Государственное регулирование экономического роста, его сущность и особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:10, курсовая работа

Описание

Государство является основным институтом политической структуры общества. Первоначально, в условиях господства свободного рынка, государство практически не вмешивалось в экономику, ограничиваясь правовым регулированием некоторых сторон хозяйственной деятельности, прежде всего внешнеэкономической, и выполняло роль "ночного сторожа".

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................. 3
1. Понятие, типы и факторы экономического роста.......................................... 5
1.1. Экономический рост как категория экономической системы................. 5
1.2. Факторы и источники экономического роста........................................... 6
1.3. Типы и основные модели экономического роста..................................... 8
1.3.1. Кейнсианские модели экономического роста.................................... 8
1.3.2. Неоклассическая модель роста Р. Солоу.......................................... 12
1.3.3. Теория нулевого экономического роста........................................... 14
2. Государственное регулирование экономического роста.............................. 17
2.1. Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы............................................................................................................. 17
2.2. Система индикаторов оценки экономического роста и государственное регулирование экономического роста в Республике Беларусь..................... 20
3. Совершенстование государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.......................................................................................... 29
Заключение........................................................................................................ 34
Список литературы............................................................................................ 36

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование экономического роста.docx

— 60.47 Кб (Скачать документ)

     Неоднократно  подтверждавшаяся зависимость между  госрасходами на образование и темпом роста интерпретируется как: 

     -         улучшение человеческого капитала; 

     -         повышение способности страны  к поглощению из-за рубежа и  изобретением новых технологий. 

     Þ          Бюджетная политика. Результаты эмпирических исследований показывают негативную связь  между ростом и госдефицитом. Если предположить, что финансирование дефицита деньгами невозможно, то в условиях динамической эффективности (если процентная ставка выше темпа роста, или, иначе говоря, не происходит перенакопления капитала) правительство должно быть платежеспособным для проведения программ, то есть все виды задолженности правительства должны постоянно устраняться и у правительства должны быть накоплены в приведенном к настоящему времени профициты бюджета. 

     Значение  устойчивости политики для роста  двояко. Если текущая политика несостоятельна, то либо должны быть пересмотрены (налоговый  и/или расходный) режимы, либо должно возобновить финансирование деньгами. Первое приводит к неопределенности режима и замедлению роста. Финансирование деньгами ведет к инфляции, ставя  вопросы о возможном влиянии  инфляции на рост. Влияние инфляции на рост и в экзогенных, и в  эндогенных моделях роста зависит  от спецификации моделей. Эмпирически  установлено, что существует устойчивая отрицательная корреляция между  высокой инфляцией и экономическим  ростом [19, с.145]. Соответственно, государству  следует продолжать антиинфляционную политику. 

     Чтобы увеличить экономический рост, Запад  использует два различных варианта экономической политики государства:  

     1. Сведение к минимуму созданных  государством препятствий для  экономического роста (например, сведение к минимуму регулирования  отрицательных "внешних эффектов" или так называемое экологическое регулирование). Говоря о белорусской экономике, следует указать на большой вес государственных предприятий, а также предприятий, контролируемых им в той или иной степени. 

     2. Поощрение государством расходов  на НИОКР с помощью соответствующего  налогового режима (скидки с подоходного  налога фирм, инвестирующих в  физический капитал, на инвестиции  в науку, на затраты на НИОКР  и т.п.). Говоря о стимулирования государством развития научно-технической и исследовательской базы следует упомянуть интересный случай. По данным журнала "Дело", одна израильская фирма пыталась купить технологическую информацию непосредственно у белорусских разработчиков за $6 тыс. Сделка едва не состоялась. Но к переговорам подключилась третья сторона – минская фирма, знающая конъюнктуру мирового рынка. В результате предложенная белорусской стороной цена лицензии в $1 млн. была признана покупателем приемлемой. В Беларуси наш изобретатель в области торговли "ноу-хау" практически не защищен государством и не имеет опыта в данной сфере. В результате осуществления некомпетентных торговых сделок ("хоть за сколько-нибудь") теряют не только разработчики, но и государство, а выигрывают западные конкуренты [15]. 

     Для Беларуси ключевой вопрос сегодня –  не только сохранение, но и динамичное развитие образования. Прежде образование  рассматривалось в качестве придатка государственной экономики, и не случайно его называли "кузницей кадров". Сегодня если мы создаем  многоукладную экономику, то речь следует  вести и о многоукладности  в системе образования, что предлагает множественность организационных, финансовых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Такой подход обуславливается не только рыночной идеологией, но и объективными причинами:  

     Þ          сложностью экономической ситуации и снижением государственных  расходов на образование;  

     Þ          разрушением накопленного ранее  материально-технического потенциала в сфере образования, его износ;  

     Þ          низкими ставками заработной платы  профессорско-преподавательского состава, что вызывает отток высокопрофессиональных кадров из сферы образования в  другие сферы национального хозяйства  и за рубеж;  

     Þ          непрестижностью труда педагогов  высшей школы и, как результат  этого, отсутствием притока молодых  кадров в сферу образования.  

     В этой связи встает вопрос о развитии системы негосударственного высшего  образования, разработке новых механизмов его финансирования. Негосударственные  ВУЗы превратились в сферу оборота  средств обучающихся и зарабатывания  денег. Первоначальные накопления капитала переместилось в сферу образования. Уровень подготовки специалистов падает.  

     Безусловно, в экономике должны осуществляться системные реформы, должна меняться экономическая структура общества. Уже сегодня с трудом, но возникают  новые ее элементы – биржи, страховые  компании, инвестиционные фонды, акционерные  общества, малые предприятия, создается  новый механизм функционирования экономики. Все эти процессы требуют профессионалов во всех сферах национальной экономики.  

     Должно  целенаправленно осуществляться формирование среднего класса в обществе. Вот  почему государству необходимо проводить  политику в области образования, направленную на подготовку как специалистов-управленцев, так и специалистов, не только обеспечивающих имеющиеся новые технологии, которые будут являться базовыми в ХХI веке, но и создающих принципиально новые их типы. Причем приоритет в подготовке должен отдаваться последним.  

     С учетом мировых тенденций, следуя интеграции с Россией, можно сохранить старую ресурсоемкую и энергоемкую структуру  национальной экономики. Но ни улучшения  благосостояния населения, ни экономического роста, ни перспектив у страны в этом случае не будет. Упуская время сегодня, мы отстаем навсегда, не успевая  вскочить на "повышательную волну" мировой экономики конца ХХ века.  Стратегическая задача для Беларуси – только интеграция в мировую  экономику. А чтобы не оказаться  в формирующейся мировой экономике  на задворках, необходимо выделить научные  приоритеты, школы, организуя подготовку специалистов на их базе, финансируя одновременно и науку, и образование. Необходимо разработать механизмы привлечения  капиталов как своих, так и  иностранных.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     В Республике Беларусь в последнее  время проблемы экономического роста  являются достаточно дискуссионными. Официальная статистика настаивает на высоких темпах экономического роста. Однако снижение реальных доходов населения  и повышение цен позволяют  усомниться в наличии экономического роста. Экономический рост есть увеличение производства товаров и услуг  в масштабе всего национального  хозяйства. В более широкой трактовке  он включает в себя повышение уровня занятости, увеличение производства товаров  и услуг на душу населения и  улучшение ряда других показателей, например, увеличение свободного времени членов общества. На экономический рост воздействует три группы факторов: исходные условия, макроэкономическая политика, внешние силы. 

     Основные  современные модели экономического роста, как и любые модели представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления как экономический рост. 

     Среди основных функций государства, которое  оно вынуждено выполнять в  ситуации фиаско рынка, существуют задачи, которые обеспечивают или, по крайней  мере, преследуют экономический рост страны. Воздействие государства на экономический рост обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. В инструментарий регулирования входят механизмы финансово-бюджетной, налоговой, социальной, инвестиционной, и других политик правительства. 

     Система индикаторов оценки экономического роста в Республике Беларусь позволяет  оценить прогресс не только с количественной, но и с качественной стороны. Более 80 индикаторов разделены на три  группы, основными из них являются: изменение ВНП, объемы инвестиций, рост производства продукции в отраслях специализации, размер антропогенной  нагрузки на окружающую среду, численность  населения, естественный баланс, продолжительность  жизни, уровень доходов и бедности, состояние общественного здоровья. 

     На  фоне исключительно благоприятных  внешних условий, в частности  дотационной энергетической политики России, белорусская модель государственного капитализма оказалась достаточно эффективной в период восстановления экономики, следствием чего стал бурный экономический рост в Республике Беларусь. Однако "экономическая  мудрость" современной экономической  политики государства в ближайшем  будущем представляется неперспективной  – в первую очередь это может  выразиться не только в политической, но и в экономической изоляции Республики Беларусь, либо ее дальнейшем развитии в качестве придатка России в составе Содружества. Если министры в своих отчетах оперируют  лишь поверхностными показателями, то более глубокий анализ указывает  на слабую основу экономического роста  в стране с позиций долгосрочного  планирования. 

     Государство регулирует экономический рост преимущественно  методами стимулирования государственного сектора, созданием системы преференций  для крупных промышленных предприятий, дотируя сельское хозяйство. Правительство  осуществляет чрезмерный контроль над  экономикой страны, однако в планах развития на ближайшие пять лет есть цели технического перевооружения и  совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.  

     Совершенствование государственного регулирования экономического роста заключается в совершенствовании  инструментов прямого и косвенного воздействия на экономических субъектов, складывается из комплексной группы политик: политики налогов, государственных  расходов, бюджетной политики. Государству следует сконцентрироваться на стимулировании расходов на НИОКР с помощью соответствующего налогового режима – именно это должно помочь перевооружить ресурсоемкую промышленность страны. С учетом мировых тенденций, следуя интеграции с Россией, можно сохранить старую ресурсоемкую и энергоемкую структуру национальной экономики. Но ни улучшения благосостояния населения, ни экономического роста, ни перспектив у страны в этом случае не будет.  
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 

     1.           Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая  теория, – М., БГЭУ, 1997. 

     2.           Беларусь обеспечит экономический  рост в 2004 г за счет расширения  преференций реальному сектору,  снижения инфляции и налогов.  Белорусский Проект, 20.02.04 // #"#">http://www.ineca.ru/?dr=bulletin&pg=content&number=0105004 &st=print&op=12&cs=2&lg=ru. 

     15.       Новикова И. Возможен ли экономический  рост в Беларуси за счет  интеграции с Россией? Информационно-аналитический  Интернет-проект «Наше мнение», 05.09.04 // http://www.nmnby.org/pub/0409/05.html. 

     16.       Основные социально-экономические  показатели за 2000-2005 годы. Министерство  статистики и анализа // http://www.belstat.gov.by. 

     17.       Райхлин Э. Основы экономической теории. Экономический рост и развитие. М.: Юрист, 2001. 

     18.       Роббинс Л. Предмет экономической науки., т. 1. – М.: 1993. 

     19.       Современная политическая экономия: Учеб. пособие / Т.И. Адамович, С.А. Бородич, П.С. Лемещенко и др.; Под общ. ред. П.С. Лемещенко. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 472 с. 

     20.       Чепурин М. Н. Курс экономической теории. – Киров: 1995. 

     21.       Эксперты МВФ отметили высокий  экономический рост в Беларуси. ЗАО "Второй национальный телеканал", 31.03.05 // http://www.ont.by/index.php /?id=7354&id_issue=3.

Информация о работе Государственное регулирование экономического роста, его сущность и особенности в Республике Беларусь