Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 05:56, курсовая работа
В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
Цель работы - раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах, выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; определить роль государственного регулирования в экономике современной России.
Введение
1.Государственное регулирование экономики.
1.1. Необходимость государственного регулирования
и его основные цели.
1.2. Направления государственного регулирования.
1.2.1. Финансовое регулирование.
1.2.2. Регулирование ценообразования.
1.2.3. Регулирование накопления капитала и его инвестирования .
1.2.4. Регулирование трудовых отношений.
1.2.5. Социальное регулирование.
1.2.6. Антициклическое регулирование.
2. Государственное регулирование экономики в современной России.
2.1. Государственное регулирование экономики.
2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования.
2.3.2 Государственное регулирование экономики. Модернизация государственного управления экономикой.
Значимость государственного сектора в современной России.
Заключение
Список литературы:
Наконец, государство в
интересах поддержания более
или менее конкурентной среды
и недопущения диктата
1.2.3. Регулирование накопления капитала и его инвестирования
Государственное регулирование
в сфере накопления капитала и
инвестиционной деятельности направлено
на обеспечение необходимой нормы
накопления капитала, целевого использования
фондов накопления, на проведение политики
ускоренной амортизации, привлечение
иностранного капитала и создание предпосылок
для привлекательности
Государство как инвестор.
Активизируя или сдерживая инвестиционную политику путем непосредственного наращивания или сокращения государственных капиталовложений, государство оказывает воздействие на общую экономическую конъюнктуру в стране, развитие национальной экономики. Активизация инвестиционной деятельности в государственном секторе провоцирует спрос на инвестиционные товары и рабочую силу не только в государственном секторе, но и в частном, во всех отраслях народного хозяйства. Государственные инвестиции следует рассматривать в качестве первоначального импульса для активизации хозяйственной деятельности в стране.
Стимулирование инвестиционной деятельности и привлечение иностранного капитала.
Государство обладает значительным
набором финансово-
Одновременно государство
постоянно оказывает поддержку
сельскохозяйственным экономическим
агентам путем закупок урожая,
льготного кредитования, субсидирования,
поддержания паритета цен на их продукцию
и продукцию промышленности, используемую
в сельскохозяйственном производстве.
Значитель-ной государственной
1.2.4. Регулирование трудовых отношений
Сфера трудовых отношений, несомненно, является самой главной в экономической системе. Она определяет жизнедеятельность общества, возможности самовыражения и самореализации личности. В связи с этим роль государства в этой сфере отношений оправданно и неимоверно велика.
Регулирование трудовых отношений
направлено на обеспечение условий
для нормального
Создавая биржи труда,
государство стремится к
Особое и монопольное положение занимает государство в регулировании международной миграции трудовых ресурсов. Речь идет притоках как невысококвалифицированной рабочей силы для выполнения различного вида работ, от которых отказывается местное население, так и высококвалифицированных специалистов, не требующих ни средств, ни времени для их подготовки в стране, в которую они иммигрировали. [2]
1.2.5. Социальное регулирование
Рассматривая проблемы развития народного хозяйства, нельзя не заметить тесную переплетенность экономических и социальных отношений. Будучи главной производительной силой общества и носителем всех без исключения общественных отношений, человек становит-ся ядром социально-экономической системы, сориентированной на его воспроизводство в физиологическом и физическом, образо-вательном и культурном, социальном и экономических аспектах.
Таким образом, регулирование
в социальной сфере сводится к
обеспечению в стране относительной
социальной справедливости и равенства,
повышению бла-госостояния
Регулирование доходов.
Исходя из приоритета анализа
экономики, необходимо прежде всего
остановиться на регулировании доходов
непосредственных участников хозяйственной
деятельности. Дело в том, что внутренние
механизмы рыночной саморегуляции
и распределения доходов не могут
быть признаны социально удовлетворительными.
Требуется государственное
Государство, исходя из стоящих
перед ним задач, проводит соответствующую
политику доходов, которая содействовала
бы социально-экономической и
Регулирование развития социальной сферы
Если говорить о чисто
социальной сфере, то она включает в
себя прежде всего воспроизводство
человеческого фактора, которое
охватывает систему общего и профессионального
образования, духовно-культурного
Развитие социальной сферы требует колоссальных финансовых ресурсов, самостоятельных объектов деятельности, инфраструктуры, кадров и их качественного воспроизводства. Здесь мало интереса для частного предпринимательства, хотя его участие и не исключается. Основное бремя по поддержанию и развитию социальной сферы ложится на государственный бюджет внебюджетные фонды. [2]
1.2.6. Антициклическое регулирование
Особое место в
2. Государственное регулирование экономики
в современной России
2.1. Государственное регулирование экономики
Вопрос о возможности
и формах государственного влияния
на экономиче-ские процессы всегда был
одним из самых сложных и дискус-
Именно этот подход представлялся
самым рациональным и «единственно
правильным» и российским инициаторам
рыночных трансформаций в начале
1990-х гг. В его основе лежала аксиома
о якобы «несовместимости»
Замещают ли институты рынка функции государства в экономике? Объ-ективный анализ мировой практики показывает, что так называемый процесс «разгосударствления» экономики ни в одной из высоко-развитых стран мира не привел к «уходу» государства из экономики. Более того, фактические материалы о масштабах участия различных госу-дарств в регулировании экономических процессов своих стран показали, что в среднем именно высокоразвитые страны, т. е. страны с давней ориентацией на рыночные механизмы характеризуются наиболее высокими масштабами расходов на государственное управление. Об устойчивости масштабов использования государственных ресурсов на социально-управленческие цели в различных странах свидетельствует таблица 2.1. Из нее видно, что в России уровень государственных расходов существенно ниже, чем в любой из развитых стран.
Таблица 2.1
Расходы консолидированного бюджета относительно объема ВВП но ряду стран мира
(в %)
Страна |
2000 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
|
Россия Казахстан Чехия Аргентина Великобритания .. |
26,8 |
31,6 |
29,9 |
27,5 |
|
23,2 |
22,1 |
23,0 |
22,6 |
||
38,3 |
41,9 |
41,6 |
40,0 |
||
- |
29,3 |
28,7 |
27,1 |
||
39,2 |
41,1 |
42,5 |
42,9 |
||
Германия Дания Финляндия Франция США Канада Австралия ЮАР Япония |
47,4 |
48,0 |
48,5 |
47,3 |
|
54,3 |
55,9 |
56,0 |
56,1 |
||
49,5 |
49,3 |
50,5 |
50,5 |
||
50,6 |
52,5 |
53,1 |
52,9 |
||
- |
34,6 |
35,2 |
34,9 |
||
- |
38,9 |
38,4 |
37,5 |
||
34,4 |
35,7 |
35.0 |
35,1 |
||
32,1 |
32,0 |
32,4 |
33,5 |
||
- |
35,5 |
35,0 |
- |
||
Несмотря на то, что в
конце XX в. уровень затрат на государственные
нуж-ды у нас был значительно
ниже уровня, характерного для большинства
разви-тых стран (составляя порядка
27-29% к ВВП), в официальных проектировках
правительства тех лет
Под влиянием требований времени Министерство экономического разви-тия и торговли РФ при формировании программы социально-экономического развития на 2007-2009 гг. впервые на официальном уровне признало настоя-тельную необходимость «смены модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного роста, активизации энергосбережения, значительного увеличения инвестиционной активности». С такой постановкой задачи можно согласиться, если за этим будут стоять адекватные действия, касающиеся модернизации системы государственного управления.
Хотя принятый 20 июля 1995 г. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Россий-ской Федерации» (? 115-ФЗ) несомненно способствовал коррекции сугубо либеральных подходов к функциям государства в экономике, он все же был половинчатым и не ответил на многие насущные вопросы. В нем, в частности, отсутствуют положения о стратегическом и индикативном планировании, о необходимости научного обеспечения прогнозно-плановой работы и др. Отсутствие стратегического планирования означает на деле почти полное исчезновение ответственности конкретных государственных органов и конкретных лиц за выработку и реализацию стратегии социально-экономического развития страны, приводит к крупным ошибкам и прочетам.
Проводимая в стране административная
реформа, существенно изменив-шая
структуру и характер функционирования
государственных органов, по за-мыслу
довольно прогрессивна, поскольку базируется
на идеях и опыте, прове-ренных в
последнее время мировой
Структура государственных органов, которым вменено выполнение тех или иных функций в сфере экономики, в результате реформ государст-венного управления стала еще более запутанной. Запределен уровень бюрократизации в выработке и прохождении управленческих реше-ний. Коррумпированность чиновничества побила все рекорды ис-тории. Если в 2003-2004 гг. коррупционные процес-сы в деятельности государственного аппарата, судя по социоло-гическим исследованиям, тревожили примерно 30% граждан, то в 2004 г. уже 40%, а в 2006 г. более 50%.
Из всех министерств, прямо или косвенно замкнутых на решение задач, связанных с экономическим развитием, самым значимым и по названию и по масштабам является Министерство экономиче-ского развития и торговли (МЭРТ). Именно здесь вырабатываются и представ-ляются в Правительство РФ экономические проектировки - концепции и про-граммы социально-экономического развития, крупные прогнозные проработки, национальные проекты, федеральные целевые программы и т. д. Именно МЭРТ выглядит отчитывающимся как перед «верхами», так и перед обще-ственностью за реализацию экономических проектировок. Но это министерство именно только «выглядит» ответст-венным и деятельным. На самом деле «коэффициент управляемости» нацио-нальной экономики от тех или иных действий или бездействия МЭРТ (как «экономического штаба») есть величина, которую даже в принципе едва ли возможно хотя бы приблизительно определить.
Информация о работе Государственное регулирование экономики: современные тенденции