Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:05, курсовая работа

Описание

Хотя рыночная экономическая система построена на принципах саморегулирования, автоматизм в механизме ее функционирования имеет определенный предел.
Связано это с тем, что достижение равновесия при совершении каждой отдельной сделки, т.е. на микроуровне, еще не обеспечивает само по себе равновесие на уровне всей хозяйственной системы в целом.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по ГРЭ.doc ОБРАБОТАН.doc

— 238.50 Кб (Скачать документ)

      Резко упали темпы экономического роста. Предприятия и структура управления закостенели и оказались неприспособленными к требованиям НТП.

      Большая часть продукции была неконкурентоспособной  по внешнеэкономическим меркам. До предела обострились в торговле проблема дефицита почти по всем товарным группам. Начал снижаться жизненный уровень населения. Последовала по инициативе М.С. Горбачева неудачная попытка «перестройки» общества с приданием экономике «ускорения» на прежней (социалистической) основе.

      Поэтому после разрушения Советского Союза  и превращения России и входивших  в СССР союзных республик в независимые государства в общественном мнении возобладала идея радикального отхода от прежней концептуальной базы развития экономики и общества. Отказались от всеобъемлющего централизованного планового управления, от господства общенародной социалистической собственности и т.д.

        Россия, другие постсоветские страны, бывшие социалистические страны, входившие в Восточный блок, избрали путь трансформации экономической и политической систем.

      Они ориентировались на модель, отработанную многовековой практикой частнокапиталистического хозяйствования в наиболее развитых странах мира.

      Самым общим их ориентиром стало стремление создать полноценную рыночную экономику, соответствующую опыту основных стран мира.

      Последовавший за спадом эйфории «рыночных реформ» взвешенный анализ реформаторских сдвигов и провалов показал, что трансформация в России и многих других странах началась и проходила при отсутствии проработанных проектов.

      Возникла  потребность в более глубоких исследованиях содержания экономических трансформаций. Главной проблемой оказалось научное определение движущих сил, стратегии и механизма изменения экономической системы.

      К сожалению, в России именно в период радикальных рыночных реформ произошло  резкое снижение внимания к науке и технологиям как факторам экономического и социального развития. И именно здесь сейчас необходимо совершить перелом.

        В основных направлениях социально - экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, принятых Правительством Р.Ф., поставлена задача модернизации экономики.

      Она должна осуществляться во взаимоувязке с еще двумя задачами: установить новый социальный контракт в обществе и осуществить реформу власти.

      Среди мер запроектированной модернизации упоминается  создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, проведение предсказуемой и стимулирующей рост макроэкономической политики, осуществление структурной перестройки экономики  и другие.

      С переходом на рыночные принципы хозяйствования в некоторых кругах нашего общества сложилось представление, что государственное вмешательство в воспроизводство должно быть минимизировано и сведено к регулированию лишь отношений обмена.

      Однако  и мировая практика, и особенно потребности современного российского общества свидетельствуют, что регулирующие функции государства должны разумно распространяться на все фазы процесса расширенного воспроизводства, начиная с научной его подготовки и оканчивая фазой конечного потребления продуктов и услуг.

      Конкретные  области и используемые методы государственного воздействия на экономику на том или ином историческом этапе определяются как общими принципами, характерными для практики большинства государств мира, таки и особенными чертами экономики соответствующих стран.

      В этом плане российская экономика как объекта регулирования обладает целым рядом специфических особенностей:

      1) уникальные пространственные масштабы  российской экономики;

      2) особые требования, предъявляемые  со стороны экономики в целом  к инфраструктурным объектам (к транспорту, всем видам связи и др.), при недостаточной развитости этих объектов и, соответственно, большой потребности в капитальных ресурсах;

      3) незавершенность процессов формирования  многих компонентов специфически  рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии;

      4) огромная дистанция по уровню экономического и социального развития между несколькими регионами (меньшинством), получившими название доноров и остальной частью (большинством) регионов;

      5) уникальная сложность природно-климатических  условий для хозяйственной деятельности  и проживания  людей на значительной части территории страны;

      6) наличие устойчиво сильных исторических  традиций, поддерживающих склонность  к централизованному управлению процессами в стране.

      1.3. Методы и инструменты  регулирования 

        Современное рыночное хозяйство регулируется косвенными (экономическими) и прямыми (административными) методами.

        При этом, безусловно преобладающими являются экономические регуляторы, которые органично вписываются в рыночную систему, не разрушая ее структуру. Причем следует особо подчеркнуть, что проведенное разграничение методов регулирования довольно условно. Любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования: он контролируется той или иной государственной службой, которая изменяет его после принятия соответствующего политического решения.

        Вместе с тем  административные и экономические  методы существенно различаются.

         Административные  приемы существенно ограничивают  свободу экономического выбора, а иногда вообще сводят ее к нулю (последнее возможно там, где администрирование выходит за экономически обоснованные границы, перерождаясь в административно-командную систему).

        К административным регуляторам непосредственно примыкают и такие неэкономические средства государственного регулирования, как правительственное убеждение - например, приобретать облигации государственного целевого займа, покупать преимущественно отечественные товары и тем самым "поддерживать отечественного производителя", хранить деньги не в домашних условиях, а в сберегательных банках, прекратить "бегство от денег" и т.п.

        Экономические же методы регулирования, наоборот, расширяют  свободу выбора. Использование каждого  из них оборачивается для фирмы  дополнительным стимулом. Например, повышение ставки процента по государственным облигациям создает ситуацию, при которой владелец денежного дохода добавляет к прежнему количеству вариантов его использования еще один, на данный момент, возможно, наиболее привлекательный с точки зрения теории "выбора портфеля".

        Мировой опыт доказывает, что администрирование опасно не само по себе, а лишь тогда, когда  не имеет под собой достаточного экономического обоснования, превращается в самоцель чиновника, ищущего сферу  применения своей потребности притеснять, не допускать и т.п.

        При этом соотношение  административных и экономических  методов не постоянно и способно динамично изменяться. Так, в кризисный  период роль административных регуляторов  рыночной экономики становится неизмеримо выше по сравнению со стабильной ситуацией. Подтверждением данной закономерности может служить проведение в послевоенных Западной Германии и Японии таких непопулярных принудительных акций, как денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

        В мировой практике используется много комбинаций методов регулирования экономики.

        При этом одни методы - преимущественно экономические - выполняют  роль несущей конструкции, а другие - в основном административные - роль амортизаторов, гасящих негативные эффекты.

        Дерегулирование, ослабление контроля государства над экономикой проявляется в отказе от жесткого контроля над ценами (при сохранении подсистемы регулирования цен), от прямого вмешательства в дела предприятий, сокращении прямого перераспределения ресурсов в форме субсидий, дотаций, переходе к более мягким формам промышленной политики.

        Дерегулирование сопровождается не ослаблением экономических функций государства, а их усложнением.

        В этом случае проявляется  некая диверсификация деятельности государства по регулированию экономики, что требует диверсификации и экономической политики.

        В рамках стратегии  дерегулирования усиливается деятельность государства по расширению возможностей конкурентно-рыночного саморегулирования, создаются благоприятные возможности  для предпринимательства: формируется соответствующая инфраструктура, ограничиваются монополистические тенденции, поддерживается малый и средний бизнес, всемерно поощряется инновационная деятельность фирм.

     Обеспечивающими данные важнейшие цели инструментами  государственного регулирования рыночной экономики являются:

  • налоги, налоговые льготы и финансовые санкции;
  • государственные инвестиции и субсидии;
  • учетная ставка процента, нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке;
  • государственные заказы, размещаемые на конкурсных и договорных началах;
  • государственные товарные резервы, используемые для стабилизации рынка товаров и цен;
  • прямое управление государственными предприятиями, принадлежащими государству природными ресурсами, имуществом, пакетами ценных бумаг;
  • целевые социально-экономические и научно-технические программы;
  • хозяйственное законодательство и т.п.

   При этом в рыночной экономике к инструментам, формам и методам регулирования  обычно предъявляются определенные требования:

       1. недопустимы любые действия государства, серьезно разрушающие рыночный механизм саморегулирования: тотальное директивное планирование, натуральное распределение инвестиционных и потребительских товаров (фонды, купоны, талоны), административный контроль над ценами на конкурентных рынках и т.п.

       2. воздействие на рынок должно осуществляться в основном все же косвенными, экономическими методами;

       3. и экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя и тем, более не заменяя рыночные стимулы в соответствии с принципом "не помешай рынку".

      Далее перейдем к рассмотрению основных государственных  органов регулирования экономики.

      1.4. Государственные  органы регулирования  экономики

      Государственными  органами регулирования экономики  являются органы государственной власти, ответственные за социально-экономическое развитие страны.

      Они наделены соответствующими полномочиями для обеспечения эффективного и  бескризисного развития экономики в интересах народа.

      Государственное регулирование экономики осуществляется правомочными органами и учреждениями законодательного, исполнительного и контрольного характера.

      Регулирование непосредственно связано с экономической  политикой и направлено на ее реализацию.

      Государственными  органами регулирования экономики  наделены правом принимать управленческие решения в пределах их компетенции и следить за исполнением принимаемых решений. Полномочия государственных органов в сфере экономики обусловлены объектом управления или регулирования, а также совокупностью возложенных на них функций.

      Общие принципы государственного устройства, включая организацию управления экономикой, изложены в Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой органы государственного управления подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные.

      Основные  направления внутренней и внешней  политики определяются

Информация о работе Государственное регулирование экономики