Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики: цели, способы, результаты. Особенности государственного регулирования ц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание

Государственное регулирование цен в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.

Содержание

Введение 3
1. Возникновение и становление роли государства в рыночной экономике 5
2. Причины и цели государственного вмешательства в ценовую политику рыночной экономики 8
3. Методы государственного регулирования цен 11
3.1. Прямое регулирование цен 11
3.2. Косвенное регулирование цен 13
4. Особенности государственного регулирования цен в России. 17
4.1. Ценовая политика РФ в период формирования рыночных отношений 17
4.2. Нормативно-правовая база ценообразования в Российской Федерации 18
4.3. Органы государственного регулирования цен и их полномочия 20
4.4. Правовые основы ответственности в сфере ценообразования 22
Заключение 24
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

КМКР Кряжева А.Р. гр.1108.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

   Это касается и вопросов ценообразования. Из хозяйственной практики стран с рыночной системой хозяйства известно, что далеко не все цены формируются как результат взаимодействия спроса и предложения. Интенсивность государственного вмешательства в вопросы ценообразования зависит от многих и зачастую противоречивых причин. В одних случаях оно бывает вызвано массовыми выступлениями населения с требованием о снижении цен на отдельные социально значимые товары и услуги, в других случаях – стремлением государства в рамках политики общественного благосостояния оказать воздействие на неблагоприятное влияние монополий, поддержать стабильность денежной единицы и т.п.

   Главная цель наблюдения за ценами со стороны  государственных органов и социальных партнеров — измерение роста  стоимости жизни для определения  индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность.

   Мировой опыт показывает, что регулирование  цен должно осуществляться в целях:

   – преодоления инфляционных ожиданий производителей;

   – обеспечения относительной стабильности цен;

   – создания систем льгот и преференций  для отечественных товаропроизводителей;

   – использования государственного предпринимательства  для увеличения выпуска определенных видов товаров и воздействия на уровень цен;

   – оказания поддержки отечественным  товаропроизводителям и в частности  экспортерам конкурентоспособной  продукции на мировых рынках;

   – обеспечения финансовой поддержки  в виде дотаций, субвенций и субсидий, бюджетных и льготных банковских ссуд для поддержания гарантированного уровня цен по отдельным видам товаров и услуг, а также по отдельным отраслям и производствам;

   – стимулирования экономического роста  и содействия прогрессивным сдвигам в структуре экономики;

   – поддержки беднейших слоев населения.

   Необходимость государственного вмешательства в  процессы ценообразования обусловлена  тем, что свободно функционирующий  рынок не обязательно гарантирует  высокую эффективность экономической  деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.

   Используя для решения экономических задач  регулирующую функцию цены, государство  принимает участие в перераспределении  чистого дохода между отраслями  и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения. Государство также должно участвовать в процессе ценообразования (прямо или косвенно) для защиты интересов национальных товаропроизводителей, не способных пока на равных противостоять экспансии на рынок зарубежных производителей аналогичной продукции.

    Государственное регулирование цен можно рассматривать  как одно из направлений макроэкономического  регулирования экономики, особое значение которого проявляется по следующим  направлениям:

  • поддержание на рынке конкурентной среды и предотвращение монополизации;
  • борьба с инфляцией и обеспечение стабильности цен;
  • проведение социально ориентированной политики цен;
  • обеспечение оптимального соотношения внешнеторговых и внутренних цен.

   Наряду  с макроэкономическим воздействием государства на цены существует и их регулирование на микроэкономическом уровне. Микроэкономические меры воздействия государства на цены включают в себя:

  • контроль над уровнем цен на продукцию и услуги естественных монополий, предприятий, занимающих монопольное и доминирующее положение на рынке;
  • установление цен на товары и услуги, имеющие особую социальную значимость;
  • установление акцизов и субсидирование отдельных товаропроизводителей;
  • установление торговых надбавок на некоторые виды продукции;
  • регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономической деятельности.
 

   Государственное регулирование цен осуществляется с помощью сочетания прямых и  косвенных форм и методов.

 

  1. Методы государственного регулирования цен

   В настоящее время все цены, как свободные, так и регулируемые, устанавливаются товаропроизводителями. Государственное воздействие на их уровень и структуру осуществляется путем обеспечения методического единства в их установлении и применении. Так, государственные органы управления определяют состав затрат, учитываемых в себестоимости продукции4, и расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливают нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

    1. Прямое  регулирование цен

   Прямое  вмешательство государства в  процесс ценообразования означает участие государства в лице его административных органов в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установлении определенных правил ценообразования.

   Прямое  регулирование цен осуществляется в основном в сфере деятельности монопольных рынков и естественных монополий. Кроме того, регулированию всегда подвергаются цены на товары и услуги, имеющие жизненное значение для общества, т.е. на товары и услуги первой необходимости (топливо, энергия, стратегическое сырье, продукция оборотного значения, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости, жилищно-коммунальные услуги и др.).

   Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат - калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.

   Прямое  вмешательство государства в  условиях рыночной экономики целесообразно  тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста.5

   К методам прямого вмешательства  государства в процесс ценообразования  можно отнести следующие:

  1. Замораживание цен (общее, на отдельные группы товаров или отдельные товары), временный или частичный запрет на изменение цен. Такой подход применяется при сильной инфляции для стабилизации уровня цен.
  2. Установление фиксированных цен и тарифов, решение о введении которых принимается соответствующими органами власти. Субъекты ценообразования (предприятия и организации) в случае введения таких цен обязаны реализовывать свою продукцию или услуги по ценам, не превышающим по своему уровню установленных фиксированных цен.

   Такие цены в основном применяются при  заключении государственных контрактов. Причем их введению предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в цены, и разрешения возможных хозяйственных споров. В этом случае цена обладает определенной степенью жесткости, а предприятие-изготовитель, принимая на себя хозяйственный риск, в то же время получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

   Фиксированные цены устанавливаются также на продукцию или услуги предприятий - естественных монополистов. В первую очередь это касается отраслей жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта, ритуальных услуг и некоторых других, цены и тарифы на которые устанавливаются региональными и муниципальными органами власти. Минимальная фиксированная цена обычно устанавливается выше того уровня, который сложился в данный момент на рынке товаров и услуг. Это делается для того, чтобы поддержать производителя (продавца). Максимальная же цена устанавливается несколько ниже сложившейся с целью поддержания потребителя.

  1. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. В РФ такого рода регулирование производится по отношению к продукции естественных монополий, по которым определяются предельные уровни роста цен или тарифов на их продукцию или услуги в течение года.
  2. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае при расчете цены в ее состав включается прибыль в размере не больше норматива, размер которого может дифференцироваться по отраслям и видам продукции. Этот метод применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов. Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны быть снижены.
  3. Установление фиксированных цен или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на некоторые виды продукции (лекарственные препараты и медикаменты, детское питание) и наценок на продукцию собственного производства (например, в школьных буфетах и столовых) на соответствующей территории и определять порядок их установления и применения.
  4. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может быть введено декларирование цен (оптовых или отпускных) на отдельные виды продукции. В этом случае все предприятия, производящие данную продукцию, обязаны представить в органы ценообразования декларации об уровне цен для заявительной регистрации. В свою очередь, органы ценообразования должны или принять решение о регистрации цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении указанной цены.
  5. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если цена превышает рекомендуемый уровень, то может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации продукции по завышенным ценам. Такой метод применяется в ряде стран, например, в США и Японии.

   В целом, защитные меры государства по сдерживанию роста цен могут  осуществляться в форме установления правительством верхних пределов цен  или прибылей, замораживания цен, установления определенного порядка формирования цен. Для недопущения снижения цен могут устанавливаться минимальные цены, определяться минимально допустимый уровень прибыли, виды затрат, в обязательном порядке покрываемых за счет цены.

    1. Косвенное регулирование цен

   Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию.

   Косвенное регулирование цен может осуществляться через изменение учетной ставки банковского процента, уровня минимальной заработной платы, через проведение определенной налоговой политики и политики доходов. Государство может влиять на цены через сферу денежного обращения, принятие и применение антимонопольных законов путем воздействия на баланс спроса и предложения, а также разработкой эффективной системы таможенных тарифов и пошлин и т. д.

   Таким образом, в число методов косвенного воздействия государства на цены можно включить:

  1. Регулирование доходов производителей продукции, продавцов и покупателей (субсидирование из госбюджета отдельных отраслей и производств, компенсация расходов отдельных категорий граждан, повышение уровня минимальной заработной платы и разработка системы оплаты труда бюджетников);
  2. Регулирование налогов на производимую и потребляемую продукцию (льготное налогообложение);
  3. Разработку системы мер, способствующих расширению товарного предложения (снижение ставки банковского процента, льготное кредитование и налогообложение, субсидирование и дотирование, применение разнообразных мер по защите внутреннего товаропроизводителя);
  4. Создание условий для развития конкуренции и ограничения монополизации рынка; государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций для создания новых предприятий и увеличения числа рабочих мест;
  5. Эффективное использование таможенных тарифов и применение льготных таможенных пошлин для стимулирования экспорта продукции, не производимой в достаточных количествах.

Информация о работе Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики: цели, способы, результаты. Особенности государственного регулирования ц