Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:19, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству.На протяжении всего существования государства оно не только регулирует проблемы национальной обороны,законности власти,поддержания правопорядка,но и выполняет определённые функции в сфере экономики.В современной рыночной системе государственное регулирование осуществляется в меньших размерах,чем в командно-административной системе,но всё же его роль в экономике довольно велика. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. Всё вышесказанное подчеркивает актуальность выбранной темы курсовой работы.
В настоящей работе ставится задача показать необходимость государственного вмешательства в экономику, а также, в виду особой актуальности данной проблемы в мире ,показать на примере некоторых стран последствия государственного вмешательства в экономику.
Введение
1.Сущность государственного регулирование экономики.
1.1.Функции государства,направленные на регулирование экономики.
1.2.Методы государственного регулирования экономики.
1.3.Формы государственного регулирования экономики.
2.Мировой опыт государственного регулирования экономики.
2.1.Государственное регулирование экономики США.
2.2.Особенности государственного регулирования экономики Японии.
2.3. Государственное регулирование экономики КНР.
3.Государственное регулирование экономики России.
3.1.Государственное регулирование в условиях переходного периода
3.2.Политика государства в области государственного регулирования экономики на современном этапе.
Заключение
Список использованной литературы.
Содержание
Введение
1.Сущность государственного регулирование экономики.
1.1.Функции государства,направленные на регулирование экономики.
1.2.Методы государственного регулирования экономики.
1.3.Формы государственного регулирования экономики.
2.Мировой опыт
2.1.Государственное регулирование экономики США.
2.2.Особенности государственного регулирования экономики Японии.
2.3. Государственное регулирование экономики КНР.
3.Государственное
3.1.Государственное регулирование в условиях переходного периода
3.2.Политика государства в области государственного регулирования экономики на современном этапе.
Заключение
Список использованной литературы.
Введение
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству.На протяжении всего существования государства оно не только регулирует проблемы национальной обороны,законности власти,поддержания правопорядка,но и выполняет определённые функции в сфере экономики.В современной рыночной системе государственное регулирование осуществляется в меньших размерах,чем в командно-административной системе,но всё же его роль в экономике довольно велика. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. Всё вышесказанное подчеркивает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Существует несколько взглядов на сколько велико должно быть вмешательство государства в экономику: от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма.Однако,даже либералы полностью не отрицают вмешательство государства в современную экономику. Это еще раз подтвердило ход “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических представлениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада. Вне зависимости от господствующей экономической системы в стране никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, государство регулируя экономику, использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д. Целью данной работы является именно изучение теоретических и практических аспектов государственного регулирования экономики.
В любой экономической системе, в том числе и в рыночной экономике, государство выступает качестве экономического агента, обладающим правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение в большинстве случаев обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.
Всё-таки, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ведущее влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом,государственное регулирование является неотъемлемой частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.
1.Сущность государственного регулирование экономики.
1.1.Функции государства,
При вмешательстве государства
в экономику оно преследует определенные
функции. Обычно, это исправляет те "несоответствия",
особенные к рыночному механизму и с которым
рынок или не может справиться, или его
решения не эффективны. Государство регулирует
политические и социально-экономические
принципы государства, работу внешне-экономическую
деятельность. Можно выделить несколько
наиболее главных функций:
- Создание правовой базы для принятия
экономических решений. Государство создает
законодательные и инструкции функционального
регулирования, как экономики в целом,так
и отдельных её субъектов. Создание правовой
базы - создание изображения поведения
экономических агентов посредством правовых
принципов экономической коммуникации,
которого должны придерживаться, и государство
и экономические агенты. Среди этих правил
возможно отметить законодательные и
нормативные акты, защищающие права на
частную собственность и определяющие
формы предпринимательской деятельности,
эксплуатационные режимы предприятий,
их отношения между собой и государством.
Правовые нормы распространяются на проблемы
качества производства и безопасности
работы, вопросов отношений профсоюзов
и правительства и т.д.
- Стабилизация экономики, то есть устойчивое развитие экономики, достигнутое обслуживанием на оптимальном уровне главных макроэкономических индикаторов: объем валового национального продукта, национального дохода, темпа инфляции и безработицы, бюджетного дефицита, обслуживания устойчивого уровня цен и национальной валюты. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы посредством проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.
- Обеспечение социальной защиты и социальной
гарантии. Государство проводит активную
социальную политику, цель которой в гарантированном
обеспечении всех работающих прижиточным
минимумом , пенсиями по старости и инвалидности,
пособиями по безработице; в обеспечении
различных видов помощи малоимущим;
-Социально-ориентированое распределение
ресурсов. Государство создаёт условия
для развития сельского хозяйства, связи,
транспорта, определяет расходы на оборону,
на науку, формирует программы развития
образования, здравоохранения и т.д.;
-Антимонопольная деятельность
государства одна из важнейших областей
государственного вмешательства. Регулирование
осуществляется в двух направлениях. На
рынках,называемых естественными монополиями,
государством создаются общественные
органы контроля за их экономическим поведением.
На большинстве других рынков, где монополия
не стала необходимостью, общественный
контроль принял форму антимонопольного
законодательства.
На основе монопольного законодательства,
государство использует меры регулирования,
устанавливая контроль над ценами, прибегая
к разделению больших фирм, препятствуя
их слиянию.
Антимонопольное
законодательство представляет собой
свод законов, который выступает как средство
поддержания государством баланса между
конкуренцией и монополией, как средство
установления официальных “правил игры”
на рынке. Конкретный характер и содержание
антимонопольного законодательства в
разных странах имеют свои особенности,
однако можно выделить общие для всех
стран основы этого законодательства:
охрана и поощрение конкуренции, контроль
над фирмами, занимающими господствующее
положение на рынке, контроль над ценами,
защита интересов потребителей, защита
интересов и содействие развитию среднего
и мелкого бизнеса.
Современное антимонопольное
законодательство имеет два принципиальных
направления: контроль за ценами и контроль
за слияниями компаний. Антимонопольное
законодательство в первую очередь запрещает
соглашение по ценам. Незаконным является
сговор между фирмами в целях установления
цен. Законом преследуется демпинговая
практика продаж, когда фирма умышленно
устанавливает более низкие цены, с тем
чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.
Из этого следует,
что государство выступает в роли арбитра,
который из-бирает оптимальное (и наиболее
эффективное) соотношение между монопо-лиями
и конкурентными отраслями. В различные
периоды истории для различ-ных стран это соотношение
было разным, корректируемым под особенности
развития экономики, и государство должно
умело и эффективно использовать этот
механизм.
1.2.Методы государственного
Для создания нормальных
условий для предпринимательской деятельности,
стабилизации и подъёма экономики государство
должно проводить соответствующую экономическую
политику, которая складывается из фискальной,
научно-технической, инвестиционной, ценовой,
амортизационной, кредитно-денежной и
других видов политики, при реализации
которых оно в комплексе использует как
экономические, так и административные.
Фискальная политика – это сознательное
применение расходных и нало-говых функций
правительства для достижения определенных
макроэкономи-ческих целей.Фискальная
политика регулируется государственным
бюджетом и налогообложением с целью стабилизации
и оживления экономики.
Основным рычагом
фискальной политики государства является
изменение налоговых ставок в соответствии
с целями правительства. Проведение фискальной
политики – прерогатива законодательных
органов власти страны, поскольку именно
они контролируют налогообложение и расходование
этих средств.
Фискальная политика складывается
из так называемой дискреционной фискальной
политики и автоматической. Под дискреционной
фискальной политикой понимается сознательное
регулирование государственных расходов,
налогов и сальдо государственного бюджета
в целях воздействия на реальный объём
национального производства, занятость,
экономический рост и инфляцию.
Фискальная (бюджетная) политика
государства направлена, в первую очередь,
на сглаживание экономических колебаний.
Осуществляя только эту политику, государство
не может выполнять свои функции без соответствующей
кредитно-денежной политики, особенно
в условиях глубокого экономического
кризиса.
Кредитно-днежная
политика государства представляет собой
комплекс мер, воздействующих на денежное
обращение и состояние кредита в целях
достижения неинфляционного экономического
роста и полной занятости.
Кредитно-денежная политика
базируется на принципах монетаризма.
Главным её преимуществом перед бюджетно-налоговой
политикой является оперативность и гибкость.
Поскольку она проводится Центральным
банком, а не парламентом страны, она меньше
подвержена политическому влиянию.
В мировой экономической
практике используются следующие инструменты
регулирования денежной массы в обращении:
- изменение учётной ставки (ставки
рефинансирования), т.е. регулирования
процента по займам коммерческих банков
у центрального банка;
- изменение нормы обязательных резервов;
- операции на открытом рынке с ценными
бумагами.
Главную роль в реализации кредитно-денежной
политики играет Центральный банк. Регулируя
процентную ставку в зависимости от сложившейся
экономической ситуации, тем самым расширяет
или сужает возможности выдачи кредитов
коммерческим банкам.
Государство может существенно
влиять на экономический рост и инфляцию
скупкой или продажей своих ценных бумаг.
При скупке ценных бумаг у их держателей
появляются свои денежные средства, что
может стимулировать эко-номический рост.
Если государство борется с инфляцией,
то оно продает свои ценные бумаги, тем
самым, уменьшая в обороте денежную массу.
Как показала мировая
практика бюджетная и кредитно-денежная
полити-ка должны проводиться совместно
и сбалансировано, ибо только в этом случае
оно может эффективно влиять на экономику
страны.
Ускорение научно-технического
прогресса (НТП) является важнейшим фактором
подъёма экономики и превращение страны
в мощное индустриальное государство.
Под единой научно-технической
политикой государства понимается система
целенаправленных мер, обеспечивающих
комплексное развитие науки и техники,
внедрение их результатов в народное хозяйство.
Единая государственная научно-техническая
политика предполагает выбор приоритетных
направлений в развитии науки и техники
и всяческую поддержку государства в этом
развитии. Общепризнанны следующие приоритетные
направления в развитии науки и техники:
комплексная автоматизация производства,
электронизация народного хозяйства,
разработка новых материалов и технологий,
биотехнология.
Амортизационная
политика – составная часть общей научно-технической
политики государства. Устанавливая нормы
амортизации, порядок её начисления и
использования, государство тем самым
регулирует темпы и характер воспроизводства,
и в первую очередь скорость обновления
основных фондов.
При разработке
амортизационной политики государство
должно придерживаться следующих принципов:
- своевременное осуществление
переоценки основных фондов, особенно в условиях инфляции;
- нормы амортизации должны быть
достаточными для простого и рас- ширенного
воспроизводства основных фондов;
- амортизационные отчисления
на предприятиях должны использовать
только исходя из функционального назначения;
- нормы амортизации должны быть
дифференцированы в зависимости от функционального
назначения основных фондов, а также с
учетом срока их морального и физического
износа;
- возможное осуществление предприятиями
ускоренной амортизации;
- амортизационная политика должна способствовать
обновлению основ-ных фондов и ускорению
НТП.
Важными рычагами воздействия
на экономику страны и предпринимательскую
деятельность является инвестиционная
политика государства.
Будущее экономики
страны в значительной степени зависит
от инвестиционной политики, проводимой
государством.
Государственное предпринимательство
Одно из важнейших форм прямого
вторжения государства в экономику –
государственное предпринимательство.
Оно образует особый вид предприни-мательской
деятельности, которая осуществляется
в рамках государственного сектора и связана
с участием государственных предприятий
в производстве и сбыте товаров и услуг.
Государство выступает самостоятельным
субъектом хозяйствования, реализуя определённые
общенациональные цели: структурную перестройку
производства, смягчение отраслевых и
территориальных диспропорций, стимулирование
научно-технического прогресса, повышение
эффективности экономики.
Ценообразование
– это один из действенных рычагов воздействия
на эко-номику. Используя ценовую политику,
государство воздействует на спрос и предложение,
на перераспределение дохода и ресурсов,
на обеспечение мини-мального прожиточного
уровня, а также на антимонопольные, антиинфляцион-ные
и другие процессы в желательном для себя
направлении.
Государство должно
проводить политику в области ценообразования,
прежде всего с целью обеспечения стабильности
цен, что является основой борьбы с инфляцией,
оживления инвестиций и подъёма национальной
экономики.
Административный
контроль государства над ценами порой
необходим, чтобы устранить издержки рыночной
экономики, особенно в тех случаях, когда
экономические методы не дают желаемого
результата.
Осуществляя внешнеэкономическую
политику (таможенные тарифы, протекционизм;
принятие законов, создающих, благоприятные
условия для иностранных инвестиций и
свободного выхода отечественных предпринимате-лей
на мировой рынок, и другие меры), государство
может существенно расши-рить свои экспортные
возможности, улучшить структуру экспорта,
получить положительное сальдо торгового
баланса, создать условия для конкуренции
и улучшить качество отечественной продукции,
привлечь иностранные инвес-тиции в отечественную
экономику, а также получить значительную
выгоду от международного разделения труда.