Государственное регулирование экономического роста, его сущность и особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:10, курсовая работа

Описание

Государство является основным институтом политической структуры общества. Первоначально, в условиях господства свободного рынка, государство практически не вмешивалось в экономику, ограничиваясь правовым регулированием некоторых сторон хозяйственной деятельности, прежде всего внешнеэкономической, и выполняло роль "ночного сторожа".

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................. 3
1. Понятие, типы и факторы экономического роста.......................................... 5
1.1. Экономический рост как категория экономической системы................. 5
1.2. Факторы и источники экономического роста........................................... 6
1.3. Типы и основные модели экономического роста..................................... 8
1.3.1. Кейнсианские модели экономического роста.................................... 8
1.3.2. Неоклассическая модель роста Р. Солоу.......................................... 12
1.3.3. Теория нулевого экономического роста........................................... 14
2. Государственное регулирование экономического роста.............................. 17
2.1. Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы............................................................................................................. 17
2.2. Система индикаторов оценки экономического роста и государственное регулирование экономического роста в Республике Беларусь..................... 20
3. Совершенстование государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.......................................................................................... 29
Заключение........................................................................................................ 34
Список литературы............................................................................................ 36

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование экономического роста.docx

— 60.47 Кб (Скачать документ)

     Сторонники  концепции "экономики предложения" полагают, что увеличение темпов роста  при полной занятости возможно прежде всего путём сокращения регулирующего вмешательства извне в рыночную систему. 

     1.3.3. Теория нулевого экономического  роста 

     Одной из проблем, выдвинутых в начале 1970-х гг., стала проблема негативных последствий быстрого роста, связанного с вовлечением и переработкой все большего количества сырьевых ресурсов. Сырье и топливо становятся дефицитными, в то время как потребности населения в них непрерывно растут. Исходя из этого противоречия, группа исследователей под руководством Денниса и Донеллы Медоуз сделала парадоксальный вывод об опасности «глобальной катастрофы». Ресурсы истощаются, и фаза роста должна закончиться в ближайшие 100 лет [20, с.178]. 

     При существующих тенденциях роста человечество подойдет к определенному «пределу», за которым ему грозит катастрофа – разрушение городов, истощение  ресурсов, природные катаклизмы. 

     В докладе Денниса Медоуза говорится об опасностях технического прогресса и экономического роста. Обращается внимание на усиливающееся загрязнение окружающей среды, негативные последствия промышленного шума, увеличивающийся год от года выброс вредных веществ, ухудшение среды проживания в городах, гибель и исчезновение животных, сокращение запасов рыбы, высыхание рек и озер, сокращение источников чистой воды. Не решена проблема утилизации промышленных и бытовых отходов. По мере увеличения производства товаров и услуг происходит ухудшение качества жизни. 

     Недостаток  доклада Д. Медоуза – отсутствие в нем позитивных предложений и рекомендаций. Между тем необходимо наметить пути, средства преодоления существующих противоречий, устранения опасностей. Специалисты сходятся на том, что нужны разные подходы к решению проблемы экономического роста в различных странах и регионах. Следует ввести ограничения (например, в виде законов, налогов) на использование природных ресурсов, загрязнение среды. Назрело время шире использовать возможности современной технологии (регенерацию ресурсов, разработку глубоких залежей ископаемых, их более полное извлечение и использование, снижение потерь и т.д.) [17, с.67]. 

     Со  сторонниками концепции «нулевого  роста» полемизируют другие специалисты  и исследователи. Они приходят к  выводу, что надо изменить тенденции  роста. Сам экономический рост следует  рассматривать как условие или  предпосылку смягчения противоречия между растущими потребностями  и ограниченными ресурсами. Очевидно, что самые острые и неотложные проблемы социального развития невозможно решить без расширения производства товаров и услуг. 

     Назрела необходимость переосмыслить прежние  представления о существе и содержании «привычных» категорий, таких как, например, общественные затраты, ценность, товар. Стоимость товара теперь некорректно определять величиной трудовых затрат на отдельно предприятии. Известных теоретик и историк экономической мысли Ю. Ольсевич отмечает, что «произошло коренное изменение самих затрат. Ключевую роль заняли не «пропорциональные», а общие «накладные» затраты общества – на инфрасистемы, науку, образование, здравоохранение и т.д. То, что ранее рассматривалось как вычет их стоимости, создаваемой совокупным рабочим фабрики, ныне превратилось в важнейший элемент общественных затрат, образующих стоимость товара. В эти затраты входит не только живой общественный труд совокупного рабочего инфраиндустрии, но и расход природных ресурсов как фактора, определяющего состояние здоровья и энергии трудящихся и будущий потенциал производительности труда» [6, с.134]. 

     Германский  экономист и политик Эдуард Пестель  в книге «За пределами роста» и выводах из нее, включенных в  доклад «Римскому клубу», писал, что  нужно изменить подходы к проблеме экономического роста. Иными словами, следует четко определить цели и  задачи «ограниченного роста» и разработать  средства их достижения. Ведущую роль в решении проблемы должны сыграть  развитые страны. Вполне очевидно, что  будущее общество не может не быть индустриальным, потому что потребности  в продуктах производства все  время растут в количественном и  в качественном отношении. А технический  прогресс позволяет получать больше с меньшими затратами – все  меньше людей будет занять в производстве, уменьшатся затраты энергии и  традиционных минеральных ресурсов. «Современная технология все тверже опирается на науку и, как и  сама наука, может принести неоценимую пользу развитым и развивающимся  странам. Она позволяет отказаться от однозначных решений, предоставляя на выбор наиболее выгодные в том  или ином социально-экономическом  и культурном контексте, учитывая традиции, потребности, опыт и силу разных стран» [6, с.135]. 
 
 

     2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 

     2.1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, ЕГО МЕТОДЫ  И ФОРМЫ 
 

     Сущность  государственного регулирования экономики  заключается в целенаправленной деятельности государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы  различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение  важнейших задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе [9, с.13]. 

     К основным функциям государства в  современной рыночной экономике  относятся: 

     Þ    создание правовой основы функционирования рыночного механизма; 

     Þ    организация денежного обращения; 

     Þ    поддержание конкурентных начал  в экономике, демонополизация производства; 

     Þ    управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука  и т.д.); 

     Þ    стабилизация экономики, преодоление  кризисных явлений, безработицы  и инфляции; 

     Þ    обеспечение социальной защиты и  социальных гарантий членам общества [8, с.57]. 

     Если  сгруппировать все функции государства  по двум группам, то мы обнаружим две  основные цели, которые преследует государственное регулирование: это  обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой  экономической системы. В то время  как при конкретном выборе пути развития национальной экономики первая цель может и не преследоваться (например, командная экономика), укрепление экономических  позиций государства на мировом  рынке рассматривается всеми  правительствами как первостепенная цель в области государственного регулирования. В свою очередь, эта  цель является первоочередной при стремлении государства к экономическому росту. 

     Воздействие государства на рыночный механизм обеспечивается двумя основными формами: прямого  и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. При этом приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, не разрущающим систему рыночных отношений и не противоречащим им. 

     Прямое  регулирование рынка проявляется, прежде всего, в законодательной  деятельности государства, а также  в расширении государственных заказов, государственных закупок и развития госсектора в экономике. 

     Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной  и кредитно-денежной политики [8, с.57]. 

     Политика  стабилизации направлена на сглаживание  циклических колебаний. В фазе кризиса  все мероприятия государства  должны быть направлены на стимулирование деловой активности, а в фазе подъема  – на ее сдерживание. В области  налогово-бюджетной политики это  означает: увеличение государственных  расходов, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции в фазе кризиса и обратные мероприятия  в условиях экономического подъема. 

     Инструменты кредитно-денежной политики включают: уровень процентных ставок по ссудам, размеры кредитных ресурсов банка. В период экономического кризиса  проводится политика "дешевых денег", когда снижаются процентные ставки и увеличиваются кредитные ресурсы  банков. в период экономического роста, наоборот, проводится политика "дорогих денег": повышается уровень процентной ставки, сокращаются кредитные ресурсы [8, с.57]. 

     В современных условиях практически  в любой стране, с любой моделью  экономики существует объективная  необходимость государственного регулирования  общественного производства и социальных процессов за счет и в интересах  всего общества. Государство играет значительную роль в регулировании  экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс. 

     Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции [1, с.159]. 

     В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей [17, с.134]. 

     Экономисты  разных теоретических направлений  рекомендуют и другие возможные  методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством  которой правительство взяло  бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения  экономического роста. Правительство  могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные  исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда. 

     2.2. СИСТЕМА ИНДИКАТОРОВ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РОСТА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ 
 

     Объективно  для экономического роста в Республике Беларусь есть факторы, которые привлекают инвесторов, а именно – природно-ресурсные, трудовые и производственные. Однако, наряду с этими факторами существуют факторы, которые могут ограничивать этот рост, например, экологические. Это очень важно как с точки зрения внутренних позиций страны, так и международной – вступление в ВТО, международная сертификация. 

     В этой связи очень актуальным является количественное измерение соотношения  количества и качества экономического роста. Для этих целей можно использовать систему индикаторов качества экономического роста или привычнее их называть индикаторами устойчивого развития. Индикаторы устойчивого развития – это показатели, которые характеризуют изменение состояние экономики, социальной сферы и окружающей среды во времени. Индикаторы дают количественную и качественную характеристику проблемы и позволяют сделать оценку ситуации, отметить ее изменение. Под устойчивым развитием мы понимаем такое развитие, при котором не истощается природно-ресурсный потенциал, приумножается физический капитал и их достаточно для развития роста как нынешнего, так и будущих поколений. 

     В настоящее время в Республике Беларусь на основе российского аналога  разрабатывают систему индикаторов  устойчивого развития (ИУР). Много  работ в последнее время посвящено  разработке и расчету индикаторов  в основном для оценки социально-экономического уровня развития регионов и для сравнения  последних между собой. Чаще всего  это набор индикаторов с выделением ключевых, дополнительных и специфических. В каждом отдельном случае набор  индикаторов зависит от того, для  каких целей и задач он может  быть использован. В Беларуси перед  разработчиками была поставлена задача разработать систему индикаторов, которая может быть использована как для оценки текущих итогов, так и для оценки качества экономического роста. В процессе работы рабочей группы были отобраны более 80 индикаторов, которые были разделены на три группы – экономические, экологические и социальные. Основными среди экономических стали индикаторы, показывающие изменение ВНП, объемы инвестиций, рост производства продукции в отраслях специализации и др. Экологические индикаторы отражают размер антропогенной нагрузки на окружающую среду (выбросы, сбросы, образование отходов). Социальные представлены демографическими индикаторами (численность населения, естественный баланс, продолжительность жизни), индикаторами уровня доходов и бедности, а также индикаторами состояния общественного здоровья. Основными критериями отбора являются: комплексность (отражение различных аспектов: экологических, социальных, экономических); простота понимания неспециалистами и однозначная интерпретация для лиц, принимающих решения; количественное изображение; опора на имеющуюся систему статистики; возможность оценивать во временной динамике [14].  

Информация о работе Государственное регулирование экономического роста, его сущность и особенности в Республике Беларусь