Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – дать целостное представление о системе отношений, возникающих в процессе государственного регулирования природоохранной деятельности в РФ.
Для достижения этой цели предполагается осуществление следующих задач:
рассмотреть сущность природоохранной деятельности и методы ее регулирования;
изучить зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности;
изучить государственные органы регулирования природоохранной деятельности в РФ;
проанализировать методы регулирования природоохранной деятельности в РФ.
Введение 4
1 Теоретические и правовые основы регулирования природоохранной
деятельности 6
1.1 Сущность природоохранной деятельности и методы ее регулирования 6
1.2 Зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности 7
1.2.1 Правовые основы международного регулирования
природоохранной деятельности 7
1.2.2 Эколого-экономические принципы регулирования
природоохранной деятельности в развитых странах 11
2 Практика регулирования природоохранной деятельности в РФ 15
2.1 Характеристика государственных органов регулирования
природоохранной деятельности 16
2.2 Анализ методов регулирования природоохранной деятельности 18
2.2.1 Административно-правовые методы регулирования 18
2.2.2 Экономические методы регулирования 24
Заключение 29
Библиографический список
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ФГБОУ
ВПО «АмГУ»)
Факультет Экономический
Кафедра Экономической теории и государственного управления
Специальность
080504 – Государственное и муниципальное
управление
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на
тему: Государственное регулирование
природоохранной деятельности в РФ
по
дисциплине: «Государственное регулирование
экономики»
студент группы 830 |
подпись, дата |
|
доцент, к.т.н. |
подпись, дата |
А. В. Долгушева |
ассистент |
подпись, дата |
Л. Н. Михайленко |
Благовещенск 2011
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа содержит 33 с., 3 таблицы, 35 источников.
ПРИРОДООХРАННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ОРГАНЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА,
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ.
Государственное регулирование природоохранной деятельности - это проявление экологической функции государства.
Одной из важнейших задач экологической деятельности государства в современных условиях является создание эффективной системы управления природопользованием и охраной природы, которая бы обеспечила надежный механизм экологической безопасности, ресурсосбережение, заинтересованность предприятий и организаций в защите окружающей среды от загрязнения и других вредных последствий хозяйственной деятельности.
Цель
исследования - дать целостное представление
о системе отношений, возникающих в процессе
государственного регулирования природоохранной
деятельности в РФ. В первом разделе рассмотрены
теоретические аспекты государственного
регулирования природоохранной деятельности,
зарубежный опыт. Во втором разделе освещены
практика регулирования природоохранной
деятельности в РФ и методы, с помощью
которых оно осуществляется.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретические и правовые основы регулирования природоохранной
деятельности
1.1 Сущность природоохранной деятельности и методы ее регулирования 6
1.2 Зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности 7
1.2.1 Правовые основы международного регулирования
природоохранной деятельности 7
1.2.2 Эколого-экономические принципы регулирования
природоохранной деятельности в развитых странах 11
2 Практика регулирования природоохранной деятельности в РФ 15
2.1 Характеристика государственных органов регулирования
природоохранной деятельности
2.2 Анализ методов регулирования природоохранной деятельности 18
2.2.1 Административно-правовые методы регулирования 18
2.2.2 Экономические методы регулирования 24
Заключение
Библиографический
список
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие общей глобальной тенденцией является пересмотр границ применения "государственного регулирования". Значительные изменения происходят в понимании роли институтов государственного регулирования для решения проблем природопользования и охраны окружающей среды.
Экономические преобразования последних десяти лет, характерные практически для всех стран, определили скорость и содержание трансформации процессов природопользования. Их неравномерность и неоднородность была обусловлена национальными особенностями каждой страны, специализацией страны на мировом рынке. Преобразования затронули институты государственного регулирования, к которым относятся законодательство, стандартизация, гражданское общество, финансы, информация и информационные технологии, национальные традиции, наука и образование.
Действенным
рычагом повышения
Правовые
требования, касающиеся экономических
мер регулирования
Цель
курсовой работы – дать целостное
представление о системе
Для достижения этой цели предполагается осуществление следующих задач:
Объектом в курсовой работе является природоохранная деятельность государства.
Предмет исследования – совокупность методов и инструментов регулирования природоохранной деятельности.
Методологический основой исследования в курсовой работе послужил системный поход. Для написания курсовой работы были использованы методы анализа и синтеза информации, индукции, дедукции, описания, а также совокупность экономико-статистических методов исследования и изучение нормативной правовой базы.
В
курсовой работе использована научно-методическая
литература. Учебники следующих авторов:
Кушлин В. И. «Государственное регулирование
рыночной экономики»; Морозова Т.Г. «Государственное
регулирование экономики», а также научные
журналы, ресурсы сети интернет и нормативные
правовые документы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность природоохранной деятельности и методы ее регулирования
Природоохранной является любая деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на уровне, обеспечивающем устойчивость биосферы. К ней относится как крупномасштабная, осуществляемая на общегосударственном уровне деятельность по сохранению эталонных образцов нетронутой природы и сохранению разнообразия видов на Земле, организации научных исследований, подготовке специалистов-экологов и воспитанию населения, так и деятельность отдельных предприятий по очистке от вредных веществ сточных вод и отходящих газов, снижению норм использования природных ресурсов и т. д.1
Комплексный характер экологических проблем требует комплексного государственного регулирования природоохранной деятельности. Система регулирования природоохранной деятельности включает ряд специфических инструментов и рычагов, основывающихся на методах правовой защиты и регулирования.
В настоящее время организация системы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды включает:
1)
формирование экологической
2)
выработку стратегии
3)
выбор методов
4)
создание информационно-
5)
формирование инфраструктуры
К инструментам организационно-правового механизма природопользования и охраны окружающей природной среды относится система управления взаимодействием общества и природы, т.е. совокупность предпринимаемых компетентными органами и уполномоченными лицами действий, направленных на обеспечение исполнения требований экологического законодательства о распоряжении природными ресурсами, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, соблюдение, а также защиту экологических прав юридических и физических лиц.2
1.2 Зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности
1.2.1 Правовые основы международного регулирования природоохранной деятельности
Одной из существенных особенностей охраны природы является то, что нередко те или иные проблемы, возникающие в данной сфере, невозможно решить в рамках одного государства. К таким проблемам относятся охрана озонового слоя атмосферы, защита трансграничных водных объектов, мигрирующих животных и др., для решения которых требуются согласованные действия не одного, а нескольких государств, как правило, определенных, а иногда и всего мирового сообщества. Осознание необходимости согласованных действий всего мирового сообщества в области охраны окружающей природной среды - характерная черта современности.3
Впервые попытки регулирования охраны природы и природных ресурсов в мире были предприняты еще в 1960-х годах. Сейчас существует ряд различных документов, которые направлены на регулирование природоохранной деятельности. Основные из них отображены в таблице 1, которая составлена на основе международных деклараций, резолюций, договоров и соглашений.
Таблица 1 – Основные международные документы, регулирующие природоохранную деятельность
№ | Документ | Год принятия | Содержание |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Резолюцию ГА ООН «Экономическое развитие и охрана природы» | 1962 г. | В ней была предпринята
попытка ориентировать |
2 | Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды | 1972 г. | В ней в виде преамбулы сначала приведены рассуждения о сущности и причинах глобальной экологической проблемы, которые объясняют необходимость нового направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Затем сформулированы 26 принципов, начиная с провозглашения основополагающего, и права человека на жизнь в такой окружающей среде. |
3 | Резолюцию Государственной Ассамблеи ООН «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущего поколений» | 1980 г. | В ней ООН призвала все народы и государства принять меры по сокращению гонки вооружений и разработать мероприятия по охране окружающей природной среды. |
4 | Всемирная хартия природы | 1982 г. | В содержании прослеживается повторение принципов Стокгольмской декларации. Но в чем-то она идет дальше по пути генерализации международных юридических принципов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Основное внимание хартии уделяется вопросам экологического образования. |
Информация о работе Государственное регулирование природоохранной деятельности в РФ