Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 18:03, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и методов государственного регулирования рыночной экономики.

Содержание

Введение 3
1 Теоретическая сущность государственного регулирования 6
2 Рынок и государство 12
3 Денежно-кредитная политика–элемент государственного регулирования22
Заключение 29
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Шагивалеева А.Ф. 117.doc

— 674.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 

Кафедра МАКРОЭКОНОМИКИ  
 
 
 
 
 

 
 

Курсовая  работа по теме

«Государственное  регулирование рыночной экономики» 
 
 
 
 
 
 

Работу выполнил                                                                      Исламов А.А. 

Группа                                                                                         217 

Проверил                                                                                    ____________ 
 
 
 

    Казань 2007 
 
 

Содержание              стр.         

    Введение                   3

  1. Теоретическая сущность государственного регулирования                          6
  2. Рынок и государство            12
  3. Денежно-кредитная политика–элемент государственного регулирования22

    Заключение                 29

    Список  использованных источников             31 

     Введение 

     Актуальность  темы настоящей курсовой работы заключается  в том, что рыночная трансформация  российской экономики обусловила необходимость  не только разработки научной концепции государственной экономической политики,  
адекватной новым условиям хозяйствования, но и пересмотра традиционных подходов к оценке роли государственного регулирования рыночной экономики, ее структуры и тенденций развития.

     Пристальное внимание к вопросам государственного регулирования экономики вызвано тем, что в современных условиях государство все больше превращается в органическую составляющую социально-экономического развития. Активное использование информационных и коммуникационных технологий, повышение роли личностного фактора, глобализация хозяйственной жизни обусловили необходимость пересмотра многих сложившихся научных стереотипов в вопросе взаимоотношений государства и хозяйственной системы. В частности, очевидной стала необходимость отхода от анализа роли государства по принципу противопоставления рынку и поиск путей их эффективного взаимодействия.

     В последние годы данная проблема привлекает внимание научной общественности, экономистов-практиков  и политиков. Всемирным банком опубликован специальный доклад «Государство в меняющемся мире», в котором подчеркивается, что изменения в мировой экономике вынуждают научное сообщество вернуться к базисным вопросам о государстве: какова должна быть его роль, что оно может делать, что не может и как действовать наилучшим образом.

       Изучение опыта осударственного  регулирования экономики развитых  стран интересно и познавательно.  Дж. Вулфенсон в предисловии к  докладу Всемирного банка «Государство  в меняющемся мире» отметил,  что «хорошее правительство — это не роскошь, а жизненная необходимость. Без эффективного государства устойчивое развитие — и экономическое и социальное — невозможно».

       Для нашей страны существует  еще и проблема использования  такого опыта с учетом допущенных  ошибок в недавнем прошлом, его адаптации к современным рыночным условиям России. Исследование данных вопросов позволяет преодолеть психологическое давление успехов развитых стран, которое часто приводит к слепому копированию общемировых тенденций ограничения государственного вмешательства в экономику. Такая экономическая политика, проводимая без учета национальных условий, может привести к прямо противоположным по сравнению с ожидаемыми результатам.

     Все это определяет актуальность темы исследования государственного регулирования рыночной экономики.

     Вопросам  роли государства в экономике  уделялось значительное внимание в  рамках таких научных направлений, как историческая школа, марксизм, кейнсианство, институционализм. Давно и широко исследуются функции государства  в рыночной экономике, конкретные направления его экономической политики. Так, теория и практика государственного регулирования хозяйственных процессов подробно исследовалась в работах зарубежных и отечественных авторов.

     В настоящее время в отечественной  экономической литературе достаточно широко исследуются проблемы государственного регулирования. Выделим труды Л.И. Абалкина, В.А. Бирюкова, А.Е. Городецкого, Е.Н. Жильцова, Д.С. Львова, К.В. Маркаряна, С.Ф. Серегиной, Ю.М. Швыркова, Е.Г. Ясина и др.

     В последние годы были опубликованы монографии, учебники, учебные пособия, статьи, как отечественных, так и западных ученых, посвященные исследованию вопросов теории и практики государственного регулирования экономики. В исследование роли государства в рыночной экономике в рамках институционального подхода большой вклад внесли работы Дж. Стиглица, где рассмотрены мотивы поведения государства в экономике, в качестве которых определены «изъяны рынка». В отечественной экономической мысли в рамках данного направления государственное регулирование экономики исследуется Р.И. Капелюшниковым, В.Л. Тамбовцевым, Л.И. Якобсоном и др.

     Целью данной курсовой работы является изучение сущности и методов государственного регулирования рыночной экономики. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие основные задачи:

  • рассмотреть теоретическую сущность государственного регулирования рыночной экономики;
  • изучить методы и способы государственного регулирования рыночной экономики;
  • проанализировать проблемы и перспективы государственного регулирования рыночной экономики в России.

     Теоретической основой курсовой работы послужили  фундаментальные научные концепции, представленные в классических и  современных трудах отечественных  и зарубежных ученых, материалах научных  конференций, симпозиумов и т.п. Информационной базой работы послужили справочно-статистические материалы Госкомстата РФ, обзоры экономической политики, подготовленные Бюро экономического анализа, материалы периодической печати.  
 

     1 Теоретическая сущность государственного регулирования 

     Государственное регулирование экономики представляет собой совокупность методов воздействия  на экономику, обеспечивающих ее устойчивое развитие при формировании рыночных отношений в интересах общества. Под экономикой в данном случае понимается общественный уклад страны со своей моделью собственности, управления, организации и распределения, со своим рынком, как формой связи между субъектами производственно-экономических отношений [6, с.17].

     Устойчивое  развитие экономики предполагает реализацию комплекса мер, направленных на рост национального дохода, сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, уменьшение дифференциации в доходах населения, искоренение бедности.

     Ориентиры, которыми руководствуется государство в процессе регулирования экономики, включают показатели, характеризующие уровень экономического развития и качества жизни: продолжительность жизни человека, доход (валовый внутренний продукт) на душу населения, уровень занятости, степень реализации прав человека, уровень знаний, состояние окружающей среды [12, с.84].

     Проблема  соотношения государства и рынка  вызывает значительный интерес не только для отдельно взятой страны, но и  для всего мирового сообщества. В  тоже время проблемы мирового рынка  все больше становятся основными для каждого государства или правительства. В Отчете о Мировом развитии 2005 года «Государство в меняющемся мире» анализируются истоки возникновения современного государства: с древнейших времен люди объединялись в группы, начиная с домашних хозяйств и клановых формирований, которые расширялись до современных государств. Чтобы государство могло существовать, отдельные лица и группы должны уступить государственному органу полномочия в таких ключевых областях как, например, оборона страны. Имея подобные полномочия, такой орган должен обладать возможностью контролирования и принуждения в отношении всех других организационных форм и в пределах установленной территории [23, с.19].

     Взаимосвязь государства и рынка исследуется  не только в рамках этих понятий, но и других близких к ним, таких как «политика» и «экономика», «власть» и «богатство». Попытки формально подойти к этой проблеме и подменить ее проблемой соотношения политики и экономики, свести к ней все задачи экономической теории необоснованны, так как функции экономической теории (политической экономии) не ограничиваются указанными проблемами. Рассмотрим это несколько подробнее.

     Термин, «политическая экономия» введен в научный оборот Антуаном Монкретьеном де Ваттевиль (1575-1621 гг.) в 1615 году с выходом его книги «Трактат по политической экономии». С этих пор и до последнего времени экономическая наука развивалась как политическая экономия. Содержание этого термина связано с греческими словами «политейя», «ойкос», «номос» и переводится как законы хозяйствования в рамках государства (дословно, города). Появление данного термина в это время не случайно, а связано с возрастанием роли государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле [4, с.36].

     Основоположником  классической политической экономии является Адам Смит (1723-1780 гг.). В 1777 году он выпустил книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой систематизировал всю сумму накопленных к тому времени экономических знаний. Основная идея учения А. Смита - либерализм, минимальное вмешательство в рыночную экономику, рыночное саморегулирование на основе свободных конкурентных цен (известная всем как «невидимая рука Смита»).

     А. Смит, Давид Рикардо (1772-1823 гг.) и другие представители классической школы придали своим принципам (индивидуалистские интересы, свободная конкуренция) абсолютную форму и игнорировали роль государства в хозяйственной жизни. Источник этого недостатка классической политэкономии известен: ненавидя абсолютную монархию, представители этой школы невольно приуменьшали значение государственного регулирования экономических отношений.

     Очередные глобальные перемены в мире обусловливали  очередные переоценки соотношения  роли государства и роли рынка  в экономической теории. Экономические  кризисы служили мощными импульсами для пересмотра экономической теории, ведь экономическая теория является отражением экономической жизни общества.

     Неоклассическое направление, известное как теория «экономике» Альфреда Маршалла (1842-1924 гг.), сменившая классическую школу, явилось результатом реакции на кризис 1872 года и последовавшей за ним 20-тилетней депрессии. Кризис и депрессия показали несостоятельность чрезмерного государственного вмешательства в экономику. Сторонник свободной конкуренции и рынка А. Маршалл ограничивал роль государства в рыночной экономике.

     Кейнсианство  как научная школа в экономической  теории появилась после кризиса 1929-1933 гг. и последующей депрессии. Это направление, основателем которого является Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.), - важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования развитой рыночной экономики. Увеличивая или сокращая спрос через изменение наличной и безналичной денежной массы, можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы.

     Кризисные явления 1960-70-х годов возродили  неоклассическое направление экономической  теории в виде монетаризма - теории стабилизации экономики, главенствующую роль в которой играют денежные факторы. Сторонники монетаризма сводят управление экономикой к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижением сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитно-банковского процента [3, с.64].

     Глава «новой монетаристской школы» Милтон Фридмен, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 год, все крупнейшие экономические потрясения объясняет  последствиями денежной политики, а  не нестабильностью рыночной экономики. Он призывает государство как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночную экономику, в рыночные отношения.

     Современная теория неолиберализма продолжает традиции неоклассического направления развития экономической теории. Эта теория обосновывает необходимость сведения к минимуму вмешательства, государства в экономику, возрождение принципа классической политической экономии А. Смита. Частное предпринимательство, по мнению сторонников этой теории, способно вывести экономику любой страны из кризиса, обеспечить ее подъем и повышение благосостояния населения. Отсюда требование предоставления максимально возможной свободы предпринимателям в хозяйственной деятельности.

     Параллельное  существование и взаимное воздействие  друг на друга «государства» и  «рынка» в современном мире создает область практической деятельности – экономику [7, с.112].

     Область теоретической деятельности охватывает исследование как проблем государства, а точнее, экономических функций  государства, так и исследование проблем рынка. Без этих двух фундаментальных частей не было бы полноценной экономической теории (политической экономии). Если государство бездействует, то рыночные силы и ценовой механизм окажутся единственными экономически активными, и мир будет чисто-экономическим. А без рынка государство или его органы власти занимались бы распределением имеющихся экономических ресурсов и создали мир, который в чистом виде принадлежит политике или политической целесообразности. Однако в чистом виде ни один из этих общественных институтов существовать не может и, поэтому, воздействие государства или рыночные изменения происходят с течением времени и в различных обстоятельствах.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики