Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 07:25, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность и правовую основу деятельности государственных внебюджетных фондов.
Задачи курсовой:
* Изучить сущность, понятие внебюджетных фондов;
* Рассмотреть правовой статус и классификацию внебюджетных фондов;
* Изучить правовую основу функционирования государственных внебюджетных фондов.
Введение…………………………………………………...……………..………..3
Глава 1. Теоретические основы анализа государственных внебюджетных фондов………………….…………………...……………….………………….....5
1.1. Внебюджетный фонд: сущность, состав, значение………………………..5
1.2. Формирование и использование средств внебюджетных фондов: механизмы, цели, задачи…………………………………………………..……..8
1.3. Тенденции развития социальных фондов в современной национальной экономике…………………………………………………………………………
Глава 2. Государственные внебюджетные фонды в Р.Ф……...……………...10
2.1. Характеристика и динамика внебюджетных фондов в Р.Ф……………...10
2.2. Механизмы формирования финансовых ресурсов внебюджетных фондов в Р.Ф …….………………..………………………………………………………15
2.3. Проблемы и перспективы обеспечения стабильности государственных внебюджетных фондов в Р.Ф…………………………………….……...……...24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………….……….30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Р.Ф
ГОСУДАРСТВЕНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕСССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗРВАНИЯ
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики и управления
Кафедра
экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
Государственные
внебюджетные фонды: механизм их формирования
и роль в современной национальной
экономике.
Научный руководитель
Ст. преподаватель:
_________Фролова Е.А.
Доцент, к.э.н.
Автор работы:
Студентка группы 781
__________Хлебенкова
Д.К
Томск 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………...
Глава 1. Теоретические
основы анализа государственных внебюджетных
фондов………………….…………………...………………
1.1. Внебюджетный фонд: сущность, состав, значение………………………..5
1.2. Формирование
и использование средств внебюджетных
фондов: механизмы, цели, задачи…………………………………………………..…….
1.3. Тенденции
развития социальных фондов в
современной национальной
Глава 2. Государственные внебюджетные фонды в Р.Ф……...……………...10
2.1. Характеристика и динамика внебюджетных фондов в Р.Ф……………...10
2.2. Механизмы формирования
финансовых ресурсов внебюджетных фондов
в Р.Ф …….………………..…………………………………………………
2.3. Проблемы и перспективы обеспечения стабильности государственных внебюджетных фондов в Р.Ф…………………………………….……...……...24
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………….……….30
Введение
Государственный
бюджет всегда являлся важным инструментом
воздействия на развитие экономики
и социальной сферы. Функционирование
государственного бюджета происходит
посредством экономических форм
- доходов и расходов, выражающих
последовательные этапы перераспределения
стоимости общественного
Внебюджетные
фонды решают две важные
Переход
к рыночной экономике сопровождался
формированием принципиально
Анализ
направлений и результатов
Объект исследования – государственные внебюджетные фонды.
Предмет исследования – правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов.
Цель курсовой работы – изучить сущность и правовую основу деятельности государственных внебюджетных фондов.
Задачи курсовой:
Структура
работы – введение, две главы, заключение,
список литературы.
Глава 1.
Социальные внебюджетные
фонды: их сущность,
значение и механизм
формирования
1.1.Социально-экономическая
сущность и значение
государственных внебюджетных
фондов
Внебюджетные
фонды государства представляют
собой совокупность
финансовых средств, находящихся в распоряжении
центральных или местных органов власти
и имеющих целевое назначение. Они являются
важным звеном финансовой системы. Порядок
их образования и использования регламентируется
финансовым правом.
Внебюджетные фонды появились задолго
до возникновения единого центрального
денежного фонда государства (бюджета)
в виде специальных фондов и особых счетов.
С расширением деятельности государство
нуждалось во все новых расходах. Средства
их покрытия концентрировались в особых
фондах и были предназначены для специальных
целей. Такие фонды носили временный характер,
с выполнением государством намеченных
мероприятий они прекращали свое существование.
В связи с этим, количество специальных
фондов постоянно менялось: одни возникали,
другие аннулировались. В целом, наблюдалась
тенденция к увеличению количества и объема
фондов.
Множественность специальных фондов создавала
определенные финансовые неудобства (в
одних фондах наблюдалась нехватка средств,
в других- избыток) и требовала дополнительных
расходов на управление ими.
С укреплением централизованного государства
начинается период унификации фондов.
На базе объединения различных фондов
был создан государственный бюджет, который
после рассмотрения и утверждения парламентом
стал законом, и потому обязательным к
исполнению.
С переходом России к рыночной экономике
появлялась необходимость в создании
внебюджетных фондов. Основными причинами
образования этих фондов являлась необходимость:
• социальной защиты населения в условиях
спада производства, роста безработицы,
инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего
и внешнего государственного долга;
• целевого использования средств этих
фондов;
• оперативного решения социальных проблем,
что в силах сделать внебюджетные фонды,
находящиеся в распоряжении исполнительных
органов власти;
• новых методов перераспределения средств
в условиях перехода к рыночной экономике;
• финансирования территориальных нужд.
На основе
Закона РСФСР «Об основах бюджетного
устройства и бюджетного планирования
в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы
власти в рамках законодательства РСФСР
могут образовывать целевые внебюджетные
фонды, обладающие правом самостоятельного
юридического лица и независимые
от бюджетов соответствующих органов
власти.
Государственные внебюджетные фонда создаются
на базе соответствующих актов высших
органов власти, в которых регламентируются
принципы функционирования. В современных
условиях повышается значение внебюджетных
фондов. Увеличение количества и объема
этих фондов объясняется рядом причин.
Во- первых, у органов государственной
власти появляются дополнительные средства
для вмешательства в хозяйственную жизнь
и финансовой поддержки предпринимательства,
особенно в условиях нестабильной экономики.
Во - вторых, эти фонды, будучи автономными
от бюджета, предназначались для решения
новых важных задач, которые требуют особого
внимания со стороны государства. В –
третьих, внебюджетные фонды могут при
определенных условиях использоваться
для покрытия бюджетного дефицита через
механизм кредита.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
В зависимости
от источников формирования, назначения
и масштабов использования
1.2.
Механизм формирования
государственных внебюджетных
фондов
Внебюджетные
фонды – форма
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
Выделение из бюджета определённых расходов, имеющих особо важное значение;
Формирование
внебюджетного фонда с
Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.
Материальным
источником внебюджетных фондов является
национальный доход. Преобладающая
часть фондов создаётся в процессе
перераспределения
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определённых отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заёмные средства. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
С помощью внебюджетных фондов государство решает следующие важные социальные задачи: