Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:05, курсовая работа
Хотя рыночная экономическая система построена на принципах саморегулирования, автоматизм в механизме ее функционирования имеет определенный предел.
Связано это с тем, что достижение равновесия при совершении каждой отдельной сделки, т.е. на микроуровне, еще не обеспечивает само по себе равновесие на уровне всей хозяйственной системы в целом.
По данным таблицы 2.3 следует, что индекс промышленного производства вырос за период январь-август 2008 года по сравнению с январем- августом 2007 года на 5,3 %; объем розничной торговли на 15,2 %;внешнеторговый оборот на 49,6 %.
Далее перейдем к рассмотрению правовой базы государственного регулирования экономикой.
2.2 Правовая база государственного регулирования экономикой
Вмешательство
государства сегодня стало
Перечислим правовую базу государственного регулирования в сферах сферы экономической системы:
1. Свобода договора.
Что касается самого основного принципа хозяйственной деятельности участников товарооборота принципа "свободы договора", то он нашел свое закрепление в п. 1 ст. 1 ГК РФ, где, в частности, указано, что гражданское право базируется на признании свободы договора и недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела.
В пункте 2 той же статьи этот
принцип изложен в иной
Из приведенных положений закона следует, что государство вправе определять те сферы правового регулирования предпринимательства, где допускаются отступления от этого принципа, устанавливать для хозяйствующих субъектов свои "правила игры", но в интересах нации и бизнеса в целом.
2. Контроль за образованием субъектов предпринимательской деятельности.
Государство
осуществляет подобный контроль путем
государственной регистрации
До недавнего времени в Российской Федерации в качестве общего правила действовал нормативно-явочный порядок создания юридических лиц, суть которого заключалась в том, что регистрирующий орган осуществлял контроль за законностью содержания учредительных документов регистрируемого юридического лица и за соблюдением закона в процессе его создания.
При условии соблюдения
Гражданский кодекс РФ в его первоначальной редакции предусматривал, что государственную регистрацию должны осуществлять органы юстиции на основании закона о регистрации юридических лиц. По прошествии более чем пяти лет с момента вступления Кодекса в силу в России появился специальный закон - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регулирующий процедуру государственной регистрации субъектов предпринимательства.
Его принятие, с которым порядок регистрации изменился на явочный, значительно снижающий вмешательство государства в упомянутую процедуру, сопровождалось одновременной корректировкой Гражданского кодекса в части определения федерального государственного органа, в компетенцию которого входит осуществление процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательства.
Таким органом в настоящее время является Министерство по налогам и сборам РФ.
В Российской Федерации существует и разрешительный порядок регистрации некоторых юридических лиц - такого рода требование в виде предварительного разрешения антимонопольного органа предусмотрено для создания объединений коммерческих организаций (ассоциаций и союзов), коммерческой организаций, если суммарная стоимость активов ее учредителей превышает 100 тысяч МРОТ Законом РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
3. лицензирование отдельных видов деятельности.
В соответствии со ст. 49 ГК РФ федеральным законом устанавливается
перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию и осуществление которых возможно только после получения соответствующей лицензии в установленном законом порядке. Законодательство о лицензировании формировалось в России постепенно: на начальном этапе экономических реформ специального законодательного акта, касающегося общих вопросов лицензирования предпринимательской деятельности, не было вообще.
Первым опытом специального регулирования в сфере лицензирования стало ныне утратившее силу постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности". В 1998 г. 25 сентября был принят Федеральный закон N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (утратил силу), который вывел указанное регулирование на законодательный уровень, чем устранил противоречие, возникшее после принятия Гражданского кодекса.
На законодательном уровне был установлен перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию, условия, порядок и сроки получения лицензий.
Совершенствование законодательства продолжилось, и в 2001 г. 8 августа был принят новый одноименный Закон о лицензировании (N 128-ФЗ), который закрепил и развил принципиальные положения Закона 1998 г. Определенные виды деятельности, перечень которых установлен в ст. 1 упомянутого Закона, лицензируются в особом порядке на основании специальных законов.
4. антимонопольное законодательство.
В Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Основным законодательным актом, регулирующим данные отношения, является Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который
закрепляет
свод основных правил, обеспечивающих
поддержку конкуренции как
Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенных товаров, дающие ему возможность оказывать решающее воздействие на конкуренцию в свою пользу.
4. к сфере, где традиционно присутствует государственное регулирование, необходимо отнести регулирование отношений, связанных с деятельностью естественных монополий. Базовым актом в этой сфере является Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Наряду
с антимонопольным
Говоря о монопольном регулировании, необходимо назвать еще один Федеральный закон - от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах". Государство в этом Законе допускает и поощряет создание таких групп, являющихся, по существу, крупными монополистическими объединениями, состоящими из предприятий промышленного, страхового и финансового комплексов.
Государство контролирует деятельность таких структур, в частности, через процедуру регистрации ФПГ, для совершения которой необходимо заключение соответствующего антимонопольного органа.
5. защита прав потребителей.
Эта сфера, имущественного оборота, где присутствует государственное регулирование, имеет особенно важное, можно сказать, знаковое значение для страны, где формируются цивилизованные рыночные отношения. Развитое законодательство о защите прав потребителя - экономически слабой стороны - это тот элемент, без которого не может обойтись ни один развитый правопорядок.
Данная сфера регулирования имеет огромное значение и общенациональный социальный характер. Законодательство о защите прав потребителей традиционно отличается жесткостью и строгой нормативностью, которая устанавливается в целях защиты интересов потребителя. Основным законодательным актом, регулирующим отношения с участием потребителей в Российской Федерации, является Закон РФ "О защите прав потребителей". Им установлены основные положения, направленные на защиту прав потребителей: требования безопасности товаров, работ и услуг, надлежащее их качество, обязательность соблюдения государственных стандартов, ответственность изготовителя и продавца за причиненный потребителю вред, возможность судебной защиты интересов потребителя и т.д.
6.государственные контракты. Действующее законодательство закрепляет особый порядок заключения и исполнения договоров, предусматривающих удовлетворение государственных нужд. Порядок их заключения, содержание и исполнение имеют ряд особенностей.
Правовое регулирование
В перечисленных актах содержатся императивные предписания, которым строго должны следовать контрагенты по государственным контрактам, и наряду с ними определяются условия подобных контрактов.
7. валютное регулирование.
Использование в качестве средства платежа иностранной валюты носит достаточно распространенный характер, и ряд сфер предпринимательской деятельности немыслим без подобных операций. Регулирование и государственное вмешательство в указанную сферу, связанную с обращением иностранной валюты на территории суверенного государства, - традиционная область, где сильны публично-правовые элементы регулирования.
Основополагающим актом, регулирующим операции с иностранной валютой на территории Российской Федерации, до недавнего времени был Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", который предусматривает ряд мер, направленных на защиту национальной валюты Российской Федерации, и целый ряд иных инструментов валютного регулирования, непосредственно затрагивающих предпринимательскую деятельность.
В нем, в частности,
Но
этот Закон утратит силу с 19июня
2005г. в связи с принятием
8. внешнеторговые операции.
Сфера внешней торговли