Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 05:56, курсовая работа
В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
Цель работы - раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах, выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; определить роль государственного регулирования в экономике современной России.
Введение
1.Государственное регулирование экономики.
1.1. Необходимость государственного регулирования
и его основные цели.
1.2. Направления государственного регулирования.
1.2.1. Финансовое регулирование.
1.2.2. Регулирование ценообразования.
1.2.3. Регулирование накопления капитала и его инвестирования .
1.2.4. Регулирование трудовых отношений.
1.2.5. Социальное регулирование.
1.2.6. Антициклическое регулирование.
2. Государственное регулирование экономики в современной России.
2.1. Государственное регулирование экономики.
2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования.
2.3.2 Государственное регулирование экономики. Модернизация государственного управления экономикой.
Значимость государственного сектора в современной России.
Заключение
Список литературы:
Такая неприметная результативность
определяется множеством причин, и
одна из главных та, что экономические
решения, вырабатывае-мые в МЭРТ,
не имеют ресурсного стержня. Все
решения по балансировке, распределению
и перераспределению
Сегодня особенно четко должна
быть обозначена (и закреплена в
юридиче-ских актах) степень ответственности
в области экономической
В данный момент у нас
практически изжито отраслевое государственное
управление экономикой. Исключением
можно считать (и то лишь в какой-то
мере) наличие Министерства сельского
хозяйства. Не четкой (из-за не очень
продуманных в ряде случаев слияний
мини-стерств и ведомств) стала
и система функционального
Назревшая модернизация системы
государственного управления приз-вана
обеспечить более эффективное решение
ключевых проблем российс-кой эконо-
Стране сегодня нужна долговрем
2.2. Развитие социальной
сферы: приоритеты
Одним из ключевых направлений государственного регулирования эконо-мики является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количе-ство и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Базовые составляющие социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспе-чения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство.
Уровень потребления материальных благ и услуг, уро-вень удовлетворения духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, ду-шевный комфорт - включает в себя такая обобщающая социально-экономическая категория как качество жизни. Оценка качества жизни строится на минимальном наборе базовых показате-лей, каждый из которых количественно представляет одно из основных на-правлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.
Рассмотрим состояние основных параметров, характеризующих качество жизни в России.
Образованность оценивается как способность к получению и накоплению знаний, общению, обмену информацией. Необходимо отметить такую специ-фику российского экономического пространства, как региональный разброс уровня образования. Если в районных центрах и мегаполисах 23-25% населения имеют высшее образование, то в поселках го-родского типа и сельских поселениях - 13-14%.
Отток из науки активных
специалистов продолжается, приток молодежи
минимален, возрастная структура научных
кадров ухудшается: 48% ученых старше 50
лет, средний возраст кандидатов
наук составляет 53 года, докторов наук
- 61 год. В настоящее время
Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Разрыв средней продолжительности жизни в нашей стране и развитых странах мира составляет: с США - 9 лет, Ве-ликобританией и Германией - 10, Японией - 13 лет.
Характерной особенностью демографического
развития в среднесрочном периоде
является вступление страны в период
усиления абсолютного сокраще-ния
численности населения
Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необхо-димым для достойного существования. Для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель - валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. По России этот показатель составляет только 10-20% уровня разви-тых стран.
Государство на разных уровнях
предпринимает меры по стабилизации
и улучшению положения
С одной стороны, если распределение в обществе полностью обеспечивается рыночным механизмом, то невозможно достичь главного условия развития общества - устойчивости экономической системы, так как ценовой механизм не в состоянии справиться с «фиаско» (провалами) рынка. С другой - если государство полностью берет на себя «содержание» социальной сферы, то может возникнуть проблема социального иждивенчества, что также не обеспечивает эффективность распределения ресурсов.
Государство должно руководствоваться следующим принципом: поощрять конкурентные отношения там, где это целесообразно, и сохранять государственный контроль там, где это необходимо. В 2006 г. доля федерального бюджета в финансировании социальной сферы со-ставляет 27,2% (табл. 2.2)
таблица 2.2
Структура бюджетного финансирования отраслей социальной сферы в 2006 г.
(в млрд. руб.)
Отрасль социальной сферы |
Федеральный бюджет |
Бюджеты территорий |
Консолидирован-ный бюджет |
||||
млрд. руб. |
в% к 2005 г. |
млрд. руб. |
в% к 2005 г. |
млрд. руб. |
в% к 2005 г. |
||
Образование ………………...………….. |
206 |
133,3 |
678,5 |
106,4 |
884,5 |
111,7 |
|
Здравоохранение и спорт……………… Культура, кинематография, |
145,6 |
176,4 |
461,6 |
115,7 |
607,2 |
137,2 |
|
средства массовой инфор- |
|||||||
мации …………………….…………....... Социальная политика………………….. |
50,4 |
130,8 |
103,9 |
130,6 |
154,4 |
130,8 |
|
209,9 |
122 |
397,6 |
109,4 |
607,5 |
113,4 |
||
Всего социальных расходов |
611,9 |
- |
1641,6 |
- |
2253,6 |
- |
|
В %............................. |
27,2 |
- |
72,8 |
- |
100 |
- |
|
С 2006 г. в стране реализуются национальные проекты, направленные на существенное повышение качества жизни граждан. Приоритетными названы: «Здоровье», «Качественное образование», «Развитие АПК». Однако, даже при условии успеш-ной реализации национальных проектов величина социальных расходов госу-дарства достигнет 15,5% ВВП. Это существенно меньше уровня финансирова-ния социальных функций государства не только центральными правительства-ми развитых стран (21,6%), но и стран с переходной экономикой (18%»).
Базовыми составляющими социальной сферы являются: образование, здра-воохранение, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения. Последние полно-стью нуждаются в государственной поддержке.
Реформирование сферы образован
В области дошкольного и общего среднего образования ответственность на себя должно брать государство. Если переложить финансовую нагрузку на домохозяйства, то это право может быть нарушено из-за ряда причин: экономических - мобилизация частных средств в систему об-разования наталкивается на ограничения, обусловленные низкими доходами основной части семей.
В области высшего образования ответственность должна быть распределе-на между всеми экономическими агентами, так как реализуются интересы как государства, так работников и работодателей.
В области послевузовского образования основное бремя финансовой на-грузки ложится на государство. Поскольку научный потенциал страны хотя еще и высок, но он сокращается. Необходим приток активных специалистов в фундаментальную науку. Участие бизнеса в основном заключается в финансировании научных исследо-ваний и разработок, имеющих практическую значимость. Развитие фундамен-тальной науки -- задача государства.
В сфере здравоохранения расходы государства должны составлять от 5% ВВП (минимально допустимый уровень, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения) до 10% (уровень наиболее благо-получных стран). Однако, на 2007 год рас-ходы на здравоохранение не превысили 2,8% ВВП. Таким образом, государст-венные обязательства и гарантии по оказанию бесплатных услуг в значитель-ной мере не покрывают объективные потребности населения.
На основе проведенного анализа экономики России можно сделать следующие выводы:
- модель социального блока
бюджетов последних лет - это
модель суженного
- существует необходимость
активного вмешательства
В настоящее время намечается модернизация межбюджетных отношений, касающаяся прежде всего передачи многих государственных социальных обя-зательств с федерального на субфедеральные уровни. Вместе с тем при суще-ствующем распределении доходов между федеральными и субфедеральными бюджетами возникает проблема территориальной дифференциации доступно-сти и качества социальных благ и услуг. Основная задача федеральной власти в такой ситуации - способствовать повышению эффективности системы соци-альной защиты населения.[4].
2.3.2 Государственное
регулирование экономики.
Значимость государственного сектора в современной России
Наша страна вступает в
новый этап развития, в основном
исправлены ошибки переходного периода,
накоплены возможности и
В свете новых вызовов
и условий возрастают роль и задачи
по форми-рованию эффективного государственного
сектора экономики. В большинстве
развитых стран именно этот сектор
является авангардным элементом
экономи-ки в проведении политики, направленной
на повышение конкурентоспособно-
Кроме того, в каждом государстве имеются нужды безопасности и социальные проблемы, с которыми рынок самостоятельно справиться не может. Поэтому акту-альным вопросом для Российской Федерации является оптимальное государственное регулирование экономики, и преж-де всего - деятельности государственного сектора.
В России выбрана североамериканская модель государственного сектора. Для нее характерен государственный сектор спе-циализирующийся главным образом на чисто государственных функциях, обо-роне и социальной инфраструктуре исходя из системы экономного финансиро-вания. Размеры российского госсектора за про-шедшие годы стали незначительными, его финансирование урезано до предела, однако, результаты деятельности крайне неудовлетворительные.
Формально государственный
сектор по-прежнему остается доминирующим
в топливно-энергетическом и оборонном
комплексах, медицинской и микро-
Информация о работе Государственное регулирование экономики: современные тенденции