Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:05, курсовая работа
Хотя рыночная экономическая система построена на принципах саморегулирования, автоматизм в механизме ее функционирования имеет определенный предел.
Связано это с тем, что достижение равновесия при совершении каждой отдельной сделки, т.е. на микроуровне, еще не обеспечивает само по себе равновесие на уровне всей хозяйственной системы в целом.
Президентом Российской Федерации. На него же возложено Конституцией Российской Федерации обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации, издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России.
Представительный и законодательный орган страны - Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума принимает федеральные законы, в том числе связанные с управлением и регулированием экономики, которые должны получить одобрение Совета Федерации.
Исполнительная власть на федеральном, региональном и муниципальном уровнях обеспечивает условия для стабильного и эффективного развития экономики в целях удовлетворения потребностей граждан и общества в целом.
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в установленной актами Президента Р.Ф. и Правительством Р.Ф. в сфере деятельности.
Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Р.Ф. министр Р.Ф. (федеральный министр);
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
Судебная
власть имеет функцию контроля за
соблюдением законодательных
Функции
непосредственного
В настоящее время функционируют министерства по атомной энергетике, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, по налогам и сборам, а также по связи и информатизации, здравоохранения, имущественных отношений, природных ресурсов, промышленности, науки и технологий, путей сообщения, сельского хозяйства, транспорта, труда и социального развития, финансов, экономического развития и торговли, энергетики. Ряд регулирующих функций выполняют следующие федеральные комитеты: по рыболовству, по стандартизации и метрологии, по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, по таможенным делам, а также федеральные комиссии: по рынку ценных бумаг, энергетическая.
Существенную роль в регулировании экономических процессов играют федеральные службы геодезии и картографии, налоговой политики, службы по финансовому оздоровлению и банкротству, по специальному строительству, а также агентства: авиационно-космическое, по боеприпасам, по обычным вооружениям, по системам управления, по судостроению, по патентам и товарным знакам, по государственным резервам. Свою лепту в регулирование экономики вносят надзоры: по ядерной и радиационной безопасности, горный и промышленный, а также рабочий центр экономических реформ при Правительстве РФ.
В заключении приведем ряд выводов:
1. в центре анализа выступает национальная система страны;
2. выделим основные исторические этапы развития экономической системы: эпоха свободной конкуренции; эпоха массового производства; эпоха сбыта; постиндустриальная эпоха;
3. современное рыночное хозяйство регулируется косвенными (экономическими) и прямыми (административными) методами;
4. государственное регулирование экономики осуществляется правомочными органами и учреждениями законодательного, исполнительного и контрольного характера.
Далее
перейдем к анализу эффективности
государственного регулирования экономикой.
2.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
НА ЭКОНОМИКУ
2.1 Оценка эффективности государственного регулирования на экономику
Эффективность государственного регулирования необходимо оценивать с двух сторон.
С
одной стороны оценивается
Критериями эффективности государственного сектора в экономической системы являются:
1. валовой внутренний продукт;
Объем ВВП России за II квартал 2008г. составил в текущих ценах 10274,7 млрд. рублей. Темп роста его реального объема относительно II квартала 2007г. составил 107,5%. /9/.
Индекс-дефлятор ВВП за II квартал 2008г. по отношению к ценам II квартала 2007г. составил 123,4%.
Объем ВВП России за I полугодие 2008г. составил в текущих ценах 19112,8 млрд. рублей, темп роста его реального объема относительно I полугодия 2007г. составил 108,0%, индекс-дефлятор - 122,1%.
Динамика реального объема ВВП по кварталам представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Динамика реального объема ВВП по кварталам
В % к | ||
соответствующему периоду предыдущего года |
предыдущему ему периоду | |
1 | 2 | 3 |
Продолжение таблицы 2.1 | ||
1 | 2 | 3 |
2007 | ||
I квартал | 107,4 | 86,2 |
II квартал | 108,1 | 110,1 |
I полугодие | 107,8 | |
III квартал | 107,3 | 112,4 |
Январь-сентябрь | 107,6 | |
IV квартал | 109,5 | 102,6 |
Год | 108,1 | |
I квартал | 107,4 | 86,2 |
2008 | ||
I квартал | 108,5 | 85,4 |
II квартал | 107,5 | 109,0 |
I полугодие | 108,0 | |
I квартал | 108,5 | 85,4 |
По
данным таблицы 2.1 следует, что реальный
объем ВВП вырос за первое полугодие 2008
года по сравнению с первым полугодием
2007 года на 8,0 %.
Наглядность
динамики производства ВВП представим
на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Динамика реального объема ВВП по кварталам
2)
главная цель государства в
экономике – обеспечение
Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения
Август 2008г. |
В % к | Январь- август 2008г. в % к январю- августу 2007г |
Справочно | ||||
августу 2007г. |
августу 2007г. |
август 2007г. в % к | январь- август 2007г. в % к январю- августу 2006г. | ||||
августу 2006г. |
июлю 2007г. | ||||||
Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей | 15951 | 126,5 | 126,5 | 125,3 | 121,7 | 100,7 | 121,0 |
Реальные располагаемые денежные доходы | 106,9 | 106,9 | 107,7 | 110,5 | 100,9 | 110,0 | |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника: | 129,4 | ||||||
номинальная, рублей | 17775 | 133,1 | 133,1 | 113,4 | 122,9 | 98,0 | 125,9 |
реальная | |||||||
1) За август 2008г. предварительные данные. |
По данным таблицы 2.2 следует, что за период январь-август 2008 года по сравнению с январем- августом 2007 года увеличились денежные доходы в среднем на душу населения на 25,3 %; реальные располагаемые денежные доходы на 7,7 %; среднемесячная начисления заработная плата одного работника на 29,4 %.
Реальные располагаемые денежные доходы населения представлены на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Реальные располагаемые денежные доходы населения
3) объем розничной торговли, индекс промышленного производства.
Основные
социально- экономические показатели
представлены в таблице 2.3.
Таблица
2.3 - Основные социально- экономические
показатели за период август-январь 2007-август
– январь 2008
Август 2008г. |
В % к | Январь- август 2008г. в % к январю- августу 2007г |
Справочно | ||||
августу 2007г. |
августу 2007г. |
август 2007г. в % к | январь- август 2007г. в % к январю- августу 2006г. | ||||
августу 2006г. |
июлю 2007г. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Валовой внутренний продукт, млрд.рублей | 19112,81) | 108,02) | 107,83) | ||||
Индекс промышленного производства4), 5) | 104,7 | 99,1 | 105,3 | 103,7 | 97,6 | 107,1 | |
Продукция сельского хозяйства, млрд.рублей | 447,0 | 106,6 | 127,4 | 105,6 | 105,8 | 127,9 | 104,6 |
Грузооборот транспорта, млрд.т-км | 409,6 | 101,1 | 97,8 | 103,4 | 99,3 | 98,9 | 102,2 |
Продолжение таблицы 2.3 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
в
том числе железнодорожного транспорта |
177,3 | 103,1 | 98,1 | 106,0 | 102,6 | 100,3 | 107,8 |
Оборот розничной торговли, млрд.рублей | 1222,2 | 114,0 | 103,4 | 115,2 | 117,4 | 104,2 | 115,7 |
Объем платных услуг населению, млрд.рублей | 365,2 | 106,3 | 98,9 | 106,4 | 106,1 | 99,2 | 107,4 |
Внешнеторговый оборот, млрд.долларов США6) | 76,5 | 154,97) | 110,08) | 149,69) | 124,87) | 108,78) | 118,69) |
в том
числе: экспорт товаров |
47,8 | 159,7 | 108,2 | 154,2 | 115,6 | 111,5 | 109,2 |
импорт товаров | 28,7 | 147,4 | 113,2 | 142,3 | 142,4 | 104,6 | 138,0 |
Инвестиции в основной капитал, млрд.рублей | 775,7 | 107,9 | 103,9 | 113,4 | 117,0 | 105,8 | 122,7 |
Индекс потребительских цен | 115,0 | 100,4 | 114,1 | 108,6 | 100,1 | 108,1 | |
Индекс цен производителей промышленных товаров4) | 131,6 | 100,5 | 128,2 | 111,0 | 102,1 | 109,5 | |
Реальные располагаемые денежные доходы10) | 106,9 | 101,2 | 107,7 | 110,5 | 100,9 | 110,0 | |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника10): | |||||||
номинальная, рублей | 17775 | 133,1 | 100,1 | 129,4 | 122,9 | 98,0 | 125,9 |
реальная | 115,7 | 99,7 | 113,4 | 113,2 | 97,9 | 116,5 | |
Общая численность безработных, млн.человек | 4,0 | 93,8 | 99,2 | 94,5 | 86,5 | 98,5 | 86,8 |
Численность официально зарегистрированных безработных, млн.человек | 1,3 | 88,9 | 98,2 | 89,4 | 85,2 | 98,8 | 88,6 |
1)
Данные за I полугодие 2008г. (оценка). 2) I полугодие 2008г. в % к I полугодию 2007 года. 3) I полугодие 2007г. в % к I полугодию 2006 года. 4) По видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". 5) С учетом поправки на неформальную деятельность. 6) Данные за июль 2008г. рассчитаны Банком России в соответствии с методологией платежного баланса в ценах франко-граница страны экспортера (ФОБ). 7) Июль 2008г. и июль 2007г. в % к июлю предыдущего года, в фактически действовавших ценах. 8) Июль 2008г. и июль 2007г. в % к предыдущему месяцу, в фактически действовавших ценах. 9) Январь-июль 2008г. и январь-июль 2007г. в % к соответствующему периоду предыдущего года, в фактически действовавших ценах. 10) Предварительные данные. |