Автор работы: t***************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 04:32, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие сущности государственного регулирования природоохранной деятельности за рубежом. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность природоохранной деятельности;
2) выявить необходимость регулирования природоохранной деятельности;
3) определить общие методы регулирования природоохранной деятельности
за рубежом.
Введение 5
1 Природоохранная деятельность как объект регулирования 7
1.1 Сущность природоохранной деятельности 7
1.2 Необходимость регулирования природоохранной деятельности 9
1.3 Общие методы регулирования природоохранной деятельности 11
2 Мировая практика государственного регулирования природо-
охранной деятельности 22
2.1 Государственное регулирование природоохранной деятельности в
странах Восточной Европы, Кавказа и Азии 22
2.2 Анализ методов регулирования природоохранной деятельности
в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии 29
Заключение 35
Библиографический список 36
Экологическая стандартизация — деятельность компетентных государственных органов по установлению в стандартах норм, правил и характеристик (требований) по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.19
Система экологического нормирования и стандартизация включают в себя:
- нормативы качества окружающей среды;
-нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;
- нормативы использования природных ресурсов;
- экологические стандарты (разработка экологических стандартов производится на базе международной Системы управления качеством окружающей среды (СУКОС);
- нормативы санитарных и защитных зон;
-
установление реалистичных
Контроль за состоянием окружающей среды осуществляется по средствам мониторинга окружающей среды.
Мониторинг окружающей среды — система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений.20 На рисунке 2 показан экологический мониторинг и управление информацией стран ВЕКЦА.
Рисунок
1 - Мониторинг и управление информацией,
в баллах
Анализируя рисунок 1, можно сказать, что мониторинг окружающей среды у большинства стран ВЕКЦА находится на среднем уровне.
С целью создания возможностей для успешного реформирования систем нормативного регулирования создана прочная политико-институциональная природоохранная база посредством осуществления следующих действий:
1) диверсификация подхода к глубине оценки для различных типов проектов;
2) охват всего спектра воздействий на окружающую среду (а не только предельных уровней выбросов) при полной ОВОС; расширение участия общественности;
3) разработка методики оценки риска и ее применение;
4) приоретизация программ мониторинга посредством акцентирования внимания на основных загрязняющих веществах; усиление самомониторинга и отчетности;
5) осуществление координации мониторинга и управления данными в целях создания национальной системы мониторинга;
5) выход на новый этап работы в сфере природоохранного планирования с установлением кратко и среднесрочных деятельно ориентированных природоохранных планов для соответствующих учреждений и более общих планов, долгосрочных национальных стратегий устойчивого развития;
6) создание эффективного механизма для межведомственного сотрудничества в деле разработки и реализации политики, включая процедуры для работы в сферах, представляющих совместный интерес, совместные усилия (например, инспекции) и налаживание деятельности межведомственных координирующих органов;
7) разработка высококачественных и реалистичных природоохранных программ и связанных с ними финансовых планов: установление приоритетности существующих природоохранных программ с точки зрения государственного финансирования, пересмотр и переработка приоритетных программ с подготовкой реалистичных и экономически эффективных планов действий и обеспечением четкой адресности государственных расходов.
8) привлечение коммерческих и зарубежных источников к финансированию экологических инвестиций: выявление и постепенное прекращение использования политических инструментов и практики, сдерживающих коммерческое финансирование природоохранных проектов; разработка инструментов стимулирования для государственного сектора в целях эффективного привлечения частного и зарубежного финансирования на природоохранные цели.
На рисунке 2 показана инвестиции в природоохранную деятельность стран ВЕКЦА.
Рисунок
2 – Инвестиции в природоохранную деятельность
стран ВЕКЦА, в процентах общего накопления
основного капитала
По рисунку 2 видно, что больше всего инвестиций в природоохранную деятельность привлекается в Казахстан, а в Беларусь и Таджикистан инвестиции не привлекаются вообще.
Проанализируем блок методов экономического регулирования природоохранной деятельности.
Природоохранное судопроизводство: уделение особого внимания сдерживанию потенциальных нарушителей; разработка программ правоприменения, сочетающих в себе санкции за нарушения и меры содействия соблюдению требований; повышение экологической роли судов.
Система взимания платы за загрязнение: пересмотр числа загрязняющих веществ, облагаемых платежами; повышение ставок платежей до уровня, стимулирующею сокращение загрязнения; повышение уровня собираемости.
Система налогов и субсидий на природные ресурсы: дифференциация налогов на различные источники энергии; дифференциация платежей за водопользование (по типам пользователей и типам вод); постепенная отмена, где целесообразно, экологически вредных субсидий; введение новых доходных экологических налогов и сборок.
Формирование институционального потенциала посредством разработки процедур, достаточного увеличения ресурсов бюджета и обучения персонала. Эти действия должны поддерживаться с помощью более широких и более адресных программ технической помощи доноров и международных финансовых учреждений (МФУ).
Система экологических фондов. Цель системы экологических фондов – решение неотложных природоохранных задач, восстановление потерь в окружающей среде, компенсация причиненного вреда за счет ухудшения качества окружающей среды (в тех случаях, если виновник вреда не установлен).21
Формирование экологических фондов осуществляется за счет средств, поступающих в виде платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, другие виды загрязнения, сумм по искам о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения, средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции, пожертвований от юридических и физических лиц, которые зачисляются на специальные счета.
Улучшение информационной поддержки для обеспечения эффективности экологического финансирования: применение международно-признанных методологий для расчета расходов на осуществление экологической политики и классификации экологических расходов в статистических службах; создание системы для регулярного сбора данных об экологических расходах в соответствии с международными стандартами.
Рисунок
3 – Природоохранные расходы стран ВЕКЦА,
в процентах
По
данным рисунка 3 можно сделать вывод,
что расходы стран на охрану природы очень
маленькие. Некоторые страны, такие как
Беларусь, РФ, Таджикистан, Туркменистан
вообще не выделяют денег. Среди всех выделяется
Молдова, которая почти в 8 раз больше всех
выделяет средства на охрану окружающей
среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с поставленными задачами в курсовой работе «Государственное регулирование природоохранной деятельности за рубежом» были выявлены и проанализированы основные методы государственного регулирования природоохранной деятельности, а также роль всего мира в охране окружающей среды. Были определены основные проблемы, а также направления и перспективы развития в регулировании природоохранной деятельности.
Для выявления задач поставленных в работе была проанализирована учебная литература учебная литература по экономической теории, нормативные документы, публикации из журналов, статистическая информация, ресурсы удаленного доступа.
Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод.
Сейчас с развитием общественного производства расширяется сфера воздействия на природу, возрастают негативные изменения окружающей среды, происходит загрязнение веществами, вредными для живых организмов, нарушение динамического равновесия природных систем, изменение водного баланса, рост эрозии почв, истощение запасов минерального сырья и топлива и т.д.
Природоохранная деятельность занимает важное место в государственном управлении и регулировании экономики, во все возрастающей степени учитывается в экономических механизмах функционирования предприятий. Но следует отметить, что природоохранительное законодательство, хотя и является довольно обширным и разносторонним, на практике действует еще недостаточно эффективно.22
Библиографический СПИСОК
1 Анохин А.М. Проблемы правовой ответственности в сфере охраны окружающей среды и природопользования / А.М. Анохин // Вестник экологического образования. – 2008. – №2. – С. 16–17.
2 Банникова А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды / А.Г Банникова. – М. : Издательство «БЕК», 2007 – 276 с.
3 Васильев Н.Г. Охрана природы с основами экологии / Н.Г Васильев . – СПб. : Питер, 2006. – 377 с.
4
Википедия [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
5
Википедия [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
6 Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / Т.Г. Морозова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 255 с.(211-230)
7 Грачев В.А. Законодательное обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности / В.А. Грачев // Безопасность жизнедеятельности. – 2009. – №1. – С. 3–6.
8 Гусев А.А. Основные направления и этапы формирования экологической политики Европейского Союза. / А.А. Гусев // Безопасность Евразии. - 2007. - №2. – С. 28 – 31.
9 Гусев А.А. Стратегические приоритеты Европейского Союза в области экологической политики, охраны окружающей среды и экологической безопасности. / А.А. Гусев // Научное обозрение. - 2010. - №1. – С. 20-32.
10 Гусев А.А. Современная экологическая политика / А.А. Гусев. – М.: Институт экономики и международных отношений РАН. - 2006. – 205 с.
11 Дупак В.Я. Право и безопасность / В.Я. Дупак // Проблемы нормативно-правового обеспечения природоохранной деятельности субъектов РФ. – 2007. - № 5. – С. 12-16.
12 Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды / Т.А, Демина. – СПб. : Питер, 2006. - 480 с.
13 Копылов М.Н. Право на развитие и экологическая безопасность развивающихся стран (международно-правовые вопросы) / М.Н. Капылов. - М. : Юкон, 2005. – 97 с.
14 Лисицин Е.Н. Охрана природы в зарубежных странах: учеб. пособие / Е.Н. Лисицин. – М. : Академия, 2008. – 250 с.
15 Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ// Собр. Законодательства РФ. - 2002. – № 30. - ст. 3745.
16 Охрана природы. Международные организации, конвенции и программы: учебное пособие / ред. Казаков Ю.Е. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2007. – 123 с.
17 Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. – М. : Аспект Пресс, 2007. – 143 с.
18 Рачевский А.Н. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды / А.Н. Рачевский, Д.П. Данекина. - М. : Норма, 2007. – 235с.
19 Словесная Н.Г. Экологическая безопасность: уроки развивающихся стран: учеб. пособие Н.Г. Словенская. - М. : Проспект, 2009. – 253 с.
20 Экологические партнерства в регионе ЕЭК ООН: экологическая стратегия для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии — стратегическая основа от 1 февраля 2003 г.
Информация о работе Государственное регулирование природоохранной деятельности за рубежом