих мест в мире, по уровню  жизни населения. И хотя экономика  Финляндии опирается в основном  на частную собственность и  свободное предпринимательство,  государство играет роль важного  регулятора экономического развития  страны и, в частности, политики  установления цен.

 В политике ценообразования  государству принадлежат важные  функции. Через Министерство торговли  осуществляются планирование и  контроль над ценами: на продукты  питания, зерно, энергоносители (особенно  бензин), а также продукцию винно-водочной  промышленности.

 Значительна роль государства,  в кредитовании предпринимательства,  ориентированного на реализацию  товаров и услуг по ценам,  доступным для средних и низших  слоев населения. Фирмы, организующие  продажу товаров по низким  ценам, получают от государства  кредит на значительные сроки  под щадящие проценты.

 В целом система  ценообразования Финляндии отличается  гибкостью и стимулированием  потребления, особенно в области  розничных цен и услуг.

 

 В социально-ориентированной  рыночной экономике Финляндии  через цены, налоговое регулирование  обеспечивается проведение ряда  мероприятий, направленных на  повышение жизненного уровня  населения.

 Например, торговля овощами,  фруктами, цитрусовыми. В этой  северной стране круглый год  имеется довольно представительный  выбор таких продуктов по невысоким  ценам. Государство поощряет торговлю  витаминизированными продуктами, не  облагая налогом их ввоз в  страну.

 Практически все национальные  программы по важнейшим отраслям  экономики Финляндии базируются  на планово-расчетном ценообразовании,  так как рыночное ценообразование  эффективно регулирует лишь текущие  потребности общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.СИСТЕМА  ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ

 

Составной частью общей системы  регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. Определяя общие правила и принципы ценообразования, вводя ограничения цен, специальные государственные органы призваны контролировать их соблюдение всеми субъектами хозяйствования. Последние несут ответственность за нарушение обязательных норм и правил в сфере ценообразования.

По мере расширения сферы  формирования рыночных отношений контроль за ценами претерпевает существенные изменения. Если в условиях административного управления экономикой он заключался исключительно в выявлении нарушений законодательных актов по установлению цен и наказанию за их допущение, то с увеличением доли свободных рыночных цен функции контроля заметно расширяются. Они направлены прежде всего на получение информации о складывающихся тенденциях в изменениях цен, а также предупреждение, ограничение и пресечение нарушений действующей дисциплины цен.

Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый  ряд товаров и услуг. В частности, Министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и  сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки и некоторые  другие товары и услуги. Правом утверждения  и контролирования цен наделены также министерства транспорта и  коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, лесного хозяйства и  некоторые другие.

Государственное регулирование  и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь на текущий момент осуществляют:

1) Совет Министров Республики  Беларусь - регулирует цены и тарифы  на важнейшие социально значимые  услуги для населения и товары, имеющие стратегическое значение  для страны;

2) Министерство экономики:

  • осуществляет формирование основ государственной политики в области ценообразования в пределах предоставленных ему полномочий и обеспечивает ее реализацию;
  • определяет формы и способы государственного ценового регулирования, порядок установления и применения цен (тарифов);
  • осуществляет методическое руководство ценообразованием и координацию работы других органов управления в области ценообразования, что обеспечивает единство ценовой политики на всей территории страны;
  • осуществляет регулирование цен (тарифов) и государственный контроль за соблюдением ценового и антимонопольного законодательства;
  • принимает решения о применении экономических санкций за нарушение антимонопольного и ценового законодательства.

Облисполкомы и Минский  горисполком обеспечивают государственную  политику в области ценообразования  в пределах административно-территориальных  единиц. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий  имеют также министерства и ведомства.

В последние годы в Беларуси использовались следующие основные способы государственного регулирования  цен:

  1. установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;
  2. определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;
  3. обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;
  4. установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;
  5. установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен;
  6. ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
  7. ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;
  8. обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;

Информация о работе Государственное регулирование цен на примете отдельных стран