Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 18:03, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и методов государственного регулирования рыночной экономики.

Содержание

Введение 3
1 Теоретическая сущность государственного регулирования 6
2 Рынок и государство 12
3 Денежно-кредитная политика–элемент государственного регулирования22
Заключение 29
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Шагивалеева А.Ф. 117.doc

— 674.50 Кб (Скачать документ)

     Роль  налогов в экономике противоречива. С одной стороны, уменьшение налоговых  ставок благотворно сказывается  на темпах и качестве экономического роста, на жизненном уровне населения посредством совершенствования пенсионного обеспечения. С другой стороны, каждый налог представляет собой больший или меньший вычет из доходов предпринимателей и населения, повышение цен и следовательно, оказывает отрицательное воздействие на экономический рост и уровень жизни населения. К примеру, экономическая политика нашего Правительства состоит в последовательном снижении налоговых ставок и ликвидации некоторых налогов, взимание которых не диктуется объективной необходимостью. Аналогичная налоговая политика проводится в ряде развитых в экономическом отношении стран. Вместе с тем, следует иметь в виду, что величина налогового пресса является в настоящее время одним из важнейших показателей развития экономики и совершенства хозяйственного механизма страны. Учитывая значительные недостатки в системе налогового обложения Парламент Российской Федерации постоянно ее совершенствует.

     Из  всех инструментов государственного регулирования  кредит имеет наиболее глубокую историю. Истоки кредита возникли задолго до возникновения государства. Возникновение кредита как элемента денежного обращения восходит к седой старине, к древней истории человечества. На первых порах кредит выступал как инструмент регулирования финансовых отношений в рамках экономических связей между двумя рыночными субъектами. С возникновением и развитием государства, усилением его роли как регулятора экономики кардинально расширяется и усиливается использование кредита как инструмента регулирования в национальных масштабах. Возрастание роли кредита особенно проявилось после американской Великой Депрессии. Если налоговая система охватывает все стороны национальной экономики, то кредитная система воздействует прежде всего на денежную систему, на денежное обращение [17, с.20].

     Характерной особенностью кредита как инструмента  государственного регулирования является многогранность направлений непосредственного  воздействия и поистине общенациональные масштабы воздействия на экономику. Выделим наиболее значимые каналы и  объекты воздействия.

     Во-первых, использование кредита позволяет  государству и всей денежно-кредитной  системе мобилизовывать временно свободные  денежные средства и направлять их на развитие национального хозяйства, в те его области, которые могут  давать наибольшую прибыль и соответственно повышать эффективность производства. В конечном счете рациональное использование кредита имеет своим результатом повышение темпов и качества экономического роста.

     Во-вторых, кредит может быть инструментом отношений  между двумя финансовыми субъектами и что особенно важно инструментом регулирования в руках государства. Обязательно отметим, что государство косвенно регламентирует посредством соответствующего законодательства функционирование кредита и в отношениях между двумя субъектами. В данном случае государство, используя кредит, осуществляет контроль за деятельностью финансово кредитных учреждений [14, с.69].

     В-третьих, жесткий контроль позволяет государству  обеспечивать значительную экономию денежных средств. В Российской Федерации создан специальный государственный орган для этой цели, функцией которого является осуществление контроля за кредитными отношениями.

     Особо важная роль принадлежит кредиту  как инструменту государства  в обеспечении научно-технического прогресса. В той связи вспомним промышленный переворот, положивший начало машинному производству. Не будет преувеличением утверждение, что кредит, ускорив концентрацию и централизацию производства, положил начало крупной машинной индустрии.

     Банковский  кредит является основной формой кредита в рыночной экономике. Банковский кредит выполняет различную роль в процессе общественного воспроизводства. Так, если он используется на расширение производства, для вложения в основной и оборотный капитал заемщика, то банковскую ссуду называют ссудой капитала. В тех случаях, когда банковский кредит используются для совершения платежей, погашения старых долговых обязательств, имеет место ссуда денег [14, с.70].

     Таким образом, государственное регулирование  выступает как важнейшая часть  государственного вмешательства в экономическую жизнь, его усиление в процессе глобализации является объективной закономерностью экономического развития.

     Анализ  рыночного и государственного регулирования  экономики обеспечивается научной  разработкой и обоснованием рыночной практики на основе богатейшего методологического аппарата. Сюда входят: методы научной абстракции и экономического моделирования; диалектический, синергетический и институциональный, системный и функциональный подходы; использование принципа единства логического и исторического; познание и применение объективных экономических законов и другие.  
 

     3 Денежно-кредитная политика –  элемент государственного регулирования  

     В современных условиях России государство  играет особую роль в функционировании экономики. Здесь выделим несколько существенных моментов.

     Во-первых, государство, осуществляя разгосударствление и приватизацию, создало значительный частный сектор, послуживший началом  формирования рыночной экономики. В  соответствии с Федеральным законом  «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества» приватизация — это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности, субъектов Российской Федерации, или муниципальных образований, имущества (объекты приватизации), в собственности физических и юридических лиц, которое осуществляется в целях повышения эффективности экономики, а также в целях ее социальной ориентации, улучшения платежного баланса РФ, осуществления протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям», приватизация, продолжающаяся в условиях переходного периода, явилась значительным финансовым источником, позволившим решить ряд производственных задач, частично сдержать падение жизненного уровня населения, выплатить часть внешних заимствований и обеспечить своевременную выплату процентов по ним [2, c.164].

     Однако  надо иметь в виду, что по сравнению  с многими зарубежными странами, приватизация в России была осуществлена с множеством серьезных ошибок. Если в странах Западной Европы приватизация позволила повысить эффективность приватизируемых предприятий, привлекла в них инвестиции и, что чрезвычайно важно, способствовала созданию в этих странах конкурентоспособной среды. В значительной мере увеличилась численность среднего класса. К сожалению, в России эти проблемы при проведении приватизации решить не удалось. Не удалось повысить эффективность предприятий в результате приватизации, не удалось привлечь иностранные и отечественные инвестиции, до сих пор в российской экономике в должной степени не создана конкурентоспособная среда.

     Во-вторых, важнейшей функцией современного государства  является обеспечение научно-технического прогресса. Эта функция означает, что государство должно взять  на себя разработку научно-технических  программ в важнейших сферах национальной экономики, и их финансирование. Это функция приобрела особо важное значение в связи с тем, что глобализация мировой экономики включает в себя как главный элемент переход к новому типу производства, к новой экономике. Важнейшая отличительная черта нового типа производства состоит в том, что ее стержнем выступают создание и обработка информации, внедрение телекоммуникационных технологий. В новой экономике информация — это не только новый элемент системы машин исследованной Марксом в «Капитале», а принципиально новый способ соединения всех элементов системы машин, что открывает невиданные ранее возможности повышения ее эффективности.

     В-третьих, функцией государства можно считать  регулирование производства в государственном  секторе, а также прогресса в науке и технике.

     Здесь необходимо выделить несколько составных  моментов. Прежде всего, это управление федеральными целевыми программами  и их финансирование. В России финансирование этих программ предусматривается бюджетом на соответствующий год. В России в бюджете приводится перечень важнейших народнохозяйственных программ. Так, в бюджете 2005 года предусмотрено финансирование таких, например, программ, как фундаментальные исследования содействия научно-техническому прогрессу, промышленность. Энергетика и строительство и много других целевых программ. Целевые научно-технические программы имеются в большинства промышленно развитых стран.

     Исключительно большая значимость научно-технических  программ, регулируемых государством, определяется, прежде всего, тем, что переход к экономике, производству нового типа или, как принято говорить, новой экономике происходит на основе глобализации — стратегического направления развития мировой экономики. Это определяет необходимость для государства рассматривать управление научно-техническим прогрессом как важнейшее направление всей деятельности государства.

     В-четвертых, функция государства — это  регулирование валютно-финансовой сферы национального хозяйства.

     Итак, роль государства на этапе реформирования экономики возрастает.

     Денежно-кредитная  политика – важная форма участия  государства в регулировании  рыночного процесса. Роль государства  в регулировании денежного рынка  довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство деньги в обращении. Она берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Главной задачей денежно- кредитной политики является достижение поставленных экономической политикой государство макроэкономических целей: обеспечение устойчивого роста объема производства, необходимой стабильности цен и эффективной занятости населения. Указанные макроэкономические цели достигаются в тесном единстве средств денежно- кредитной политики со средствами, формирующими необходимые пропорции распределения созданного ВНП (валовой национальный продукт), соответствующий государственный бюджет, уровень занятости и оплаты труда, внешне – экономические приоритеты. Денежно – кредитная политика не единственное средство в руках государства, способствующее реализации поставленных  макроэкономических задач.

     Основные  макроэкономические цели  реально  воплощаются в жизнь через  решения более конкретных задач. Государство и его монетарные органы каждодневно ведут работу воздействия на формировании объема и структуры  денежной массы. Такая работа ведется по- разному в зависимости от того, насколько значительными представляются средства денежно- кредитной политики. Многое объясняется тем, какова концептуальная исходная позиция экономической политики [10, с.204].

     Рассмотрим  механизм регулирования денежной массы  в обращении, то есть. предложения  денег.

     B мировой практике используются следующие инструменты регулирования денежного обращения:

  • операции на открытом рынке с ценными государственными бумагами;
  • политика учетной ставки (дисконтная политика), то есть регулирование процента по ссудам коммерческих банков у Центрального банка;
  • изменение норматива обязательных резервов, устанавливаемых Центральным банком для коммерческих банков.

     В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке ценных государственных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание ресурсов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. 

     Операции  на открытом рынке проводятся Центральным  банком обычно совместно c группой крупных банков и других финансово – кредитных учреждений.

     Схема проведения этих операций такова.

     Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. B этом случае Центральный банк начинает активно предлагать ценные государственные бумаги на открытом рынке банкам и иным хозяйственным субъектам, которые покупают ценные правительственные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение ценных государственных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, a процентные ставки по иным растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать ценные правительственные бумаги, что приводит сокращению банковских резервов. Сокращение банковских резервов,  в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики