Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 18:03, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и методов государственного регулирования рыночной экономики.

Содержание

Введение 3
1 Теоретическая сущность государственного регулирования 6
2 Рынок и государство 12
3 Денежно-кредитная политика–элемент государственного регулирования22
Заключение 29
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Шагивалеева А.Ф. 117.doc

— 674.50 Кб (Скачать документ)

     Ставки  рефинансирования – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в  последней инстанции. Центральный  банк предоставляет этот кредит на всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку (ставку рефинансирования) определяет Центральный банк. Понижение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит. При этом вырастают резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы не выгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Среди инструментов монетаристской политики – политика учетных ставок овладевает второе по значению место после политики Центрального банка на открытом  рынке, а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег. Она проводится обычно в сочетании с деятельностью Центрального банка на открытом рынке [6, с.176].

     В современных условиях обязательные резервы выполняют обычно функцию страхование банковских депозитов, и свей системы расширения банковского капитала. Банки хранят не только обязательные, но и избыточные резервы для целей поддержания  необходимого уровня ликвидности. С помощью резервных требований Центральный банк регулирует не только объем денежной массы, но и процесс осуществления межбанковских расчетов. Норму обязательного резервирования следует рассматривать как инструмент наиболее долговременного действия. Их влияние на ситуацию на денежном рынке обычно дополняют рост ставки рефинансирования. Под влиянием роста процентной ставки снижается уровень избыточных резервов. Сама эта мера, норма обязательного резервирования, поскольку действует долговременно, используется довольно редко

     Три классических инструмента денежно-кредитной  политики дополняются действием  других инструментов. Существуют инструменты, связанные с прямой формой государственного  регулирования денежного обращения. Это, например, лимиты кредитования, устанавливаемые Центральным банком. Смысл таких ограничений двоякий:  воздействие на решение банков с точки зрения поддержания ликвидности; кроме того, нормирование кредитной экспансии банков сдерживает нежелательный рост денежной массы.

     Достижение  промежуточных целей есть конкретный подход к реализации макроэкономической цели. Здесь мы видим столкновения кейнсианских и монетаристских подходов. Императив монетаризма – денежно - кредитная конструкция. Это понятие предполагает, что денежно- кредитная политика должна осуществляться стихийно, как бы сама, вырабатывая инструменты своей реализации. Поэтому монетаристы считаю, что государственное регулирование привносит лишь хаос. Многие монетаристы признают, что стихийная денежно- кредитная политика не в состоянии поддержать необходимый параметр экономического роста в течение длительного периода времени. Поэтому концепция кейнсианстов, направленная на осуществление активной макроэкономической политики, представляется более жизненной. Следует указать  на два основных, но постоянно действующих источника нестабильности – недостаточная гибкость рынка труда и недостаточная степень эластичности цен в сторону снижения [8, с.252].

     В реальной экономической практике очевидны недостатки и в осуществлении  кейнсианской политики. Поэтому отметим, что абсолютно эффективной экономической политики не существует. Она всегда есть синтез различных средств, связывающих стихийные и осуществляемые экономические формы.

     Любые меры экономической политике, в том  числе в денежно-кредитной области наталкиваются на некоторые объективные препятствия. К ним следует отнести фактор времени (временные лаги), несовершенство (асимметрия) экономической информации, изменчивость экономических ожиданий.

     Единая  государственная денежно–кредитная  политика государства направлена на достижение стабильности уровня цен и создание условий для долгосрочного экономического роста и повышения уровня жизни населения. Основными ее задачами на современном этапе развития российской экономики является неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты.

     В соответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации  и Банк России в области денежно- кредитной политики устанавливают  цель по снижению инфляции на трехлетний период. Поскольку денежно- кредитная политика оказывает влияние на инфляцию с временными лагами, выходящими за пределы календарного года, наиболее эффективное ее проведение достигается в условиях среднесрочного горизонта определения целей. Когда Банк России может применить антиинфляционные меры, основываясь на оценках будущих изменений в динамике фундаментальных макроэкономических факторов.

     Правительство Российской Федерации и Банк России поставили задачу снизить инфляцию до 4-5,5% в 2009 году. При этом на 2007 год определена цель снизить инфляцию до 6,5-8% из расчета декабрь к декабрю [21, с.75].

       В 2007 году и в период до 2009 года в основном будут использоваться  принципы единой денежно-кредитной  политики, сформировавшиеся в последние два года. Это связано с тем, что не ожидается незначительных изменений в условиях ее проведения: сохраниться весьма существенное влияние внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера на динамику внутреннего спроса и общий уровень цен в экономике, продолжается структурные реформы, останется устойчивым состояние бюджетной системы и будет использоваться механизм формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации. В месте с тем полная либерализация операций с капиталом способна повысить чувствительность экономики России к изменениям на международных финансовых рынках [23, с.62].

     В заключение необходимо отметить, что  Банк России стремится к прозрачности своих действий в сфере денежно- кредитной политики. С этой целью  Банк России ежегодно публикует основные направления единой государственной денежно- кредитной политики, годовой отчет, через свои издания  и страницу в сети Интернет представляет общественности статистическую информацию по денежно- кредитным, валютным и банковским показателям. В последние годы Банк России расширил перечень распространяемой информаций и публикаций аналитических материалов о развитии ситуации в экономике, денежно- кредитной сфере и банковской системе.

     Заключение 

     На  основании проделанной работы можно  сделать следующие выводы.

     Государственное регулирование экономики представляет собой совокупность методов воздействия  на экономику, обеспечивающих ее устойчивое развитие при формировании рыночных отношений в интересах общества. Под экономикой в данном случае понимается общественный уклад страны со своей моделью собственности, управления, организации и распределения, со своим рынком, как формой связи между субъектами экономических отношений.

     Устойчивое  развитие экономики предполагает реализацию комплекса мер, направленных на рост национального дохода, сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, уменьшение дифференциации в доходах населения, искоренение бедности.

     Ориентиры, которыми руководствуется государство  в процессе регулирования экономики, включают показатели, характеризующие уровень экономического развития и качества жизни: продолжительность жизни человека, доход (валовый внутренний продукт) на душу населения, уровень занятости, степень реализации прав человека, уровень знаний, состояние окружающей среды

     Государственное регулирование как важнейшая  часть государственного вмешательства  в экономическую жизнь, его усиление в процессе глобализации является объективной  закономерностью экономического развития.

     Анализ  рыночного и государственного регулирования экономики обеспечивается научной разработкой и обоснованием рыночной практики на основе богатейшего методологического аппарата. Сюда входят: методы научной абстракции и экономического моделирования; диалектический, синергетический и институциональный, системный и функциональный подходы; использование принципа единства логического и исторического; познание и применение объективных экономических законов и др.

     Система государственного регулирования российской экономики хотя и претерпела значительную эволюцию, но по-прежнему необходима. Наиболее важными из нерешенных задач являются:

     - оздоровление экономического положения  предприятий, в том числе оставшихся  в собственности государства  и находящихся под его контролем,  включая улучшение управления  принадлежащими государству пакетами акций акционерных предприятий;

     - активизация инвестиционной деятельности, проведение структурной перестройки  экономики, повышение ее технического  уровня, эффективности и конкурентоспособности; 

     - поддержка потенциально жизнеспособных отечественных предприятий, в первую очередь в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, развитие которых имеет важное значение для обеспечения экономической независимости и безопасности страны.

     Единственным  способом ответа на вызовы рынка является проведение государством эффективной экономической политики. Ход реформ уже показал невозможность эффективного развития экономики в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества.

     Итак, как нам представляется, проблема состоит не в том, - должно ли вмешиваться  государство или нет в дела экономики, поскольку избежать такого вмешательства практически невозможно, а - в целях, механизмах, инструментах и последствиях такого вмешательства. Современное государство, независимо от уровня развития страны, не может оставаться безучастным к экономическим проблемам, с которыми эта страна сталкивается, без риска ее развала и (или) утери власти.  

     Список  использованных источников  

    1. Абалкин Л.И. Государственное регулирование  рыночной экономики. – М.: Путь России, 2005. – 590 с.
    2. Абалкин Л.И. Экономическая стратегия для России: проблема выбора. - М.: ИЭ РАН, 2004. - 180 с.
    3. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общей редакцией А.В. Сидоровича. - М.: Дело и Сервис, 2004. - 311 с.
    4. Козбаненко В.А. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2006. - 192 с.
    5. Костюк В.Н. Макроэкономика. - М.: Центр., 2004. -320 с.
    6. Кушлин В., Волгин Н. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: Экономика, 2005. – 834 с.
    7. Макроэкономика: Учеб. / Под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Инфра, 2006. - 460 с.
    8. Николаева И.П. Основы экономической теории. – М.: ЮНИТИ, 2004.-229 с.
    9. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2005. – 124 с.
    10. Петраков Н.Я. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - М.: ЭИ РАН, 2003. - 244 с.
    11. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учеб. для ВУЗов. – М.: НОРМА. 2004. - 456 с.
    12. Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб: Питер, 2005. – 451 с.
    13. Степанов А.Г.  Государственное регулирование экономики региона. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 240 с.
    14. Экономическая теория  / Под ред. Камаева В.Д.. Учеб. пособие. – М.: Владос, 2004. – 592 с.
    15. Грицюк Т.В. О некоторых концептуальных представлениях о сущности государства в постиндустриальном мире // Дайджест-финансы. - 2006. - №5. - с.24-29.
    16. Глейнер Г. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. - 2005. - №4. - с.25-41.
    17. Кронрод Я. Государство и экономика / Я. Кронрод // Экономика. - 2004. - №9. - с.13-25
    18. Лившиц А.Ю. Государство в рыночной экономике // Российский экономический журнал. - 2005. - №11. - с.23-25.
    19. Олейник А. Роль государства в установлении прав собственности // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - №7. с.42-61.
    20. Тарануха Ю.А. Государство в переходной экономике // Экономист. - 2004. - №10.
    21. Устиян И.П. О государственном регулировании экономики // Экономист. - 2004. - №7. - с.86-93.
    22. Ханин Г.И. Технология экономического рывка в России (чему учит исторический опыт) // ЭКО. - 2004. - №10. - с.31-37
    23. Ясин Е.В. Новая эпоха, старые тревоги // Вопросы экономики. - 2005. - №1. - с. 19-20.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики