Государственные внебюджетные фонды: механизм их формирования и роль в современной национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 07:25, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить сущность и правовую основу деятельности государственных внебюджетных фондов.
Задачи курсовой:
* Изучить сущность, понятие внебюджетных фондов;
* Рассмотреть правовой статус и классификацию внебюджетных фондов;
* Изучить правовую основу функционирования государственных внебюджетных фондов.

Содержание

Введение…………………………………………………...……………..………..3
Глава 1. Теоретические основы анализа государственных внебюджетных фондов………………….…………………...……………….………………….....5
1.1. Внебюджетный фонд: сущность, состав, значение………………………..5
1.2. Формирование и использование средств внебюджетных фондов: механизмы, цели, задачи…………………………………………………..……..8
1.3. Тенденции развития социальных фондов в современной национальной экономике…………………………………………………………………………
Глава 2. Государственные внебюджетные фонды в Р.Ф……...……………...10
2.1. Характеристика и динамика внебюджетных фондов в Р.Ф……………...10
2.2. Механизмы формирования финансовых ресурсов внебюджетных фондов в Р.Ф …….………………..………………………………………………………15
2.3. Проблемы и перспективы обеспечения стабильности государственных внебюджетных фондов в Р.Ф…………………………………….……...……...24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………….……….30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Национальная экономика.docx

— 61.94 Кб (Скачать документ)

С введением  в государственную систему пенсионного  обеспечения так называемых социальных пенсий и провозглашением права  на создание негосударственных пенсионных систем возникли предпосылки для  развития трехуровневой пенсионной системы.

В настоящее  время в Российской Федерации  предоставляются трудовые и социальные пенсии. Сфера распространения социальных пенсий ограничивается и достаточно длительное время будет ограничиваться социально-экономическим развитием общества в прошлом, которое характеризовалось полной занятостью трудоспособного населения и правом практически каждого нетрудоспособного гражданина на трудовую пенсию за свой (или кормильца) стаж работы.

В настоящее  время происходит переход к трёхуровневой  системе пенсионного обеспечения:

1) базовая  часть формируется за счёт 13 % от фонда оплаты труда. Эта  сумма поступает в федеральный  бюджет, а затем в Пенсионный  фонд РФ и используется для  выплаты социальной пенсии и  базовой части трудовой пенсии. В случае недостатка поступлений  федеральный бюджет компенсирует  образующийся дефицит;

2) страховая  часть пенсии (20% ) поступает сразу  в Пенсионный фонд РФ. Она используется  для выплаты условно-накопительной  части трудовой пенсии, размер  которой зависит от стажа работы, платежей пенсионера в Пенсионный  фонд РФ, средней величины заработной  платы по стране;

3) накопительная  часть пенсии (6%) поступает на  специальный индивидуальный счёт  работника. Будущий размер выплат  зависит от взносов работника  и дохода от инвестирования  накопительной части пенсии.

Кроме того, работник (или работодатель) могут  добровольно делать взносы в негосударственные  пенсионные фонды, чтобы впоследствии получать от них пенсию.

Общее руководство Пенсионным фондом осуществляется Правлением, оперативное управление – исполнительной дирекцией. Органами оперативного управления в субъектах  федерации являются отделения РФ, а в городах и районах –  уполномоченные отделения.

В большинстве  субъектов РФ назначение и выплата  пенсий производятся органами социальной защиты населения, которые средства ПФ доводят до пенсионеров через  отделения федеральной почтовой связи или путём перевода на счетах пенсионеров, открытых в основном в  филиалах Сбербанка РФ. В семи субъектах РФ в порядке эксперимента организована единая пенсионная служба, где и назначение и выплата пенсий проводятся отделениями Пенсионного фонда.

Аккумуляция и перераспределение средств  ПФ проходит по следующему маршруту: страховые  взносы собираются на счетах отделений, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. На федеральном  уровне Правление ПФ и его исполнительная дирекция прогнозирует и устанавливает  объёмы перераспределение средств  между регионами для сбалансированности доходов и расходов с учётом обеспечения  неснижаемого остатка на счетах и  оптимизации сумм в пути.

  • Фонд социального страхования

ФСС является специализированным финансово-кредитным  учреждением и его деятельность непосредственно связана с ведением лицевых счетов предприятий и  организаций - страхователей, осуществлением расчетов с ними при формировании доходной и расходной частей Фонда.

Фонд  социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением  при Правительстве Российской Федерации, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Фонд  осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами  Президента Российской Федерации, постановлениями  и распоряжениями Правительства  Российской Федерации, а также Положением о Фонде социального страхования  Российской Федерации.

В Фонд социального страхования Российской Федерации имеет региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации, центральные  отраслевые отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования в отдельных отраслях хозяйства, филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

ФСС создан в целях обеспечения государственных  гарантий в системе социального  страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием  средств социального страхования  Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением. Управление Фондом социального  страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Руководство деятельностью Фонда  осуществляется его председателем.

Средства  ФСС образуются за счет:

  • страховых взносов предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц;
  • ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).

Страховые взносы не начисляются на:

  • средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных компаний;
  • доходы, полученные от избирательных комиссий;
  • фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, лиц уволенных с военной службы и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемые международными организациями;
  • выплаты по договорам гражданско-правового характера (подряда и др.).

От уплаты взносов в ФСС освобождены:

  • Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба контрразведки РФ, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство связи и информации, Служба военной разведки, Главное управление охраны РФ, Служба безопасности Президента РФ, другие воинские образования, Департамент налоговой полиции;
  • общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций, а также предприятия и организации, созданные для осуществления их уставных целей.

Страховые взносы в ФСС регулируются постановлением Правительства РФ и уплачиваются:

  • бюджетными учреждениями - один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую половину месяца;
  • всеми предприятиями и внебюджетными организациями - два раза в месяц в сроки, установленные для получения заработной платы, как за первую, так и вторую половину месяца;
  • лицами, нанимающими отдельных граждан по договорам - ежемесячно 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы;

Средства  государственного социального страхования  расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами, Положением о Фонде, в соответствии с бюджетом Фонда, бюджетами и  сметами исполнительных органов  Фонда, утвержденными в установленном  порядке.

Обязательное  социальное страхование образует систему  создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию или  минимизацию последствий изменения  материального и социального  положение работающих, граждан, а  в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан в следствии  признания их безработными, трудового  увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также  наступления старости, необходимости  получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

  • Фонд обязательного медицинского страхования

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в  охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при  возникновении страхового случая получение  медицинской помощи за счет накопленных  средств и финансировать профилактические мероприятия.

Обязательное  медицинское страхование - составная  часть системы социального страхования. Создание внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, социального страхования, обязательного медицинского страхования) явилось первым организационным  шагом в попытке реформирования системы социального страхования  в России.

Объектом  медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами  на оказание лечебно-диагностических  услуг при возникновении страхового случая. Экономическая база медицинского страхования - априорно формируемый  фонд денежных средств, из которых оплачиваются услуги.

Величина  разового страхового взноса зависит  от состояния здоровья страхуемого  и его возраста, детерминирующих  вероятность заболевания в тот  или иной период жизни пациента. Учитываются также динамика и  степень влияния неблагоприятных  факторов окружающей среды (производственных и бытовых условий, экологической  обстановки и т.д.), особенности образа жизни страхуемого (курение, злоупотребление  спиртными напитками, занятие спортом  и т.д.).

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование  является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи, предоставляемой за счет средств  обязательного медицинского страхования  в объеме и на условиях, соответствующих  программам обязательного медицинского страхования.

Страхователями  при ОМС для неработающего  населения (пенсионеры, деты, студенты дневного отделений, инвалиды, безработные) – органы гос. власти всех уровней, для работающего населения –  работодатели.

Функции фонда:

1. Осуществляет  выравнивание условий деятельности  территориальных фондов ОМС.

2. Проводит  финансирование целевых программ  в рамках ОМС.

3. Вносит  предложения о страховых тарифах  на ОМС.

4. Осуществляет  сбор и анализ информации о  финансовых ресурсах системы  ОМС.

5. Участвует  в создании территориальных фондов  ОМС.

6. Осуществляет  контроль за использованием финансовых  средств системы ОМС.

7. Аккумулирует  финансовые средства фед. фонда  ОМС.

Закон “О медицинском страховании граждан  РФ”, определяет правовые, экономические  и организационные основы мед  страхования населения и обеспечивает конституционное право граждан  на медпомощь в рамках базовой  программы.

Введение  обязательного мед страхования  означает появление новой формы  социального страхования и переход  здравоохранения к смешанной  системе финансирования – бюджетно-страховой, существовавшей в стране с 1912 г. по 1933 г. В соответствии с этой системой бюджетный источник финансирования дополняется внебюджетными, в числе  которых определяющими являются обязательные страховые взносы работодателей  и граждан-предпринимателей.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды: механизм их формирования и роль в современной национальной экономике