- путем прямого
вмешательства, т.е. административным
способом;
- косвенным
воздействием или экономическими методами
управления.
Прямое
административное управление включает
совокупность следующих приемов:
- создание
нормативной базы — законов, постановлений,
инструкций, правил, положений, регулирующих
функционирование рынка недвижимости
в центре и в регионах;
- отбор и удостоверение
статуса профессиональных участников
рынка недвижимости — лицензирование,
регистрация, предоставление прав уполномоченных
лиц органами исполнительной власти по
совершению сделок с объектами государственной
и муниципальной собственности;
- установление
обязательных требований к содержанию
и качеству различных видов деятельности
на рынке недвижимости и к его участникам;
- контроль
за соблюдением всеми участниками рынка
установленных норм и правил;
- введение
запретов и санкций за отступление от
нормативных требований при совершении
сделок с недвижимым имуществом и поддержание
правопорядка на рынке;
- выкуп в государственную
собственность любых объектов недвижимости
для общественных нужд.
Административное
управление не связано с созданием
дополнительных материальных стимулов
или штрафных санкций. Оно основывается
на силе государственной власти и
включает в себя меры запрета, принуждения
или разрешения.
Экономические
методы управления рынком недвижимости
осуществляются с помощью:
1) системы
налогообложения имущества и
льгот (ставки налогов, освобождение
от них);
2) регулирование
учетной ставки (дисконтной политики
Центрального Банка);
3) выпуска
и обращения жилищных сертификатов;
4) предоставления
гражданам, нуждающимся в улучшении
жилищных условий, безвозмездных
субсидий для жилищ и строительства
на коммерческой основе;
5) реализации
государственных целевых программ;
6) амортизационной
политики;
7) внешнеэкономической
деятельности.
4.
Механизмы государственного
регулирования рынка
недвижимости.
4.1.
Сущность регулирующей
функции.
При
наличии недвижимости как товара
и имущественных отношений вообще
для всех форм собственников государство
проводит свою политику регулирования
социально справедливого развития
этих отношений и активной поддержки
рынка. В то же время, в государственной
собственности находится недвижимость,
составляющая значительную часть национального
богатства. Эффективное управление
ею (как, например: высокоприбыльное пользование,
необходимое сохранение и развитие,
качественное исполнение с ее помощью
социальных, властных и других обязательных
функций, своевременная передача в
доверительное управление, оптимизация
структуры, в т.ч., продажа и приватизация
и т.д.) в интересах общества является
важнейшей задачей государственного
собственника. При этом отметим также,
что процессы рыночного регулирования
и управления недвижимостью развиваются
не всегда и не во всем в зависимой
от государственной политики внешней
среде и с активным участием негосударственных
структур, имеющих свои интересы, предпочтения
и понятия об эффективности.
Содержание
регулирующей функции, регулирующих механизмов
имеет в качестве своей базы результаты
контроля складывающейся ситуации на
рынках недвижимости и ее детального
анализа, с определением первопричин
отрицательных явлений, разработкой
альтернативных путей исправления
ситуации и выбора лучшего пути.
Очевидно, что регулирующая функция
государства является динамичной, гибко
меняющейся а зависимости от уровня
и качества развития рыночных отношений,
региональных традиций. Так, в мировой
практике государственного регулирования
на рынках недвижимости известны механизмы
минимального вмешательства государства.
Например в США и Великобритания
оценочная деятельность на рынках недвижимости
полностью регулируется общественными
профессиональными ассоциациями. В
то же время, в Германии действует
законодательство в области оценки;
в ряде стран существуют определенные
ограничения для деятельности иностранных
лиц на рынках недвижимости. Регулирующая
активность региональных центральных
органов на рынках недвижимости различна
и в различных субъектах Российской
Федерации. Это, например, проявляется
в разнообразии управляющих структур,
ответственных за развитие имущественных
отношений в регионах, в различной
степени развития региональной нормативной
базы (что, в частности, находит отражение
в ежегодно публикуемом уровне инвестиционной
привлекательности российских регионов),
в различной степени продвижения при создании
земельных, градостроительных и иных кадастров.
4.2.
Система регулирующих
механизмов. Области
воздействия.
Содержание
понятия системы механизмов государственного
регулирования на рынках недвижимости
(как комплекса взаимосвязанных,
подчиненных единым целям регулирующих
воздействий, в то же время, имеющих
свои адресные области приложения)
предлагается формировать, используя
базовые определения рынка и
рыночной стоимости.
Напомним
эти определения, имея в виду их применение
именно к рынку недвижимости.
Итак,
рынок - это некоторое пространство
взаимодействия покупателей и продавцов
для установления рыночной цены обмена
товара (в нашем случае -объектов
недвижимости и операций с ними).
При этом совершенным является такой
рынок, когда продавцов, товаров
и покупателей достаточно много,
конкуренция открытая, времени и
информации для принятия решения
участниками рыночных операций достаточно,
обмен происходит без принуждения.
Рыночная
стоимость объекта недвижимости
- это стоимостная оценка объекта
недвижимости в условиях совершенного
рынка. При этом направление использования
объекта недвижимости предполагается
наилучшим из возможных (законодательно
разрешенным, физически и финансово
осуществимым). Также считается, что
участники рыночной сделки действуют
разумно и компетентно, имея достаточно
времени и информации.
В
результате применения дифференцированного
подхода всего рынка недвижимости
актуальными областями для механизмов
регулирующих воздействий государства,
стремящегося поддержать развитие этого
рынка, будут следующие:
(1) участники
рыночного обмена - покупатели и
продавцы,
(2) собственно
товары рыночного обмена,
(3) пространство
и правила взаимодействий покупателей
и продавцов,
(4) рыночная
инфраструктура, обеспечивающая качественное
обслуживание участников рыночных
операций с недвижимостью.
Так,
что касается участников рыночного
обмена (1): покупателей
и продавцов, - то необходимо обеспечить,
чтобы те и другие, как минимум:
- легально
появились и были бы в достаточном количестве,
- были бы кредитоспособны,
- не были монополистами,
- не имели
бы в складывающихся условиях таких ограничивающих
характеристик, как, например: иностранное
физическое или юридическое лицо с ограниченными
правами приобретения недвижимости, превышающая
некоторый норматив доля государства
в акциях акционерного общества, специфическая
сфера деятельности и т.д. Так, в ряде западных
стран естественный монополист не имеет
право вкладывать свои прибыли в непрофильную
сферу, как, например, газовый монополист
- в ресторанный бизнес или розничную торговлю.
Товары
рыночного оборота
недвижимости (2) - здесь необходимо,
чтобы:
- недвижимость
как товар легально появилась на рынке
и была бы в достаточном количестве;
- был законодательно
поддержан гражданский оборот для различных
типов недвижимости и различных типов
операций с нею,
- были бы сформулированы
в законодательных документах и детализированы
в нормативных документах ограничивающие
(запрещающие или иные, например, инвестиционные,
льготные, социальные, организационно-технологические,
экологические) условия по типам объектов
недвижимости и типам операций с ними.
Для
формирования так называемого
пространства и системы правил взаимодействия
на рынках недвижимости (3) покупателей
и продавцов необходимы:
- нормативно-правовая
база функционирования рынка, включая
упомянутое выше законодательное обеспечение
для появления и легальной деятельности
субъектов и объектов рыночных операций,
- достаточная
информация об объектах недвижимости
и условиях проводимых операций с ними,
о нормах градостроительного регулирования
и положениях генеральных планов развития
городов и территорий, о системе действующих
кадастров, о формах документов, регламентах
и процедурах,
- ограничения
(если таковые предусматриваются) в части
цен (например, требование, чтобы земельные
участки не продавались по цене ниже некоторой
директивно установленной нормативной
платы за землепользование),
- ясные правила
доступа к названной информации, в том
числе, следующего содержания: какая информация
является открытой для всех граждан, какая
- только для участников предполагаемой
сделки, что конфиденциально, что доступно
по коммерческой схеме и каким образом
и т.д.
Поддержка
обеспечивающей инфраструктуры
рынка (4), необходимого состава и уровня
обслуживания покупателей и продавцов,
причем, как со стороны профессиональных
участников рынка, так и специализированных
государственных структур, включает, в
частности:
- введение
обязательных процедур, как, например,
государственная регистрация рыночных
сделок с недвижимостью, обязательная
оценка для выделенных типов объектов
недвижимости (государственной и муниципальной
собственности) и типов операций с нею
(национализация и принудительный выкуп,
имущественный арбитраж),
- классификация
профессиональной деятельности на рынках
недвижимости и последующее разделение
областей обслуживания или возможное
сотрудничество между государственными
и негосударственными структурами. Это,
например, относится к следующим областям
обслуживания: регистрация недвижимости
и сделок с нею (отметим, что по действующему
законодательству сегодня это исключительная
компетенция государственных структур),
инвентаризация, оценка недвижимости
в различных целях, риэлтерская деятельность,
деятельность застройщиков (девелопмент),
проектирование, научно-реставрационная
деятельность, строительство и иная подрядная
деятельность, консалтинг, нотариат, страхование,
аукционные торги и конкурсы,
- контроль
и обеспечение качества обслуживания
на рынках недвижимости, в том числе, за
счет использования таких процедур, как:
лицензирование и сертификация специалистов
и фирм, подготовка и повышение квалификации
кадров, стандарты профессиональной деятельности,
введение института апелляций, санкции
при нарушениях норм и правил профессиональной
деятельности.
4.3.
Организационно-правовые
и организационно-экономические
механизмы.
Другой
аспект систематизации регулирующих механизмов
на рынке недвижимости, определяемый
содержанием и методами воздействия,
разделяет их на две группы: организационно-правовых
и организационно-экономических
механизмов.
В
качестве характерных примеров организационно-правовых
механизмов назовем следующие направления
действий:
- общее планомерное
развитие законодательной и нормативной
базы для поддержки и развития рыночных
механизмов,
- разграничение
государственной собственности между
различными уровнями федеральных, субъектов
Федерации и муниципальных собственников,
- разделение
и условия взаимодействий государственных
и негосударственных структур,
- регистрация
недвижимости и сделок с нею,
- учет недвижимости
(техническая инвентаризация, система
кадастров и др.), статистическое и иное
информационно-аналитическое обеспечение
участников и профессионалов рынка,
- лицензирование
профессиональной деятельности,
- стандарты
и программы профессионального образования
и повышения квалификации (первое высшее
образование и второй диплом, мастер бизнес
-администрирования),
- стандарты
профессиональной деятельности (стандарты
измерения, расчетные методы, формы документов,
стандарты этики),
- обязательное
страхование профессиональной деятельности,
- контроль
качества предоставляемых услуг и система
санкций.
В
качестве примеров организационно-экономических
механизмов регулирования на рынках
недвижимости (имеющих отношение
к недвижимости государственного собственника
и, соответственно, к проблеме эффективного
управления ею) назовем такие, как:
- программы
приватизации приносящей доход недвижимости,
включая регулирование финансово-экономических
условий приватизационных процессов,
- порядок установления
стартовых цен арендных объектов государственной
собственности и финансово-экономических
условий договоров аренды (пересмотр и
индексация ставок, а также установление
уровня цен при возможности выкупа арендованной
недвижимости),
- порядок установления
финансово-экономических условий пользования
объектами природных ресурсов, объектами-памятниками,
- методы оценки,
в том числе, для всех операций с недвижимостью
государственного собственника, для налогообложения,
для различных форм возмездного пользования
объектами государственного собственника,
для арбитражных процедур, при банкротстве,
при принудительном выкупе и др.,
- методы оценки
финансово-экономической эффективности
инвестиций в проекты развития недвижимости
государственного собственника,
- финансово-экономические
и организационные условия проведения
аукционов и инвестиционных конкурсов
для объектов государственного собственника
(структура и состав лотов, установление
стартовых цен продажи, порядок проведения
торгов и выявления победителя, порядок
инвестирования) и т.д.