Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики: цели, способы, результаты. Особенности государственного регулирования ц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание

Государственное регулирование цен в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.

Содержание

Введение 3
1. Возникновение и становление роли государства в рыночной экономике 5
2. Причины и цели государственного вмешательства в ценовую политику рыночной экономики 8
3. Методы государственного регулирования цен 11
3.1. Прямое регулирование цен 11
3.2. Косвенное регулирование цен 13
4. Особенности государственного регулирования цен в России. 17
4.1. Ценовая политика РФ в период формирования рыночных отношений 17
4.2. Нормативно-правовая база ценообразования в Российской Федерации 18
4.3. Органы государственного регулирования цен и их полномочия 20
4.4. Правовые основы ответственности в сфере ценообразования 22
Заключение 24
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

КМКР Кряжева А.Р. гр.1108.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

   В системе методов косвенного или  экономического регулирования важное место занимает политика налогообложения. С ее помощью государство регулирует размеры совокупного спроса, при «перегреве» экономики сокращает его, а при спаде – расширяет. Например, в начале 60-х годов налоговые ставки и правила налогообложения в США изменялись в зависимости от фаз цикла. С другой стороны, налоги (особенно косвенные) в значительной мере непосредственно влияют на уровень цен. Самый низкий уровень цен наблюдается в Швейцарии и Японии, наивысший – в Голландии, Норвегии, Франции, где установлены высокие ставки косвенных налогов.

   Проведение  налоговой политики включает в себя также правила амортизационных отчислений и налоговые льготы (на инвестиции, на новое оборудование и т.п.). Например, значительные размеры налоговых льгот и амортизационных отчислений во Франции в 60-80-х гг. позволили увеличить капиталовложения, объем производства и реализации продукции.

   Размеры денежной эмиссии имеют важнейшее  значение для динамики и уровня цен. Ограничение массы денег в обращении сокращает совокупный платежеспособный спрос. Несбалансированность же между денежной и товарной массой считается инфляционным фактором.

   Кредитная политика (изменение ставки процента, регулирование нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами) играет огромную роль в развитии производства. При спаде производства государство может стимулировать спрос путем удешевления кредита (снижение процентной ставки в государственных банках, что приводит к ее снижению и в частных банках). В США при возникновении инфляционного давления на рынок ситуация анализируется Федеральной комиссией по свободным рынкам, которая рекомендует Федеральной резервной системе изменить уровень процентной ставки по федеральным фондам и ставку рефинансирования.

   Бюджетная политика, т.е. перераспределение средств  через бюджет, основана на уже анализированных  налоговых выплатах. Однако важной ее составной частью является прямая финансовая помощь (предоставление субвенций, дотаций, субсидий). Государственные субсидии снижают издержки индивидуальных производителей в рамках подотрасли, отрасли или региона. Один из видов таких субсидий – снижение или замораживание цен на отдельные товары и услуги, достигнутое путем специальных доплат производителю или потребителю.

   Таможенная  политика включает в себя целый набор  средств, обеспечивающих протекционизм  или свободу торговли импортными товарами. Государственное воздействие на внешнеторговые цены ведется государственным поощрением экспорта через освобождение экспортеров от налогов, а в некоторых странах – с помощью экспортных субсидий, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов. Все это существенно отражается на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке. Одним из эффективных инструментов государственного регулирования внутренних цен являются качественные и количественные ограничения импорта. Ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а также воздействия на цену импортного товара размером таможенных сборов ведет к ограничению предложения и ослаблению конкуренции на внутренним рынке, повышению цен на импортные товары. 

   Итак, с помощью разнообразного инструментария государство вмешивается в хозяйственную  жизнь и соответственно в процессы ценообразования. Его влияние осуществляется через финансовую, таможенную, валютную, структурную, инвестиционную и т.п. политику.

   На  рисунке 1 схематично изображена ценовая  политика государства и методы ее воздействия на цены:

    

      Рис. 1. Прямые и косвенные методы государственного регулирования цен6 

   Нужно учитывать, что при недопустимо  большом вмешательстве государства  в ценообразование ослабевает действие рыночных механизмов, усиливается значение внерыночных факторов. В этих условиях цена товара, с малым влиянием со стороны государства, перестает быстро реагировать на изменение между спросом и предложением. Это приводит либо к образованию дефицита, либо к затовариванию рынка.

   Когда же государственные органы, наоборот, никак не участвуют в ценообразовании, государство лишается методов борьбы с монополизацией и инфляционными процессами. В результате положение многих производителей, как и рыночная ситуация вообще, становится неустойчивым.

 

  1. Особенности государственного регулирования цен в России.
    1. Ценовая политика РФ  в  период формирования рыночных отношений

   До 1992 г. в России существовала система  планового ценообразования. Планирование цен наиболее последовательно решалось в послевоенный период. Установление цен было функцией государственных органов ценообразования, министерств, ведомств и предприятий. Существовавшая система государственных органов ценообразования включала в себя комитет, республиканские комитеты, отделы цен местных органов управления. В эту систему входили также отделы цен и себестоимости отраслевых министерств и ведомств, промышленных предприятий. Твердые цены действовали, как правило, в пределах пятилетних планов. При подготовке новых планов в систему цен вносились существенные коррективы, проводились крупные пересмотры цен. Пересмотры цен затрагивали чаще всего систему оптовых цен, закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, транспортных тарифов и тарифов на тепловую и электрическую энергию. Система розничных цен, тарифы по оплате жилья и коммунальных услуг, на городской транспорт в течение длительного периода были стабильны.

   Начавшаяся  в 1992 г. либерализация цен («шоковая терапия»), освободила цены из-под контроля государства. Этот ответственный шаг  был проведен без подготовки соответствующей  правовой базы, необходимого методического, информационного и денежно-финансового обеспечения реформы, в то время как, например, во Франции либерализация была проведена в несколько этапов, что принесло положительные результаты. В России же либерализация привела к гиперинфляции в стране, способствовала существенному спаду промышленного производства, потере покупательной способности денег, кризису взаимных неплатежей, бартерной торговли, перебоям в снабжении предприятий и частичной их остановке, росту безработицы, снижению интереса к текущему производству в сельском хозяйстве, сокращению внешней торговли и т.д. Таким образом, Россия стала ярким примером страны стихийного функционирования рыночного механизма, где проявились все негативные моменты отсутствия государственного регулирования экономики. Уже через восемь месяцев правительством было подготовлено постановление «О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию предприятий – монополистов в 1992-1993 гг.», что явилось первым шагом формирования смешанной экономики в России.

    1. Нормативно-правовая база ценообразования в Российской Федерации

   Прежде  всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль над их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

   Ориентация  на рыночный механизм потребовала создания необходимых условий для функционирования рыночных отношений, формирования определенных институтов, отвечающих требованиям рынка, подготовки и утверждения новых правовых норм регулирования экономических отношений, а также разработки и внедрения новых структур и методов управления ценами.

   За  период рыночных преобразований в экономике России по вопросам ценообразования создана нормативно-правовая база, которая с учетом задач конкретного этапа на пути к рынку постоянно развивается и совершенствуется.

   Процесс ценообразования на современном  этапе регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Конституцией РФ 7, в соответствии с которой основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации;
  2. Гражданским кодексом РФ8, в котором отражены отдельные вопросы ценообразования, касающиеся, например, вопросов установления и применения цен при исполнении договоров и др.;
  3. Федеральным конституционным законом от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в котором предусмотрено, что в полномочия Правительства РФ входит разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен9 и что номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен, устанавливается исключительно на заседаниях Правительства РФ10;
  4. Указом Президента Российской Федерации от 28. 02. 95 г. №221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", которым установлено, что государственное регулирование цен осуществляется по продукции естественных монополий. Этим же Указом Правительству РФ предоставлено право определять и утверждать с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;
  5. Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в ред. от 20.08.01 г.), которым утверждены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  6. Федеральным законом от 28.08.95 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 04.08.2000 г.), которым органам местного самоуправления предоставлено право осуществлять регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) предприятий, организаций и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  7. Федеральным законом от 17.08.95 г. №147-ФЗ "О естественных монополиях" (в ред. от 08.08.01 г.), которым предусмотрено регулирование деятельности хозяйствующих субъектов в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожных перевозок, услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуг общедоступной электрической и почтовой связи;
  8. Постановлением Правительства РФ от 13.10.95 г. №997 "О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий", которым предусмотрен порядок регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий;
  9. Постановлением Правительства РФ от 13.10.99 г. № 1158 "Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий", которым определены, принципы, ценообразования в сфере естественных монополий;
  10. Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Министерством экономики РФ (06.12.95 г. № СИ-484/7-982), которыми определен порядок формирования и применения свободных цен и тарифов на продукцию (товары, услуги).
    1. Органы  государственного регулирования  цен и их полномочия

   Органы  ценообразования и контроля цен  существуют в Российской Федерации  с 1967 года. В настоящее время структура  органов регулирования и контроля цен соответствует федеративному устройству РФ, таким образом, органы ценообразования функционируют на всех трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном. Руководит работой органов управления в области ценообразования Правительство РФ.

   На  Правительство РФ возложено выполнение следующих функций в сфере регулирования цен:

  • регулирование цен на отдельные товары и услуги;
  • регулирование процесса формирования цен через воздействие на общехозяйственную конъюнктуру и экономические условия ценообразования;
  • установление обязательного для субъектов ценообразования и органов государственной власти порядка введения регулируемых и рыночных цен;
  • подготовка предложений Президенту РФ о введении регулируемых цен по отдельным видам товаров.

     Президент РФ осуществляет правовое обеспечение реализуемой ценовой политики в стране через создание указов и распоряжений.

   До 1994 г. главным федеральным органом, осуществляющим проведение единой ценовой политики в РФ, был Роскомцен. После его упразднения все функции Комитета цен были переданы Министерству экономики РФ11, чья деятельность регулируются Положением №844 от 26 августа 1995 г., которое устанавливает функции, возлагаемые на министерство.

   Главная задача Минэкономики – определение  путей и разработка методов эффективного развития экономики, обеспечивающих социально-экономический прогресс в РФ. Для оптимального осуществления этой задачи при Министерстве создан Департамент цен, являющийся приемником Комитета цен. Департамент цен обеспечивает разработку и реализацию единой государственной политики цен в РФ. Постановление Правительства РФ от 3 марта 1992 г. №133 «Вопросы Комитета цен при Министерстве экономики РФ» определяет сейчас структуру и функции Департамента цен.

   На  основе этого постановления Департамент  цен Минэкономики РФ выполняет следующие  основные задачи:

  • готовит предложения по проведению единой государственной политики цен в РФ и осуществляет ее реализацию;
  • анализирует процессы в отраслях народного хозяйства РФ, готовит предложения по изменению номенклатуры и уровня цен и тарифов на товары и услуги, реализуемые по государственным регулируемым ценам;
  • осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на продукцию предприятий-монополистов;
  • осуществляет систематический контроль над соблюдением государственной дисциплины цен всеми юридическими лицами;
  • оказывает методическую помощь органам ценообразования республик в составе РФ, краев и областей;
  • изучает и обобщает опыт ценообразования в зарубежных странах и государствах-участниках СНГ,
  • осуществляет в пределах своей компетенции межгосударственные связи по ценообразованию.

Информация о работе Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики: цели, способы, результаты. Особенности государственного регулирования ц