Государственное регулирование природоохранной деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – дать целостное представление о системе отношений, возникающих в процессе государственного регулирования природоохранной деятельности в РФ.
Для достижения этой цели предполагается осуществление следующих задач:
рассмотреть сущность природоохранной деятельности и методы ее регулирования;
изучить зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности;
изучить государственные органы регулирования природоохранной деятельности в РФ;
проанализировать методы регулирования природоохранной деятельности в РФ.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические и правовые основы регулирования природоохранной
деятельности 6
1.1 Сущность природоохранной деятельности и методы ее регулирования 6
1.2 Зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности 7
1.2.1 Правовые основы международного регулирования
природоохранной деятельности 7
1.2.2 Эколого-экономические принципы регулирования
природоохранной деятельности в развитых странах 11
2 Практика регулирования природоохранной деятельности в РФ 15
2.1 Характеристика государственных органов регулирования
природоохранной деятельности 16
2.2 Анализ методов регулирования природоохранной деятельности 18
2.2.1 Административно-правовые методы регулирования 18
2.2.2 Экономические методы регулирования 24
Заключение 29
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

ГРЭкур.docx

— 104.23 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего  профессионального образования

АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

    (ФГБОУ ВПО «АмГУ») 
     

Факультет Экономический

Кафедра Экономической теории и государственного управления 

Специальность 080504 – Государственное и муниципальное управление 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 
     

    на  тему: Государственное регулирование природоохранной деятельности в РФ 

    по  дисциплине: «Государственное регулирование экономики» 
     
     
     

    Исполнитель

    студент группы 830

 
    _____________________

подпись, дата

 
    Д.О. Алексеев
    Руководитель

    доцент, к.т.н.

 
    _____________________

подпись, дата

 
А. В. Долгушева
 
    Нормоконтроль

    ассистент

 
    _____________________

подпись, дата

 
Л. Н. Михайленко

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Благовещенск 2011

 

    РЕФЕРАТ 
     

     Курсовая  работа содержит 33 с., 3 таблицы, 35 источников. 

     ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ. 

     Государственное регулирование природоохранной деятельности - это проявление экологической функции государства.

     Одной из важнейших задач экологической  деятельности государства в современных  условиях является создание эффективной  системы управления природопользованием  и охраной природы, которая бы обеспечила надежный механизм экологической  безопасности, ресурсосбережение, заинтересованность предприятий и организаций в защите окружающей среды от загрязнения и других вредных последствий хозяйственной деятельности.

     Цель  исследования - дать целостное представление о системе отношений, возникающих в процессе государственного регулирования природоохранной деятельности в РФ. В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования природоохранной деятельности, зарубежный опыт. Во втором разделе освещены практика регулирования природоохранной деятельности в РФ и методы, с помощью которых оно осуществляется. 
 
 
 

 

    СОДЕРЖАНИЕ 
     

Введение                                                                                                                       4

1 Теоретические и правовые основы регулирования природоохранной

    деятельности                                                                                                            6

   1.1 Сущность природоохранной деятельности и методы ее регулирования      6

   1.2 Зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности              7

         1.2.1 Правовые основы международного регулирования

                   природоохранной деятельности                                                            7

         1.2.2 Эколого-экономические принципы регулирования

             природоохранной деятельности в развитых странах                     11

2 Практика  регулирования природоохранной деятельности в РФ                      15

    2.1 Характеристика государственных органов регулирования

          природоохранной деятельности                                                                    16

    2.2 Анализ методов регулирования природоохранной деятельности              18

        2.2.1 Административно-правовые методы регулирования                        18

        2.2.2 Экономические методы регулирования                                              24

Заключение                                                                                                                 29

Библиографический список                                                                                      30 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     В последнее десятилетие общей  глобальной тенденцией является пересмотр границ применения "государственного регулирования". Значительные изменения происходят в понимании роли институтов государственного регулирования для решения проблем природопользования и охраны окружающей среды.

     Экономические преобразования последних десяти лет, характерные практически для всех стран, определили скорость и содержание трансформации процессов природопользования. Их неравномерность и неоднородность была обусловлена национальными особенностями каждой страны, специализацией страны на мировом рынке. Преобразования затронули институты государственного регулирования, к которым относятся законодательство, стандартизация, гражданское общество, финансы, информация и информационные технологии, национальные традиции, наука и образование.

     Действенным рычагом повышения эффективности  использования природных ресурсов, их сбережения и предотвращения опасного загрязнения является внедрение системы экономического регулирования природоохранной деятельности. С развитием рыночных отношений в России государству необходимо экономически стимулировать более эффективное экологопользование путем установления научно обоснованной цены на природные ресурсы и платы за экологопользование, которые бы способствовали наиболее рациональному их использованию путем внедрения более эффективного налогообложения за использование природных объектов и установления соответствующих льгот, которые бы стимулировали такое их использование, и т.п.

     Правовые  требования, касающиеся экономических  мер регулирования природоохранной деятельности в РФ, содержатся в обширном перечне законов и подзаконных актов, относящихся как к экологическому, так и к иным отраслям российского законодательства.

     Цель  курсовой работы – дать целостное  представление о системе отношений, возникающих в процессе государственного регулирования природоохранной деятельности в РФ.

     Для достижения этой цели предполагается осуществление следующих задач:

  • рассмотреть сущность природоохранной деятельности и методы ее регулирования;
  • изучить зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности;
  • изучить государственные органы регулирования природоохранной деятельности в РФ;
  • проанализировать методы регулирования природоохранной деятельности в РФ.

     Объектом  в курсовой работе является природоохранная  деятельность государства.

     Предмет исследования – совокупность методов  и инструментов регулирования природоохранной деятельности.

     Методологический  основой исследования в курсовой работе послужил системный поход. Для  написания курсовой работы были использованы методы анализа и синтеза информации, индукции, дедукции, описания, а также совокупность экономико-статистических методов исследования и изучение нормативной правовой базы.

     В курсовой работе использована научно-методическая литература. Учебники следующих авторов: Кушлин В. И. «Государственное регулирование рыночной экономики»; Морозова Т.Г. «Государственное регулирование экономики», а также научные журналы, ресурсы сети интернет и нормативные правовые документы. 
 

 

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
     

      1.1 Сущность природоохранной деятельности и методы ее регулирования

     Природоохранной является любая деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на уровне, обеспечивающем устойчивость биосферы. К ней относится как крупномасштабная, осуществляемая на общегосударственном уровне деятельность по сохранению эталонных образцов нетронутой природы и сохранению разнообразия видов на Земле, организации научных исследований, подготовке специалистов-экологов и воспитанию населения, так и деятельность отдельных предприятий по очистке от вредных веществ сточных вод и отходящих газов, снижению норм использования природных ресурсов и т. д.1

     Комплексный характер экологических проблем  требует комплексного государственного регулирования природоохранной деятельности. Система регулирования природоохранной деятельности  включает ряд специфических инструментов и рычагов, основывающихся на методах правовой защиты и регулирования.

     В настоящее время организация  системы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды включает:

   1) формирование экологической политики;

   2) выработку стратегии природопользования и охраны окружающей природной среды;

   3) выбор методов государственного  регулирования природопользованием и охраны окружающей природной среды;

   4) создание информационно-информативно-правового  обеспечения управления природопользованием и охраны окружающей природной среды;

   5) формирование инфраструктуры для  обеспечения регулирования в  сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

     К инструментам организационно-правового  механизма природопользования и охраны окружающей природной среды относится система управления взаимодействием общества и природы, т.е. совокупность предпринимаемых компетентными органами и уполномоченными лицами действий, направленных на обеспечение исполнения требований экологического законодательства о распоряжении природными ресурсами, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, соблюдение, а также защиту экологических прав юридических и физических лиц.2

     1.2 Зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности

     1.2.1 Правовые основы  международного регулирования  природоохранной деятельности

     Одной из существенных особенностей охраны природы является то, что нередко  те или иные проблемы, возникающие  в данной сфере, невозможно решить в рамках одного государства. К таким проблемам относятся охрана озонового слоя атмосферы, защита трансграничных водных объектов, мигрирующих животных и др., для решения которых требуются согласованные действия не одного, а нескольких государств, как правило, определенных, а иногда и всего мирового сообщества. Осознание необходимости согласованных действий всего мирового сообщества в области охраны окружающей природной среды - характерная черта современности.3

     Впервые попытки регулирования охраны природы и природных ресурсов в мире были предприняты еще в 1960-х годах. Сейчас существует ряд различных документов, которые направлены на регулирование природоохранной деятельности. Основные из них отображены в таблице 1, которая составлена на основе международных деклараций, резолюций, договоров и соглашений.

      Таблица 1 – Основные международные документы, регулирующие природоохранную деятельность

Документ Год принятия Содержание
1 2 3 4
1 Резолюцию ГА ООН «Экономическое развитие и охрана природы» 1962 г. В ней  была предпринята  попытка ориентировать международное сообщество на поиск сочетания экологических и экономических интересов общества, причем под охраной окружающей среды понимается комплекс мероприятий, а не охрана конкретных природных ресурсов.
2 Декларации  Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды 1972 г. В ней в виде преамбулы сначала приведены рассуждения о сущности и причинах глобальной экологической проблемы, которые объясняют необходимость нового направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Затем сформулированы 26 принципов, начиная с провозглашения основополагающего, и права человека на жизнь в такой окружающей среде.
3 Резолюцию Государственной Ассамблеи ООН «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущего поколений» 1980 г. В ней ООН  призвала все народы и государства  принять меры по сокращению гонки  вооружений и разработать мероприятия  по охране окружающей природной среды.
4 Всемирная хартия природы 1982 г. В содержании прослеживается повторение принципов Стокгольмской декларации. Но в чем-то она идет дальше по пути генерализации международных юридических принципов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Основное внимание хартии уделяется вопросам экологического образования.

Информация о работе Государственное регулирование природоохранной деятельности в РФ