Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству.На протяжении всего существования государства оно не только регулирует проблемы национальной обороны,законности власти,поддержания правопорядка,но и выполняет определённые функции в сфере экономики.В современной рыночной системе государственное регулирование осуществляется в меньших размерах,чем в командно-административной системе,но всё же его роль в экономике довольно велика. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. Всё вышесказанное подчеркивает актуальность выбранной темы курсовой работы.
В настоящей работе ставится задача показать необходимость государственного вмешательства в экономику, а также, в виду особой актуальности данной проблемы в мире ,показать на примере некоторых стран последствия государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение
1.Сущность государственного регулирование экономики.
1.1.Функции государства,направленные на регулирование экономики.
1.2.Методы государственного регулирования экономики.
1.3.Формы государственного регулирования экономики.
2.Мировой опыт государственного регулирования экономики.
2.1.Государственное регулирование экономики США.
2.2.Особенности государственного регулирования экономики Японии.
2.3. Государственное регулирование экономики КНР.
3.Государственное регулирование экономики России.
3.1.Государственное регулирование в условиях переходного периода
3.2.Политика государства в области государственного регулирования экономики на современном этапе.
Заключение
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

kursovaya - копия.docx

— 68.05 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

1.3.Формы  государственного  регулирования экономики.

    По характеру воздействия на процесс экономического развития можно выделить две основные формы государственного регулирования экономики: краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика) и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу).

     Антициклическое регулирование 
В 50-е - первой половине 70-х гг. в подавляющем большинстве стран Запада антициклическое регулирование осуществлялось преимущественно на базе кейнсианской теории. Высокие государственные расходы на собственные инвестиции (например, в транспортную сеть и прочие отрасли хозяйственной и социальной инфраструктуры), стимулирование частных инвестиций и закупки товаров через государственные заказы увеличивали совокупный спрос и поддерживали конъюнктуру. Кейнсианская политика во многом способствовала тому, что в указанный период темпы роста ВВП оказались самыми высокими в истории капитализма, а уровень безработицы - самым низким (более того, спрос на рабочую силу, особенно в Западной Европе, превысил ее предложение, что положило начало ее массовому импорту из-за рубежа). Такая политика диктовалась не только внутриэкономическими потребностями послевоенного восстановления и перестройки народного хозяйства, но и обстановкой острой борьбы двух общественных систем и «холодной войны». 
     Кейнсианское дефицитное финансирование антициклического регулирования и экономического роста способствовало быстрому расширению денежного обращения и развертыванию инфляционных процессов. В том же направлении действовала «мягкая» денежно-кредитная политика государства, нацеленная на обеспечение низкого уровня ссудного процента, благоприятствующего инвестициям. Для этого также различными способами увеличивалась обращающаяся денежная масса, что давало инфляционные эффекты. 
     Дефицитное финансирование по рецептам Дж.М. Кейнса постепенно неизбежно вело к глубокому бюджетному кризису и переходу ползучей инфляции в галопирующую. То, что этот кризис действительно разразился, стало очевидным к 1974-1975 гг., когда Запад столкнулся (вследствие совпадения по времени последствий целого ряда негативных факторов) с «букетом» кризисов - циклического и структурных (энергетического, экологического, сырьевого). Бюджетный кризис был обусловлен и тем, что кейнсианское дефицитное финансирование экономического роста и социального обеспечения дополнялось дефицитным финансированием крупных военных расходов, необходимость которых обосновывалась «холодной войной». 
2.Долгосрочное регулирование 
     Данная форма нацелена на обеспечение модернизации экономики и ее прогресс. Она предполагает использование в соответствии с избранными государством в каждый период приоритетами структурной политики и политики роста взаимоувязанных среднесрочных и долгосрочных прогнозов и программ для всей экономики, а также отдельных отраслей и регионов. 
      В теории и практике госрегулирования данная форма получила различные названия: макроэкономическое, рамочное и индикативное планирование, планификация, глобальное регулирование и прочии. Что же касается «программирования», то под ним на Западе понимаются по-разному трактуемые феномены из области информатики и производства программного продукта для ЭВМ. 
      Как правило, правительство поручает разработку подобных прогнозов одновременно нескольким авторитетным и постоянно выполняющим его заказы научно-исследовательским институтам. Из нескольких прогнозов выбирается один или производится какой-то симбиоз из них. В результате формируется целевой прогноз, служащий основой среднесрочного планирования финансов. Предпринимаются попытки более или менее взаимоувязанно использовать для реализации установок такого прогноза весь рассмотренный выше инструментарий госрегулирования. 
Новейшие, «устремленные в будущее» отрасли, как правило, получают государственную поддержку на временной основе, до освоения ими рентабельного массового производства принципиально новой продукции. 
Такую помощь, в частности, повсеместно получила микроэлектроника, а в Западной Европе - еще и гражданское авиастроение (изготовление европейских аэробусов «А-310»). Подобная помощь может быть как безвозмездной, так и льготной, возвратной (после достижения соответствующей рентабельности). 
     Из регионального фонда ЕС осуществляются «коммунитарные» программы экономического содействия структурно слабым регионам. Вся территория ЕС разделена по уровню экономического развития на пять категорий регионов. Чем ниже уровень экономического развития данного региона и соответственно его категория, тем большую поддержку он получает от ЕС. «Коммунитарные» региональные программы в каждой стране - члене ЕС дополняются национальными.

 

2.Мировой опыт государственного  регулирования экономики.

2.1.Государственное регулирование  экономики США.

В 80-е годы ХХ-го века в США изменение в экономическом развитии страны, которая является был поворот экономической стратегии частного предпринимательства к укреплению роли рынка в регулировании экономики. В результате структурной перестройки крупным корпорациям принадлежат теперь ряд предприятий в различных отделениях: в торговле, транспорте, в сфере кредита. У них есть система различных коммуникаций с другими такими же компаниями. Система межотраслевых коммуникаций основана на разнообразии - разносторонне развитые инвестиции.Капиталы вкладываются в основном в наукоемкие прогрессивные виды производства, обеспечивающие техническую реконструкцию бизнеса. Рост мировых цен на сырье и энергоносители подтолкнул корпорации к масштабному финансированию и внедрению новых технологий. Затраты сырья и энергии на единицу продукции существенно снизились. В результате экономика страны к 90-м годам перешла на новый этап высокотехнологического ресурсосберегающего развития. В этот период экономика США демонстрирует динамичный рост производства и занятости в сочетании с низким уровнем инфляции и сокращением несбалансированности бюджета. Продолжается реформирование высшего эшелона американского бизнеса. Происходят слияния крупнейших компаний и банков. Значительно улучшилась ситуация с федеральным бюджетом. Однако большой государственный внутренний долг продолжает оставаться одной из острейших проблем американской экономики. Еще одна потенциальная проблема американской экономики - уровень занятости.

 В ходе перестройки хозяйственного механизма страны в ее экономическую политику были внесены значительные изменения. Была провозглашена структурная перестройка экономики, для чего государство обеспечило необходимые условия:

- прежде всего, произошло  «развязывание рук» частному  бизнесу, освобождение его от  чрезмерного государственного воздействия.  Были значительно снижены ставки  налогов на прибыли. Особенно  важное значение имело введение 25%-й налоговой скидки с капиталовложений в НИОКР, что дало импульс техническому перевооружению промышленности;

- заметно ослабилось государственное  регламентирование деятельности  частного бизнеса. Проповедовался  своего рода «социальный дарвинизм» - при разгуле рыночной стихии  выживут только сильные компании, но зато они будут действительно  сильны;

- по существу были сведены  «на нет» антитрестовское законодательство  и ограничения на любые операции  крупного капитала. Наряду с этими  были приняты широкомасштабные  меры по обузданию инфляции;

- был заморожен рост  расходов федерального бюджета,  главным образом за счет социальных  программ при сохранении крупных  военных расходов;

- было сокращено или  аннулировано 250 социальных программ;

- были резко повышены  процентные ставки.

Позволив сбить темпы  инфляции, антиинфляционный курс вместе с тем породил другие проблемы - бюджетного дефицита и государственного долга. Бюджетная несбалансированность стала на долгие годы одной из самых  острых проблем экономики США. В начале 90-х гг. бюджетный дефицит превышал 290 млрд. долл., а государственный долг составил астрономическую сумму в 4 трлн. долл. Создалась парадоксальная ситуация: государство, которому нужны деньги для обслуживания своего долга, превратилось в конкурента частному бизнесу на кредитном рынке.

Итогом структурной перестройки  американской экономики стал ее несомненный  технический и технологический  прогресс, намного более динамичный, чем в других странах. Американская модель адаптации национального  хозяйства к нынешнему уровню научно-технического прогресса и  производительных сил, сформированная объединенными усилиями частного бизнеса  и государства, оказалась к концу  ХХ века наиболее эффективной. Однако функционирование этой модели отнюдь не безоблачно. В экономике США  продолжают существовать старые и возникли новые «болевые точки» - признаки несбалансированности, социальные проблемы, растущая зависимость  от ситуации на мировых товарных и  финансовых рынках. И все-таки преобразования, проведенные в американском национальном хозяйстве при переходе к новому технологическому укладу, позволили  этой стране в последнем десятилетии  ХХ века вернуть себе бесспорное лидерство  в мировой экономике. Промышленность США включает три подразделения  общественного производства: обрабатывающую промышленность, добывающую промышленность и электроэнергетику. Обрабатывающая промышленность дает более 80,4% общепромышленной продукции. Около 13% промышленной продукции  создается в электроэнергетике. Быстро развиваются новейшие наукоемкие отрасли и виды производств: микроэлектроника, лазерная техника, производство принципиально новых материалов с заранее заданными свойствами, генная инженерия и биотехнология, новая производственная техника – роботы, гибкие автоматизированные производства, системы автоматизированного проектирования и др. Среднегодовые темпы роста производства роботов составляют свыше 40%. Доля агропромышленного комплекса (АПК) в ВВП США превышает 20%. В этой сфере довольно быстро растет производительность труда. Удельный вес сельскохозяйственного производства в показателях условно чистой продукции и занятости АПК в последнее десятилетие заметно сократился. Реформирование американской экономики продолжается по линии быстрого увеличения удельного веса сферы услуг в ВВП: их доля составляет около 65% (без транспорта и связи). Доля занятых в этой отрасли приближается к 75%. Особую роль в современном облике экономики США играет так называемая информационная революция. Ежегодные инвестиции в компьютеры и современные средства связи с конца 90-х гг. растут на 25% ежегодно. За счет этих инвестиций обеспечивается примерно 1/3 экономического роста США.

 Роль мирохозяйственных связей в экономическом развитии США в последние два десятилетия качественно изменилась. Обладая огромным многосекторным внутренним рынком при высокой степени обеспеченности сырьевыми ресурсами, США долгое время были достаточно экономически «закрытой» страной. В конце ХХ века и начале ХХI века хозяйство США развивается в условиях так называемой глобализации рынков. Товары, технологии, капиталы компаний и банков США все больше ориентируются на всю мировую экономику. В это же время огромный внутренний рынок страны превращается в один из важнейших факторов развития мирохозяйственных связей. За него борются ведущие компании Западной Европы, Японии, Китая и других новых индустриальных стран. 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Особенности государственного  регулирования экономики Японии.

      Японская модель (Japanese government model) государственного регулирования основывается на убеждении, что экспорт – основа экономического роста, что определенные отрасли экономики нужно выделять и поддерживать, чтобы они могли вырасти до масштабов позволяющие им успешно конкурировать на международных рынках, что Япония должна экономить ресурсы и избегать разрушительных и расточительных последствий внутренней конкуренции. Именно такие представления обусловили комплекс правительственных мер, положенных в основу японской модели государственного регулирования и обеспечили быстрый рост экономики и высокую конкурентоспособность японской продукции.  Для их ускоренного развития принимались особые, целенаправленные законы, разрабатывались планы, создавались системы стимулирования и предоставления займов, особая политика инвестирования.  
     Главную роль в выборе направления развития экономики, разработке  и осуществлении соответствующей конкретному периоду  и конкретной отрасли политики играло Министерство международной торговли и промышленности (MITI, Ministry of international Trade and Industry), которое исследователи называют «главным катализатором японского чуда». По мнению, Джонсона, успехи MITI были связаны с тем, что ему удавалось разрабатывать практические, соответствующие реалиям рынка рекомендации и меры, которые стимулировали инвестиции и быстрый рост экономики. 
     MITI поддерживало сложную систему взаимосвязей японских правительственных и бизнес-институтов, которые определяли характер конкуренции и кооперации в японской экономике. При помощи этой системы взаимосвязей MITI влияло на экономическую политику и координировало различные инициативы. Эта система выполняла так же роль эффективной системы разрешения конфликтов и споров между различными группами заинтересованных лиц. В то же время эта система затрудняла иностранным компаниям вход на японские рынки. 
Выделяют ряд причин быстрого роста японской экономики: хорошо образованную рабочую силу, большое число квалифицированных менеджеров и технических специалистов, высокий уровень инвестиций и быстрое развитие технологий. 
     Основные элементы японской модели государственного регулирования:

  • Активное центральное правительство и стабильный аппарат чиновников, прежде всего MITI.

     Краеугольным камнем японской экономической модели является убеждение, что правительство должно активно направлять развитие экономики. Главными агентами, выполняющими эту роль, были влиятельные министерства, в первую очередь MITI и Министерство финансов. Сотрудники этих министерств, чиновники от элиты, профессиональные бюрократы обеспечивали преемственность экономической политики независимо от смены правительств на длительный период. 

  • Определение приоритетных отраслей для ускорения экономического роста.

      Правительство выбирает и поддерживает целевые отрасли. Эта поддержка отражается в Законах, инструкциях и циркулярах, направленных в корпорации и официальном видении концепции экономического развития страны, которое готовится MITI и распространяется среди широкой аудитории. Подчеркивая важность той или иной отрасли, государство влияет на частные инвестиции, способствуя, тем самым, на ее развитие без прямых субсидий и налоговых льгот. 

  • Агрессивное развитие экспорта.

      Правительство Японии было уверенно в том, что для Японии, маленькой страны, не обладающей обширными природными ресурсами, единственный путь выжить – это производить товары на экспорт. Поэтому для целевых экспортных отраслей предусматривались многочисленные меры поддержки, включая специальные налоговые льготы в виде ускоренной амортизации, пропорциональной увеличению экспорта, финансирование по ставкам ниже рыночных, дешевые кредиты для развития сырья и комплектующих. 
 
 

  • Многочисленные инструкции, правила и согласования.

      Разнообразные правительственные предписания включают в себя как требования обязательных согласований, так и «добровольные» правила, которые устанавливались после консультаций с ассоциациями бизнесменов той или иной отрасли. Например для работы с ценными бумагами нужна была не только лицензия, но и одобрение Министерства финансов на принятие таких решений как открытие новых филиалов или открытие бизнеса, который выходил за рамки традиционных операций с ценными бумагами. 

  • Избирательный протекционизм в целях защиты внутреннего рынка.

     Для того, чтобы защитить японские компании от конкуренции импортеров, иностранным фирмам был практически закрыт доступ на японский рынок. Были разработаны специальные меры в сфере торговли и валютного обмена, которые позволяли японским фирмам «нагнать» зарубежных конкурентов в ряде растущих отраслей. Такие протекционистские меры применялись в широком спектре отраслей, начиная от производства сырья и заканчивая производством готовых товаров. 

Информация о работе Государственное регулирование экономики