Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики: цели, способы, результаты. Особенности государственного регулирования ц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание

Государственное регулирование цен в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.

Содержание

Введение 3
1. Возникновение и становление роли государства в рыночной экономике 5
2. Причины и цели государственного вмешательства в ценовую политику рыночной экономики 8
3. Методы государственного регулирования цен 11
3.1. Прямое регулирование цен 11
3.2. Косвенное регулирование цен 13
4. Особенности государственного регулирования цен в России. 17
4.1. Ценовая политика РФ в период формирования рыночных отношений 17
4.2. Нормативно-правовая база ценообразования в Российской Федерации 18
4.3. Органы государственного регулирования цен и их полномочия 20
4.4. Правовые основы ответственности в сфере ценообразования 22
Заключение 24
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

КМКР Кряжева А.Р. гр.1108.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

   В рамках Департамента цен Минэкономики РФ образована Российская инспекция по контролю над ценами. Создание органов контроля цен как автономной структуры связано с разведением таких понятий как регулирование и контроль цен.

   Регулирование цен предполагает изменение органами государственной власти, в пределах своих полномочий, условий формирования цен путем воздействия на издержки производства, рентабельность условия ценообразования и общехозяйственную конъюнктуру или установление этими органами значений цен или методов, правил или нормативов для применения субъектами ценообразования. Контроль же цен – это проверка соблюдения дисциплины цен с точки зрения соответствия законодательству, своевременности, обоснованности их установления и применения.

   Контроль  над соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях народного хозяйства РФ осуществляется Государственной инспекцией по контролю над ценами Департамента цен РФ и органами ценообразования и контроля над ценами республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, на предприятиях торговли и общественного питания контроль над соблюдением дисциплины цен осуществляется органами государственной инспекции по контролю и качеству товаров.

   На  уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, а на уровне муниципальных образований - органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики (управления, комитеты или отделы по ценовой политике).

   Органы  ценообразования субъектов Российской Федерации:

  • осуществляют регулирование цен на местных рынках;
  • обеспечивают реализацию на местном рынке единой политики и законодательства по ценообразованию;
  • устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке;
  • осуществляют контроль над ценами.
    1. Правовые  основы ответственности  в сфере ценообразования

   Органы  ценообразования и контроля цен осуществляют контроль над применением регулируемых, т.е. устанавливаемых Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в пределах их компетенций цен и тарифов. В случае нарушения государственной дисциплины цен органы Государственной инспекции по контролю над ценами имеют право рассматривать дела об административных нарушениях. К нарушениям государственной дисциплины цен, в частности, относятся:

  • завышение государственных регулируемых цен (тарифов);
  • завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), начисление непредусмотренных надбавок (наценок);
  • включение в себестоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме;
  • нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов;
  • неперечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности и т.д.

   Экономические санкции применяются к предприятиям, допустившим нарушение государственной дисциплины цен и получившим в результате этого излишние суммы, которые в бесспорном порядке взимаются из прибыли в доход бюджета. В таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф. Рассматривать дела об административных нарушениях от имени Государственной инспекции вправе начальники органов по контролю над ценами республик РФ, краев, областей, автономных округов и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга или исполняющие их обязанности должностные лица.

   Кроме того, право контролировать соблюдение порядка применения цен и тарифов в соответствии с действующим законодательством имеют и другие органы государственной власти: финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, органы государственной статистики и др.

   Отличие между ними состоит в том, что  органы контроля цен имеют право  принимать решение о применении финансовых санкций и взыскании сумм штрафа и реализовывать их в налоговые органы в бесспорном порядке, а другие органы, выявившие нарушения, должны передавать материалы и акты проверок органам контроля цен для принятия решений.

 

   Заключение

   Государственное регулирование цен является неотъемлемой частью эффективной системы государственной  экономической политики в условиях рыночных отношений. Государственные  мероприятия по регулированию цен  могут носить законодательный, административный и судебный характер. Государство может наблюдать за ценами и воздействовать на них прямыми или косвенными методами. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования. К прямому вмешательству государства в регулирование ценообразования относится, например, замораживание цен, установление фиксированных цен и тарифов, установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены, установление предельного норматива рентабельности и т.д. Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию.

   Государственное регулирование в развитых странах  со зрелыми рыночными отношениями  направлено в основном (как правило, в рамках торгового права) на регулирование процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики.

   В истории формирования методов и  средств государственного регулирования  в странах с так называемыми зрелыми рыночными отношениями существовала эпоха кейнсианского подхода к регулированию экономики и эпоха неоконсерватизма. Содержание каждой из моделей определяется конкретными условиями социально-экономического развития страны, требующими решения тех или иных приоритетных целей. В кейнсианской модели – это, прежде всего, преодоление безработицы и экономического спада, а в неоконсервативной - преодоление инфляции и проведение структурной перестройки экономики. При этом первая модель строится на признании активной роли государства в стабилизации экономики, вторая же предполагает преимущественно пассивную позицию государства и отдает предпочтение силам рыночной саморегуляции.

     Цена является одним из основных объектов государственного регулирования экономики (ГРЭ). Цена - это сильная экономическая категория, которая может активно участвовать в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях. В структуре цен, их динамике, соотношениях и уровнях находят конкретное выражение реальные экономические интересы производителей и потребителей продукции. И, следовательно, при помощи цен достигается большая или меньшая согласованность интересов всех участников рынка.

   На  основании приведенного в данной работе материала можно сделать  общий вывод, что экономикой правят два типа законов: законы спроса и  предложения и законы, устанавливаемые  правительством. Последние изменения  в мировой экономической ситуации наглядно показали, что последний тип законов – тех, что устанавливает правительство – гораздо более эффективен и тем более жизненно необходим для выхода экономики любой страны из кризиса. Необходимость государственного регулирования экономики в целом и цен в частности обусловлена, в первую очередь, тем, что экономика страны напрямую влияет на социальную обстановку в стране, а также на национальную безопасность страны и её будущее в мире.

   Очень немногие экономисты и политики способны видеть весь комплекс экономических, социальных и политических аспектов каждого решения, связанного с ослаблением или усилением государственного влияния на экономику. Будущее экономики и социальное благополучие нашей страны находится в руках тех, кто сможет умело сочетать самые передовые методы управления экономикой. 

 

   Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 07.03.95 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен" (в ред. от 20.08.01 г.).
  2. Постановление Правительства РФ от 13.10.95 г. №997 "О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий".
  3. Постановление Правительства РФ от 13.10.99 г. № 1158 "Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий".
  4. Указ Президента Российской Федерации от 28. 02. 95 г. №221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
  5. Федеральный закон от 28.08.95 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 04.08.2000 г.).
  6. Федеральный конституционный закон от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
  7. Бабашкина А.М. «Государственное регулирование национальной экономики». - М.: Финансы и статистика, 2003.
  8. Грицюк Т.В. «Государственное регулирование экономики: Теория и практика». Изд-во РДЛ, 2006 г.
  9. Салимжанов И.К., Португалова О.В., Морозова Е.А. «Ценообразование и налогообложение: Учебник для вузов» / Под ред. И.К. Салимжанова. Изд-во «Дело», 2005 г.
  10. Шамхалов Ф.И. «Государство и экономика: основы взаимодействия. Учебник для вузов» / М.: Экономика, 2000г.
  11. Юданов А. «Микроэкономика. Теория и российская практика» - Москва: КноРус, 2007.
  12. Андрианов В. «Государственное регулирование, механизмы саморегуляции в рыночной экономике» // Журнал «Вопросы экономики» - 2007 г. №9
  13. Моргунов В. «Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий. // Журнал «Вопросы экономики» – 2008 г. №9.
  14. Подъяблонская Р.М. «Государственное регулирование и контроли цен в России»// Журнал « Аудитор». – 2007 г. №10.
  15. «О государственном регулировании цен в России» // Журнал «Цена-дайджест» - 2009 г. №1
  16. http://www.budgetrf.ru/ - Бюджетная система РФ
  17. http://www.economy.gov.ru/ - Сайт Министерства Экономического развития Российской Федерации
  18. http://www.costinfo.ru/ - справочник потребителя: цены и ценообразование, цена и качество, права потребителя.

Информация о работе Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики: цели, способы, результаты. Особенности государственного регулирования ц