Государственное регулирование экономики: современные тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 05:56, курсовая работа

Описание

В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
Цель работы - раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах, выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; определить роль государственного регулирования в экономике современной России.

Содержание

Введение
1.Государственное регулирование экономики.
1.1. Необходимость государственного регулирования
и его основные цели.
1.2. Направления государственного регулирования.
1.2.1. Финансовое регулирование.
1.2.2. Регулирование ценообразования.
1.2.3. Регулирование накопления капитала и его инвестирования .
1.2.4. Регулирование трудовых отношений.
1.2.5. Социальное регулирование.
1.2.6. Антициклическое регулирование.
2. Государственное регулирование экономики в современной России.
2.1. Государственное регулирование экономики.
2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования.
2.3.2 Государственное регулирование экономики. Модернизация государственного управления экономикой.
Значимость государственного сектора в современной России.
Заключение
Список литературы:

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование экономики.docx

— 50.36 Кб (Скачать документ)

Наконец, государство в  интересах поддержания более  или менее конкурентной среды  и недопущения диктата производителей на рынке руководствуется антимонопольным  законодательством в борьбе с  несправедливыми ценами. [2]

1.2.3. Регулирование  накопления капитала и его  инвестирования

Государственное регулирование  в сфере накопления капитала и  инвестиционной деятельности направлено на обеспечение необходимой нормы  накопления капитала, целевого использования  фондов накопления, на проведение политики ускоренной амортизации, привлечение  иностранного капитала и создание предпосылок  для привлекательности сбережений.

Государство как инвестор.

Активизируя или сдерживая  инвестиционную политику путем непосредственного  наращивания или сокращения государственных  капиталовложений, государство оказывает  воздействие на общую экономическую  конъюнктуру в стране, развитие национальной экономики. Активизация инвестиционной деятельности в государственном  секторе провоцирует спрос на инвестиционные товары и рабочую  силу не только в государственном  секторе, но и в частном, во всех отраслях народного хозяйства. Государственные  инвестиции следует рассматривать  в качестве первоначального импульса для активизации хозяйственной  деятельности в стране.

Стимулирование  инвестиционной деятельности и привлечение  иностранного капитала.

Государство обладает значительным набором финансово-экономических  инструментов для активизации или  сдерживания хозяйственной, прежде всего инвестиционной, деятельности не государственного сектора народного  хозяйства. С этой целью оно создает  режимы наибольшего благоприятствования  для вложения капиталов, снижает  налоги на прибыль, направляемую на финансирование капиталовложений, выступает финансовым и юридическим гарантом крупных  капиталовложений, выкупает земельные  участки, проводит другие стимулирующие  мероприятия.

Одновременно государство  постоянно оказывает поддержку  сельскохозяйственным экономическим  агентам путем закупок урожая, льготного кредитования, субсидирования, поддержания паритета цен на их продукцию  и продукцию промышленности, используемую в сельскохозяйственном производстве. Значитель-ной государственной поддержкой пользуется и малый бизнес в форме  разнообразных льгот и поощрений, особенно на первона-чальной стадии функционирования, а также при  выходе на внеш-ние рынки. Все это  увеличивает возможности накопления капи-тала.[2]

1.2.4. Регулирование  трудовых отношений

Сфера трудовых отношений, несомненно, является самой главной в экономической  системе. Она определяет жизнедеятельность  общества, возможности самовыражения  и самореализации личности. В связи  с этим роль государства в этой сфере отношений оправданно и  неимоверно велика.

Регулирование трудовых отношений  направлено на обеспечение условий  для нормального воспроизводства  рабочей силы, ее подготовки в соответствии с уровнем технико-экономического развития страны, снятие социальной напряженности  в обществе и содействие заключению гене-ральных соглашений между работниками (профсоюзами) и работодателя-ми (союзами  промышленников и предпринимателей). Регулирующая роль государства в  сфере трудовых отношений определяется и тем, что оно выступает гарантом прав людей труда в области  его оплаты, безопасности и защитником от произвола работодателей.

Создавая биржи труда, государство стремится к улучшению  общей и структурной сбалансированности спроса и предложения нa рынке  труда путем обеспечения необходимой  информацией как людей, ищущих работу, так и работодателей. Регулируя  трудовые отношения найма, государство  одновре-менно все больше стимулирует  так называемый свободный труд (индивидуальный, семейный, коллективный), развитие мелкого  бизнеса, что существенно сокращает  уровень и масштаб напряженности  в трудовых отношениях и облегчает  участь государства как органа, регулирующего  взаимодействие труда и капитала.

Особое и монопольное  положение занимает государство  в регулировании международной  миграции трудовых ресурсов. Речь идет притоках как невысококвалифицированной  рабочей силы для выполнения различного вида работ, от которых отказывается местное население, так и высококвалифицированных  специалистов, не требующих ни средств, ни времени для их подготовки в  стране, в которую они иммигрировали. [2]

1.2.5. Социальное  регулирование

Рассматривая проблемы развития народного хозяйства, нельзя не заметить тесную переплетенность экономических  и социальных отношений. Будучи главной  производительной силой общества и  носителем всех без исключения общественных отношений, человек становит-ся ядром социально-экономической системы, сориентированной на его воспроизводство в физиологическом и физическом, образо-вательном и культурном, социальном и экономических аспектах.

Таким образом, регулирование  в социальной сфере сводится к  обеспечению в стране относительной  социальной справедливости и равенства, повышению бла-госостояния народа при одновременном поддержании  необходимого уровня в дифференциации доходов как средства поддержания  предприни-мательской и трудовой активности.

Регулирование доходов.

Исходя из приоритета анализа  экономики, необходимо прежде всего  остановиться на регулировании доходов  непосредственных участников хозяйственной  деятельности. Дело в том, что внутренние механизмы рыночной саморегуляции  и распределения доходов не могут  быть признаны социально удовлетворительными. Требуется государственное вмешательство  с целью корректировки системы  распределения и перераспределения  доходов в обществе. При этом необходимо сознавать, что регулирование доходов, отношения найма, занятости относятся  не только к сфере хозяйственной  деятельности, но и к характеристике социального состояния общества.

Государство, исходя из стоящих  перед ним задач, проводит соответствующую  политику доходов, которая содействовала  бы социально-экономической и политической стабильности, успешному росту национальной экономики.

Регулирование развития социальной сферы

Если говорить о чисто  социальной сфере, то она включает в  себя прежде всего воспроизводство  человеческого фактора, которое  охватывает систему общего и профессионального  образования, духовно-культурного просвещения, подготовки и переподготовки кадров с ориентацией на появляющиеся тенденции  структурных сдвигов в национальной экономике, обеспечения занятости  и создания условий для воспроизводства  новой генерации работников будущего общества.

Развитие социальной сферы  требует колоссальных финансовых ресурсов, самостоятельных объектов деятельности, инфраструктуры, кадров и их качественного  воспроизводства. Здесь мало интереса для частного предпринимательства, хотя его участие и не исключается. Основное бремя по поддержанию и  развитию социальной сферы ложится  на государственный бюджет внебюджетные фонды. [2]

1.2.6. Антициклическое  регулирование

Особое место в государственном  регулировании экономики занимает антициклическое регулирование, которое  затрагивает многие из вышеуказанных  аспектов регулирования. Суть антициклического регулирования заключается в  принятии своевременных мер самого различного характера, чтобы не допустить  «перегрева» эконо-мики и избежать резкого и глубокого падения  общественного производст-ва, а то и тяжелого кризиса, и продолжительной  депрессии. [2].

2. Государственное  регулирование экономики

в современной  России

2.1. Государственное  регулирование экономики

Вопрос о возможности  и формах государственного влияния  на экономиче-ские процессы всегда был  одним из самых сложных и дискус-сионных  в эконо-мической науке и практике. За последнее время диапазон оценок и подходов в этой области расширился, и под влиянием концепций глобализации мирового хозяйства нередко высказывается  мнение о том, что государственные  функции в экономике должны неизбежно  сужаться. Данная позиция фактически навязывалась западными экспертами странам постсоциа-листической зоны на старте рыночных реформ.

Именно этот подход представлялся  самым рациональным и «единственно правильным» и российским инициаторам  рыночных трансформаций в начале 1990-х гг. В его основе лежала аксиома  о якобы «несовместимости» рыночной модернизации с государственным  управ-лением экономикой. В России это  обернулось стреми-тельным уходом государства  из экономики.

Замещают ли институты  рынка функции государства в  экономике? Объ-ективный анализ мировой практики показывает, что так называемый процесс «разгосударствления» экономики ни в одной из высоко-развитых стран мира не привел к «уходу» государства из экономики. Более того, фактические материалы о масштабах участия различных госу-дарств в регулировании экономических процессов своих стран показали, что в среднем именно высокоразвитые страны, т. е. страны с давней ориентацией на рыночные механизмы характеризуются наиболее высокими масштабами расходов на государственное управление. Об устойчивости масштабов использования государственных ресурсов на социально-управленческие цели в различных странах свидетельствует таблица 2.1. Из нее видно, что в России уровень государственных расходов существенно ниже, чем в любой из развитых стран.

Таблица 2.1

Расходы консолидированного бюджета относительно объема ВВП  но ряду стран мира

(в %)

 

Страна

2000 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

 

Россия 

Казахстан

Чехия

Аргентина

Великобритания ..

26,8

31,6

29,9

27,5

 
 

23,2

22,1

23,0

22,6

 
 

38,3

41,9

41,6

40,0

 
 

-

29,3

28,7

27,1

 
 

39,2

41,1

42,5

42,9

 

Германия 

Дания

Финляндия

Франция

США

Канада 

Австралия

ЮАР

Япония 

47,4

48,0

48,5

47,3

 
 

54,3

55,9

56,0

56,1

 
 

49,5

49,3

50,5

50,5

 
 

50,6

52,5

53,1

52,9

 
 

-

34,6

35,2

34,9

 
 

-

38,9

38,4

37,5

 
 

34,4

35,7

35.0

35,1

 
 

32,1

32,0

32,4

33,5

 
 

-

35,5

35,0

-

 
           

Несмотря на то, что в  конце XX в. уровень затрат на государственные  нуж-ды у нас был значительно  ниже уровня, характерного для большинства  разви-тых стран (составляя порядка 27-29% к ВВП), в официальных проектировках  правительства тех лет продолжали настойчиво выдвигаться задачи дальнейшего  снижения соответствующих рас-ходов  государственного бюджета с доведением их до 22-23% к ВВП, т. е. ниже планки, характерной  в среднем для слаборазвитых  стран. Это было фак-тическим отстранением государства от функций управления экономикой и об-ществом. Сегодня  среди экспертов и политиков  нарастает убеждение в необходимо-сти  перехода к более работоспособной  системе государственного управления. И это связано с назревшими коррективами в содержании и на-правленности экономического курса.

Под влиянием требований времени  Министерство экономического разви-тия  и торговли РФ при формировании программы  социально-экономического развития на 2007-2009 гг. впервые на официальном  уровне признало настоя-тельную необходимость  «смены модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного роста, активизации энергосбережения, значительного увеличения инвестиционной активности». С такой постановкой задачи можно согласиться, если за этим будут стоять адекватные действия, касающиеся модернизации системы государственного управления.

Хотя принятый 20 июля 1995 г. Федеральный закон «О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Россий-ской Федерации» (? 115-ФЗ) несомненно способствовал коррекции  сугубо либеральных подходов к функциям государства в экономике, он все  же был половинчатым и не ответил  на многие насущные вопросы. В нем, в  частности, отсутствуют положения  о стратегическом и индикативном планировании, о необходимости научного обеспечения прогнозно-плановой работы и др. Отсутствие стратегического  планирования означает на деле почти  полное исчезновение ответственности конкретных государственных органов и конкретных лиц за выработку и реализацию стратегии социально-экономического развития страны, приводит к крупным ошибкам и прочетам.

Проводимая в стране административная реформа, существенно изменив-шая  структуру и характер функционирования государственных органов, по за-мыслу  довольно прогрессивна, поскольку базируется на идеях и опыте, прове-ренных в  последнее время мировой практикой. Однако эта реформа буксует и  часто приносит отрицательные результаты, по той причине, что не имеет настоящего ответственного руководства.

Структура государственных  органов, которым вменено выполнение тех или иных функций в сфере  экономики, в результате реформ государст-венного  управления стала еще более запутанной. Запределен уровень бюрократизации в выработке и прохождении  управленческих реше-ний. Коррумпированность чиновничества побила все рекорды  ис-тории. Если в 2003-2004 гг. коррупционные  процес-сы в деятельности государственного аппарата, судя по социоло-гическим исследованиям, тревожили примерно 30% граждан, то в 2004 г. уже 40%, а в 2006 г. более 50%.

Из всех министерств, прямо  или косвенно замкнутых на решение  задач, связанных с экономическим  развитием, самым значимым и по названию и по масштабам является Министерство экономиче-ского развития и торговли (МЭРТ). Именно здесь вырабатываются и представ-ляются в Правительство  РФ экономические проектировки - концепции  и про-граммы социально-экономического развития, крупные прогнозные проработки, национальные проекты, федеральные  целевые программы и т. д. Именно МЭРТ выглядит отчитывающимся как перед  «верхами», так и перед обще-ственностью  за реализацию экономических проектировок. Но это министерство именно только «выглядит» ответст-венным и деятельным. На самом деле «коэффициент управляемости» нацио-нальной экономики от тех  или иных действий или бездействия  МЭРТ (как «экономического штаба») есть величина, которую даже в принципе едва ли возможно хотя бы приблизительно определить.

Информация о работе Государственное регулирование экономики: современные тенденции