Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 18:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение сущности и методов государственного регулирования рыночной экономики.
Введение 3
1 Теоретическая сущность государственного регулирования 6
2 Рынок и государство 12
3 Денежно-кредитная политика–элемент государственного регулирования22
Заключение 29
Список использованных источников
Иными
словами, эти вопросы исследуют
эффективность воздействия
Взаимоотношения государства и рынка, особенно различие между двумя организационными принципами общественной жизни, остается темой научных обсуждений, которые постоянно возобновляются. С одной стороны, государство основано на таких понятиях, как территория, исключительность в использовании монопольного права на власть и силу. Государства обладают различными степенями автономии в отношении общества, частью которого они являются. С другой стороны, рынок, основанный на таких понятиях, как разделение труда, интеграция, договорные отношения, расширение взаимозависимости продавцов и покупателей. Его главные составляющие - цена и количество - содержат некоторое равновесие. Экономика реагирует на изменение цены, которое обеспечивает принятие основных решений. Для государства территориальные границы являются необходимой основой государственной автономии и политического единства. Для рынка устранение всех политических и других препятствий создает властные полномочия для ценового механизма. Противоречия между этими двумя фундаментально различными направлениями упорядочения человеческой деятельности составляет важную проблему в изучении экономической теории [9, с.41].
Конфликт между развивающимися национальными экономиками и их взаимозависимостью в мировой экономике, с одной стороны, и продолжающейся раздробленностью мировой политической системы, обусловленной суверенитетом государств, с другой стороны, остается доминирующим мотивом в современных трудах о глобальном процессе в мировом хозяйстве.
С одной стороны, мощные рыночные силы в виде денег, торговли и иностранных инвестиций обеспечивают тенденцию к «проникновению» сквозь границы государств, исключению политического контроля, движению в направлении создания интегрированных обществ. С другой стороны, правительства стараются ограничить движение в указанном направлении и создать условия для такой экономической деятельности, которая будет служить обеспечению интересов государства и властных групп внутри него. Логика рынка требует такого положения в экономической деятельности, когда она более производительна и доходна, логика же государства сводится к тому, чтобы уловить и контролировать процесс роста и накопления капитала.
Взаимодействие рынка и государства находится под воздействием трех основных тенденций современной экономики, движущейся к глобализации. Каждая из этих тенденций связана с усилением воздействия мировой рыночной экономики на природу и динамику межгосударственных отношений. Каждая из этих тенденций зародилась несколько столетий тому назад. Они присутствуют и в научных трудах меркантилистов, и в теориях классических и неоклассических экономистов на протяжении двух последних столетий, в учениях марксистов девятнадцатого века и современных теориях мировой экономики. Эти тенденции важны для понимания современных глобальных проблем в торговых, финансовых и денежных отношениях.
Таким
образом, главная проблема состоит
не в том, - должно ли вмешиваться
государство или нет в дела
экономики, поскольку избежать такого
вмешательства практически невозможно,
а - в целях, механизмах, инструментах и
последствиях такого вмешательства. Современное
государство, независимо от уровня развития
страны, не может оставаться безучастным
к экономическим проблемам, с которыми
эта страна сталкивается, без риска ее
развала и (или) утери власти.
2
Рынок и государство
Государственное регулирование экономики в тех или иных масштабах присуще любой экономической системе. В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится весьма значительная роль. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.
Государство в современных условиях, как показывает опыт развитых индустриальных стран, все шире применяет прогнозирование, программирование и планирование на макроэкономическом уровне. Не исключаются и традиционные средства: пошлины, налоги, преференции отечественным производителям, субсидирование ряда отраслей и так далее. Без этих рычагов регулирования нельзя обеспечить структурную перестройку экономики, определить приоритеты развития, выправить платежный баланс, сохранить на должном уровне обороноспособность страны [8, с.104].
Воздействие
государства на экономические процессы
базируется на сочетании рыночного
саморегулирования с
Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является контрольная функция, например разработка различных стандартов (экономических, социальных и др.). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики.
Методы прямого государственного регулирования экономики [1, с.77]:
Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.
Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним относятся:
Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.
Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это связано с тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, увеличивается выбор его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций. Достигается это с помощью развитой системы альтернативных прогнозов. Кроме того, в рыночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность, принимают те или иные решения (государственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей).
Для привлечения внимания предпринимателей к участию в реализации индикативного плана государство использует различные экономические стимулы: прямые и косвенные субсидии, льготные амортизационные списания, сокращающие налоговые выплаты в бюджет, различные формы целевого кредита и тому подобное.
В практике планирования составляются и используются материальные, трудовые и финансовые балансы. С их помощью устанавливаются и поддерживаются необходимые пропорции в развитии отдельных отраслей и регионов.
Материальные балансы представляют собой совокупность балансов, показатели которых характеризуют производство и потребление конкретных видов продукции. Они подразделяются на материальные балансы средств производства и предметов потребления и разрабатываются по определенным схемам, в которых отражаются преимущественные направления использования продукции. Балансы различных видов продукции связаны между собой, поскольку каждая отрасль хозяйства страны выступает одновременно и как производитель продукции других отраслей.
Для
обеспечения в экономике
Именно поэтому взаимодействие государства и рыночных процессов определяет во многом устойчивость тех или иных форм функционирования отдельных элементов рынка, таких, как организации, фирмы, предприниматели, и определяет их отдельные действия в рамках, экономической деятельности. Однако необходимо учитывать, что взаимодействие государства и рынка происходит, в том числе, при участии государственных органов. Очевидность влияния характера воздействия государственных органов на рыночные процессы приводит к необходимости выявления условий, образующих различные модификации этих отношений. Условием обнаружения отклонений от устоявшейся формы взаимодействия государственных органов является различение в структуре государства уровней государственного управления.
Важное
значение в государственном
Показатели характеризуют в количественном выражении изменения темпов и пропорций воспроизводства на всех его уровнях, затраты ресурсов и эффективность их использования. Они могут выражаться в натуральном, стоимостном виде и в относительных величинах. На уровне основного производственного звена преобладают натуральные показатели, на отраслевом, региональном, международном — стоимостные.
Рассмотрим инструменты государственного регулирования экономики.
Рассмотрим
принципиальную схему воздействия
государства на экономику в современных
условиях.
Рис. 1 Схема воздействия государства на экономику [10, с.127]
Наиболее существенной чертой этой схемы является то, что с времен Великой депрессии в Соединенных Штатах Америки 1929—1933 годов кардинально возросло значение экономических составляющих в совокупности инструментов государственного регулирования экономики при безусловном возрастании роли государственного регулирования в обеспечении макроэкономического равновесия и в экономическом росте. Теоретической основой по сути новой экономики и новой экономической политики послужило кейнсианство, о котором речь шла в предыдущих главах. Главное в кейнсианстве - это кардинально новая роль государства в функционировании национального хозяйства. Поэтому и в предлагаемой схеме инструменты регулирования являются орудиями государства, его вмешательства в экономику.
Определим эффективность инструментов государственного регулирования и их функции.
Прежде всего, следует рассмотреть налоговую систему. Сравнительно с другими инструментами налоги являются наиболее сильными средствами воздействия на экономическое развитие. Здесь наиболее важными являются два момента. Первый момент - это объем аккумуляции денежных средств за счет налогоплательщиков и использование их для содержания государственных и правоохранительных органов, вооруженных сил, пенсионеров, инвалидов, ликвидации последствий стихийных бедствий и т. п. Второй момент — величина налоговых ставок по различным налогам. От величины налоговых ставок непосредственно зависит абсолютная величина собираемого налога и соответственно степень воздействия на темпы экономического роста. В современных условиях воздействие на экономический рост это, прежде всего, использование налоговых средств на научно-технический прогресс и следовательно, улучшение экономических показателей выпускаемой продукции, что во многих случаях эквивалентно увеличению объема выпуска. В связи с этим необходимо вспомнить кривую А. Лаффера, которая показывает границы увеличения налоговых ставок. И, наконец, от объема собираемых налогов во многом зависит уровень пенсионного обеспечения, качество здравоохранения, образования и так далее.
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики