Государственное регулирование природоохранной деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – дать целостное представление о системе отношений, возникающих в процессе государственного регулирования природоохранной деятельности в РФ.
Для достижения этой цели предполагается осуществление следующих задач:
рассмотреть сущность природоохранной деятельности и методы ее регулирования;
изучить зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности;
изучить государственные органы регулирования природоохранной деятельности в РФ;
проанализировать методы регулирования природоохранной деятельности в РФ.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические и правовые основы регулирования природоохранной
деятельности 6
1.1 Сущность природоохранной деятельности и методы ее регулирования 6
1.2 Зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности 7
1.2.1 Правовые основы международного регулирования
природоохранной деятельности 7
1.2.2 Эколого-экономические принципы регулирования
природоохранной деятельности в развитых странах 11
2 Практика регулирования природоохранной деятельности в РФ 15
2.1 Характеристика государственных органов регулирования
природоохранной деятельности 16
2.2 Анализ методов регулирования природоохранной деятельности 18
2.2.1 Административно-правовые методы регулирования 18
2.2.2 Экономические методы регулирования 24
Заключение 29
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

ГРЭкур.docx

— 104.23 Кб (Скачать документ)

      Таблица 2 - Федеральные органы исполнительной власти, регулирующие природоохранную деятельность

 
Федеральные органы исполнительной власти
Основные полномочия
1 2 3
1  
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Ццель – обеспечение экологической и экономической безопасности РФ, соблюдение рационального, непрерывного, неистощительного, экологически безопасного природопользования, сохранение всех компонентов окружающей среды от деградации и уничтожения. Занимается выявлением, пресечением и профилактикой правонарушений, связанных с незаконным и нерациональным использованием природных ресурсов, с негативным воздействием на окружающую среду при осуществлении всех видов природопользования, в том числе экологически опасных.
2 Федеральное агентство по недропользованию Организует  экспертизу проектов геологического изучения недр; проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами; проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр. Осуществляет выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; учет поступающих заявок на получение лицензий, информирование о них органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ; принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством РФ порядке и др.
3 Федеральное агентство водных ресурсов Основными функциями  являются обеспечение в пределах своей компетенции мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод; предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности; эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Агентства, обеспечение их безопасности; разработка в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, водохозяйственных балансов и составление прогнозов состояния водных ресурсов и перспективного использования и охраны водных объектов и др.
4 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Осуществляет  государственный надзор за проведением  работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории РФ; государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны РФ; государственный мониторинг континентального шельфа в порядке, определяемом законодательством РФ; государственный мониторинг атмосферного воздуха; руководство и контроль деятельности Российской антарктической экспедиции и др.

     Продолжение таблицы 2

1 2 3
5 Региональные природоохранные прокуратуры Осуществляют прокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнением природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности и полноты, принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями.

 

     Механизм  регулирования природоохранной  деятельности очень сложен. В связи  с этим для получения более  конкретного и эффективного результата создана именно такая структура  государственных органов.

     2.2 Анализ методов регулирования природоохранной деятельности

     В регулировании природоохранной деятельности используются различные методы воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население страны. Среди них наиболее широко распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические и экономические методы управления. Все эти методы в регулировании природоохранной деятельности должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов регулирования.

     2.2.1 Административно-правовые  методы регулирования

     Наиболее  распространенными и действенными в государственном регулировании природоохранной деятельности являются административно-правовые методы. Они применяются в условиях монопольного владения государства природными ресурсами, установления правовых норм и порядка воздействия на окружающую среду заинтересованными ведомствами – природопользователями; сохранения предприятий, наносящих ущерб природе, в десятки раз превышающий стоимость выпускаемой продукции. В такой обстановке только административное управление позволяет без применения жестких экономических санкций (которые попросту разорили бы предприятие) в какой-то мере сдерживать эколого-катастрофические ситуации.

     Основными инструментами административно-правового  регулирования являются стандарты, нормы, нормативы, законы, постановления, руководства, применяемые государственными природоохранными органами, а также  ряд разрешений или запретов на природопользование, ограничения, лимиты, система надзора за деятельностью субъектов хозяйствования и т.п. В праве окружающей среды административно-правовой метод выступает в специфических формах– нормирования, экспертизы, сертификации, лицензирования и др.15

     В таблице 3, которая составлена на основе федеральных законов РФ, кодексов РФ, отображены основные нормативные правовые документы, регулирующие природоохранную деятельность в РФ.

      Таблица 3 - Основные нормативные правовые документы, регулирующие природоохранную деятельность в РФ.

Дата  принятия (этап) Документ Характеристика
1 2 3
21.02.1992 ФЗ «О недрах» №2395-1 Настоящий Закон  содержит правовые и экономические  основы комплексного рационального  использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и  граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
12.12.1993 Конституция Российской Федерации Устанавливает «экологические» нормы положениями  статей 41, 42 и 58. Статьи 71, 72 и 73 указывают  сферы полномочий РФ и её субъектов  в той или иной области.
24.04.1995 ФЗ «О животном мире» №420-ФЗ Настоящий Федеральный  закон регулирует отношения в  области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

 
 

     Продолжение таблицы 3

1 2 3
16.11.1995 Водный кодекс № 167-ФЗ Кодекс возлагает  на граждан обязанности по охране вод, а именно запрещаются сброс  в водные объекты и захоронение  в них производственных, бытовых  и других отходов. При использовании водных объектов граждане обязаны осуществлять производственно – технологические, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для них.
23.11.1995 ФЗ «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ Настоящий Федеральный  закон регулирует отношения в  области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
30.11.1995 ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации » № 187-ФЗ Настоящий Федеральный  закон определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
24.06.1998 ФЗ «Об отходах  производства и потребления» № 89-ФЗ Определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
31.07.1998 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ» №155-ФЗ Устанавливает плату за пользование водными биологическими ресурсами.
04.05.1999 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ Устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

 

     Продолжение таблицы 3

1 2 3
25.10.2001 Земельный кодекс №136-ФЗ В целях охраны земель кодекс обязывает собственников  земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков проводить различные мероприятия, предусмотренных ст. 13.
10.01.2002 Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ Определяет  правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Регулирует отношения  в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении  хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную  среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

04.12.2006 Лесной кодекс № 200-ФЗ Регулирует  использование лесов; охрану от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защиту от вредных организмов; и воспроизводство лесов путем лесовосстановления и ухода за лесами.

 

     Из  таблицы можно увидеть, что в  РФ принято множество федеральных  законов, кодексов, а также постановлений, регулирующих природоохранную деятельность в РФ. Ознакомившись с ними можно  сделать вывод, что данное законодательство обеспечивает слаженную работу всех государственных органов регулирования природоохранной деятельности в РФ. Таким образом, можно сказать, что выработана основная масса экологического законодательства, охватывающего важнейшие сферы правового регулирования в области охраны окружающей среды.

     Административно-правовые методы регулирования природоохранной  деятельности предполагают также формирование системы и осуществление руководства организационно-хозяйственными мероприятиями по реализации, проводимой государством экологической политики. 16 К таким мероприятиям могут быть отнесены:

  1. Экологическое нормирование – установление экологических нормативов в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую среду, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее.

     В настоящее время в установленном  порядке для атмосферного воздуха  утверждены нормативы ПДК более  чем для 1500 загрязняющих веществ, для  водных объектов — более чем для 2000 веществ, для почв — более чем  для 50. И их количество постоянно  растет. В основе разработки ПДК  для воздуха лежит определение «порогового» содержания в нем того или иного загрязняющего вещества, при котором не будет оказываться ни прямого, ни косвенного воздействия на человека и окружающую среду.

  1. Мониторинг окружающей среды – это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

     В 2009 году с помощью экологического мониторинга, было выявлено, что экологическая ситуация в России характеризуется снижением негативной нагрузки на окружающую среду: за последние пять лет на 20 % снизились объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет применения экологически чистого автомобильного топлива и за счет технического вооружения отраслей материального производства.

  1. Экологический контроль – совокупность организационно-правовых мер, способствующих к принуждению соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.

     Органами  прокуратуры только в 2008 г. выявлено 13587 нарушений природоохранительного законодательства, отменено 2112 незаконных правовых актов, принятых органами власти субъектов федерации. 17

  1. Экологическая стандартизация – деятельность компетентных государственных органов по установлению в стандартах норм, правил и требований по рациональному природопользованию и охраны окружающей природной среды.

     В России разработано около 100 Государственных (ГОСТ) и 30 отраслевых (ОСТ) стандартов, более 30 Строительных норм и правил (СНиП и РДС);

около 50 Санитарных правил и норм (СанПиН), Гигиенических нормативов (ГН).

  1. Государственная экологическая экспертиза – обязательна мера охраны окружающей природной среды (ОПС), которая проводится с целью проверки соответствия документов и документации, обосновывающих намечаемую деятельность, осуществление которой может оказывать вредное воздействие на ОС. Результатом ее является документ, содержащий выводы о допустимости воздействия на окружающую среду.

Информация о работе Государственное регулирование природоохранной деятельности в РФ