Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:10, курсовая работа
Государство является основным институтом политической структуры общества. Первоначально, в условиях господства свободного рынка, государство практически не вмешивалось в экономику, ограничиваясь правовым регулированием некоторых сторон хозяйственной деятельности, прежде всего внешнеэкономической, и выполняло роль "ночного сторожа".
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................. 3
1. Понятие, типы и факторы экономического роста.......................................... 5
1.1. Экономический рост как категория экономической системы................. 5
1.2. Факторы и источники экономического роста........................................... 6
1.3. Типы и основные модели экономического роста..................................... 8
1.3.1. Кейнсианские модели экономического роста.................................... 8
1.3.2. Неоклассическая модель роста Р. Солоу.......................................... 12
1.3.3. Теория нулевого экономического роста........................................... 14
2. Государственное регулирование экономического роста.............................. 17
2.1. Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы............................................................................................................. 17
2.2. Система индикаторов оценки экономического роста и государственное регулирование экономического роста в Республике Беларусь..................... 20
3. Совершенстование государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.......................................................................................... 29
Заключение........................................................................................................ 34
Список литературы............................................................................................ 36
10783
14818
в
процентах к предыдущему году
102
97
106
121
121
123
Ввод
в действие общей площади жилых
домов, тыс. м2
3528
3009
2811
3019
3501
3780
Источник: [16].
Нельзя
не признать, что стихийно найденная
белорусская модель государственного
капитализма, оказалась достаточно
эффективной в период восстановления
экономики. Особенно на фоне исключительно
благоприятных внешних условий: резкий
рост цен на нефть и нефтепродукты на мировом
рынке в последние 4-5 лет, включая продукты
белорусской нефтехимии; рост потребления
в России, получившей стабильный приток
нефтедолларов, и предъявившего спрос
на белорусскую продукцию производственного
и потребительского назначения; длительные
энергетические «дотации» белорусской
экономике со стороны России, позволившей
последней нарастить производство без
его существенной модернизации [10].
Однако
"экономическая мудрость" современной
экономической политики государства
в ближайшем будущем
Как
уже было отмечено выше, последнее
пятилетие и особенно последние
три года – 2003-2005 гг. – были крайне
удачными для белорусской экономики
во внешнеэкономическом плане. Это
позволило значительно повысить
реальные денежные доходы населения
за этот период: примерно на 38,5% или
в среднем по 11,6% ежегодно. Рост денежных
доходов заметно увеличил внутреннее
потребление товаров и услуг.
Товарооборот внутреннего розничного
рынка за три года вырос почти
на 48% или в среднем по 14% в год.
И это при том, что темпы
роста только рублевых денежных сбережений
населения в белорусских банках
были еще выше – в 5,1 раза. Можно
также констатировать определенное
нарастание ежегодных темпов жилищного
строительства – примерно на треть
в 2005 г. по сравнению с 2002 г. Можно
приводить еще много других статистических
данных, подтверждающих рост денежных
доходов и потребления товаров
и услуг белорусским населением
в последнее пятилетие. Собственно,
без статистики невооруженным глазом
можно заметить нарастание автомобильных
пробок в крупных городах и
не пустующие рестораны в вечернее
время [10].
Важно,
однако, обратить внимание на нарастание
одной весьма характерной тенденции
в растущих денежных доходах белорусского
населения. Это увеличение удельного
веса в совокупных денежных доходах
доли оплаты и труда и социальных
трансфертов при одновременном
падении доходов от предпринимательской
деятельности и собственности. В 2003
г. удельный вес оплаты труда наемных работников
составлял 46,9%, социальные трансферты
– 18,1%, доходы от предпринимательской
деятельности и собственности – 33,9%. В
2004 г. эти показатели выглядели уже следующим
образом: 55,7%, 20,9% и 23,4%. В 2005 г. – 58,4%, 21,3%
и 20,3%. С политэкономической точки зрения
это означает, что за счет труда по найму
и выплат из бюджетных фондов в 2003 г. было
получено 67,4% всех денежных доходов, из
независимых источников – 32,6%. В 2004 г. это
соотношение составило уже 76,6% и 23,4%. А
в 2005 г. разница увеличилась еще больше:
79,7% и 21,3%. Т.е. белорусское население стремительно
превращается в наемных работников, преимущественно
– на госпредприятиях, или же финансируется
за счет бюджета. Т.е. примерно 3,7 млн. работоспособных
индивидов переходит на содержание государства
[10].
К
чему это может привести? До тех
пор пока рост уровня внутреннего
потребления сохранится, большинство
населения будет вполне удовлетворено.
Но возможности для роста
Такова
ситуация с экономическим ростом
страны в настоящий момент. Рассмотрим
теперь основные моменты государственного
регулирования экономического роста
в Республике Беларусь.
В
2004 г. белорусское правительство
обеспечило экономический рост за счет
расширения преференций основным промышленным
предприятиям, снижения инфляции и
налоговой нагрузки [2].
Запланированное
снижение налоговой нагрузки позволило
накопить предприятиям дополнительные
ресурсы для инвестирования в
основной и оборотный капитал. За
2003 год правительству удалось
немного уменьшить налоговую
нагрузку – на 1,6 процентных пункта
от ВВП, в 2004 году она снизилась еще
больше за счет снижения НДС с 20% до
18%, а также части оборотных
налогов. Одной из форм политики государственной
поддержки реального сектора
является стимулирование сверхнормативного
роста производства промышленных предприятий.
В 2004 г. льготы по уплате ряда налогов
при превышении плана производства
получило 61 предприятие. Было также
определено 101 предприятие, которые
находились под мониторингом со стороны
правительства с тем, чтобы эффективно
и своевременно решать проблемы, с
которым они сами совместно с
отраслевыми министерствами справиться
не могли [2].
Однако
данные прогнозы совершились лишь благодаря,
как уже было отмечено выше, российской
"спец-цене" на газ для Беларуси: "Министр
(экономики страны Николай Зайченко) высказал
свое мнение относительно последствий
для экономики и реальности выполнения
прогнозов социально-экономического развития
в связи с ростом стоимости газа в 2004 году:
«Мы просчитывали возможные последствия
и пришли к выводу, что если цена на газ
в текущем году не превзойдет 50 долларов
за 1 тысячу кубометров, все запланированные
ориентиры экономического роста будут
выполнены … » [2].
С
учетом преемственности проводимой
в стране экономической политики
в проекте Программы социально-
Успешная
реализация программы позволит за пять
лет увеличить валовой
Основное
внимание по-прежнему будет уделяться
дальнейшему росту доходов и
оплаты труда (реальные денежные доходы
увеличатся на 7-8,5%), сокращению малообеспеченности,
финансовому оздоровлению экономики,
улучшению делового и инвестиционного
климата, привлечению иностранных инвестиций,
в том числе в банковскую систему, а также
опережающему развитию сферы услуг и улучшению
условий для производственной и инвестиционной
активности.
Для
повышения
3.
СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ
Рассмотрим
основные направления совершенствования
государственного регулирования экономического
роста в Республике Беларусь.
1.
Фискальная политика и
Исходя
из основных факторов долгосрочного
экономического роста: эффективность
использования существующих ресурсов
и технологий, накопление ресурсов
во времени, технологический прогресс
– логично рассмотреть, как фискальная
политика, включающая налоговую политику,
политику расходов и общую бюджетную
политику, воздействует на основные факторы
роста.
Фискальная
политика оказывает влияние на рост
выпуска в долгосрочном периоде.
Она включает следующие компоненты:
Þ
Политика налогов. Эта связь исследована
в теории наиболее полно. Налоги не
являются нейтральными, искажение поведения,
вызванное введением налога, выливается
в потери эффективности, и чем
выше уровень налогообложения, тем
выше такие потери. На рост влияет, тем
не менее, не сам уровень налогообложения,
а темп его изменения. Другая связь
в экзогенных теориях роста лежит
в налогообложении накопления факторов
производства (особенно капитала). При
этом связь отражает лишь аспект статики:
уровень налога влияет на уровень
выпуска. По-другому дела обстоят
в эндогенных теориях роста. Подоходный
налог снижает отдачу от сбережений
(после уплаты налога), снижая тем
самым стимулы для накопления
физического капитала. Но эффект этот
неочевиден, поскольку неочевидно влияние
этого налога на остальные факторы,
сотрудничающие с физическим капиталом,
например человеческий капитал (предполагая,
что эти другие факторы не попадают
под налогообложение). В одном
случае, предположим, производство человеческого
капитала требует только человеческий
капитал. Тогда эффект подавления роста
налогом на физический капитал полностью
вытеснится возросшим накоплением человеческого
капитала. По аналогии, предположим, что
в производстве человеческого капитала
требуется и человеческий, и физический
капитал. В этом случае, поскольку вытеснение
частично, эффект налога на рост будет
негативным. Иными словами, степень влияния
на экономический рост налоговой политики
зависит от существующих производственных
технологий [19, с.141-142]. Следовательно, правительству
следует сосредоточить применение механизмов
регулирования на стимуляции развития
технологии, базой которой всегда являлась
сфера НИОКР, которая получает от государства
слабую поддержку. По сравнению с развитыми
странами, именно в этой области белорусскому
правительству следует принимать самые
срочные действия.
Большое
значение имеет структура
Предоставление
налоговых льгот сомнительно
улучшает рост, за исключением целевых
льгот. Но даже в случае целевых льгот
неизбежно возникают проблемы с
политэкономическими
Þ
Политика расходов. Любой уровень
государственных расходов предполагает
поглощение реальных ресурсов, которые
в противном случае могли бы быть
доступными частному сектору. Чистый эффект
вытеснения зависит от относительной
предельной производительности государственного
и частного секторов. Поскольку общепризнанно,
что частный сектор (за исключением
внешних эффектов и производства
общественных благ) более производителен,
то чем выше уровень госрасходов, тем выше
неэффективность и ниже уровень выпуска.
Для влияния на рост имеет значение темп
изменения уровня госрасходов.
Другой
природой характеризуются эффекты,
объясняемые структурой госрасходов.
Традиционное деление на государственное
потребление и государственные
инвестиции не очень помогает. Более
точная классификация – это
-
финансирование госпрограмм
-
степень, в какой госрасходы
повышают частную
-
чем меньше степень
В
целом, эти эффекты создают