С введением
в государственную систему пенсионного
обеспечения так называемых социальных
пенсий и провозглашением права
на создание негосударственных пенсионных
систем возникли предпосылки для
развития трехуровневой пенсионной
системы.
В настоящее
время в Российской Федерации
предоставляются трудовые и социальные
пенсии. Сфера распространения социальных
пенсий ограничивается и достаточно длительное
время будет ограничиваться социально-экономическим
развитием общества в прошлом, которое
характеризовалось полной занятостью
трудоспособного населения и правом практически
каждого нетрудоспособного гражданина
на трудовую пенсию за свой (или кормильца)
стаж работы.
В настоящее
время происходит переход к трёхуровневой
системе пенсионного обеспечения:
1) базовая
часть формируется за счёт 13 %
от фонда оплаты труда. Эта
сумма поступает в федеральный
бюджет, а затем в Пенсионный
фонд РФ и используется для
выплаты социальной пенсии и
базовой части трудовой пенсии.
В случае недостатка поступлений
федеральный бюджет компенсирует
образующийся дефицит;
2) страховая
часть пенсии (20% ) поступает сразу
в Пенсионный фонд РФ. Она используется
для выплаты условно-накопительной
части трудовой пенсии, размер
которой зависит от стажа работы,
платежей пенсионера в Пенсионный
фонд РФ, средней величины заработной
платы по стране;
3) накопительная
часть пенсии (6%) поступает на
специальный индивидуальный счёт
работника. Будущий размер выплат
зависит от взносов работника
и дохода от инвестирования
накопительной части пенсии.
Кроме
того, работник (или работодатель) могут
добровольно делать взносы в негосударственные
пенсионные фонды, чтобы впоследствии
получать от них пенсию.
Общее
руководство Пенсионным фондом осуществляется
Правлением, оперативное управление
– исполнительной дирекцией. Органами
оперативного управления в субъектах
федерации являются отделения РФ,
а в городах и районах –
уполномоченные отделения.
В большинстве
субъектов РФ назначение и выплата
пенсий производятся органами социальной
защиты населения, которые средства
ПФ доводят до пенсионеров через
отделения федеральной почтовой
связи или путём перевода на счетах
пенсионеров, открытых в основном в
филиалах Сбербанка РФ. В семи субъектах
РФ в порядке эксперимента организована
единая пенсионная служба, где и назначение
и выплата пенсий проводятся отделениями
Пенсионного фонда.
Аккумуляция
и перераспределение средств
ПФ проходит по следующему маршруту: страховые
взносы собираются на счетах отделений,
откуда и осуществляется финансирование
расходов в регионе. На федеральном
уровне Правление ПФ и его исполнительная
дирекция прогнозирует и устанавливает
объёмы перераспределение средств
между регионами для сбалансированности
доходов и расходов с учётом обеспечения
неснижаемого остатка на счетах и
оптимизации сумм в пути.
- Фонд
социального страхования
ФСС является
специализированным финансово-кредитным
учреждением и его деятельность
непосредственно связана с ведением
лицевых счетов предприятий и
организаций - страхователей, осуществлением
расчетов с ними при формировании
доходной и расходной частей Фонда.
Фонд
социального страхования Российской
Федерации является специализированным
финансово-кредитным учреждением
при Правительстве Российской Федерации,
управляющим средствами государственного
социального страхования Российской
Федерации.
Фонд
осуществляет свою деятельность в соответствии
с Конституцией Российской Федерации,
законами Российской Федерации, указами
Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, а также Положением
о Фонде социального страхования
Российской Федерации.
В Фонд
социального страхования Российской
Федерации имеет региональные отделения,
управляющие средствами государственного
социального страхования на территории
субъектов Российской Федерации, центральные
отраслевые отделения, управляющие
средствами государственного социального
страхования в отдельных отраслях
хозяйства, филиалы отделений, создаваемые
региональными и центральными отраслевыми
отделениями Фонда по согласованию с председателем
Фонда.
ФСС создан
в целях обеспечения государственных
гарантий в системе социального
страхования и повышения контроля
за правильным и эффективным расходованием
средств социального страхования
Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. №
722 и является самостоятельным финансово-кредитным
учреждением. Управление Фондом социального
страхования РФ осуществляется Правительством
РФ. Руководство деятельностью Фонда
осуществляется его председателем.
Средства
ФСС образуются за счет:
- страховых
взносов предприятий, учреждений, иных
хозяйствующих субъектов независимо от
форм собственности;
- страховых
взносов граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью и обязанных уплачивать
взносы на социальное страхование в соответствии
с законодательством;
- страховых
взносов граждан, осуществляющих трудовую
деятельность на иных условиях и имеющих
право на обеспечение по государственному
социальному страхованию, установленному
для работников, при условии уплаты ими
страховых взносов в Фонд;
- доходов от
инвестирования части временно свободных
средств Фонда;
- добровольных
взносов граждан и юридических лиц;
- ассигнований
из федерального бюджета Российской Федерации
на покрытие расходов, связанных с предоставлением
льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим
вследствие чернобыльской катастрофы
или радиационных аварий на других атомных
объектах гражданского или военного назначения
и их последствий, а также в других установленных
законом случаях;
- прочих доходов
(сумм, полученных в установленном порядке
за путевки, оплаченные за счет средств
Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате
исполнения регрессных требований к страхователям
и других).
Страховые
взносы не начисляются на:
- средства
избирательных фондов кандидатов в депутаты
федеральных органов государственной
власти, представительных и исполнительных
органов государственной власти субъектов
РФ и органов местного самоуправления,
полученные и израсходованные на проведение
избирательных компаний;
- доходы, полученные
от избирательных комиссий;
- фонд оплаты
труда иностранных физических лиц, привлекаемых
на период реализации целевых социально-экономических
программ жилищного строительства, лиц
уволенных с военной службы и членов их
семей, осуществляемых за счет займов,
кредитов и безвозмездной финансовой
помощи, предоставляемые международными
организациями;
- выплаты по
договорам гражданско-правового характера
(подряда и др.).
От уплаты
взносов в ФСС освобождены:
- Министерство
обороны РФ, Министерство внутренних дел
РФ, Федеральная служба контрразведки
РФ, Федеральная пограничная служба, Федеральное
агентство связи и информации, Служба
военной разведки, Главное управление
охраны РФ, Служба безопасности Президента
РФ, другие воинские образования, Департамент
налоговой полиции;
- общественные
организации инвалидов, находящиеся в
собственности этих организаций, а также
предприятия и организации, созданные
для осуществления их уставных целей.
Страховые
взносы в ФСС регулируются постановлением
Правительства РФ и уплачиваются:
- бюджетными
учреждениями - один раз в месяц в срок,
установленный для выплаты заработной
платы за вторую половину месяца;
- всеми предприятиями
и внебюджетными организациями - два раза
в месяц в сроки, установленные для получения
заработной платы, как за первую, так и
вторую половину месяца;
- лицами, нанимающими
отдельных граждан по договорам - ежемесячно
5-го числа месяца, следующего за месяцем
выплаты заработной платы;
Средства
государственного социального страхования
расходуются исключительно на цели,
установленные федеральными законами,
Положением о Фонде, в соответствии
с бюджетом Фонда, бюджетами и
сметами исполнительных органов
Фонда, утвержденными в установленном
порядке.
Обязательное
социальное страхование образует систему
создаваемых государством правовых,
экономических и организационных
мер, направленных на компенсацию или
минимизацию последствий изменения
материального и социального
положение работающих, граждан, а
в случаях, предусмотренных законодательством,
- других категорий граждан в следствии
признания их безработными, трудового
увечья или профессионального заболевания,
инвалидности, болезни, травмы, беременности
и родов, потери кормильца, а также
наступления старости, необходимости
получения медицинской помощи, санитарно-курортного
лечения и наступления других установленных
законодательством социальных страховых
рисков, подлежащих обязательному социальному
страхованию.
- Фонд обязательного
медицинского страхования
Медицинское
страхование является формой социальной
защиты интересов населения в
охране здоровья. Цель медицинского страхования
- гарантировать гражданам при
возникновении страхового случая получение
медицинской помощи за счет накопленных
средств и финансировать профилактические
мероприятия.
Обязательное
медицинское страхование - составная
часть системы социального страхования.
Создание внебюджетных фондов (пенсионного,
занятости, социального страхования,
обязательного медицинского страхования)
явилось первым организационным
шагом в попытке реформирования
системы социального страхования
в России.
Объектом
медицинского страхования является
страховой риск, связанный с затратами
на оказание лечебно-диагностических
услуг при возникновении страхового
случая. Экономическая база медицинского
страхования - априорно формируемый
фонд денежных средств, из которых оплачиваются
услуги.
Величина
разового страхового взноса зависит
от состояния здоровья страхуемого
и его возраста, детерминирующих
вероятность заболевания в тот
или иной период жизни пациента.
Учитываются также динамика и
степень влияния неблагоприятных
факторов окружающей среды (производственных
и бытовых условий, экологической
обстановки и т.д.), особенности образа
жизни страхуемого (курение, злоупотребление
спиртными напитками, занятие спортом
и т.д.).
Медицинское
страхование осуществляется в двух
видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование
является составной частью государственного
социального страхования и обеспечивает
всем гражданам Российской Федерации
равные возможности в получении
медицинской и лекарственной
помощи, предоставляемой за счет средств
обязательного медицинского страхования
в объеме и на условиях, соответствующих
программам обязательного медицинского
страхования.
Страхователями
при ОМС для неработающего
населения (пенсионеры, деты, студенты
дневного отделений, инвалиды, безработные)
– органы гос. власти всех уровней,
для работающего населения –
работодатели.
Функции
фонда:
1. Осуществляет
выравнивание условий деятельности
территориальных фондов ОМС.
2. Проводит
финансирование целевых программ
в рамках ОМС.
3. Вносит
предложения о страховых тарифах
на ОМС.
4. Осуществляет
сбор и анализ информации о
финансовых ресурсах системы
ОМС.
5. Участвует
в создании территориальных фондов
ОМС.
6. Осуществляет
контроль за использованием финансовых
средств системы ОМС.
7. Аккумулирует
финансовые средства фед. фонда
ОМС.
Закон
“О медицинском страховании граждан
РФ”, определяет правовые, экономические
и организационные основы мед
страхования населения и обеспечивает
конституционное право граждан
на медпомощь в рамках базовой
программы.
Введение
обязательного мед страхования
означает появление новой формы
социального страхования и переход
здравоохранения к смешанной
системе финансирования – бюджетно-страховой,
существовавшей в стране с 1912 г. по 1933
г. В соответствии с этой системой
бюджетный источник финансирования
дополняется внебюджетными, в числе
которых определяющими являются
обязательные страховые взносы работодателей
и граждан-предпринимателей.