Государственные внебюджетные фонды: механизм их формирования и роль в современной национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 07:25, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить сущность и правовую основу деятельности государственных внебюджетных фондов.
Задачи курсовой:
* Изучить сущность, понятие внебюджетных фондов;
* Рассмотреть правовой статус и классификацию внебюджетных фондов;
* Изучить правовую основу функционирования государственных внебюджетных фондов.

Содержание

Введение…………………………………………………...……………..………..3
Глава 1. Теоретические основы анализа государственных внебюджетных фондов………………….…………………...……………….………………….....5
1.1. Внебюджетный фонд: сущность, состав, значение………………………..5
1.2. Формирование и использование средств внебюджетных фондов: механизмы, цели, задачи…………………………………………………..……..8
1.3. Тенденции развития социальных фондов в современной национальной экономике…………………………………………………………………………
Глава 2. Государственные внебюджетные фонды в Р.Ф……...……………...10
2.1. Характеристика и динамика внебюджетных фондов в Р.Ф……………...10
2.2. Механизмы формирования финансовых ресурсов внебюджетных фондов в Р.Ф …….………………..………………………………………………………15
2.3. Проблемы и перспективы обеспечения стабильности государственных внебюджетных фондов в Р.Ф…………………………………….……...……...24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………….……….30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Национальная экономика.docx

— 61.94 Кб (Скачать документ)

Бюджетные средства обеспечивают финансирование здравоохранения в части неработающего  населения, а внебюджетные – работающих граждан. В первом случае страхователями являются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, которые и осуществляют уплату страховых  взносов за неработающую часть населения. Во втором случае страхователями и  плательщиками страховых взносов  являются предприятия, граждане-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица, лица свободных профессий. Согласно действующему положению плательщики  обязаны перечислять страховые  взносы платёжными поручениями на транзитные счета Федерального и Территориального фондов, открытые в учреждениях банков, ведущих счета Федерального бюджета и обслуживающих налоговую инспекцию данной территории.

Финансовые  средства Федерального фонда находятся  в государственной собственности  РФ, являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию  не подлежат.

Руководство деятельностью Федерального фонда  осуществляется правлением и его  постоянно действующим исполнительным органом –исполнительной дирекцией  во главе с исполнительным директором. Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная  комиссия. Правление Федерального фонда  по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую  проверку деятельности Фонда. 
 

2.3. Проблемы и перспективы функционирования государственных внебюджетных фондов 

     Значение  внебюджетных социальных фондов состоит  в том, чтобы поддержать существование  лиц, нуждающихся в помощи, то есть обеспечить минимальный гарантированный  уровень доходов инвалидам, пенсионерам, безработным, малоимущим, защитить граждан  на случай болезни, обеспечить доступ к благам, обладающим особыми достоинствами (лечение, восстановление трудоспособности). 

Несмотря  на огромные масштабы финансовых ресурсов, перераспределяемых посредством социальных внебюджетных фондов, они явно недостаточны для организации социальной защиты и социального обеспечения российского народа на приемлемом - по современным меркам развитых стран уровне.

      Для развития отечественной пенсионной системы требуется создать новую институционную базу, что предлагает определение макроэкономических пропорций и механизмом перераспределения для каждого института пенсионной системы на основе установления Федеральных социальных стандартов. При этом должно быть обоснование оптимальной доли валового внутреннего продукта, используемое на пенсионное обеспечение, как в целом, так и по отдельным пенсионным институтам на долгосрочную перспективу с учетом совершенствования механизмов, их связи с системой заработной платы и доходов, условиями найма и возрастом выхода на пенсию. Здесь государство должно проводить активную политику в сфере занятости в создании рабочих мест, поощрении малого бизнеса, разработку действенных механизмов делегирования полномочий региональных, государственных структур гражданского общества, повышение открытости прозрачности информационного обеспечения.

      Мировой опыт наглядно демонстрирует перспективность  развития национальных систем социального страхования. Они существует как самостоятельные, с высокой степенью автономности институты социальной защиты. Государственное социальное обеспечение, по сути дела, дополняет, но не поглощает социальное страхование.

      Финансовые  механизмы и экономическая природа  социального страхования и государственного социального обеспечения принципиально  различны.

      Социальное  страхование в классическом понимании - это система профилактики, ослабления и компенсации социальных рисков, финансируемая участниками общественного  производства: работодателями, работниками  и государством.

      В число наиболее очевидных и перспективных законодательных совершенствований входят следующие:

      достижение  финансовой автономности деятельности государственных внебюджетных фондов в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об основах обязательного  социального страхования";

      определение на основе актуарных расчетов и закрепление  законодательно определенных величин  и пропорций страховых взносов  на социальное страхование работодателей, работников и государства.

      Еще одной из форм социальной защиты населения  в нашей стране является медицинское страхование. Обязательное медицинское страхование - всеобщее для Российской Федерации и является социальной защитой в случае потери здоровья по любой причине. Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.

      В своем выступлении на заседании  Президиума Государственного Совета Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин назвал три актуальных направления развития медицинского страхования в Российской Федерации:

      первое - это укрепление финансовой базы страхования;

      второе  направление - это единая система  стандартов, на которую должна опираться  страховая медицина;

      третье  направление - это развитие нормативно-правовой базы.

В качестве общих для всех внебюджетных фондов можно выделить следующие задачи:

  • обеспечение строго целевого использования аккумулируемых в этих фондах финансовых ресурсов;
  • организация эффективного контроля над использованием средств фондов, в том числе контроля над процессами их территориального распределения;
  • проведение регулярного комплексного анализа финансовой деятельности фондов;
  • повышение открытости бюджетного процесса;
  • расширение предоставления информации о деятельности фондов.

Обеспечение целевого использования средств является главным условием эффективного использования финансовых ресурсов и их направления на цели, ради которых эти фонды созданы. С этой задачей связана и необходимость обеспечения контроля над рациональным расходованием средств фондов. В обеспечении контроля над расходованием средств, важную роль призвано сыграть казначейское исполнение бюджетов внебюджетных фондов.

Одним из основополагающих принципов бюджетной системы, которые должны реализовываться и в организации деятельности государственных внебюджетных фондов, является гласность и открытость информации о фондах. Это тем более важно, что бюджеты фондов составляют в совокупности значительные объемы. Необходимость открытости информации о деятельности фондов обусловливается также социальной значимостью выполняемых ими задач. Между тем, самого момента учреждения системы государственных социальных внебюджетных фондов освещение их деятельности в массовых источникам информации носило ограниченный, к тому же далеко неполный характер. Информация о финансовом состоянии фондов не публикуется в широкой печати. Более того, до недавнего времени она не всегда публиковалась даже в регулярно выпускаемых сборниках Госкомстата РФ. И в настоящее время данные о формировании и использовании финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов публикуются со значительной задержкой.

Масштабность  проходящих через внебюджетные фонды, финансовых потоков вызывает необходимость  их всестороннего анализа. Анализ финансовой деятельности фондов необходимо проводить по следующим основным направлениям:

  • анализ выполнения плановых показателей деятельности фондов, утвержденных соответствующими законами об их бюджетах;
  • анализ целевого использования средств;
  • анализ административных издержек фондов;
  • развернутый анализ доходов и расходов, их динамики;
  • анализ капитала фондов;
  • анализ бюджетов и финансовых потоков фондов;
  • анализ динамики остатков денежных средств на счетах фондов.

Анализ  выполнения плана доходов должен проводиться в увязке с выполнением расходной части фондов, что важно не только при невыполнении плана поступлений доходов, но и при его перевыполнении. Необходима оценка фактического финансирования расходов как с точки зрения непосредственных обязанностей фондов, так и административных и прочих расходов. При анализе доходов следует обращать внимание на их динамику и обусловившие ее причины. Собственно, увеличение суммы доходов не является показателем эффективной работы фондов, такое повышение может быть обусловлено причинами, не зависящими от деятельности самих фондов, общим экономическим подъемом, опережающим ростом заработной платы работников бюджетной сферы по сравнению с коммерческими организациями и т. д.

В любом  случае при анализе поступлений доходов в фонды обязательного медицинского страхования следует: сравнивать темпы роста доходов фондов и темпы роста ВВП, темпы роста поминальной заработной платы в регионах, а также равномерность поступлений в прочие внебюджетные фонды за анализируемый период. При анализе расходов необходимо рассматривать динамику общей суммы расходов, изменения в структуре расходов, а также соответствие изменения расходов изменению доходов.

Квалифицированно, проведённый анализ деятельности государственных социальных внебюджетных фондов, объективно сделанные выводы по его результатам, позволят принять необходимые решения по устранению недостатков в деятельности фондов и на этой основе повысить эффективность их функционирования.

Заключение 

      Расширение  деятельности государства привело  к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых  сохранили свою самостоятельность  даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении  различных фондов. Среди них ведущую  роль заняли государственные внебюджетные фонды.

      Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В РФ государственными внебюджетными фондами являются: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевое назначение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

      Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения; Фонд обязательного  медицинского страхования - для обеспечения  стабильности государственной системы  ОМС; Фонд социального страхования - для обеспечения государственных  гарантий в системе социального  страхования. Каждый из них формируется  в основном за счет перераспределения  национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.

      Совершенствование системы социального страхования  является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Пусть  у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых  нормативных актов они вполне могут быть решены. Хотелось бы надеяться  на то, что сложившаяся система  внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении  государственного социального страхования.

Список  использовавшей литературы 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2007
  2. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - М.: Дашков и К, 2006
  3. Губанов С. Политика нового этапа: цель и средство.//Экономист, 2006, №11, с.
  4. Егоров Е.В. Экономика общественного сектора России: Курс лекций. - М.: ТЕИС, 2008.
  5. Ковалева А.М. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2006
  6. Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение, кредит. - М.: Финансы и статистика, 2005
  7. Родионова В.М., Вавилов Ю.Я. Финансы. - М.,: Финансы и статистика, 2007
  8. Листратенко О.А. "Некоторые вопросы состояния доходов государственных внебюджетных фондов: проблемы и пути их решения" // Аналитический вестник "Среднесрочная перспектива финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов" посвящен анализу ситуации, складывающейся в сфере обеспечения ресурсной базы системы обязательного социального страхования в 2005-2008 годах, а также в период до 2020 года. // №5 (257), 2005
  9. Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2007.
  10. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.
  11. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. — М.: Финансы: ЮНИТИ, 2007.
  12. Павленко О.В. "Актуальные проблемы финансового обеспечения обязательного медицинского страхования" // Аналитический вестник "Среднесрочная перспектива финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов" посвящен анализу ситуации, складывающейся в сфере обеспечения ресурсной базы системы обязательного социального страхования в 2005-2008 годах, а также в период до 2020 года. // №5 (257), 2005
  13. Титов С.Н. "О проблеме бюджетной устойчивости Фонда социального страхования" // Аналитический вестник "Среднесрочная перспектива финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов" посвящен анализу ситуации, складывающейся в сфере обеспечения ресурсной базы системы обязательного социального страхования в 2005-2008 годах, а также в период до 2020 года. // №5 (257), 2005
  14. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. М., 2002.
  15. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп.— М.: ИНФРА-М, 2008.
  16. Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. - "Юстицинформ", 2008 г.
  17. Финансы: Учебник. В.В.Бочаров, В.С.Леонтьев, Н.П.Радковская. Финанс, Санкт-Петербург, 2009.
  18. Финансы: Учебник / под ред. А.И.Архипова, И.А.Погосова. М.: Проспект, 2010

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды: механизм их формирования и роль в современной национальной экономике