Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 18:03, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и методов государственного регулирования рыночной экономики.

Содержание

Введение 3
1 Теоретическая сущность государственного регулирования 6
2 Рынок и государство 12
3 Денежно-кредитная политика–элемент государственного регулирования22
Заключение 29
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Шагивалеева А.Ф. 117.doc

— 674.50 Кб (Скачать документ)

     Иными словами, эти вопросы исследуют  эффективность воздействия рынка  и экономических сил на распределение  власти и благосостояние среди государств и других политических институтов и особенно, как эти экономические силы изменяют мировое распределение политической и военной власти. Так как ни государство, ни рынок не могут выступить в роли первичного звена, причинами их связи, обуславливающих эти отношения, являются взаимодействие и цикличность. Таким образом, исследуемые вопросы концентрируют внимание на взаимное воздействие самыми различными способами для установления порядка и систематизации человеческой деятельности и в государстве и на рынке.

     Взаимоотношения государства и рынка, особенно различие между двумя организационными принципами общественной жизни, остается темой  научных обсуждений, которые постоянно  возобновляются. С одной стороны, государство основано на таких понятиях, как территория, исключительность в использовании монопольного права на власть и силу. Государства обладают различными степенями автономии в отношении общества, частью которого они являются. С другой стороны, рынок, основанный на таких понятиях, как разделение труда, интеграция, договорные отношения, расширение взаимозависимости продавцов и покупателей. Его главные составляющие - цена и количество - содержат некоторое равновесие. Экономика реагирует на изменение цены, которое обеспечивает принятие основных решений. Для государства территориальные границы являются необходимой основой государственной автономии и политического единства. Для рынка устранение всех политических и других препятствий создает властные полномочия для ценового механизма. Противоречия между этими двумя фундаментально различными направлениями упорядочения человеческой деятельности составляет важную проблему в изучении экономической теории [9, с.41].

     Конфликт  между развивающимися национальными  экономиками и их взаимозависимостью в мировой экономике, с одной стороны, и продолжающейся раздробленностью мировой политической системы, обусловленной суверенитетом государств, с другой стороны, остается доминирующим мотивом в современных трудах о глобальном процессе в мировом хозяйстве.

     С одной стороны, мощные рыночные силы в виде денег, торговли и иностранных  инвестиций обеспечивают тенденцию  к «проникновению» сквозь границы  государств, исключению политического  контроля, движению в направлении  создания интегрированных обществ. С другой стороны, правительства стараются ограничить движение в указанном направлении и создать условия для такой экономической деятельности, которая будет служить обеспечению интересов государства и властных групп внутри него. Логика рынка требует такого положения в экономической деятельности, когда она более производительна и доходна, логика же государства сводится к тому, чтобы уловить и контролировать процесс роста и накопления капитала.

     Взаимодействие  рынка и государства находится  под воздействием трех основных тенденций современной экономики, движущейся к глобализации. Каждая из этих тенденций связана с усилением воздействия мировой рыночной экономики на природу и динамику межгосударственных отношений. Каждая из этих тенденций зародилась несколько столетий тому назад. Они присутствуют и в научных трудах меркантилистов, и в теориях классических и неоклассических экономистов на протяжении двух последних столетий, в учениях марксистов девятнадцатого века и современных теориях мировой экономики. Эти тенденции важны для понимания современных глобальных проблем в торговых, финансовых и денежных отношениях.

     Таким образом, главная проблема состоит  не в том, - должно ли вмешиваться  государство или нет в дела экономики, поскольку избежать такого вмешательства практически невозможно, а - в целях, механизмах, инструментах и последствиях такого вмешательства. Современное государство, независимо от уровня развития страны, не может оставаться безучастным к экономическим проблемам, с которыми эта страна сталкивается, без риска ее развала и (или) утери власти.  

     2 Рынок и государство 

     Государственное регулирование экономики в тех  или иных масштабах присуще любой  экономической системе. В экономике, основанной на рыночной конкуренции  и макроэкономическом регулировании, государству отводится весьма значительная роль. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.

     Государство в современных условиях, как показывает опыт развитых индустриальных стран, все  шире применяет прогнозирование, программирование и планирование на макроэкономическом уровне. Не исключаются и традиционные средства: пошлины, налоги, преференции отечественным производителям, субсидирование ряда отраслей и так далее. Без этих рычагов регулирования нельзя обеспечить структурную перестройку экономики, определить приоритеты развития, выправить платежный баланс, сохранить на должном уровне обороноспособность страны [8, с.104].

     Воздействие государства на экономические процессы базируется на сочетании рыночного  саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие  функции, как обмен продуктами труда  обособленных товаропроизводителей; стимулирование повышения ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.

     Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является контрольная функция, например разработка различных стандартов (экономических, социальных и др.). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики.

     Методы  прямого государственного регулирования  экономики [1, с.77]:

    • определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
    • государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
    • государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;
    • правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и тому подобное;
    • лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, то есть внешнеторговых операций.

     Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

     Методы  косвенного государственного регулирования  экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним относятся:

    • налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот;
    • регулирование цен, их уровня и соотношений;
    • платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
    • таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

     Сфера применения косвенного регулирования  по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

     Важнейшей предпосылкой государственного регулирования  экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это связано с тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, увеличивается выбор его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций. Достигается это с помощью развитой системы альтернативных прогнозов. Кроме того, в рыночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность, принимают те или иные решения (государственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей).

     Для привлечения внимания предпринимателей к участию в реализации индикативного  плана государство использует различные  экономические стимулы: прямые и  косвенные субсидии, льготные амортизационные списания, сокращающие налоговые выплаты в бюджет, различные формы целевого кредита и тому подобное.

     В практике планирования составляются и  используются материальные, трудовые и финансовые балансы. С их помощью  устанавливаются и поддерживаются необходимые пропорции в развитии отдельных отраслей и регионов.

     Материальные  балансы представляют собой совокупность балансов, показатели которых характеризуют  производство и потребление конкретных видов продукции. Они подразделяются на материальные балансы средств производства и предметов потребления и разрабатываются по определенным схемам, в которых отражаются преимущественные направления использования продукции. Балансы различных видов продукции связаны между собой, поскольку каждая отрасль хозяйства страны выступает одновременно и как производитель продукции других отраслей.

     Для обеспечения в экономике необходимых  стоимостных пропорций составляются финансовые (или стоимостные) балансы, которые характеризуют процесс  формирования и использования денежных доходов и фондов участников расширенного воспроизводства. К числу наиболее важных следует отнести баланс доходов и расходов государства, сводный финансовый баланс, платежный баланс и другие. Каждый из них решает конкретные задачи, однако все они взаимосвязаны через показатели друг с другом [11, с.89].

     Именно  поэтому взаимодействие государства  и рыночных процессов определяет во многом устойчивость тех или иных форм функционирования отдельных элементов  рынка, таких, как организации, фирмы, предприниматели, и определяет их отдельные действия в рамках, экономической деятельности. Однако необходимо учитывать, что взаимодействие государства и рынка происходит, в том числе, при участии государственных органов. Очевидность влияния характера воздействия государственных органов на рыночные процессы приводит к необходимости выявления условий, образующих различные модификации этих отношений. Условием обнаружения отклонений от устоявшейся формы взаимодействия государственных органов является различение в структуре государства уровней государственного управления.

     Важное  значение в государственном регулировании  имеют экономические нормативы  и показатели. Экономические нормативы  определяют общие для всех хозяйственных  агентов или дифференцированные для их групп «правила игры» — ставки налогов, таможенных пошлин, валютных курсов и т.п. Они являются инструментом регулирования и позволяют хозяйственным единицам определять планы своей деятельности с учетом региональных и федеральных интересов.

     Показатели характеризуют в количественном выражении изменения темпов и пропорций воспроизводства на всех его уровнях, затраты ресурсов и эффективность их использования. Они могут выражаться в натуральном, стоимостном виде и в относительных величинах. На уровне основного производственного звена преобладают натуральные показатели, на отраслевом, региональном, международном — стоимостные.

     Рассмотрим  инструменты государственного регулирования  экономики.

     Рассмотрим  принципиальную схему воздействия  государства на экономику в современных условиях. 

     Рис. 1 Схема воздействия государства  на экономику [10, с.127]

     Наиболее  существенной чертой этой схемы является то, что с времен Великой депрессии  в Соединенных Штатах Америки 1929—1933 годов кардинально возросло значение экономических составляющих в совокупности инструментов государственного регулирования экономики при безусловном возрастании роли государственного регулирования в обеспечении макроэкономического равновесия и в экономическом росте. Теоретической основой по сути новой экономики и новой экономической политики послужило кейнсианство, о котором речь шла в предыдущих главах. Главное в кейнсианстве - это кардинально новая роль государства в функционировании национального хозяйства. Поэтому и в предлагаемой схеме инструменты регулирования являются орудиями государства, его вмешательства в экономику.

     Определим эффективность инструментов государственного регулирования и их функции.

     Прежде  всего, следует рассмотреть налоговую  систему. Сравнительно с другими  инструментами налоги являются наиболее сильными средствами воздействия на экономическое развитие. Здесь наиболее важными являются два момента. Первый момент - это объем аккумуляции денежных средств за счет налогоплательщиков и использование их для содержания государственных и правоохранительных органов, вооруженных сил, пенсионеров, инвалидов, ликвидации последствий стихийных бедствий и т. п. Второй момент — величина налоговых ставок по различным налогам. От величины налоговых ставок непосредственно зависит абсолютная величина собираемого налога и соответственно степень воздействия на темпы экономического роста. В современных условиях воздействие на экономический рост это, прежде всего, использование налоговых средств на научно-технический прогресс и следовательно, улучшение экономических показателей выпускаемой продукции, что во многих случаях эквивалентно увеличению объема выпуска. В связи с этим необходимо вспомнить кривую А. Лаффера, которая показывает границы увеличения налоговых ставок. И, наконец, от объема собираемых налогов во многом зависит уровень пенсионного обеспечения, качество здравоохранения, образования и так далее.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики