Государственное регулирование экономики: современные тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 05:56, курсовая работа

Описание

В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
Цель работы - раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах, выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; определить роль государственного регулирования в экономике современной России.

Содержание

Введение
1.Государственное регулирование экономики.
1.1. Необходимость государственного регулирования
и его основные цели.
1.2. Направления государственного регулирования.
1.2.1. Финансовое регулирование.
1.2.2. Регулирование ценообразования.
1.2.3. Регулирование накопления капитала и его инвестирования .
1.2.4. Регулирование трудовых отношений.
1.2.5. Социальное регулирование.
1.2.6. Антициклическое регулирование.
2. Государственное регулирование экономики в современной России.
2.1. Государственное регулирование экономики.
2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования.
2.3.2 Государственное регулирование экономики. Модернизация государственного управления экономикой.
Значимость государственного сектора в современной России.
Заключение
Список литературы:

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование экономики.docx

— 50.36 Кб (Скачать документ)

Оборотной стороной объемов  государственного сектора выступает  его эффек-тивность. Если она высокая, то значительные объемы можно считать  оправ-данными. В противном случае госсектор представляет собой проблемный элемент национальной экономики. Можно  сравнить показатели относительной  производительности труда и фондоотдачи  государственного и негосударствен-ного секторов промышленности. Результаты расчетов (по данным Росстата за 2005 г.) приведены в табл.2.3.

Таблица 2.3

Относительные показатели эффективности  государственного и негосударственного секторов России в промышленности

(в %)

 

Отрасль промышленности

Относительная производительность труда

Относительная фондоотдача

Интегральная эффективность

 
 

Государственного сектора

Негосударственного сектора

Государственного сектора

Негосударственного сектора

Государственного сектора

Негосударственного сектора

 

Вся промышленность

67,8

105,6

84,9

102

76,3

103,8

 

В том числе:

             

Электроэнергетика

89.4

101.2

131

97.6

110.2

99.4

 

Топливная

28.7

111.2

81.3

100.9

55

106.1

 

черная металлургия

45.6

103.3

66,7

101,4

56,1

102,3

 

цветная металлургия

93,4

101,3

57,4

115,9

75,4

108,6

 

химическая и нефтехимическая

55,2

107,6

59,3

106,4

57,2

107

 

машиностроение и металлообработка

96,3

101

101,5

99,6

98,9

100,3

 

лесная, дерево-обрабатывающая и целлюлозно-бумажная

49,5

105,9

547

104,8

52,1

105,3

 

производство строительных материалов

72,9

101,7

66,2

102,4

69,5

102

 

Стекольная

38,6

102,8

23

106,2

30,8

104,5

 

Легкая

79

101,4

87,5

100,7

83,3

101,1

 

Пищевая

71

103

53,2

106,6

62,1

104,8

 

Микробиологическая

96,6

102,4

81,5

117,9

89,1

110,2

 

мукомольно-крупяная и комбикормовая

69,1

106,7

68

107,1

68,5

106,9

 

Медицинская

86,3

103,1

67,8

109,8

77,1

106,4

 

Полиграфическая

109,6

91,2

88,4

117

99

104,1

 
               

Примечание: под относительным показателем понимается показатель эффективности соответствующего сектора, деленный на среднеотраслевой показатель эффективности и выраженный в процентах.

Можно выделить отрасли с  высокой эффективностью государственного сектора (выше 100%), среди которых  оказывается только электроэнергетика; отрасли с умеренной эффективностью этого секто-ра (выше 90% и ниже 100%): полиграфическая промышленность и  машино-строение, и прочие 12 отраслей-аутсайдеров  по эффек-тивности (ниже 90%). По критерию показателя эффективности «право на существование» отстоял государственный  сектор только в отраслях с высокой  и умеренной эффективностью, с  определенной натяжкой сюда можно приплюсовать микробиологическую и легкую промышленность.

Таким образом, соотношение  эффективности государственного и  негосударствен-ного секторов в России «перевернуто» относительно ситуации в большинстве стран мира. Россия в ряде отраслей идет вразрез с  общемировыми тенден-циями. Основная причина  состоит, в неадекватной системе  управления отечественным государственным  сектором.

Изменить сложившуюся  ситуацию можно за счет совершенствования  политики в отношении предприятий  госу-дарственного сектора. Стоит отметить, что только при достаточном финансировании государственный сектор может превратиться в высокоэффективный сегмент  национальной экономики, если же ему  недодавать финансы, то он довольно бы-стро оказывается низкоэффективным. Похоже, что в России на правительственном уровне эта проблема до сих пор не осмыслена: от государственного сектора ждут великих достижений, а на его нужды выделяют недостаточные средства.

Помимо всего прочего  в России в управлении государственным  сектором были допущены грубые ошибки. Так, разрушение государствен-ного сек-тора в ходе масштабной приватизации явилось одной из причин инвестицион-ного кризиса и производственного спада в 1990-х гг. Здесь наблюдается пара-докс в области государственной политики: масштабная приватизация, призван-ная стабилизировать обще-хозяйственную ситуацию, повлекла за собой ухуд-шение всех основных макроэкономических параметров. Меры государственного воздействия в пользу приватизированной собственности привели к прямо противоположному результату, нежели тот, который изна-чально предполагался. Налицо классическая ошибка системы государственного регулирования. Также грубые ошибки были допущены и при приватизации топливно-сырьевых от-раслей экономики. Фактически государство выпустило из рук сверхприбыль-ные и притом рентные сферы деятельности. Аргумент, что оно якобы не имело средств для финансирования данных предприятий, несостоятелен.

Таким образом, Россия в своем  отношении к государственному сектору  экономики, все еще идет вразрез  с мировыми тенденциями. В составе  государственного сектора должны быть ос-новные сырьевые ресурсы, энергетика, металлургия, сфера обороны и  поддер-жания порядка, значительная доля здравоохранения, науки и образования. Управление экономикой должно осуществляться не только рыночными ме-тодами, но и  планово-экономи-ческими или программно-целевыми методами. Использование планирования и программирования развития - наиболее эффективный способ управления госу-дарственным  сектором, который должен быть флагманом  проведения государ-ственной экономической  политики.[1]

Заключение

В целом трудно переоценить  роль государства в экономике. Оно  создает условия для экономической  деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное  вмешательство может в некоторых  случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Но государственное  вмешательство в рыночную экономику  всё же необходимо. Вопрос стоит  только в том, в какой степени  и какими методами это вмешательство  нужно проводить. Но для ответа на этот вопрос надо детально рассматривать  каждую сферу и отрасль экономики.

На основе проведенного анализа  экономики современной России можно  сделать следующие выводы:

Существует необходимость  активного вмешательства государства  в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государст-во должно проявить в регулировании  развития здравоохранения и функциони-рования  систем социальной защиты и социального  обеспечения.

Должна быть как можно  скорее усовершенствована политика в отношении предприятий государственного сектора. Из-за неумелого управления в нашей стране идет тенденция  окончательной приватизации того, что еще не было приватизировано. Действия правительства часто бывают непродуманны, что приводит к недопустимым ошибкам.

Таким образом, современная  система государственного регулирования  России требует скорейшей модернизации, стране нужна долговременная экономическая  стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики.

 

Список литературы:

1) Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. - Модернизация государственного  управления экономикой // Журнал  «Экономист». 2008. №2. C. 3-14

2) Иохин В.Я. Экономическая  теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2001.

3) Кушлин В. - Государственное  регулирование экономики: назревшие  решения // Журнал «Экономист». 2007. №11. С. 3-11

4) Сергеев И., Кирсанова  Н., Кирсанова И. - Развитие социальной  сферы: приоритеты регулирования//Журнал  «Экономист».2007.№1.С.46-55

5) Экономическая теория: Учебник. - Под общ. Ред. Акад. В.И.  Видяпина. - М.: ИНФРА-М, 2008.


Информация о работе Государственное регулирование экономики: современные тенденции