Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:58, курсовая работа
Государственное регулирование цен в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.
Введение 3
1. Возникновение и становление роли государства в рыночной экономике 5
2. Причины и цели государственного вмешательства в ценовую политику рыночной экономики 8
3. Методы государственного регулирования цен 11
3.1. Прямое регулирование цен 11
3.2. Косвенное регулирование цен 13
4. Особенности государственного регулирования цен в России. 17
4.1. Ценовая политика РФ в период формирования рыночных отношений 17
4.2. Нормативно-правовая база ценообразования в Российской Федерации 18
4.3. Органы государственного регулирования цен и их полномочия 20
4.4. Правовые основы ответственности в сфере ценообразования 22
Заключение 24
Список литературы 26
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
«РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
Факультет маркетинга
Концептуально-теоретические кафедры: Специализированные кафедры:
Кафедра
Истории экономических учений;
Кафедра Экономической теории
Комплексная междисциплинарная курсовая работа
на тему:
«Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики: цели, способы, результаты. Особенности государственного регулирования цен в России»
Проверили: Выполнила студентка
Щеголевский В.А. факультета маркетинга
Чередниченко Л.Г. 1 курса, группы 1108
Герасимова В.Г. Кряжева А.Р.
Москва 2009
Содержание:
Введение
Государственное
регулирование цен в условиях
рыночного хозяйства
Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены – одна из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ (государственного регулирования экономики), целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования отражается на процессах формирования цен.
Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. Цена – это основной инструмент уравновешивания денежных запросов производителя с возможностями потребителя. Цена является тем фактором, который оказывает существенное влияние на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Сложность ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Известно, что уровень цен и его изменения особенно чувствительно отражаются на населении.
Вследствие этого государство должно отслеживать изменения цен на все виды товаров, анализировать причины этих изменений и прямо или косвенно воздействовать на процессы ценообразования.
В
России по мере развития рыночного
хозяйства возникали и
Сегодня российская экономика вернулась к необходимости государственного регулирования ценообразования, в той части, которая является эффективным механизмом функционирования экономик всех развитых рыночных стран. Если в начале 90-х годов многие российские авторы касались темы либерализации цен, то в настоящее время весомый акцент в научных публикациях делается на основании механизма рыночного ценообразования и с привлечением опыта из этой области ряда зарубежных стран в экономику России.
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления. В период становления рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовала экономическая доктрина меркантилизма, согласно которой развитие торговли и промышленности в стране невозможно без государственного регулирования.
С
расширением рыночных отношений
набравший силу класс предпринимателей
начал рассматривать
Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма впервые наиболее полно обосновал Адам Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». В ней он утверждал, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство»1. Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» - личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Лучший вариант для государства - придерживаться политики «Laissez faire»2, т.е. невмешательства государства. Поскольку главным координатором по А. Смиту выступает рынок, рынку должна быть предоставлена полная свобода.
Последователей А. Смита относят к так называемой классической школе. Они полагали, что чем меньше государство вмешивается в экономику, тем эффективнее функционирует рынок, т.е. тем лучше для экономики. Возврату интереса к классическим концепциям, характерному для последних десятилетий, предшествовал период, в который было теоретически осознано и практически подтверждено, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование капиталистической системы.
Переворот в классических воззрениях на роль государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. В его работе «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г., доказывались невозможность «самоисцеления» экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства, способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.3
Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным элементом государственного регулирования экономики.
В теоретическом аспекте идеи Дж. Кейнса способствовали появлению нового раздела экономической теории - макроэкономики. В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Дж. Кейнса, когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний.
Начиная со второй половины 70-х годов активно стало обсуждаться негативное влияние этой политики на производство (предложение). Новые практические рекомендации были выдвинуты сторонниками монетаризма и теории предложения. В них обосновалась идея, заключавшаяся в том, что и на макроэкономическом уровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискально-бюджетную политику, сколько его забота о создании финансовых условий для нормального функционирования рынка. Иначе говоря, предлагались меры косвенного воздействия на основе разумной денежно-кредитной политики.
Современная рыночная экономика - это гибкая система приспособления производства к потреблению. Одновременно это и система государственного контроля над соблюдением принципов конкуренции и социальной защиты. Ни одна из известных ныне рыночных экономик не функционирует стихийно. Все они являются объектами государственного регулирования, перспективы их развития в большей или меньшей степени определяются содержанием социально-экономической политики того или иного государства.
Целью экономической политики государства является достижение "полной" занятости и стабильности цен при равновесии платежного баланса страны, что должно обеспечить максимизацию прироста национального дохода.
Цели ценового регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого повышение цен на экспортируемое топливо и сырье, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, добиться конкретных социальных результатов, в частности обеспечить поддержание определенного прожиточного минимума, возможность приобретения товаров первой необходимости.
Степень государственного регулирования цен зависит от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях ускоренной инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой структурной перестройки экономики и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной и развитой экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой.
Во многих странах до недавнего времени правительства отдавали предпочтение неоклассической модели по сравнению с неокейнсианской, что означало как можно меньшее государственное вмешательство в экономику и сокращение сферы его влияния, а также создание условий для более полного и свободного взаимодействия рыночных факторов.
Такая ситуация наблюдалась до общемирового кризиса 2008 года. Еще в 2008 году никто не мог предположить, что крупнейшие предприятия и банки США, Европы, России и других стран будут национализированы и крупным банкам будет дано указание предоставлять им кредиты на десятки миллиардов долларов, чтобы рефинансировать их долги. Фактически произошла реприватизация предприятий, и государство вновь обрело контроль над стратегически важными предприятиями.
Если вспомнить, что во времена СССР крупные предприятия создавали вокруг себя города (т.е. становились градообразующими), то становится абсолютно очевидным тот факт, что без прямого вмешательства государства в экономику России финансово-экономические кризисы могут привести к крайне острым социальным конфликтам в масштабе города, региона и даже всей страны.
Этот кризис наглядно показал, что умеренное вмешательство государства (понятие «умеренное» в данном случае принципиально) в регулирование экономики в целом и цен в частности является основой экономического и социального благополучия любой страны.
Во всех развитых странах рыночный механизм хозяйствования дополняется инструментами государственного регулирования, соотношение которых зависит от доли государственного сектора, исторических особенностей и традиций, характера решаемых в данное время задач. Неконтролируемые, стихийные силы рыночной экономики несут в себе не только созидательное, но и разрушительное начало, подрывающее саму рыночную систему. Если государство не регулирует рыночный механизм, в его деятельность вмешиваются всевозможные организационно-экономические системы монопольного типа: транснациональные корпорации, тресты, союзы и т.п., которые превращают свободу рынка в фикцию. А незащищенный от такого рода объединений рынок, переставая в полной мере выполнять одну из своих главных функций – удовлетворение запросов потребителя, становится рынком, где доминирует производитель со всеми вытекающими отсюда последствиями: ограничение предложения, монопольное завышение цен, снижение стимулов к рациональному использованию ресурсов и т.п. В этом проявляется одна из парадоксальных особенностей свободного рынка: чем дальше он эволюционирует в своем развитии, тем больше нуждается в помощи со стороны государственных органов.