Государственное регулирование природоохранной деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – дать целостное представление о системе отношений, возникающих в процессе государственного регулирования природоохранной деятельности в РФ.
Для достижения этой цели предполагается осуществление следующих задач:
рассмотреть сущность природоохранной деятельности и методы ее регулирования;
изучить зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности;
изучить государственные органы регулирования природоохранной деятельности в РФ;
проанализировать методы регулирования природоохранной деятельности в РФ.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические и правовые основы регулирования природоохранной
деятельности 6
1.1 Сущность природоохранной деятельности и методы ее регулирования 6
1.2 Зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности 7
1.2.1 Правовые основы международного регулирования
природоохранной деятельности 7
1.2.2 Эколого-экономические принципы регулирования
природоохранной деятельности в развитых странах 11
2 Практика регулирования природоохранной деятельности в РФ 15
2.1 Характеристика государственных органов регулирования
природоохранной деятельности 16
2.2 Анализ методов регулирования природоохранной деятельности 18
2.2.1 Административно-правовые методы регулирования 18
2.2.2 Экономические методы регулирования 24
Заключение 29
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

ГРЭкур.docx

— 104.23 Кб (Скачать документ)

     Более чем за 10 лет своего официального существования в России, экологическая экспертиза как инструмент экоуправления доказала свою пользу и во многих случаях - эффективность. Результатами ее работы являются многие приостановленные экологически вредные проекты, сотни миллионов рублей ежегодного предотвращенного экологического ущерба, десятки тысяч единиц документации, подвергнутой экологическому анализу.

  1. Экологическое лицензирование - это мероприятия, связанные с выдачей, переоформлением, приостановлением и аннулированием лицензий в области охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения безопасности в экологической сфере, а также с надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами (лицами, имеющими лицензию) соответствующих лицензионных требований и условий.

     В 2010 году отмечается тенденция по увеличению количества выданных лицензий в области охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения безопасности в экологической сфере по сравнению с 2009 годом с 1046 до 1420 лицензий.

  1. Экологическая сертификация – подтверждение соответствия сертифицируемого объекта к предъявляемым ему экологическим требованиям. 18

     По  итогам проверок соответствия, в период с сентября по декабрь 2010 года, количество выданных сертификатов превысило 120 штук, 4 организациям направлены предупреждения об устранении нарушений, 14 юридических лиц привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 140 тыс. рублей.

     Сильные стороны административно-правовых методов определяются тем, что:

  • будучи установлены и доведены до предприятий - природопользователей и являясь известными потребителям, они служат весьма простым и действующим напрямую средством достижения необходимого уровня качества окружающей природной среды;
  • они удобны для контроля со стороны органов экологического управления.

     Слабые  стороны определяются:

  • их недостаточной действенностью с точки зрения стимулирования инноваций и достижения более высоких, чем ими предписано, природоохранных рубежей;
  • тем, что они затрудняют для предприятий возможность гибко реагировать на различные ситуации и творчески относится к своим экологическим обязательствам.

      2.2.2 Экономические методы регулирования

     Экономические методы в широком смысле объединяют механизмы регулирования природоохранной деятельности в РФ, создающие материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в рациональном использовании и охране богатств природы. Такие методы предполагают использование стоимостных рычагов, побуждающих все хозяйственные звенья к реализации государственной экологической политики. Посредством экономических методов в экологической сфере реализуются меры поощрительного, запретительного и компенсационного порядка.

     К методам экономического регулирования  природоохранной деятельности относятся:

   1. Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов – определяются объемы вредных выбросов, реализация природоохранных мероприятий;

   2. Разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации - Областная целевая программа «обеспечение экологической безопасности и охрана. Окружающей среды в амурской области. На 2006 - 2010 годы», Долгосрочная целевая программа Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы", Муниципальная целевая программа в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2010-2012 годы Анастасиевского сельского поселения;

   3. Разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде – государство проводит различные акции, призывающие людей не мусорить на улицах, сохранять природу (Акция «Чистый город», акция «Чистый двор»);

   4. Установление платы за негативное воздействие на окружающую среду - воздействия хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Государство использует полученные средства на компенсационные мероприятия: для восстановления ресурсного потенциала, очистки водоемов и т.п.

   6. Проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов, т.е. природных объектов, измененных в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объектов, созданных человеком, обладающих свойствами природного объекта и имеющих рекреационное и защитное значение.

     Так, в соответствии с "Методикой оценки стоимости зеленых насаждений и  исчисления размера ущерба и убытков, вызываемых их повреждением и (или) уничтожением на территории города Москвы", утвержденной распоряжением Мэра Москвы от 14.05.99 N 490-РМ, разработан механизм экономической  оценки зеленых насаждений, подлежащих уничтожению на территории г. Москвы. Возмещение ущерба, нанесенного природным комплексам города, вменяется в обязанность юридическим или физическим лицам, осуществляющим вырубку зеленых насаждений. Например, действительная восстановленная стоимость хвойного дерева при диаметре 24,1-40 см на высоте ствола 1,3 м в соответствии с "Методикой…" на настоящий момент составляет 68 минимальных размеров оплаты труда;

   7. Проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду - функцией государства является выбор между различными вариантами с учетом баланса между минимизацией негативного влияния на окружающую среду и достижением определенного экономического эффекта при реализации проекта. Это чрезвычайно важно при планировании мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

   8. Предоставление налоговых и иных льгот - например, Закон Санкт-Петербурга "О льготном налогообложении участников благотворительной деятельности в Санкт-Петербурге". Благотворительная деятельность может осуществляться по разным направлениям, включая: поддержку и реализацию программ и мероприятий по охране окружающей среды, защите животных. Для благотворителей в дополнение к льготам, установленным федеральным законодательством, налогооблагаемая прибыль при исчислении налога на прибыль в бюджет Санкт-Петербурга уменьшается на сумму средств, направляемых на реализацию благотворительных программ или переданным безвозмездно общественным объединениям, в пределах 3%.;

   9. Поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды -  государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством;

   10. Возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде - Минприроды России проведена проверка соблюдения акционерным обществом законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды при осуществлении хозяйственной деятельности, в ходе которой выявлен факт несанкционированного размещения в водоохранной зоне реки строительного мусора, образовавшегося в результате реконструкции помещений общества.

     Минприроды  России обратилось в арбитражный суд с иском к обществу о взыскании суммы в возмещение ущерба, причиненного окружающей природной среде несанкционированным размещением отходов. Сумма возмещения составила 150 тыс. рублей;

   11. Иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды (компенсационные выплаты за изъятие природного ресурса из целевого использования или ухудшение его качества в результате производственной деятельности, штрафы за нарушение экологических стандартов и лимитов природопользования, а также система налоговых льгот, льготное кредитование и субсидирование и др.).19

     Экономические методы имеют следующие преимущества:

  • высокая эффективность с точки зрения экономии экологических затрат;
  • способность вырабатывать устойчивые стимулы к сокращению загрязнения среды, тем самым и к научно-техническим инновациям;
  • усиливает гибкость механизма экологического управления в целом, обеспечивают условия для самостоятельного определения предприятиями стратегии природоохранной деятельности;
  • способствует через механизм рыночного ценообразования сохранению дефицитных природных ресурсов для будущих поколений;
  • обеспечивают природоохранную деятельность необходимыми источниками финансирования.

     К числу их недостатков  относятся:

  • высокая чувствительность к инфляционным процессам, требующим постоянной корректировки уровня платежей;
  • риск снижения конкурентоспособности продукции, в том числе на международных рынках, вследствие высоких совокупных экологических издержек.

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Природоохранной является любая деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на уровне, обеспечивающем устойчивость биосферы.

     Впервые попытки регулирования охраны природы  и природных ресурсов в мире были предприняты еще в 1960-х годах. Сейчас существует ряд  различных документов, которые направлены на регулирование природоохранной деятельности. Регулирование природоохранной деятельности в развитых странах базируется на различных эколого-экономических принципах, которые включают в себя принцип стоимости упущенных возможностей, принцип “загрязнитель платит”, принцип долгосрочной перспективы, принцип взаимозависимости, принцип “пользователь платит”.

     Механизм  регулирования природоохранной  деятельности очень сложен. В связи с этим для получения более конкретного и эффективного результата в Российской Федерации создана хорошо структурирования система государственных органов, осуществляющих регулирование природоохранной деятельности. Для наиболее полного осуществления регулирования соответствующие субъекты регулирования наделяются адекватными правами и обязанностями по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования в соответствии с требованиями законодательства.

     Свои  права и обязанности государственные  органы регулирования природоохранной деятельности реализуют с помощью административно-правовых, включающих стандарты, нормы, нормативы, законы, постановления, руководства, и экономических методов, включающих как препятствующие негативному воздействию на окружающую среду, так и стимулирующие деятельность, направленную на охрану окружающей среды. Данные методы имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

     Таким образом, наиболее эффективной системой регулирования является такая, которая в результате своего применения создает систему отношений, отличающуюся устойчивостью и оптимальностью.  

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

   
  1. Блатова, Н.Т. Международное право в документах : моногр. / Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. – М.: Норма-Инфра, 2008. –140 с.
  2. Водный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 16 ноября 1995 года № 167-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Гальперин, М.В. Общая экология: учеб. пособие /М.В. Гальперин. – М.: Инфра-М, 2010. – 108 с.
  4. Голицын, А.Н.: Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды : учеб. пособие /А. Н. Голицын. –М.: Оникс, 2008 - 336 с.
  5. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под ред. В. И. Кушлина. – М. : РАГС, 2003. – 829 с.
  6. Государственное регулирование экономики: учебник / под ред. Т.Г. Морозовой. – М. : ЮНИТИ, 2002. –257 с.
  7. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 167-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 12 декабря 1993 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. Литягин, Н. Н. Экологическая обстановка в России как обоснование необходимости охраны окружающей среды / Н. Н. Литягин // Экология и жизнь. – 2010. - №11. – С. 20-21.
  10. Лесной кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 04 декабря 2006 года № 200-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  11. Кривничук А.С. Исполнительная власть и охрана природы / А.С. Кривничук // Экологическое право. –2009. -№2. -С. 23–24.
  12. Манов Б.Г. Современное международное право в условиях глобализации / Б.Г. Манов //  Международноге публичное и частное право. -2008. -№5 – С.2-3
  13. Об отходах производства и потребления [Электронный ресурс] :  Федеральный закон  от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ. Доступ их справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  14. Об охране атмосферного воздуха [Электронный ресурс] :  Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ. Доступ их справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  15. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] :  Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Доступ их справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  16. Об экологической экспертизе [Электронный ресурс] :  Федеральный закон  от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ. Доступ их справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  17. О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации [Электронный ресурс] :  Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №155-ФЗ. Доступ их справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  18. О животном мире [Электронный ресурс] :  Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. №420-ФЗ. Доступ их справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  19. О континентальном шельфе Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  20. О недрах [Электронный ресурс] :  Федеральный закон от 21 февраля 1992 г. №2395-1. Доступ их справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  21. О прокуратуре [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  22. О федеральном агентстве водных ресурсов [Электронный ресурс] : постановление Правительства от 16 июня 2004 г. № 282. Доступ их справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  23. О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования [Электронный ресурс] : постановление Правительства от 30 июля 2004 г. № 400. Доступ их справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  24. О Федеральном агентстве по недропользованию [Электронный ресурс] : постановление Правительства от 17 июня 2004 г. № 293. Доступ их справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  25. О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды [Электронный ресурс] : постановление Правительства от 23 июля 2004 г. № 372. Доступ их справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  26. abc.vvsu.ru - Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС [[Электронный ресурс]:офиц. сайт.- Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/ ekologija/page0019.asp. - 24.10.2011 г.
  27. b-energy.ru - Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях [Электронный ресурс]:офиц. сайт.- Режим доступа : http://b-energy.ru/ biblioteka/ekologiya-konspekt-lekcii/391-regulirovaniya-prirodopolzovaniya-.html. 25.10.2011г.
  28. genproc.gov.ru - Генеральная прокуратура РФ [Электронный ресурс] : офиц. сайт.- Режим доступа : http://genproc.gov.ru/genprokuror/interview/ document-63051/. - 18.10.2011 г.
  29. topknowledge.ru - Экономика. Знания здесь! [Электронный ресурс]:офиц. сайт.- Режим доступа : http://topknowledge.ru/index.php?option=com_content &view=article&id=1357:2011-01-26-08-49-19&catid=95:-6&Itemid=23 -  24.10.2011 г.
  30. www.bibliofond.ru - Библиотека научной и студенческой информации [Электронный ресурс] : офиц. сайт.- Режим доступа : http://www.bibliofond.ru /view.aspx?id=21115. - 23.10.2011 г.
  31. www.bibliotekar.ru - электронная библиотека нехудожественной литературы [Электронный ресурс] : офиц. сайт.- Режим доступа : http://www. bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-4/195.htm. -23.10.2011 г.
  32. www.ecoprofy.ru - Экологическое проектирование, консалтинг и аудит [Электронный ресурс]: офиц. сайт.- Режим доступа : http://www.ecoprofy.ru /ekoblog/zagrjaznitel-platit.html - 24.10.2011 г.
  33. www.ladoga-park.ru - Информационный портал «Ладога» [Электронный ресурс]: офиц. сайт.- Режим доступа : http://www.ladoga-park.ru/a090507032 127.html - 24.10.2011 г.
  34. www.yandex.ru - Яндекс. Словари. [Электронный ресурс]: офиц. сайт.- Режим доступа : http://www.yandex.ru/slovari/56167.html. – 23.10. 2011 г.
  35. www.yecologelib.ru - Экология производства [Электронный ресурс]: офиц. сайт.- Режим доступа : http://www.yecologelib.ru/ phorum/viewphorum.html&f=1&archive=1.html - дата обращения: 19.11.2011г.

Информация о работе Государственное регулирование природоохранной деятельности в РФ