Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:05, курсовая работа

Описание

Хотя рыночная экономическая система построена на принципах саморегулирования, автоматизм в механизме ее функционирования имеет определенный предел.
Связано это с тем, что достижение равновесия при совершении каждой отдельной сделки, т.е. на микроуровне, еще не обеспечивает само по себе равновесие на уровне всей хозяйственной системы в целом.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по ГРЭ.doc ОБРАБОТАН.doc

— 238.50 Кб (Скачать документ)

Президентом Российской Федерации. На него же возложено Конституцией Российской Федерации обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

     Президент Российской Федерации подписывает  и обнародует федеральные законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации, издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России.

        Представительный  и законодательный орган страны - Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной  Думы. Государственная Дума принимает федеральные законы, в том числе связанные с управлением и регулированием экономики, которые должны получить одобрение Совета Федерации.

        Исполнительная власть на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях обеспечивает условия для стабильного и эффективного развития экономики в целях удовлетворения потребностей граждан и общества в целом.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в установленной актами Президента Р.Ф. и Правительством Р.Ф. в сфере деятельности.

      Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Р.Ф. министр  Р.Ф. (федеральный министр);

      Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

     Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

     Федеральное агентство является федеральным  органом исполнительной

власти, осуществляющим в установленной  сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

      Судебная  власть имеет функцию контроля за соблюдением законодательных актов, разрешает спорные ситуации.

      Функции непосредственного государственного регулирования экономики возложены  на министерства РФ, федеральные комитеты РФ, федеральные комиссии, федеральные службы и агентства.

      В настоящее время функционируют  министерства по атомной энергетике, по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства, по налогам и  сборам, а также по связи и информатизации, здравоохранения, имущественных отношений, природных ресурсов, промышленности, науки и технологий, путей сообщения, сельского хозяйства, транспорта, труда и социального развития, финансов, экономического развития и торговли, энергетики. Ряд регулирующих функций выполняют следующие федеральные комитеты: по рыболовству, по стандартизации и метрологии, по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, по таможенным делам, а также федеральные комиссии: по рынку ценных бумаг, энергетическая.

      Существенную  роль в регулировании экономических  процессов играют федеральные службы геодезии и картографии, налоговой  политики, службы по финансовому оздоровлению и банкротству, по специальному строительству, а также агентства: авиационно-космическое, по боеприпасам, по обычным вооружениям, по системам управления, по судостроению, по патентам и товарным знакам, по государственным резервам. Свою лепту в регулирование экономики вносят надзоры: по ядерной и радиационной безопасности, горный и промышленный, а также рабочий центр экономических реформ при Правительстве РФ.

      В заключении приведем ряд выводов:

      1. в центре анализа выступает национальная система страны;

      2. выделим основные исторические этапы развития экономической системы: эпоха свободной конкуренции; эпоха массового производства; эпоха сбыта; постиндустриальная эпоха;

      3. современное рыночное хозяйство регулируется косвенными (экономическими) и прямыми (административными) методами;

     4. государственное регулирование экономики осуществляется правомочными органами и учреждениями законодательного, исполнительного и контрольного характера.

     Далее перейдем к анализу эффективности  государственного регулирования экономикой. 
 
 

      2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА     ЭКОНОМИКУ 
 

        2.1 Оценка эффективности государственного регулирования на экономику

      Эффективность государственного регулирования необходимо оценивать с двух сторон.

      С одной стороны оценивается эффективность  деятельности государства как выразителя национальных интересов, регулятора социально-экономических процессов и органа, воздействующего своими обязательными предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов; с другой- как крупного собственника и субъекта рынка.

      Критериями  эффективности государственного сектора в экономической системы являются:

      1. валовой внутренний продукт;

      Объем ВВП России за II квартал 2008г. составил в текущих ценах 10274,7 млрд. рублей. Темп роста его реального объема относительно II квартала 2007г. составил 107,5%. /9/.

      Индекс-дефлятор ВВП за II квартал 2008г. по отношению к ценам II квартала 2007г. составил 123,4%.

      Объем ВВП России за I полугодие 2008г. составил в текущих ценах 19112,8 млрд. рублей, темп роста его реального объема относительно I полугодия 2007г. составил 108,0%, индекс-дефлятор - 122,1%.

      Динамика  реального объема ВВП по кварталам представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Динамика реального объема ВВП по кварталам

  В % к
соответствующему 
периоду предыдущего года
предыдущему ему  
периоду
1 2 3
Продолжение таблицы 2.1
1 2 3
2007
I квартал 107,4 86,2
II квартал 108,1 110,1
I полугодие 107,8  
III квартал 107,3 112,4
Январь-сентябрь 107,6  
IV квартал 109,5 102,6
Год 108,1  
I квартал 107,4 86,2
2008
I квартал 108,5 85,4
II квартал 107,5 109,0
I полугодие 108,0  
I квартал 108,5 85,4
 

      По  данным таблицы 2.1 следует, что реальный объем ВВП вырос за первое полугодие 2008 года по сравнению с первым полугодием 2007 года на 8,0 %.                                                                                                                                                                   

      Наглядность динамики производства ВВП представим на рисунке 2.1. 

 

Рисунок 2.1 - Динамика реального объема ВВП по кварталам

      2) главная цель государства в  экономике – обеспечение высокого  уровня жизни граждан. Пути достижения цели и его результаты отражаются в показателях государственного регулирования.

      Основные  показатели, характеризующие уровень  жизни населения представлены в  таблице 2.2.

        Таблица 2.2 - Основные показатели, характеризующие  уровень жизни населения

  Август 
2008г.
В % к Январь- 
август 
2008г. 
в % к 
январю- 
августу 
2007г
Справочно
августу 
2007г.
августу 
2007г.
август 2007г. в % к январь- 
август 
2007г. 
в % к 
январю- 
августу 
2006г.
августу 
2006г.
июлю 
2007г.
Денежные  доходы (в среднем на душу населения), рублей 15951 126,5 126,5 125,3 121,7 100,7 121,0
Реальные  располагаемые денежные доходы   106,9 106,9 107,7 110,5 100,9 110,0
Среднемесячная  начисленная заработная плата одного работника:       129,4      
номинальная, рублей 17775 133,1 133,1 113,4 122,9 98,0 125,9
реальная              
1) За август 2008г. предварительные  данные.
 

     По  данным таблицы 2.2 следует, что за период январь-август 2008 года по сравнению  с январем- августом 2007 года увеличились  денежные доходы в среднем на душу населения на 25,3 %; реальные располагаемые денежные доходы на 7,7 %; среднемесячная начисления заработная плата одного работника на 29,4 %.

     Реальные  располагаемые денежные доходы населения  представлены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Реальные располагаемые денежные доходы населения

      3) объем розничной торговли, индекс  промышленного производства.

Основные  социально- экономические показатели представлены в таблице 2.3. 

        Таблица 2.3 - Основные социально- экономические показатели за период август-январь 2007-август – январь 2008 

  Август 
2008г.
В % к Январь- 
август 
2008г. 
в % к 
январю- 
августу 
2007г
Справочно
августу 
2007г.
августу 
2007г.
август 2007г. в % к январь- 
август 
2007г. 
в % к 
январю- 
августу 
2006г.
августу 
2006г.
июлю 
2007г.
1 2 3 4 5 6 7 8
Валовой внутренний продукт, млрд.рублей 19112,81) 108,02)     107,83)    
Индекс  промышленного производства4), 5)   104,7 99,1 105,3 103,7 97,6 107,1
Продукция сельского хозяйства, млрд.рублей 447,0 106,6 127,4 105,6 105,8 127,9 104,6
Грузооборот транспорта, млрд.т-км 409,6 101,1 97,8 103,4 99,3 98,9 102,2
Продолжение таблицы 2.3
1 2 3 4 5 6 7 8
в том числе 
   железнодорожного транспорта
177,3 103,1 98,1 106,0 102,6 100,3 107,8
Оборот  розничной торговли, млрд.рублей 1222,2 114,0 103,4 115,2 117,4 104,2 115,7
Объем платных услуг населению, млрд.рублей 365,2 106,3 98,9 106,4 106,1 99,2 107,4
Внешнеторговый  оборот, млрд.долларов США6) 76,5 154,97) 110,08) 149,69) 124,87) 108,78) 118,69)
в том  числе: 
   экспорт товаров
47,8 159,7 108,2 154,2 115,6 111,5 109,2
импорт  товаров 28,7 147,4 113,2 142,3 142,4 104,6 138,0
Инвестиции  в основной капитал, млрд.рублей 775,7 107,9 103,9 113,4 117,0 105,8 122,7
Индекс потребительских цен   115,0 100,4 114,1 108,6 100,1 108,1
Индекс  цен производителей промышленных товаров4)   131,6 100,5 128,2 111,0 102,1 109,5
Реальные  располагаемые денежные доходы10)   106,9 101,2 107,7 110,5 100,9 110,0
Среднемесячная  начисленная заработная плата одного работника10):              
номинальная, рублей 17775 133,1 100,1 129,4 122,9 98,0 125,9
реальная   115,7 99,7 113,4 113,2 97,9 116,5
Общая численность безработных, млн.человек 4,0 93,8 99,2 94,5 86,5 98,5 86,8
Численность официально зарегистрированных безработных, млн.человек 1,3 88,9 98,2 89,4 85,2 98,8 88,6
1) Данные за I полугодие 2008г. (оценка). 
2) I полугодие 2008г. в % к I полугодию 2007 года. 
3) I полугодие 2007г. в % к I полугодию 2006 года. 
4) По видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". 
5) С учетом поправки на неформальную деятельность. 
6) Данные за июль 2008г. рассчитаны Банком России в соответствии с методологией платежного баланса в ценах франко-граница страны экспортера (ФОБ). 
7) Июль 2008г. и июль 2007г. в % к июлю предыдущего года, в фактически действовавших ценах. 
8) Июль 2008г. и июль 2007г. в % к предыдущему месяцу, в фактически действовавших ценах. 
9) Январь-июль 2008г. и январь-июль 2007г. в % к соответствующему периоду предыдущего года, в фактически действовавших ценах. 
10) Предварительные данные.

Информация о работе Государственное регулирование экономики