Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:19, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству.На протяжении всего существования государства оно не только регулирует проблемы национальной обороны,законности власти,поддержания правопорядка,но и выполняет определённые функции в сфере экономики.В современной рыночной системе государственное регулирование осуществляется в меньших размерах,чем в командно-административной системе,но всё же его роль в экономике довольно велика. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. Всё вышесказанное подчеркивает актуальность выбранной темы курсовой работы.
В настоящей работе ставится задача показать необходимость государственного вмешательства в экономику, а также, в виду особой актуальности данной проблемы в мире ,показать на примере некоторых стран последствия государственного вмешательства в экономику.
Введение
1.Сущность государственного регулирование экономики.
1.1.Функции государства,направленные на регулирование экономики.
1.2.Методы государственного регулирования экономики.
1.3.Формы государственного регулирования экономики.
2.Мировой опыт государственного регулирования экономики.
2.1.Государственное регулирование экономики США.
2.2.Особенности государственного регулирования экономики Японии.
2.3. Государственное регулирование экономики КНР.
3.Государственное регулирование экономики России.
3.1.Государственное регулирование в условиях переходного периода
3.2.Политика государства в области государственного регулирования экономики на современном этапе.
Заключение
Список использованной литературы.
Государство проводило политику жесткого ограничения прямых иностранных инвестиций и осуществляло энергичные меры поддержки японских собственников и не позволяло иностранным компаниям проникать на японский рынок. Считалось, что молодые отрасли и отрасли, которые могли оказать влияние на развитие других отраслей, нуждаются в государственной защите. Совместные предприятия стали создаваться лишь в 70-е годы с распределением собственности 50 на 50.
Государство поддерживало
монополии в нескольких целевых растущих
отраслях путем слияния создавались достаточно
крупные корпорации, способные конкурировать
на мировых рынках.
В дополнение к разрешению и стимулированию
подобных слияний, существенно повышавших
уровень концентрации в отрасли, правительство
координировало объем инвестиций в новые
предприятия. Так происходило в нефтехимической
отрасли, производстве синтетических
волокон, в целлюлозно-бумажной промышленности
и других отраслях. Главной целью было
минимизировать перепроизводство и избежать
чрезмерной конкуренции. Поэтому принимаемые
антимонопольные законы были мягкими
и даже в случае нарушения принятых законодательств
не предусматривалось официальных санкций
и наказаний, никаких штрафов не следовало.
Для рационального
направления ограниченных финансовых
ресурсов в нужные отрасли, когда рынок
капитала еще был неразвит и банковские
кредиты были доминирующей формой корпоративного
финансирования, государство жестко регулировало
финансовые рынки. Это регулирование было
направлено на защиту фирм, ведущих операции
с ценными бумагами, им гарантировалась
определенная прибыльность через систему
фиксированных комиссионных. Министерство
финансов внимательно наблюдало за деятельностью
фирм, торгующих ценными бумагами, принимая
различные инструкции и жестко контролируя
финансовую информацию.
Спонсируемые правительством
совместные проекты исследований и разработок.
Японское правительство играло большую роль в организации и финансировании совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Целью таких проектов было распределение расходов на НИОКР между несколькими участниками, чтобы избежать напрасных затрат и дублирования работ.
Японская модель государственного регулирования экономики, превратившая Японию в одну из сильнейших мировых держав, стала эталоном управления экономикой страны, даже ведущие страны мира стали организовывать развитие экономик своих стран по японскому образцу, многие элементы этой модели копировались. Широко копировались такие элементы японской модели государственного регулирования, как спонсируемые правительством совместные программы в области НИОКР.
2.3. Государственное регулирование экономики КНР.
С конца 1970-ых Китай
переориентировался от закрытой, центрально-плановой
системы до экономики более ориентированной
на рынок, которая является одной из крупнейших
в мире - в 2010 году Китай стал самым большим
в мире экспортером. Реформы начались
с коллективизированного сельского хозяйства
и расширились путем постепенной либерализации
цен, финансовой децентрализации, увеличения
автономии для государственных предприятий,
создания разнообразной банковской системы,
развития фондовых рынков, быстрого роста
частного сектора и повышения открытости
к внешней торговле и инвестициям. Китай
осуществил реформы постепенно.
В последние годы Китай возобновил свою
поддержку государственных предприятий
в секторах, которые он считает важным
для "экономической безопасности,"
явно нацелившись на лидерство в глобальной
конкуренции. После поддержки курса валюты
в жесткой привязке с доллару США в течение
многих лет, в июле 2005 года Китай переоценил
курс юаня и двинулся в сторону оценки
его обменного курса по отношению к корзине
валют. Вместе с тем, обменный курс все
же оставался фактически привязанным
к доллару до июня 2010 года, когда Пекин
вновь решился на постепенную переоценку
юаня.
Реструктуризация экономики
и повышение эффективности
В 2009 году глобальный экономический
кризис понизил спрос на китайский экспорт
впервые за многие годы, но Китай быстро
восстановился до роста примерно 10% в год,
выиграв у всех других крупных промышленно-развитых
стран. Экономика Китая, как представляется,
будет расти устойчивыми темпами и в 2011-2016
гг., в основном по причине политике стимулирования,
которую правящий режим проводил во время
глобального финансового кризиса. Правительственные
обещания, содржащиеся в 12-ом Пятилетнем
Плане, принятом в марте 2011 года, направлены
на продолжение преобразования экономики
и подчеркивают необходимость увеличить
внутреннее потребление, чтобы сделать
экономику менее зависящей от экспорта
в будущем. Двумя экономическими проблемами,
с которыми в настоящее время сталкивается
Китай, является инфляция - которая, в конце
2010 года, превысила целевые показатели
правительства 3% и долги местных органов
власти, которые резко возросли в результате
политики стимулирования и которые можно
отнести к долгам плохого качества.
3.Государственное
3.1.Государственное
Рассмотрим условия, которые сложились к началу трансформации экономической системы.Отраслевая структура экономики России была глубоко деформирована. Диспропорции отраслевой структуры экономики имели “тройственное” происхождение:
Неэффективная экономика централизованного планирования накопила огромный инфляционный потенциал, потенциал подавленной инфляции.Этому способствовала милитаризованность экономики (производство оборонной техники для собственных нужд); засекреченность, однобокость использования “высоких технологий” только на предприятиях ВПК.
Кроме того, низкий уровень ресурсо- и энергосбережения, низкая неукоемкость изделий гражданских отраслей, затратный механизм ценообразования привели к резкому отходу структуры цен российский товаров от структуры мировых цен.
Накоплению инфляционного потенциала способствовали и долгострой и неэффективность затрат в научно-исследовательской и проектной сфере, и другие факторы неэффективного, а подчас и бесполезного труда.Экономика страны характеризовалась жесткостью кооперационных связей, высокой степенью физической и особенно моральной изношенности основных производственных фондов ( производственного аппарата).
Политическая нестабильность общества, развитая “теневая экономика”, неподготовленность правительства к реформам, отсутствие целостной экономической политики, игнорирование структурного характера экономического кризиса создали самые неблагоприятные условия для начала реформ.
Говоря кратко, Правительство приняло на вооружение рецепты “фискальных” монетаристов, которые состоят из следующих положений “шоковой терапии”.
Задействование рыночных механизмов посредством:
Гашение инфляцинных процессов посредством проведения рестриктивной политики:
Отсутствует институционально-
В должной мере не реализован основополагающий принцип рыночной экономики, а именно принцип разделения собственности и власти. Более того, близость к властным структурам и вхождение в них стали факторами, в высшей мере благоприятствующими приобретению и использованию собственности. Здесь имеет место своеобразный симбиоз капитала и государственной бюрократии. Власть и экономика либо оказались изначально неразделенными, либо органически слились на новых началах.
Очевидно, что либерализация экономики при слабости или деградации государственных институтов не способна привести к ожидаемым результатам. Здесь определяющее значение имеют не просто радикализм или степень либерализации, постепенность или быстрота темпов реформирования, а сила или слабость государственных институтов.
Учет этого фактора особенно важен в странах, осуществляющих переход к рыночной экономике, поскольку там слабы как рыночные структуры, так и властная система. Здесь упор должен быть сделан на повышении роли государства в рыночных преобразованиях. В то же время усилия должны быть направлены на укрепление государственных институтов, создание новых институтов, правил и норм, которые стимулировали бы чиновников действовать в интересах общества, ограничивая в то же время произвол и коррупцию. Этому могут способствовать как полномасштабное введение либерально-демократических институтов, обеспечивающих независимость судов, система сдержек и противовесов, основанная на разделении ветвей власти и эффективный контроль, общественности над действиями государства, но и установление достаточно высоких окладов должностным лицам, а также повышение их морального и профессионального уровня.
Стабильность и эффективность властной вертикали чрезвычайно важны в любой ситуации, но в периоды глубоких социально-политических и экономических преобразований они приобретают особую значимость. Что касается России, то здесь социально-экономические преобразования происходят в условиях фронтального противостояния различных противоборствующих сил и заинтересованных групп при одновременном резком ослаблении государственной власти. Сама власть и сфера принятия политических решений оказались ареной ожесточенной политической и административной борьбы узкоэгоистических интересов, подрывающей как дееспособность власти, так и ее легитимность в глазах широких слоев населения. К тому же власть часто прибегает к принятию заведомо невыполнимых или быстро забываемых законодательных актов, что является дополнительным свидетельством политической нестабильности.
Права собственности плохо определены и плохо охраняются. Правовая регуляция не выступает частью исторического наследия. Сколько-нибудь четко и ясно не сформулированы нормы и правила конкуренции и тем более нет эффективного механизма их регулирования. Критерий формирования конкурентной среды не стал одним из ведущих при приватизации.
Сильные институты, обеспечивающие нормальную работу рыночных механизмов, намного важнее для успеха трансформации, чем радикальность и темпы либерализации. Именно слабость институтов стала тем фоном, на котором произошли гигантское увеличение масштабов теневой экономики; падение доли государственных доходов в ВВП; невыполнение государством обязательств по перераспределению материальных благ; накопление неплатежей по заработной плате; долларизация; бартеризация; криминализация и т.д. Об обоснованности этого тезиса свидетельствует, например, опыт Китая и Вьетнама, которые сумели добиться впечатляющих результатов реформирования экономики при сохранении сильных рычагов власти.
3.2.Политика государства
в области государственного
Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию. Резкое падение мировых цен на товары традиционного российского экспорта, снижение доступности дешёвых кредитов в конце 2008 года и начале 2009 спровоцировали обвал на фондовом рынке России, девальвацию рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали трат значительной доли международных резервов. По состоянию на 1 июля 2009 года международные (ранее — золотовалютные) резервы Центрального банка составляли 412,6 млрд долл. По сравнению с 1 июля 2008 года, когда объём международных резервов России составлял 569 млрд долларов, этот показатель снизился на 27,5 %.