Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 05:56, курсовая работа
В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
Цель работы - раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах, выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; определить роль государственного регулирования в экономике современной России.
Введение
1.Государственное регулирование экономики.
1.1. Необходимость государственного регулирования
и его основные цели.
1.2. Направления государственного регулирования.
1.2.1. Финансовое регулирование.
1.2.2. Регулирование ценообразования.
1.2.3. Регулирование накопления капитала и его инвестирования .
1.2.4. Регулирование трудовых отношений.
1.2.5. Социальное регулирование.
1.2.6. Антициклическое регулирование.
2. Государственное регулирование экономики в современной России.
2.1. Государственное регулирование экономики.
2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования.
2.3.2 Государственное регулирование экономики. Модернизация государственного управления экономикой.
Значимость государственного сектора в современной России.
Заключение
Список литературы:
Оборотной стороной объемов государственного сектора выступает его эффек-тивность. Если она высокая, то значительные объемы можно считать оправ-данными. В противном случае госсектор представляет собой проблемный элемент национальной экономики. Можно сравнить показатели относительной производительности труда и фондоотдачи государственного и негосударствен-ного секторов промышленности. Результаты расчетов (по данным Росстата за 2005 г.) приведены в табл.2.3.
Таблица 2.3
Относительные показатели эффективности государственного и негосударственного секторов России в промышленности
(в %)
Отрасль промышленности |
Относительная производительность труда |
Относительная фондоотдача |
Интегральная эффективность |
||||
Государственного сектора |
Негосударственного сектора |
Государственного сектора |
Негосударственного сектора |
Государственного сектора |
Негосударственного сектора |
||
Вся промышленность |
67,8 |
105,6 |
84,9 |
102 |
76,3 |
103,8 |
|
В том числе: |
|||||||
Электроэнергетика |
89.4 |
101.2 |
131 |
97.6 |
110.2 |
99.4 |
|
Топливная |
28.7 |
111.2 |
81.3 |
100.9 |
55 |
106.1 |
|
черная металлургия |
45.6 |
103.3 |
66,7 |
101,4 |
56,1 |
102,3 |
|
цветная металлургия |
93,4 |
101,3 |
57,4 |
115,9 |
75,4 |
108,6 |
|
химическая и нефтехимическая |
55,2 |
107,6 |
59,3 |
106,4 |
57,2 |
107 |
|
машиностроение и |
96,3 |
101 |
101,5 |
99,6 |
98,9 |
100,3 |
|
лесная, дерево-обрабатывающая и целлюлозно-бумажная |
49,5 |
105,9 |
547 |
104,8 |
52,1 |
105,3 |
|
производство строительных материалов |
72,9 |
101,7 |
66,2 |
102,4 |
69,5 |
102 |
|
Стекольная |
38,6 |
102,8 |
23 |
106,2 |
30,8 |
104,5 |
|
Легкая |
79 |
101,4 |
87,5 |
100,7 |
83,3 |
101,1 |
|
Пищевая |
71 |
103 |
53,2 |
106,6 |
62,1 |
104,8 |
|
Микробиологическая |
96,6 |
102,4 |
81,5 |
117,9 |
89,1 |
110,2 |
|
мукомольно-крупяная и комбикормовая |
69,1 |
106,7 |
68 |
107,1 |
68,5 |
106,9 |
|
Медицинская |
86,3 |
103,1 |
67,8 |
109,8 |
77,1 |
106,4 |
|
Полиграфическая |
109,6 |
91,2 |
88,4 |
117 |
99 |
104,1 |
|
Примечание: под относительным показателем понимается показатель эффективности соответствующего сектора, деленный на среднеотраслевой показатель эффективности и выраженный в процентах.
Можно выделить отрасли с
высокой эффективностью государственного
сектора (выше 100%), среди которых
оказывается только электроэнергетика;
отрасли с умеренной
Таким образом, соотношение эффективности государственного и негосударствен-ного секторов в России «перевернуто» относительно ситуации в большинстве стран мира. Россия в ряде отраслей идет вразрез с общемировыми тенден-циями. Основная причина состоит, в неадекватной системе управления отечественным государственным сектором.
Изменить сложившуюся ситуацию можно за счет совершенствования политики в отношении предприятий госу-дарственного сектора. Стоит отметить, что только при достаточном финансировании государственный сектор может превратиться в высокоэффективный сегмент национальной экономики, если же ему недодавать финансы, то он довольно бы-стро оказывается низкоэффективным. Похоже, что в России на правительственном уровне эта проблема до сих пор не осмыслена: от государственного сектора ждут великих достижений, а на его нужды выделяют недостаточные средства.
Помимо всего прочего в России в управлении государственным сектором были допущены грубые ошибки. Так, разрушение государствен-ного сек-тора в ходе масштабной приватизации явилось одной из причин инвестицион-ного кризиса и производственного спада в 1990-х гг. Здесь наблюдается пара-докс в области государственной политики: масштабная приватизация, призван-ная стабилизировать обще-хозяйственную ситуацию, повлекла за собой ухуд-шение всех основных макроэкономических параметров. Меры государственного воздействия в пользу приватизированной собственности привели к прямо противоположному результату, нежели тот, который изна-чально предполагался. Налицо классическая ошибка системы государственного регулирования. Также грубые ошибки были допущены и при приватизации топливно-сырьевых от-раслей экономики. Фактически государство выпустило из рук сверхприбыль-ные и притом рентные сферы деятельности. Аргумент, что оно якобы не имело средств для финансирования данных предприятий, несостоятелен.
Таким образом, Россия в своем
отношении к государственному сектору
экономики, все еще идет вразрез
с мировыми тенденциями. В составе
государственного сектора должны быть
ос-новные сырьевые ресурсы, энергетика,
металлургия, сфера обороны и
поддер-жания порядка, значительная
доля здравоохранения, науки и образования.
Управление экономикой должно осуществляться
не только рыночными ме-тодами, но и
планово-экономи-ческими или
Заключение
В целом трудно переоценить
роль государства в экономике. Оно
создает условия для
На основе проведенного анализа экономики современной России можно сделать следующие выводы:
Существует необходимость
активного вмешательства
Должна быть как можно
скорее усовершенствована политика
в отношении предприятий
Таким образом, современная
система государственного регулирования
России требует скорейшей
Список литературы:
1) Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. - Модернизация государственного управления экономикой // Журнал «Экономист». 2008. №2. C. 3-14
2) Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2001.
3) Кушлин В. - Государственное
регулирование экономики:
4) Сергеев И., Кирсанова
Н., Кирсанова И. - Развитие социальной
сферы: приоритеты
5) Экономическая теория: Учебник. - Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА-М, 2008.
Информация о работе Государственное регулирование экономики: современные тенденции