Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – дать целостное представление о системе отношений, возникающих в процессе государственного регулирования природоохранной деятельности в РФ.
Для достижения этой цели предполагается осуществление следующих задач:
рассмотреть сущность природоохранной деятельности и методы ее регулирования;
изучить зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности;
изучить государственные органы регулирования природоохранной деятельности в РФ;
проанализировать методы регулирования природоохранной деятельности в РФ.
Введение 4
1 Теоретические и правовые основы регулирования природоохранной
деятельности 6
1.1 Сущность природоохранной деятельности и методы ее регулирования 6
1.2 Зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности 7
1.2.1 Правовые основы международного регулирования
природоохранной деятельности 7
1.2.2 Эколого-экономические принципы регулирования
природоохранной деятельности в развитых странах 11
2 Практика регулирования природоохранной деятельности в РФ 15
2.1 Характеристика государственных органов регулирования
природоохранной деятельности 16
2.2 Анализ методов регулирования природоохранной деятельности 18
2.2.1 Административно-правовые методы регулирования 18
2.2.2 Экономические методы регулирования 24
Заключение 29
Библиографический список
Таблица 2 - Федеральные органы исполнительной власти, регулирующие природоохранную деятельность
№ | Федеральные органы исполнительной власти |
Основные полномочия |
1 | 2 | 3 |
1 | Федеральная служба по надзору в сфере |
Ццель – обеспечение экологической и экономической безопасности РФ, соблюдение рационального, непрерывного, неистощительного, экологически безопасного природопользования, сохранение всех компонентов окружающей среды от деградации и уничтожения. Занимается выявлением, пресечением и профилактикой правонарушений, связанных с незаконным и нерациональным использованием природных ресурсов, с негативным воздействием на окружающую среду при осуществлении всех видов природопользования, в том числе экологически опасных. |
2 | Федеральное агентство по недропользованию | Организует экспертизу проектов геологического изучения недр; проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами; проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр. Осуществляет выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; учет поступающих заявок на получение лицензий, информирование о них органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ; принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством РФ порядке и др. |
3 | Федеральное агентство водных ресурсов | Основными функциями являются обеспечение в пределах своей компетенции мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод; предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности; эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Агентства, обеспечение их безопасности; разработка в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, водохозяйственных балансов и составление прогнозов состояния водных ресурсов и перспективного использования и охраны водных объектов и др. |
4 | Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | Осуществляет государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории РФ; государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны РФ; государственный мониторинг континентального шельфа в порядке, определяемом законодательством РФ; государственный мониторинг атмосферного воздуха; руководство и контроль деятельности Российской антарктической экспедиции и др. |
Продолжение таблицы 2
1 | 2 | 3 |
5 | Региональные природоохранные прокуратуры | Осуществляют прокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнением природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности и полноты, принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями. |
Механизм регулирования природоохранной деятельности очень сложен. В связи с этим для получения более конкретного и эффективного результата создана именно такая структура государственных органов.
2.2 Анализ методов регулирования природоохранной деятельности
В регулировании природоохранной деятельности используются различные методы воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население страны. Среди них наиболее широко распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические и экономические методы управления. Все эти методы в регулировании природоохранной деятельности должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов регулирования.
2.2.1 Административно-правовые методы регулирования
Наиболее распространенными и действенными в государственном регулировании природоохранной деятельности являются административно-правовые методы. Они применяются в условиях монопольного владения государства природными ресурсами, установления правовых норм и порядка воздействия на окружающую среду заинтересованными ведомствами – природопользователями; сохранения предприятий, наносящих ущерб природе, в десятки раз превышающий стоимость выпускаемой продукции. В такой обстановке только административное управление позволяет без применения жестких экономических санкций (которые попросту разорили бы предприятие) в какой-то мере сдерживать эколого-катастрофические ситуации.
Основными
инструментами административно-
В таблице 3, которая составлена на основе федеральных законов РФ, кодексов РФ, отображены основные нормативные правовые документы, регулирующие природоохранную деятельность в РФ.
Таблица 3 - Основные нормативные правовые документы, регулирующие природоохранную деятельность в РФ.
Дата принятия (этап) | Документ | Характеристика |
1 | 2 | 3 |
21.02.1992 | ФЗ «О недрах» №2395-1 | Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр. |
12.12.1993 | Конституция Российской Федерации | Устанавливает
«экологические» нормы |
24.04.1995 | ФЗ «О животном мире» №420-ФЗ | Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды. |
Продолжение таблицы 3
1 | 2 | 3 |
16.11.1995 | Водный кодекс № 167-ФЗ | Кодекс возлагает на граждан обязанности по охране вод, а именно запрещаются сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов. При использовании водных объектов граждане обязаны осуществлять производственно – технологические, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для них. |
23.11.1995 | ФЗ «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ | Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. |
30.11.1995 | ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации » № 187-ФЗ | Настоящий Федеральный закон определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. |
24.06.1998 | ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ | Определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. |
31.07.1998 | ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ» №155-ФЗ | Устанавливает плату за пользование водными биологическими ресурсами. |
04.05.1999 | ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ | Устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. |
Продолжение таблицы 3
1 | 2 | 3 |
25.10.2001 | Земельный кодекс №136-ФЗ | В целях охраны земель кодекс обязывает собственников земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков проводить различные мероприятия, предусмотренных ст. 13. |
10.01.2002 | Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ | Определяет
правовые основы государственной политики
в области охраны окружающей среды,
обеспечивающие сбалансированное решение
социально-экономических задач, сохранение
благоприятной окружающей среды, биологического
разнообразия и природных ресурсов в целях
удовлетворения потребностей нынешнего
и будущих поколений, укрепления правопорядка
в области охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности.
Регулирует отношения
в сфере взаимодействия общества
и природы, возникающие при осуществлении
хозяйственной и иной деятельности,
связанной с воздействием на природную
среду как важнейшую |
04.12.2006 | Лесной кодекс № 200-ФЗ | Регулирует использование лесов; охрану от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защиту от вредных организмов; и воспроизводство лесов путем лесовосстановления и ухода за лесами. |
Из таблицы можно увидеть, что в РФ принято множество федеральных законов, кодексов, а также постановлений, регулирующих природоохранную деятельность в РФ. Ознакомившись с ними можно сделать вывод, что данное законодательство обеспечивает слаженную работу всех государственных органов регулирования природоохранной деятельности в РФ. Таким образом, можно сказать, что выработана основная масса экологического законодательства, охватывающего важнейшие сферы правового регулирования в области охраны окружающей среды.
Административно-правовые
методы регулирования природоохранной
деятельности предполагают также формирование
системы и осуществление
В
настоящее время в
В 2009 году с помощью экологического мониторинга, было выявлено, что экологическая ситуация в России характеризуется снижением негативной нагрузки на окружающую среду: за последние пять лет на 20 % снизились объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет применения экологически чистого автомобильного топлива и за счет технического вооружения отраслей материального производства.
Органами
прокуратуры только в 2008 г. выявлено
13587 нарушений
В России разработано около 100 Государственных (ГОСТ) и 30 отраслевых (ОСТ) стандартов, более 30 Строительных норм и правил (СНиП и РДС);
около 50 Санитарных правил и норм (СанПиН), Гигиенических нормативов (ГН).
Информация о работе Государственное регулирование природоохранной деятельности в РФ