Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – дать целостное представление о системе отношений, возникающих в процессе государственного регулирования природоохранной деятельности в РФ.
Для достижения этой цели предполагается осуществление следующих задач:
рассмотреть сущность природоохранной деятельности и методы ее регулирования;
изучить зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности;
изучить государственные органы регулирования природоохранной деятельности в РФ;
проанализировать методы регулирования природоохранной деятельности в РФ.
Введение 4
1 Теоретические и правовые основы регулирования природоохранной
деятельности 6
1.1 Сущность природоохранной деятельности и методы ее регулирования 6
1.2 Зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности 7
1.2.1 Правовые основы международного регулирования
природоохранной деятельности 7
1.2.2 Эколого-экономические принципы регулирования
природоохранной деятельности в развитых странах 11
2 Практика регулирования природоохранной деятельности в РФ 15
2.1 Характеристика государственных органов регулирования
природоохранной деятельности 16
2.2 Анализ методов регулирования природоохранной деятельности 18
2.2.1 Административно-правовые методы регулирования 18
2.2.2 Экономические методы регулирования 24
Заключение 29
Библиографический список
Более чем за 10 лет своего официального существования в России, экологическая экспертиза как инструмент экоуправления доказала свою пользу и во многих случаях - эффективность. Результатами ее работы являются многие приостановленные экологически вредные проекты, сотни миллионов рублей ежегодного предотвращенного экологического ущерба, десятки тысяч единиц документации, подвергнутой экологическому анализу.
В 2010 году отмечается тенденция по увеличению количества выданных лицензий в области охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения безопасности в экологической сфере по сравнению с 2009 годом с 1046 до 1420 лицензий.
По итогам проверок соответствия, в период с сентября по декабрь 2010 года, количество выданных сертификатов превысило 120 штук, 4 организациям направлены предупреждения об устранении нарушений, 14 юридических лиц привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 140 тыс. рублей.
Сильные стороны административно-правовых методов определяются тем, что:
Слабые стороны определяются:
2.2.2 Экономические методы регулирования
Экономические методы в широком смысле объединяют механизмы регулирования природоохранной деятельности в РФ, создающие материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в рациональном использовании и охране богатств природы. Такие методы предполагают использование стоимостных рычагов, побуждающих все хозяйственные звенья к реализации государственной экологической политики. Посредством экономических методов в экологической сфере реализуются меры поощрительного, запретительного и компенсационного порядка.
К методам экономического регулирования природоохранной деятельности относятся:
1. Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов – определяются объемы вредных выбросов, реализация природоохранных мероприятий;
2. Разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации - Областная целевая программа «обеспечение экологической безопасности и охрана. Окружающей среды в амурской области. На 2006 - 2010 годы», Долгосрочная целевая программа Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы", Муниципальная целевая программа в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2010-2012 годы Анастасиевского сельского поселения;
3. Разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде – государство проводит различные акции, призывающие людей не мусорить на улицах, сохранять природу (Акция «Чистый город», акция «Чистый двор»);
4. Установление платы за негативное воздействие на окружающую среду - воздействия хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Государство использует полученные средства на компенсационные мероприятия: для восстановления ресурсного потенциала, очистки водоемов и т.п.
6. Проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов, т.е. природных объектов, измененных в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объектов, созданных человеком, обладающих свойствами природного объекта и имеющих рекреационное и защитное значение.
Так, в соответствии с "Методикой оценки стоимости зеленых насаждений и исчисления размера ущерба и убытков, вызываемых их повреждением и (или) уничтожением на территории города Москвы", утвержденной распоряжением Мэра Москвы от 14.05.99 N 490-РМ, разработан механизм экономической оценки зеленых насаждений, подлежащих уничтожению на территории г. Москвы. Возмещение ущерба, нанесенного природным комплексам города, вменяется в обязанность юридическим или физическим лицам, осуществляющим вырубку зеленых насаждений. Например, действительная восстановленная стоимость хвойного дерева при диаметре 24,1-40 см на высоте ствола 1,3 м в соответствии с "Методикой…" на настоящий момент составляет 68 минимальных размеров оплаты труда;
7. Проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду - функцией государства является выбор между различными вариантами с учетом баланса между минимизацией негативного влияния на окружающую среду и достижением определенного экономического эффекта при реализации проекта. Это чрезвычайно важно при планировании мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
8. Предоставление налоговых и иных льгот - например, Закон Санкт-Петербурга "О льготном налогообложении участников благотворительной деятельности в Санкт-Петербурге". Благотворительная деятельность может осуществляться по разным направлениям, включая: поддержку и реализацию программ и мероприятий по охране окружающей среды, защите животных. Для благотворителей в дополнение к льготам, установленным федеральным законодательством, налогооблагаемая прибыль при исчислении налога на прибыль в бюджет Санкт-Петербурга уменьшается на сумму средств, направляемых на реализацию благотворительных программ или переданным безвозмездно общественным объединениям, в пределах 3%.;
9. Поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды - государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством;
10. Возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде - Минприроды России проведена проверка соблюдения акционерным обществом законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды при осуществлении хозяйственной деятельности, в ходе которой выявлен факт несанкционированного размещения в водоохранной зоне реки строительного мусора, образовавшегося в результате реконструкции помещений общества.
Минприроды России обратилось в арбитражный суд с иском к обществу о взыскании суммы в возмещение ущерба, причиненного окружающей природной среде несанкционированным размещением отходов. Сумма возмещения составила 150 тыс. рублей;
11. Иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды (компенсационные выплаты за изъятие природного ресурса из целевого использования или ухудшение его качества в результате производственной деятельности, штрафы за нарушение экологических стандартов и лимитов природопользования, а также система налоговых льгот, льготное кредитование и субсидирование и др.).19
Экономические методы имеют следующие преимущества:
К числу их недостатков относятся:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Природоохранной является любая деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на уровне, обеспечивающем устойчивость биосферы.
Впервые попытки регулирования охраны природы и природных ресурсов в мире были предприняты еще в 1960-х годах. Сейчас существует ряд различных документов, которые направлены на регулирование природоохранной деятельности. Регулирование природоохранной деятельности в развитых странах базируется на различных эколого-экономических принципах, которые включают в себя принцип стоимости упущенных возможностей, принцип “загрязнитель платит”, принцип долгосрочной перспективы, принцип взаимозависимости, принцип “пользователь платит”.
Механизм регулирования природоохранной деятельности очень сложен. В связи с этим для получения более конкретного и эффективного результата в Российской Федерации создана хорошо структурирования система государственных органов, осуществляющих регулирование природоохранной деятельности. Для наиболее полного осуществления регулирования соответствующие субъекты регулирования наделяются адекватными правами и обязанностями по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования в соответствии с требованиями законодательства.
Свои
права и обязанности
Таким
образом, наиболее эффективной системой
регулирования является такая, которая
в результате своего применения создает
систему отношений, отличающуюся устойчивостью
и оптимальностью.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Информация о работе Государственное регулирование природоохранной деятельности в РФ