- индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;
- декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
- ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);
- контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.
Органы управления в дальнейшем
должны переходить к косвенным методам
воздействия на формирование себестоимости
и цен промышленной продукции, заключающимся
в согласованном проведении регулирования
цен на основное сырье и энергоресурсы,
налогового, таможенного регулирования,
политики доходов и заработной платы,
валютной и денежно-кредитной политики,
антимонопольного регулирования.
Для осуществления контроля
субъекты хозяйствования при реализации
товаров обязаны указывать в
товарно-сопроводительных, платежных
документах свободную отпускную
цену предприятия-изготовителя или
импортера, ее количественные и качественные
характеристики. При поставке продукции
через оптовые или снабженческо-сбытовые
предприятия в товарно-сопроводительных,
платежных документах в обязательном
порядке должен отражаться размер оптовой
наценки.
В республике действует порядок
применения экономических санкций
за нарушение дисциплины цен, направленный
на строгое соблюдение всеми предприятиями
законов, правил и норм по ценообразованию.
К нарушениям государственной дисциплины
цен относятся:
- завышение или занижение государственных регулируемых цен и тарифов на товары и услуги (фиксированных или предельных цен, предельных уровней рентабельности или коэффициентов повышения цен и тарифов);
- завышение отпускных цен на продукцию предприятий-монополистов, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;
- несоблюдение установленных предельных индексов изменения отпускных цен на товары без регистрации этих цен;
- завышение или занижение размеров налогов и неналоговых платежей или не включение их в состав цены, если это предусмотрено законодательством;
- отсутствие экономического обоснования цен, тарифов;
- применение цен, наценок, тарифов, установленных для предприятий общественного питания, сферы обслуживания, культуры, не соответствующих требованиям по отнесению предприятия к определенному разряду (категории);
- включение в стоимость услуг (в том числе туристских путевок) фактически
- невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, предусмотренных их стоимостью;
- несоблюдение порядка купли-продажи товаров в посреднической деятельности;
- нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования цен и тарифов;
- использование завышенных оптовых и розничных торговых надбавок (скидок) при ограничении их уровня;
- реализация продовольственных товаров сверх нормативных сроков реализации (с разрешения специально уполномоченных государственных органов) без уценки.
Перечень нарушений дисциплины
цен может меняться по мере сужения
или расширения рамок государственного
регулирования цен, изменения его
форм и методов.
Контроль за ценами должен
быть действенным. Это означает, что по
выявленным в процессе проверки недостаткам
в области формирования и применения цен
должны быть приняты адекватные меры.
Органы ценообразования имеют право принимать
решения о применении экономических санкций
за нарушение дисциплины цен и о наложении
штрафов, предусмотренных законодательством.
В их числе:
- выручка, необоснованно полученная в результате нарушения уровня регулируемых цен, и штраф в таком же размере подлежат изъятию в доход соответствующего бюджета с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке, а с предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица - в судебном порядке. При повторном аналогичном нарушении дисциплины цен в течение года штраф взимается в двойном размере;
- при неоднократном выявлении фактов необоснованного завышения или занижения цен субъектами хозяйствования независимо от формы собственности органы ценообразования имеют право вводить для них режим государственного регулирования цен, а также входить в Хозяйственный суд с представлением о возбуждении дела о ликвидации предприятий негосударственных форм собственности и о прекращен предпринимательской деятельности лицами, занимающимися ею;
- в случае неправильного или ненадлежащего оформления платежных документов, что может провести к завышению цен (наценок) органы контроля вправе наложить как на продавца, так и на покупателя продукции штраф в размере до 10% ее стоимости;
- превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен на товары, услуги, работы при их реализации без регистрации цен в установленном порядке влечет за собой взыскание дохода, полученного в результате превышения цен, и наложение штрафа в двукратном размере полученного дохода;
- если товары реализуются с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов)на предприятие может быть наложен штраф в размере до 30% стоимости продукции;
- отсутствие экономического обоснования товарообменной операции или использование в нем недостоверных сведений влечет за собой штраф в размере до 10% стоимости фактически исполненной товарообменной операции;
- при нарушении пределов продажных цен в посреднической деятельности органами ценообразования изымается разница в размере этого превышения, а также налагается штраф в двукратном размере этой разницы;
- при предоставлении недостоверной информации предприятиями-монополистами при декларировании цен органами ценообразования может быть наложен штраф в размере до 15% стоимости продукции;
- нарушение порядка хранения решений об установлении цен на производимые и ввозимые на территорию республики товары, а также порядка предоставления информации о ценах в Министерство экономики наказывается штрафом в размере до 10% стоимости реализованных товаров по ценам, по которым не соблюден порядок их хранения и информации.
Повышению эффективности
проводимой ценовой политики в стране
способствует также проведение ценового
мониторинга, который осуществляется
как органами ценообразования, так
и службами государственной статистики.
Современный ценовой мониторинг
включает наблюдение за ценами производителей
продукции по отраслям промышленности,
потребительских цен на товары народного
потребления, тарифов на производственные
и непроизводственные услуги, пропорции
в ценах на промышленную и сельскохозяйственную
продукцию (паритет цен), сопоставление
национальных цен с ценами на аналогичную
продукцию других государств и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное регулирование
— объективная необходимость
развития экономики. Причем, степень
государственного регулирования
зависит от уровня развития
рыночных отношений. Так или
иначе, в любой стране, при любой
общественно-политической и социально-экономической
системе экономика в той или
иной степени регулируется государством
в лице государственных органов.
Государство воздействует на
экономику посредством законодательных
ограничений, налоговой системы,
обязательных платежей и отчислений,
государственных инвестиций, субсидий,
льгот, кредитования, осуществления
государственных социальных и
экономических программ.
Обеспечение экономического
роста во многом определяется
качеством государственного воздействия
на все стороны экономического
развития страны. Экономический
рост становится важнейшим и
определяющим объектом государственного
регулирования экономики.
В рыночных условиях
перед государством встает трудная
задача: с одной стороны оно
с помощью экономических рычагов
должно поддержать и облегчить
функционирование рыночной системы,
а с другой стороны – не
разрушить эту систему излишним
воздействием.
Экономический рост
может получить серьезную поддержку
от государства путем снижения
налоговой нагрузки или увеличения
расходов государства. последнее можно
осуществить в результате достаточно
высокого уровня государственных доходов.
Решать проблему увеличения доходов государства
через понижение налоговых ставок с одновременным
повышением уровня налогового администрирования.
Следует добиваться, чтобы положенные
к уплате налоги максимально попадали
в бюджет.
Налоговая система
должна быть гибкой и динамичной.
Она должна быть готова в
максимально короткий срок подстраиваться
к разным новшествам, возникающим
на рынке. Главным препятствием
в достижении такой подвижности
является процесс законодательного
обеспечения налогового процесса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Деева А.И. Цены и
ценообразование. - М.: Экзамен, 2003
2. Лазаревич Н.М., Кохнович
И.Н. Ценообразование. - Мн.: МИУ, 2006
3. Полещук И.И., Терешина В.В.
Ценообразование. - Мн.: БГЭУ, 2001.
4. Тарасов В.И. Ценообразование.
- Мн.: Книжный дом, 2006.
5. Шуляк П.Н. Ценообразование.
- М.: Дашков и Ко, 1999
6. Емельянова Т.В. Ценообразование.
- Мн.: ВШ, 2005
7. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс.
- М.: Инфра-М, 2001.
8. Савицкий А.А. Основы
ценообразования. - Мн.: Дизайн-Про, 2004.
9 Цены и ценообразование. / Под
ред. В.Е. Есипова. - СПб.: Питер, 2000