Государственное регулирование природоохранной деятельности за рубежом

Автор работы: t***************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 04:32, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие сущности государственного регулирования природоохранной деятельности за рубежом. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность природоохранной деятельности;
2) выявить необходимость регулирования природоохранной деятельности;
3) определить общие методы регулирования природоохранной деятельности
за рубежом.

Содержание

Введение 5
1 Природоохранная деятельность как объект регулирования 7
1.1 Сущность природоохранной деятельности 7
1.2 Необходимость регулирования природоохранной деятельности 9
1.3 Общие методы регулирования природоохранной деятельности 11
2 Мировая практика государственного регулирования природо-
охранной деятельности 22
2.1 Государственное регулирование природоохранной деятельности в
странах Восточной Европы, Кавказа и Азии 22
2.2 Анализ методов регулирования природоохранной деятельности
в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии 29
Заключение 35
Библиографический список 36

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование природоохранной деятельности за рубежом.doc

— 296.00 Кб (Скачать документ)

     — учет законов природы и возможностей самовосстановление и самоочищения ее ресурсов;

     — недопущение необратимых последствий  для охраны природной среды и здоровья человека;

     — право населения и общественных организаций на своевременную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательном воздействии на нее и на здоровье людей различных производственных объектов;

     — неотвратимость ответственности за нарушение требований природоохранительного законодательства.4

     1.2 Необходимость регулирования природоохранной деятельности

     Государственная социально-экологическая политика должна формироваться на основе известных конституционных принципов. Государственная политика социально-экологического развития должна быть направлена на:

     1) сохранение и приумножение природного  и человеческого капитала, охрану  природной среды; 

     2) преобразование техногенной среды  обитания населения в благоприятную  для жизни и развития человека  окружающую среду.

     Для цивилизованного человечества проблемы качества окружающей среды и рационального  природопользования относятся к  приоритетным, т. к. благоприятное качество окружающей среды является главенствующим компонентом его благополучия.

     Отсутствие  четкой действенной государственной природоохранной политики создает реальные и очень существенные угрозы экономической и экологической безопасности государства, является одной из главных причин затянувшегося экономического и демографического кризиса. Возрастание экологически обусловленных нарушений здоровья населения лишает государство перспектив устойчивого социально-экономического развития и вхождения в мировую систему в качестве передовой постиндустриальной державы.5

     Опасность необратимых изменений природной  среды в отдельных регионах Земли стала реальной из-за возросших масштабов хозяйственной деятельности человека. По данным Всемирного союза охраны природы на 2008 год за последние 500 лет полностью вымерло 844 вида животных, а 23 % млекопитающих и 16 % птиц в мире находятся под угрозой вымирания. С начала 80-х годов в среднем 1 вид/подвид животных исчезал ежедневно, а вид растений — еженедельно. Ежегодно сжигается около 1 млрд тонн условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни млн. тонн оксидов азота, серы, углерода, часть из них возвращается в виде кислотных дождей, сажи, золы и пыли.

     Почвы и воды загрязняются промышленными  и бытовыми стоками (сотни млрд. т  в год), нефтепродуктами (несколько  млн. т), минеральными удобрениями (около сотни млн. т) и пестицидами, тяжёлыми металлами (ртуть, свинец и др.), радиоактивными отходами. Появилась опасность нарушения озонового экрана Земли. Способность биосферы к самоочищению близка к пределу. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды и вследствие этого угроза существованию на Земле живых организмов, в том числе человека, потребовали решительных практических мер по защите и охране природы, правового регулирования использования природных ресурсов. К таким мерам относятся создание безотходных технологий, очистных сооружений, упорядочение использования пестицидов, прекращение производства ядохимикатов, способных накапливаться в организме, рекультивация земель и пр., а также создание охраняемых территорий (заповедники, национальные парки и др.), центров по разведению редких и исчезающих животных и растений (в том числе для сохранения генофонда Земли), составление мировой и национальных Красных книг.6

     Природоохранительные  меры предусмотрены в земельном, лесном, водном и другом федеральном  законодательстве. Ответственность  за нарушения в области охраны природы предусмотрена в гл. 26 УК РФ, гл. 8 КоАП РФ, а также установлена гражданская ответственность по некоторым видам правонарушений. В ряде стран в результате осуществления правительственных природоохранных программ удалось существенно улучшить качество окружающей среды в отдельных регионах (например, в результате многолетней и дорогостоящей программы удалось восстановить чистоту и качество воды в Великих озёрах). В международном масштабе наряду с созданием различных международных организаций по отдельным проблемам охраны природы действует Программа ООН по окружающей среде.7

     1.3 Общие методы регулирования  природоохранной  деятельности

     Экологические стандарты.

     Размышляя об экологии, нельзя не сказать об экологических  стандартах. Грань, отделяющая сегодняшнее состояния нашей планеты от экологической катастрофы настолько тонка, что речь надо вести не об “экологии вообще”, а о размерах отклонений экологических характеристик нашей среды обитания от значений минимально необходимых для жизнедеятельности обитателей планеты. Сегодня эти значения возведены в ранг обязательных экологических стандартов.

     Экологические стандарты - эколого-правовые требования, установленные государственными стандартами в отношении новой техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, способной оказать вредное воздействие на окружающую природную среду для предупреждения вреда, наносимого окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека.8

     Стандарты качества окружающей среды устанавливают юридически обязательные предельные уровни загрязнения или неблагоприятных воздействий,  которые не должны  превышаться  в  данной среде или ее компонентах.  Эти стандарты были впервые использованы в США в начале 70-х годов в Федеральных законах о качестве воздуха  и о качестве вод.  В соответствии с Законом 1970 г. о чистом воздухе стандарты вводятся на уровне штатов в планах мероприятий по соблюдению национальных стандартов качества воздуха (НСКВ) и распространяются на действующие и  новые  источи загрязнения воздуха. В поправках 1977 г.  к этому закону НСКВ подразделяются на первичные  и  вторичные. Первичные  устанавливают  предельно допустимые количества  (ПДК) химических веществ в атмосфере в интересах охраны здоровья населения,  вторичные вводят предельно допустимые уровни загрязнения (ПДУ),  достаточные для охраны природной среды и "общественного благосостояния" от реальных  и  потенциальных  последствий загрязнения. Стандарты качества окружающей среды существовали и в странах Восточной Европы, но не соблюдались в силу отсутствия соответствующих законодательных механизмов. Из стран Западной Европы  в последние несколько лет они были введены в Германии и Дании. Традиционными стандартами  качества окружающей среды являются стандарты качества воздуха и вод,  шума и вибрации, неприятных запахов.

     Товарные  стандарты - стандарты на продукцию,  обычно общенациональные, которыми могут определяться:

     - предельные уровни содержания  загрязнителей или неблагоприятных  воздействий  в  составе продукта;

     - свойства и характеристики конструкции товара;

     - способы использования.

     Товарные  стандарты  используются для запрета или ограничения производства экологически вредной продукции. В случае необходимости в них также включаются правила тестирования, упаковки и маркировки продукции.

     Технологические стандарты представляют собой  спецификации экологического  характера  для  средств техники,  оборудования технологических процессов и т п. Они могут быть конструкционными и эксплуатационными.

     Оригинальная  практика  сложилась  в Японии,  где механизмы управления ориентированы на разработку в первую  очередь  стандартов здоровья,  дополненных ограничениями эмиссий для отдельных отраслей промышленности и видов производства. Экологические стандарты  вырабатываются  в  процессе так называемых публичных переговоров между промышленными  Фирмами  и  местными  органами власти. В Финляндии также нет единообразной системы экологических стандартов выбросов.  9

     Существует еще  один вид стандартов - стандарты "межрегиональной диффузии",  которые определяют объем  загрязняющих  веществ, выносимых за пределы региона на определенный промежуток времени.

     Контроль  за состоянием окружающей среды.

     Для обеспечения объективной информацией  процессов создания, реализации и  оценки экологической политики необходима система экологического мониторинга. Более того, в некоторых странах, например в Японии, в каждом регулирующем законе содержится требование к административным органам осуществлять постоянный надзор загрязнения.

     Экологический мониторинг может быть задействован на следующих этапах экологической политики:

     1) оценка стратегии с целью проверки возможности возникновения нежелательных последствий в перспективе.

     2) деятельность по уменьшению загрязнения окружающей среды, например:

     - краткосрочный мониторинг при катастрофическом загрязнении в целях охраны здоровья людей;

     - мониторинг соблюдения стандартов  выбросов и качества окружающей среды;

     - мониторинг при комплексной оценке  экологического воздействия.

     3) выявление новых проблем и создание политики по их решению.10

     Распределение ролей в экологическом мониторинге между национальным правительством, штатными (региональными) и местными властями зависит от структуры институтов в каждой конкретной стране. Обычно мониторинг проводится местными властями. Они должны контролировать выбросы предприятий и реагировать на превышение лимитов и других разрешающих условий, а также если деятельность предприятия осуществляется при отсутствии требуемого разрешения. Если разрешение не предусмотрено, местные власти должны проверять, ведется ли деятельность в соответствии со специальными требованиями законодательства в этой области.

     Частные агентства и фирмы также вовлечены во многих случаях в схемы мониторинга. Происходит это в основном как часть принципа "загрязнитель платит”. Очевидно, что первым шагом в контроле загрязнения является знание типа и объема выброса загрязнителя.   Поэтому   фирмы   занимаются   мониторингом своих собственных выбросов в целях оценки соблюдения ими разрешений или лицензий и нормативного (стандартного) состояния окружающей среды в окрестностях данного объекта.

     Экономическое регулирование охраны окружающей среды.

     Многие  специалисты, в том числе и  юристы, в развитых странах считают  экологические проблемы по сути проблемами экономическими. Такая позиция согласуется  с тем, что в настоящее время  во многих странах и особенно в  США наблюдается ослабление административного регулирования экономики. Экономические методы адресны, однозначно определяют требования к управляемому объекту, однако в отличие от административных команд учитывают, что объекты управления сознательно ставят перед собой цели и столь же сознательно стремятся к их достижению. Такая целевая установка - важная отличительная особенность управления в социальных и экономических системах. Поэтому сущность экономических методов состоит в организации деятельности управляемых объектов путем создания преимуществ в потреблении. Этим управление экономическими методами отличается от стимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономического характера.

     Роль  экономических методов заключается  в создании механизмов управления, стимулирующих средоохранную деятельность и поиск путей минимизации экономических затрат, которое понесет общество ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.

Информация о работе Государственное регулирование природоохранной деятельности за рубежом