Государственное регулирование природоохранной деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – дать целостное представление о системе отношений, возникающих в процессе государственного регулирования природоохранной деятельности в РФ.
Для достижения этой цели предполагается осуществление следующих задач:
рассмотреть сущность природоохранной деятельности и методы ее регулирования;
изучить зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности;
изучить государственные органы регулирования природоохранной деятельности в РФ;
проанализировать методы регулирования природоохранной деятельности в РФ.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические и правовые основы регулирования природоохранной
деятельности 6
1.1 Сущность природоохранной деятельности и методы ее регулирования 6
1.2 Зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности 7
1.2.1 Правовые основы международного регулирования
природоохранной деятельности 7
1.2.2 Эколого-экономические принципы регулирования
природоохранной деятельности в развитых странах 11
2 Практика регулирования природоохранной деятельности в РФ 15
2.1 Характеристика государственных органов регулирования
природоохранной деятельности 16
2.2 Анализ методов регулирования природоохранной деятельности 18
2.2.1 Административно-правовые методы регулирования 18
2.2.2 Экономические методы регулирования 24
Заключение 29
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

ГРЭкур.docx

— 104.23 Кб (Скачать документ)

     Продолжение таблицы 1

1 2 3 4
5 Декларации  по окружающей среде и развитию в г.Рио-де-Жанейро (Бразилия) 1992 г. В новейшем понимании  принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды изложены в этом документе.  Декларация поддерживает принятые ранее декларации и резолюции,  преследует цель установления нового, справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми, прилагая усилия для заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы окружающей среды и развития, признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома.
6 Конвенция о  доступе информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся охраны окружающей среды (Орхусская конвенция). 1998 г. Целью конвенции  является содействие защите права каждого  человека нынешнего и будущих  поколений жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния, каждая договаривающаяся сторона настоящей Конвенции гарантирует доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

 

     Из  таблицы можно увидеть, что регулированию  природоохранной деятельности в мире отводится огромная роль, т.к. успешное решение глобальных экологических проблем - непременное условие существования и развития нашей цивилизации. 

     Также существуют договоры, полностью ориентированные  на регулирование охраны окружающей среды. Среди таких договоров выделяют так называемые рамочные соглашения, которые имеют глобальный характер. К их числу относятся Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.; Конвенция об изменении климата от 9 мая 1992 г.; Конвенция о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 г. и т. д.4

     В последние годы увеличивается число  региональных международных договоров  по охране окружающей среды. Особенность  данных договоров международного права окружающей среды заключается в том, что они устанавливают более жесткий защитный режим природных объектов по сравнению с глобальными международными договорами. Из региональных международных договоров следует выделить: договоры об использовании и охране Дуная, Черного моря; Африканскую конвенцию по охране природы и природных ресурсов 1968 г.; Конвенцию по охране Средиземного моря от загрязнения 1976 г.; Конвенцию по охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.; Конвенцию о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Датских проливах 1973 г. и т.д. Активизируется и двустороннее сотрудничество России с зарубежными государствами, в частности с США, Норвегией, Китаем, Финляндией, Германией и другими странами.5

     Среди основных принципов современного международного права публичное международное право выделяет, в том числе принцип международной защиты окружающей среды. "Важнейшим подтверждением существования принципа можно считать появление нового состава международного преступления против окружающей среды - экоцида. Составы его содержатся в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 г., в Конвенции о запрещении обычного оружия неизбирательного действия 1980 г.. В рамках ООН, других универсальных международных организаций - ИМО, ИКАО, ЮНЕСКО - созданы специальные органы, занятые мониторингом окружающей среды и обладающие правом принятия мер, обеспечивающих выполнение международных договоренностей. Особую роль среди них занимает ЮНЕП – Программа ООН по окружающей среде.6

     1.2.2 Эколого-экономические принципы регулирования природоохранной деятельности в развитых странах

     Основные эколого-экономические принципы, на которых базируется регулирование природоохранной деятельности в развитых странах:

  1. Принцип стоимости упущенных возможностей.

     Этот  принцип требует, чтобы при использовании  ограниченного ресурса учитывалась  стоимость и неиспользованной альтернативы. Стоимость упущенных возможностей, состоит в разнице прибылей, которые мы получим при использовании окружающей среды как приемника и вместилища отходов и использования той же местности в качестве сельскохозяйственных угодий. Надо отметить, что принцип действует и в обратную сторону, то есть охрана окружающей среды имеет свою стоимость с точки зрения не использования среды в хозяйственных целях.7

  1. Принцип “загрязнитель платит”.

     В соответствии с рекомендацией ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) 1972 г., принцип “загрязнитель платит” означает, что “загрязнитель должен нести расходы по проведению мер экологического оздоровления по решению властей”.

     В “Рекомендации Совета 75/436 Евратом, ЕОУС (Европейское объединение угля и стали), ЕЭС от 3.03.75 о распределении затрат по охране окружающей среды и действиях органов общественной власти в этой области” дается определение и руководство по применению данного принципа. Отнесение расходов по борьбе с загрязнениями и другими неблагоприятными воздействиями на окружающую среду на непосредственных виновников заставляет их в условиях рынка искать пути снижения загрязнения, использовать более приемлемые с экологической точки зрения технологии, принимать меры по более рациональному использованию природных ресурсов. Определение ЕЭС гласит, что “физические и юридические лица, действующие в рамках публичного частного права, ответственные за загрязнение, должны нести все расходы по мероприятиям, необходимым для ликвидации этого загрязнения или сокращения его до уровня, который соответствовал бы стандартам или эквивалентным требованиям, обеспечивающим соблюдение целевых показателей качества окружающей среды, или, при отсутствии таких показателей, стандартам и нормативам, установленным общественными властями.”

       Современную трактовку принципа  “загрязнитель платит” можно  свести к двум основным положениям:

  • загрязнитель должен нести все расходы по природохранной деятельности;
  • загрязнитель имеет право возмещать свои природоохранные издержи через цены на свою продукцию и услуги.

       Следует отметить, однако, что практическое  применение принципа "загрязнитель платит" показывает множество отклонений от теоретических постулатов.

       Во-первых, существует проблема идентификации  загрязнителя.

       Юридически ответственным за  загрязнение признается физическое  или юридическое лицо, которое  прямо или косвенно наносит  ущерб окружающей среде или  создает условия, приводящие к  возникновению такого ущерба.

       Однозначное же определение ответственного  за загрязнение может быть  затруднено, особенно тогда, когда  загрязнение связано одновременно  с несколькими источниками (кумулятивное загрязнение) или с последовательными причинами (цепное загрязнение): например, в загрязнении воздуха выхлопными газами виновен как производитель, так и владелец автомобиля. В этих случаях соответствующие расходы должны быть распределены таким образом, чтобы обеспечивалось оптимальное с административной и экономической точки зрения решение и достигался бы максимальный эффект улучшения состояния окружающей среды.

       Во-вторых, политические причины  (потеря популярности среди избирателей) могут препятствовать принятию решений о проведении политики в соответствии с принципом "загрязнитель платит".

       В-третьих, экономические причины,  особенно на региональном уровне (безработица, закрытие основных  производств) создают внешне убедительный  аргумент против применения данного  принципа.

       Тем не менее, не существует  другого принципа экологической  политики, который мог бы сравниться  по эффективности с данным.

       Различные инструменты природоохранной  деятельности по-разному способствуют реализации этого принципа, о чем речь пойдет ниже.8

  1. Принцип долгосрочной перспективы.

     Стоимость экологической деградации или охраны окружающей среды не может рассматриваться  статично. Загрязняющие вещества аккумулируются с течением времени, и лишь тогда может выявиться полный ущерб.

     Не  только ущерб, но и стоимость охраны окружающей среды должна рассматриваться перспективно. Экологическая деятельность очень капиталоемкая. Требуется несколько лет для накопления антиполлюционного капитала (например, строительство водоочистных сооружений и канализации). Адаптация производственных процессов, изменение отраслевой структуры, переразмещения фирм требуют одного - или двух десятилетий. Поэтому экологическая политика должна проводиться постоянно.

       Сейчас же мы порой наблюдаем  обратные явления, старые свалки  служат ярчайшим примером необдуманной  экологической политики без предвидения  будущего ущерба.9

  1. Принцип взаимозависимости.

     Экологическая политика должна учитывать взаимозависимость  между природными средами, технологиями производства, загрязнения и сокращения загрязнения, между самими загрязняющими  веществами.

     В качестве отрицательного примера можно  привести экологическую политику в США и некоторых европейских странах в начале 70-х гг., концентрировавшуюся на управлении качеством воздуха и вод и пренебрегавшую почвой и свалками твердых отходов, загрязненных опасными веществами.10

  1. Принцип “пользователь платит”.

     Принцип “пользователь платит” является применением принципа “загрязнитель платит” в отношении ресурсопользования, хотя и не вполне адекватным. Он требует, чтобы пользователь любого природного ресурса полностью оплатил его использование и последующее восстановление.11 
 
 

 

    2 ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ 

     Все доступные данные свидетельствуют  о том, что экологическая обстановка в России – самая неблагополучная на земном шаре. В 2010 году, по меньшей мере, 200 городов России были признаны экологически опасными для здоровья населения вследствие загрязнения воздуха и вод.12 В настоящее время в Российской Федерации существует ряд экологических проблем:

   - Загрязнение природных вод - потребление воды постоянно растет, и одна из опасностей исчерпание её запасов; только за последние 15 лет загрязнено более 100 м. куб. байкальской вводы хозяйственными стоками; при разложении органики затрачивается кислород, в связи с этим его содержание в воде снижается, и многие животные гибнут; минеральные удобрения вызывают бурное развитие водорослей, приводящее зачастую к ухудшению качества воды и исчезновения наиболее ценных видов рыб. Более 20 лет военными использовались акватории вблизи Новой Земли и Кольского полуострова в качестве ядерной свалки;

   - Производство энергии - миллионы кубометров вредных и опасных отходов от работы тепловых электростанций практически целиком поступают в природную среду; строительством ГЭС наносится большой урон не только природе, но и человеку (затопление территорий, заболачивание, образование оползней; в хранилищах вода застаивается, проточность ее замедляется - это сказывается на жизни всех организмов, обитающих в реке и у реки);

   - Сведение лесов - влечет за собой гибель их богатейших флоры и фауны. Уменьшение площади лесов вызывает нарушение круговоротов кислорода и углерода в биосфере;

   - Загрязнение подземных вод – в России ежегодно в землю захоранивается большое количество радиоактивных отходов, строительного мусора и т.п. С течением времени они разлагаются и попадают в подземные воды, загрязняя их и нарушая баланс природы;

   - Загрязнение атмосферного воздуха - уровень загрязнения атмосферного воздуха в нашей стране, остается высоким, несмотря на значительный спад производства, что связывают, прежде всего, с увеличением количества автомобилей. В результате сжигания различного топлива ежегодно выбрасывается около 20 млрд. тонн углекислого газа. В результате действия загрязнителей, кислотных дождей и продуктов сгорания природного топлива уже повреждены огромное количество лесов.13

     Все это подтверждает необходимость  регулирования природоохранной  деятельности в РФ, как инструмента  предупреждения негативного воздействия  человека на окружающую его среду.

      2.1 Характеристика государственных органов регулирования природоохранной деятельности

     Государственное регулирование природоохранной  деятельности осуществляется на общегосударственном, региональном (субъектном) и местном уровнях.

     В России единое регулирование природоохранной  деятельности осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ, которое выполняет координационные функции, разрабатывает соответствующие нормативные правовые акты и контролирует их выполнение. В последние годы прослеживается тенденция увеличения числа органов государственного управления, включая отраслевые министерства, ответственных за состояние окружающей среды на своем участке, и расширения их функций в этой области.14

     В таблице 2, которая составлена на основе положений о соответствующих государственных органах, отображены основные органы исполнительной власти, регулирующие природоохранную деятельность.

Информация о работе Государственное регулирование природоохранной деятельности в РФ